ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫИМИДЖЕОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ .... 6
1.1. Организационные и нормативно-правовые основы формирования муниципальной власти 6
1.2. Особенности формирования имиджа глав муниципальных образований 17
2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МО, НИЖНЕКАМСКОГО МО РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) 29
2.1. Сравнительный анализ информационных ресурсов муниципальных
образований и деятельности пресс-служб по формированию имиджа главы муниципального образования 29
2.2. Исследование имиджа руководителя органов муниципальной власти (в
Альметьевском МО, Нижнекамском МО) 38
2.3. Исследование степени доверия населения муниципальной власти (в
Альметьевском МО, Нижнекамском МО) 42
3. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИМИДЖА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ 48
3.1. Основные мероприятия по совершенствованию имиджа муниципальной власти 48
3.2. Разработка РР-проекта для органов муниципальной власти
«Формирование позитивного имиджа главы муниципального образования» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Главным законом государства является Конституция Российской Федерации, дарующее населению нашего государства такую безусловную демократическую ценность, как право граждан на исполнение местного самоуправления.
На сегодняшний день местное самоуправление и его слаженное развитие - это договоренность нашего общества и государства со своими правами, закрепленными в Российской Федерации.
Но самым важным остается, то мнение, что местное самоуправление хотя и самостоятельное и отделяется от государственной власти, но все, же его нельзя исключать из неё. Это возможно пояснить тем, что у муниципальных образовании ограничены ресурсы, и часть доходной части бюджетов.
Трехуровневая система управления исполнением государственной власти и государственного управления в Российской Федерации - федеральный уровень, уровень субъектов федерации и местный уровень - это демократические традиции, принципы правового государства и нашего общества, большой шаг на пути к «идеальному» государству.
Для местного населения, под которым можно понять как общество определенной, небольшой, территории, одним из основных вспомогательных и исполнительных элементов является деятельность органов местного самоуправления, которая может быть положительной, развивающейся, регулирующейся, ограничивающей.
Именно поэтому особую актуальность приобретает вопрос о соотношении местного самоуправления и современного общества, определения его роли в нем.
В современных условиях, без PR, нельзя предположить существование предвыборного процесса и самой демократии в целом.
Самым важным коммуникативным каналом с общественностью, а соответственно формирования общественного мнения, являются средства массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.
Следовательно, сегодня ни одна организация, предприятие, государственное учреждение, общественное объединение или политическая партия не могут функционировать без эффективных коммуникаций.
Политические партии постоянно взаимодействуют с населением, как на региональном уровне, так и на федеральном уровнях.
Аналогично с населением взаимодействует и муниципальная власть, в том числе и главы муниципальных образований.
Одним из инструментов ₽R является имидж.
Каждая политическая партия и ее лидер помимо программных установок имеет и свой имидж, формируемый как самостоятельно, так и с привлечением профессионалов.
Можно говорить о том, что в эффективном взаимодействии с населением, в формировании положительного имиджа и общественного мнения, поддержки со стороны населения главам муниципальных образований призваны помочь PR-технологии.
Именно в этом и заключается актуальность тематики выпускной квалификационной работы.
Целью работы является анализ формирования имиджа муниципальной власти.
Объектом работы являются муниципальные органы власти Альметьевского МО, Нижнекамского МО Республики Татарстан.
Предметом работы является имидж муниципальных органов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение задач:
1. Рассмотреть организационные и нормативно-правовые основы формирования муниципальной власти.
2. Изучить особенности формирования имиджа глав муниципальных образования.
3. Проанализировать имидж муниципальных органов власти и руководителей муниципальных органов власти Альметьевского МО, Нижнекамского МО Республики Татарстан.
4. Предложить рекомендации по совершенствованию имиджа муниципальных органов власти и руководителей муниципальных органов власти Альметьевского МО, Нижнекамского МО Республики Татарстан.
5 .Разработать PR-проект «Формирование позитивного имиджа главы муниципального образования».
Научной основой работы являются труды таких авторов, как Алешина И., Варакута С.А., Виноградов В., Королько В.Г., Овчинникова М.А., Тульчинский Г.Л., Музалевский М. Е. и многих других.
Методологической базой работы являются изучение и анализ научной литературы, сравнительный метод, анкетирование.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
МСУ представляется политическим, правовым институтом организации местного сообщества и решения вопросов местного значения, владеющим набором определенных признаков. Местное самоуправление предполагает не только особый уровень публичной власти, но и наиболее демократический институт в государстве.
Особенности полномочий представительных и других органов муниципального образования во многом обусловлены территориальной организацией местного самоуправления.
Имидж главы муниципального образования теснейшим образом связан с имиджем муниципального образования. Во многом именно имидж главы определяет имидж муниципального образования.
Имидж муниципального образования выступает как один из ключевых факторов его конкурентоспособности. Привлекательный имидж муниципального образования способствует ускорению его социально - экономического развития, содействует продвижению общегосударственных и региональных экономических и политических проектов.
Имидж муниципального образования считается важнейшим аспектом, характеризующим внешнюю среду развития муниципального образования. Имидж является одним из определяющих факторов восприятия муниципального образования, что в свою очередь оказывает влияние на лояльность со стороны федеральной власти, власти субъектов РФ и международного сообщества.
Муниципальный служащий да сегодняшний день - это представитель местной власти. Поэтому его имидж, умение решать проблемы, урегулировать, контроль и следить за собственным поведением и жизнью, может оказать немалое влияние на создание доверия не только к нему самому как субъекту деятельности, но и к местным структурам
Таким образом, позитивный имидж главы муниципального образования и связанный с ним имидж самого муниципального образования в условиях современного информационного общества и глобализации - это насущная необходимость. Это доказывает необходимость как аналитической, так и контролирующей и поддерживающей работы с имиджем.
На сегодняшний день СМИ выступают в ролле одного из основных каналов коммуникации с общественностью в избирательных процессах, являясь при этом одним из ключевых средств для политических технологий.
Влияние СМИ модифицируется влиянием семьи, школы, общества и состоянием его демократизации. Западные политологи объясняют бурное развитие электронных СМИ как проявление демократизации общества. Нельзя не отметить важную роль электронных СМИ в современных избирательных процессах, их роль с каждым годом будет только усиливаться.
Эти средства помогают прийти к плюрализму и со временем заменить представительную демократию «демократией успеха», при которой у граждан будет возможность без посреднической помощи избранных представителей решать политические вопросы.
Политические науки на сегодняшний день выделяют несколько путей демократизации информационной (четвертой) власти:
- Улучшение законодательства, регулирующего деятельность СМИ;
- Создание конкурентных средств СМИ, особенно общественного и коммунального;
- Увеличение автономии СМИ, снижения контроля государственных и частных структур за их деятельностью;
- Создать условия для всех политических сил, эфирного и экранного времени пропорционально полученным на выборах голосам;
Все чаще политические силы применяют политическое манипулирование, основанное на лжи и фальсификации. Политическое манипулирование понимается как скрытое управление общественным сознанием и поведением людей в соответствии с собственными политическими интересами. Оно состоит из многих специальных приемов, методов, технологий. К ним относятся: ложь, умолчание, преувеличение, полуправда, выдумка, распространения политических мифов, формирование нужных стереотипов подобное.
В системе пиар-коммуникаций имидж занимает особое место.
Имидж создается, воспринимается и проецируется в контексте пиар - технологий и связей с общественностью.
Имидж - это внешняя сторона, определенная система представлений об объекте, система качественных и количественных характеристик его обладателя, которые и воспринимаются цельно той целевой аудиторией, на которую и для которой рассчитан и сформирован данный имидж.
При этом, как правило, имидж - это действительно внешняя оболочка, та система представлений, которая формируется у общественности об определенном носителе данного имиджа.
Например, исходя из темы работы, возьмем в качестве примера политика как публичного субъекта.
Политик может обладать имиджем образованного человека и отличного семьянина, активного общественного деятеля.
При этом адресатом данных коммуникационных сообщений и характеристик являются избиратели.
Создавая подобный имидж специалисты подразумевают, что избиратель не сможет проверить то, каков данный политик в семье и быту, впечатление о его образованности будет сделано в зависимости от его манеры речи и содержания выступлений, ответов на вопросы на пресс - конференциях, показателем же его общественной активности станет освещение его деятельности в средствах массовой информации. В то же время имидж как продукт пиар-технологий, с одной стороны, должен иметь реальные основы, с другой стороны, должен постоянно поддерживаться и подтверждаться публичным поведением его обладателя.
В то же время несомненно, что имидж - это определенный результат целенаправленных коммуникативных технологий с общественностью.
Необходимо признать, что практически каждое рекламное сообщение политического характера, каждая пиар-акция избирательной кампании содержит определенные технологии, направленные на создание политического имиджа, часто посредством определенных манипулятивных средств, вопрос только в качестве их использования, количестве и тех ресурсах, которыми располагает политическая партия.
В последнее время бурно развивается специальное направление - имидж-мейкинг, который искажает реальный образ политика для избирателя, делая его более привлекательным в процессе предвыборной компании.
Имидж муниципальной власти и лидера этой власти преимущественно формируется средствами массовой информации.
При этом для его формирования - целенаправленного, очень часто используют такие инструменты и методы, как: закон эффекта края - когда запоминается информация однонородная, лучше всего воспроизводится начало и конец; эриксоновский гипноз - состоит в том, что нет гипнотизера как властного и волевого человека, дающие приказы, здесь индивидуальный подход; команда, скрытая в вопросе, совете - завуалированная просьба; использование противоположностей - тоже самое, что и наоборот; суггестия - некритическое восприятие им убеждений и установок; метод «заякорення»; логическое и психологическое убеждение; внушения - строится на авторитетном источнике информации или идентификации , терапевтическая метафора - рассказ составленный психологом, чтобы решить проблемы своих клиентов; обращение к авторитету - утверждение, что только авторитета достаточно для решения вопроса, проблемы; искусственный язык - специальный язык, созданный целенаправленно; использование денотации(ассоциация) и коннотации(набор ассоциации); нейролингвистическое программирование, умиления как средство аттракции, выделение курсивом, шрифтом, подчеркиванием определенных слов, складываясь в местоимения, склады, фразы, имеющие конкретный, но уже другой смысл, открытые вопросы, ссылки на авторитеты, размывание понятий, техника трансовой индукции, возрастная регресса, ситуация неопределенности, использование текстов трех тем, которые преимущественно влияют на людей среднего класса: секс, криминал (насилие) и успех, виртуализация мира, эффект сходства, длительность сообщения, формирование чувства вины, ответственности, апелляция к совести, метод чужой идеи. Сначала использование психологических установок на самосохранение % образ-попечителя политика и символика.
Проведенный анализ показал:
1) На данный момент сохраняется информационное неравенство рассматриваемых МО. Лидером по количеству и качеству предоставляемой информации является Альметьевское МО. В основном пресс-служба генерирует информационные поводы, связанные с деятельностью главы Альметьевского МО, что благоприятно влияет на имидж Альметьевского МО. Нижнекамское МО, наоборот, использует имидж главы района для формирования имиджа Нижнекамского МО. Также пресс-служба главы Альметьевского МО лидирует по организации работы в Интернете.
2) На сегодняшний день возрастает значимость информационных ресурсов муниципального образования в повышении имиджа района для потенциальных потребителей. Материалы, подготовленные пресс-службами, должны содержать удобную для восприятия, актуальную и полную информацию обо всех действиях главы МО, формировать правдивое представление о качестве управления МО.
3) Недостатком в деятельности Нижнекамского МО является не использование в своей работе социальных сетей, отсутствие разработанных предложений по новым технологиям информационного продвижения МО, формирования имиджа.
4) PR тексты являются мощным инструментом формирования имиджа главы МО. Важную роль в процессе формирования имиджа главы МО играет такой жанр PR текст как пресс-релиз.
5) Пресс-службы глав рассматриваемых МО используют пресс-релизы для того, чтобы постоянно поддерживать имидж глав МО в сознании аудитории. Данные тексты обеспечивают поступление информации, как для внешней, так и для внутренней общественности.
6) Главным, в формировании имиджа главы МО все же является осуществление им деятельности, приносящей отличные результаты. А PR тексты - это способ донесения до общественности хода и итогов этой деятельности.
7) Данные пресс-релизы не достаточно позитивно влияют на имидж глав МО, тем, что дают неполную информацию для интересующийся аудитории, то есть это снижает доверие к муниципальной власти.
8) Планомерной работы по формированию имиджа главы МО в рассмотренных МО не ведется.
При этом при формировании общественного мнения целесообразно активно использовать сеть Интернет в следующем контексте:
1. Широкое распространение интернет-технологий и доступа, благодаря чему среднестатистический россиянин получает основной массив новостей из Интернета.
2. Среднестатистический россиянин «устал» от потрясений и предвыборных скандалов, следовательно, он должен быть уверен в том, что все хорошо и спокойно.
1. Конституция Российской Федерации: от 12 дек. 1993 г. (ред. от
30.12.2008). Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 // Интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru,01.08.2014, в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31
2. Гражданский кодекс РФ (2016 год) - URL:
http://kodeks.systecs.ru/gk_rf/ (дата обращения: 24.05.2017)
3. Федеральный закон от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2016) «О
средствах массовой информации» - URL:
http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 24.05.2017)
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/(дата обращения: 24.05.2017)
5. Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 14.10.2012) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» - URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_76576/ (дата обращения: 24.05.2017)
6. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (с
изменениями и дополнениями) - URL:
http://constitution.garant.ru/region/cons_tatar (дата обращения: 24.05.2017)
7. Указ Президента Республики Татарстан от 15 мая 2009 г. N УП-278 «О Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» (с изменениями на 19 октября 2012 года) - URL: http://docs.cntd.ru/document/917033216 (дата обращения: 24.05.2017)
8. Анимица Е.Г., Власова Н.Ю. Городской маркетинг - сущность и целевая направленность, принципы: доклад // Маркетинг территории: теория, методика и практика. Материалы международного научно-практического семинара. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос.экон.ун-та, 2014. - С. 3-13.
9. Аносова В.В. Роль неформальных институтов при формировании имиджа муниципальной власти // Реализация конституционно -правовых основ местного самоуправления: опыт, проблемы и пути решения: сборник статей научно-практической конференции / Под ред. Д.А. Мещерякова. - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2013. - С. 7-12.
10. Аносова В.В. Формирование имиджа муниципальной власти в современной России: проблемы и перспективы: автореферат диссер. на соискание уч. ст. кандидата политических наук - М., 2015 - 27 с.
11. Багдикян Б.Г. Монополия средств информации. - М.: Велби, 2014. - 212 с.
12. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 63 с.
13. Беленов О.Н. Конкурентоспособность стран и регионов. - М.: КноРус, 2016. - 144 с.
14. Важенина И.С. Бренд территории: сущность и проблемы
формирования // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - №2. - С. 91-101.
15. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. - М.: Юрайт, 2013. - 496 с.
16. Визгалов Д.В. Маркетинг города. - М.: Фонд «Институт экономики города»,2014. - 110 с.
17. Вус М.А. Информационное общество. - М.: Велби, 2014. - 152 с.
18. Гамбеева Ю.Н. Оценка региональной конкурентоспособности (на примере российских регионов) // Российское предпринимательство. - 2013. - №21. - С. 33-43
19. Гаркавая Л. Информация в жизни общества // Общество: политика, экономика, право. - 2014. - №12. - С. 41-46.
20. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление. - М.: Юрайт, 2014. - 464 с.
21. Гуров Ф. Продвижение бизнеса в Интернет: все о PR и рекламе в Сети. - М.: Вершина, 2014. - 136 с.
22. Данилов И.П. Конкурентоспособность регионов России. Теоретические основы и методология. - М.: Канон, 2015. - 368 с.
23. Емельянов Г.В. Информационная безопасность России. - М.: Велби, 2012. - 447с.
24. Егоров А. Паблик рилейшнз // Маркетинг. - 2014. - N 1. - С.79-85.
25. Зотова М.В. Имидж крупнейших городов России - М.: Инс-т географии РАН, 2017. - 91 с.
26. Иванченко Г.В. Реальность паблик рилейшнз. - М., 2017. - 153с.
27. Кетова Н.П. Региональный маркетинг в системе инструментов и принципов управления перриториальным развитием // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2015. - №1. - С. 5-13.
28. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз: учебник. - М.: Дело, 2012. - 526с.
29. Корягина Е. Исследования в связях с общественностью // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. - 2007. - №1. - С.18-20.
30. Литвак Б. Государственное управление. Лучшие мировые практики.
- М.: Синергия, 2012. - 224 с.
31. Мазолин А.В. Информационная политика органов власти - Екатеринбург, 2013. - 90 с.
32. Музалевский М.Е. PR-проект: от проблемы к результату. — Саратов: Научная книга, 2013. - 96 с.
33. Никитов В.А. Информационное обеспечение муниципального управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 287 с.
34. Панкрухин А.П. Муниципальное управление: маркетинг
территории. - М.: Логос, 2012. - 362 с.
35. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. - СПб.: Питер, 2015. - 416 с.
36. Региональная экономика: Учебник / под ред. В.Н. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: Инфра-М, 2015. - 435 с.
37. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
38. Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2011. - 197 с.
39. Трофименко Е.Ю. имидж региона как составляющая маркетинга территории - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного университета, 2016. - 15 с.
40. Алимова Г.С., Чернышев Б.Н. Имидж региона в системе оценки его конкурентоспособности. - URL: http://www.orelgiet.ru/monah/71df.pdf (дата обращения: 24.05.2017)
41. В 2016 году в Татарстане были зарегистрированы 87 новых СМИ -
URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2017/02/01/537640 (дата обращения: 24.05.2017)
42. Кагарманова А.И. Механизм управления конкурентоспособностью
региона / Интернет-журнал «Науковедение», 2013 №3 (7) - URL:
http://naukovedenie.ru/PDF/33EVN315.pdf (дата обращения: 24.05.2017)
43. Николаев В.Е. Информатизация органов самоуправления. - URL: http: //www.bachk.ru. (дата обращения: 24.05.2017)
44. Сайт Альметьевского района - URL: http://almetyevsk.tatar.ru/(дата обращения: 24.05.2017)
45. Сайт Нижнекамского муниципального района - URL: http://www.e- nkama.ru/infrastruktura/smi/(дата обращения: 24.05.2017)
46. Татарстан: рейтинги СМИ за 2015 г. - URL:
http://www.mlg.ru/ratings/regional_media/4103/33/0/0/ (дата обращения: 24.05.2017)
47. Татарстан: рейтинг СМИ за II квартал 2016. - URL:
http://www.mlg.ru/ratings/regional_media/4361/33/0/0/ (дата обращения: 24.05.2017)
48. Телевидение является основным источником информации для большинства россиян - URL: https://hi-tech.mail.ru/news/levada-tv (дата обращения: 24.05.2017)
49. Шавалиев А.Х. Информация и власть. - URL: http://www.almshavh.ru (дата обращения: 24.05.2017)
50. Юрьева А., Красникова Ю. Кто ушел и кто пришел на рынок массмедиа Татарстана? - URL: http://realnoevremya.ru/articles/7800 (дата обращения: 24.05.2017)