Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕГУЛЯТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №53559

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4205 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
294
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты в исследовании прогностической
компетентности младших школьников с нарушением зрения в условиях учебной деятельности 7
1.1. Подходы к определению понятия «произвольная регуляция» 7
1.2. Роль произвольной регуляции в предвосхищении событий 10
1.3. Особенности прогноирования младших школьников с нарушениями зрения 14
Выводы по Главе 1 19
Глава II. Экспериментальное изучение регулятивных характеристик прогностической компетентности у младших школьников с нарушением зрения в учебной деятельности 20
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 20
2.2. Анализ результатов исследования регулятивных характеристик
прогностической компетентности у младших школьников с нарушением зрения в условиях учебной деятельности 22
2.3. Анализ результатов исследования регулятивных характеристик
прогностической компетентности у младших школьников с нормативным развитием в условиях учебной деятельности 38
2.4. Сравнительный анализ изучения регулятивных характеристик
прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями зрения и младших школьников с нормативным развитием в условиях учебной деятельности 50
Выводы по Главе II 58
Заключение 60



Актуальность исследования. Научный интерес к проблеме прогнозирования на сегодняшний день имеет уже полувековую историю. Способность человека прогнозировать будущие события и действовать с упреждением во времени вызывает интерес психологов со времен возникновения психологии как самостоятельной научной дисциплины. Вопрос антиципации у детей с нормативным развитием и у детей с ограниченными возможностями здоровья изучали такие ученые, как И.М. Фейгенберг (1973), Л.И. Переслени (1976-1979), А.Ю. Акопов (1981), Ф.И. Случевский (1981), В.В. Солженкин(1985), Г.Г. Носков (1985), Е.А. Сергиенко (1987), В.Д. Менделевич (1990-2001), Д.П. Речаник (2001), Э.В. Макаричева (2002), Л.А. Рожкова (2002).
Наиболее распространенный термин, используемый для характеристики предусмотрительного поведения, или процесса предвосхищения - это термин «антиципация» (1880 г.), «прогностическая компетентность». Вопросу же изучения особенностей антиципационной состоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с нарушением зрения в специальной литературе уделено мало внимания.
Многие ученые считают, что предвосхищение это один из компонентов саморегуляции. Планирование и прогнозирование являются индивидуально - стилевой особенностью саморегуляции человека, которые устойчиво проявляются при организации любой деятельности, в том числе и учебной деятельности.
Одной из главных проблем в системе образования России выступает обучение детей с различной патологией. Однако все больше распространяется передовой опыт обучения детей с нарушением зрения.
Социальное благополучие ребенка обуславливается тем, как он приспособлен, адаптирован к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Многие исследования подтверждают, что в младшем
школьном возрасте снижение зрения влияет на познавательную деятельность. Сформированность и развитие прогностической компетентности играет важнейшую роль в развитии ребенка в младшем школьном возрасте, поскольку оно тесно связано с развитием познавательных процессов.
Недостаточное исследование прогностической компетентности в условиях учебной деятельности, выявление специфических регулятивных характеристик прогнозирования и определило актуальность темы нашего исследования: «Регулятивные характеристики прогностической
компетентности младших школьников с нарушением зрения в различных видах деятельности».
Цель исследования - особенности регулятивных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения в возрастно-специфической деятельности.
Объект исследования - прогностическая способность детей младшего школьного возраста с дефицитарным видом дизонтонгеза.
Предмет исследования - регулятивные характеристики прогностической компетентности слабовидящих младших школьников в условиях учебной деятельности.
Гипотеза - Мы предполагаем, что ограничение зрительного опыта при нарушении зрения определяет специфику регулятивных характеристик прогностической деятельности, проявляющихся в существовании ошибок отвлечения, сниженной регуляции действий контроля и самоконтроля, а также имеет тесную взаимосвязь с уровнем сформированности волевых качеств.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научные подходы к определению прогностической компетентности и ее роль в регуляции учебной деятельности младшего школьника.
2. Выявить особенности регулятивных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения в условиях учебной деятельности.
3. Выявить особенности регулятивных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нормативным развитием в условиях учебной деятельности.
4. Осуществить сравнительный анализ развития регулятивных характеристик прогностической компетентности у детей с нарушениями зрения и детей с нормативным развитием.
Методологическая основа исследования. Теоретические представления отечественных авторов об условиях развития способностей (Л.С. Выготский, НС. Лейтес, И.В. Равич-Щербо, С.Д Рубинштейн, Б.М. Теплов), об антиципации как способности к предвосхищению структуры будущего (А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, Е.А Сергиенко, Е.Н. Сурков, Л.А. Регуш), антиципационная теория неврозогенеза В.Д Менделевича, обеспечивающая активную роль ребенка в познании; положение о ведущей роли зрительного анализатора в познавательной и практической деятельности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Запорожец, В. П. Зинченко, И. П. Павлов, С. Л. Рубинштейн), положения теории воспитания и обучения детей с нарушениями зрения (М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева), концепция волевой регуляции, теория саморегуляции (В.А. Иванников, В. И. Моросанова), теория формирования учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин).
Методы исследования: аналитический обзор научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ анамнестических данных испытуемых; наблюдение за педагогическим процессом в образовательном учреждении; исследовательский эксперимент, тестирование (методика «Нерешаемая задача» Н. Н. Александрова, Т. И. Шульга, методика «Угадайка» Л.И.Переслени, В.Л.Подобед, методика «Оценка сформированности учебной деятельности» Г.В. Репкина, Е.В. Заика, методика «Палочки и черточки» У. В. Ульенкова); методы статистического анализа (t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ).
База исследования: ГБОУ "Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья", МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51» Вахитовского района г. Казани, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 132 с углубленным изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района г. Казани.
Практическая значимость исследования: Данная работа может быть использована в организации коррекционно-развивающей работы психологов, учителей в рамках начального обучения в общеобразовательных школах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Материалы исследования могут быть полезны родителям, воспитывающих детей с нарушением зрения.
Апробация: Основные результаты исследования представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, 2017); на IV Международной научно - образовательной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2017).
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, в количестве 44 источника. В работе имеется 8 таблиц, 10 рисунков и 17 приложений. Общий объем работы составляет 65 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопрос о прогностической компетентности интересует исследователей отечественной и зарубежной науки, при этом привлекая внимание различных специалистов из всех областей знаний. Современные отечественные исследователи такие как А.И.Ахметзянова, В.Д.Менделевич, О.В.Демакина, О.Л.Гончарова и другие активно занимаются изучением проблемы прогностической компетентности.
Прогностическая компетентность является одной из главной составной частью любой деятельности, в том числе и учебной деятельности. Изучение, а также разработка теоретических и практических аспектов данной проблемы имеет важное значение при изучении и коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью нашего исследования было выявление особенностей регулятивных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения в возрастно-специфической деятельности. На первом этапе была изучена специальная научная литература о проблемах прогностической компетентности в целом, в дальнейшем было проведено экспериментальное исследование и на третьем этапе осуществлялась обработка и анализ полученных результатов.
Исходя из полученных результатов, мы видим, что выдвинутая нами гипотеза о специфики прогностической деятельности у детей с нарушением зрения, а именно при высоком уровне сформированности учебной деятельности, при среднем уровне регуляции действий и контроля и при низком уровне сформированности волевых качеств наблюдается средний уровень прогнозирования, как рациональные стратегии так и смена стратегий в целом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что полученные результаты дополняют и расширяют представления об общих и специфических закономерностях развития в условиях дефицитарного дизонтогенеза, а также позволяют определить наиболее качественные пути коррекционного развития детей с нарушениями зрения, помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ