Введение 3
Глава I. Теоретические основания исследования антиципации в речевой деятельности младших школьников 7
1.1. Проблема вероятностного прогнозирования в отечественной и
зарубежной психологии 7
1.2. Развитие вероятностного прогнозирования в онтогенезе 12
1.3. Связь вероятностного прогнозирования в учебной деятельности
младших школьников с нарушением речи 18
Выводы по I главе 28
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей антиципации у младших школьников с нарушениями речи 30
2.1 Организация и методы исследования особенностей антиципационной состоятельности у младших школьников 30
2.2. Анализ антиципации в учебной деятельности у младших школьников без
речевой патологии 33
2.3. Анализ антиципационной состоятельности и сформированности учебной
деятельности у детей с нарушением речи 40
2.4 Сравнительный анализ антиципации у младших школьников с
нарушением речи и младших школьников без речевых нарушений в условиях возрастно-спецефической деятельности 47
2.5. Рекомендации по развитию антиципации младших школьников 52
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение 62
Актуальность темы. Антиципация и вероятностное прогнозирование активно обсуждаются и изучаются представителями разных наук. Прогнозирование является неотъемлемой составляющей деятельности человека, в последний период привлекает особое внимание различных специалистов. Способность человека прогнозировать будущее события и действовать с упреждением во времени привлекает внимание психологов со времен возникновения психологии как самостоятельной научной дисциплины.
К настоящему времени в психологической литературе достаточно обширно представлены научные изыскания по проблемам антиципации и вероятностного прогнозирования в норме (П.К.Анохин, И.М.Фейгенберг, Е.А.Сергиенко, М.А.Цискаридзе) и патологии (В.В.Гульдан, Д.Н.Меницкий, Л.Г.Янпольский), появились публикации, обобщающие имеющиеся разрозненные исследования (В.Д.Менделевич, Н.П. Ничипоренко, Л.А.Регуш); отдельными исследовательскими школами изучаются те или иные аспекты прогнозирования (Л.А.Регуш, В.Д.Менделевич) [36].
Одним из главных личностных новообразований в младшем школьном возрасте является становление ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Стать субъектом учебной деятельности - значит «стать личностью, которая может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, непосредственно осуществлять действия, преодолевая при этом встречающиеся трудности». Решению данной задачи может способствовать включение школьников в антиципационную деятельность[29].
Важным компонентом антиципации является ее регулятивная функция, которая является незаменимой частью учебной деятельности младшего школьника.
Младший школьный возраст является важной составляющей частью в развитии познавательной деятельности ребенка, а именно развитие его познавательных процессов в обучения в школе. Сформированность и развитие антиципации играет главную роль в развитии ребенка в младшем школьном возрасте, поскольку оно тесно связано с развитием познавательных процессов. У ребенка с нарушением может запаздывать или повреждаться сформированность антиципации.
Однако изучение прогностической деятельности у детей с нарушениями развития ведется не достаточно широко.
Целью работы является выявление особенностей вероятного прогнозирования у детей младшего школьного возраста с нарушением речи в условиях возрастно-спецефической деятельности.
Объект исследования: особенности антиципации у младших школьников.
Предмет исследования: особенности вероятностного прогнозирования у детей младшего школьного возраста с нарушением речи.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что нарушение речи определяет специфику антиципации, проявляющуюся в сниженной скорости формирования прогноза, имеют место ошибки отвлечения и имеются сниженные компоненты учебной деятельности.
В соответствии с поставленной целью, нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных ученых, изучить состояние проблемы прогнозирования в норме и патологии.
2. Разработка и проведение эмпирического исследования на выявление особенностей антиципации младших школьников в условиях возрастно-спецефической деятельности.
3. Установить взаимосвязь учебной деятельности и антиципации у детей младшего школьного возраста .
4. Выявить уровень сформированности антиципации у детей младшего школьного возраста с нарушением речи.
Методологическая база исследования. Л.С. Выготский о культурно¬исторической традиции, учения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова об учебной деятельности, исследования Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова о проблемах антиципации, А.Н. Леонтьев о закономерностях развития личности, работы В.Д. Менделеевича об антиципации при различных нарушениях развития, работы А.И Ахметзяновой, посвященные изучению особенностей психического развития детей с нарушением речи.
Методы исследования:
-теоретический анализ литературы по данной проблеме;
-наблюдение;
-«Угадайка» Переслени Л.И., Подобед В. Л.;
-«Сформированности учебной деятельности» Репкина Г.В., Заика Е.В.
-методы математической статистики, частности t-критерий Стьюдента и однофакторный дисперсионный анализ.
База исследования: ГБС(К)ОУ «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 V вида», МБОУ «Гимназия №28» Вахитовского района г.Казани.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что полученные результаты позволят определить наиболее качественные пути коррекции детей с нарушением речи, помогут педагогам, психологам и дефектологам оптимально выстроить коррекционно-развивающий процесс. Предложенные рекомендации в дипломе могут использоваться педагогами и психологами в составлении коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие антиципационных способностей младших школьников.
Апробация: результаты исследования были обсуждены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань, 2016), на III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 2016).
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 41 источника. Работа иллюстрирована 8 диаграмм. В работе имеется 13 приложений. Общий объем работы составляет 61 страницы машинописного текста.
Вероятностное прогнозирование является неотъемлемой частью любой деятельности человека. В настоящее время в специальной психологии мало изучены проблемы развития антиципации у лиц с нарушениями в развитии. Все больше современных авторов посвящают свои исследования данному вопросу, а именно это А.И.Ахметзянова, В.Д.Менделевич, О.В.Демакина, О.Л.Гончарова и др.
Феномен антиципации тесно связано с познавательной сферой развития ребенка, именно поэтому изучение данной проблемы достаточно значимо, для выявления необходимых коррекционных путей развития лиц с ОВЗ в их дальнейшем коррекционном сопровождении.
Одним из главных личностных новообразований в младшем школьном возрасте является становление ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Ученик может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, непосредственно осуществлять действия, преодолевая при этом встречающиеся трудности».
Поведение человека, в том числе речевое, в определенной степени опирается на вероятностное прогнозирование. Данной темой занимались такие специалисты как И.Зимняя, Д.Фрай, Р.Фрумкина. Прогнозирование исследователи связывают с прошлым опытом индивида. И.Зимняя определяет вероятностное прогнозирование как основную характеристику смыслового восприятия речи.
Целью нашего исследования было изучение особенностей антиципации у младших школьников с нарушениями речи. На первом этапе была изучена специальная научная литература о проблемах антиципационной состоятельности в целом, в дальнейшем было проведено экспериментальное исследование, показавшее уровень сформированности антиципации в условиях возрастно-специфической деятельности у выбранной категории детей, на третьем этапе осуществлялась обработка и анализ полученных результатов, а также составление рекомендаций для педагогов и психологов образовательного учреждения.
Нами были исследованы особенности вероятностного прогнозирования младших школьников с нарушением речи и младших школьников без речевых нарушений.
Результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о наличии специфических особенностей антиципационной состоятельности у младших школьников с нарушениями речи, а именно при высоком уровне сформированности учебной деятельности наблюдается высокая скорость прогнозирования, рациональный выбор стратегий, а низкие результаты говорят о наличии специфических особенностей изучаемого процесса у детей с нарушениями речи, которые в свою очередь связаны с особенностями познавательных процессов: память, внимание, мышление.
Дети, имеющие высокую сформированность учебной деятельности, имеют высокую скорость формирования прогноза, а так же отсутствие ошибок отвлечения. Дети с низким уровнем сформированности учебной деятельности имеют низкий уровень скорости прогнозирования, что связано с низкой концентрацией внимания, преобладанием наглядно-действенного мышления, а так же низким объемом памяти.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что полученные результаты дополняют и расширяют представления об общих и специфических закономерностях развития в условиях дефицитарного дизонтогенеза, а так же позволяют определить наиболее качественные пути коррекционного развития детей с нарушениями речи, помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
1. Абитов И.Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения: в норме и при психосоматических и невротических расстройствах: автореферат Дис. ... кандидата психологических наук. - Казань., 2007. - 21 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.- 2000.
С. 506-518
3. Астапов В.М. Особенности адаптации ребенка к школе // Психическое здоровье учащихся и осуществление индивидуального подхода к ним: Методические рекомендации. - М., 2009. - 203с.
4. Ахметзянова А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук / А.И. Ахметзянова. - Казань, 2004.- 158 с.
5. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование / А.В. Брушлинский. - М. Мысль, 1979. - 230 с.
6. Волков Б.С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение / Б.С. Волков. - СПб. : Питер, 2011. - 299 с
7. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962,-258 с.
8. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М, 1995. - 531 с.
9. Гончарова О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями :Дис. ... канд. психол. наук / О.Л. Гончарова. - Казань, 2003. - 173 с.
10. Громова Ч.Р. Взаимосвязь антиципационных способностей детей и их родителей: В условиях нормы и невротических расстройств: автореферат Дис. ... кандидата психологических наук. - Казань, 2005. - 26 с.
11. Гуткина Н.И. Поступление ребенка в школу // Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М: Сфера, 2007.- 98c.
12.Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. - М.: Наука, 1986. - 168 с.
13. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 448 с.
14. Карпуть Н.В. Особенность исследования развития личности младшего школьника // В мире науч. открытий. - 2013. - № 11.8. - С. 235-243.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность, создание, личность / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2004. - С. 78-178.
16. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. - 280 с.
17. Менделевич В.Д. Антиципационные особенности психической деятельности детей, страдающих неврозами / В.Д. Менделевии, Д.А. Мухаметзянова // Социальная и клининеская психиатрия. 1997. - № 2. - С. 31-36.
18. Менделевич В.Д. Тест антиципационной состоятельности
(прогностической компетентности) — экспериментально¬
психологическая методика для оценки готовности к невротическим расстройствам // Социальная и клиническая психиатрия. — 2003. — № 1. — С. 35-40.
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000.
20. Ничипоренко Н.П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств / Н.П. Ничипоренко // Вопросы психологии. М., 2007, №2.-С. 123-130.
21.Основы специальной психологии// Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2007. - 480 с.
22. Основы теории речевой деятельности // Под ред. А.А. Леонтьева. - М., 1974. - 400 с.
23. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов /Г.В.Репкина, Е.В.Заика//. -Томск: "Пеленг", 1993. -61 с.
24. Переслени Л.И. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей / Л.И. Переслени, В.Л. Подобед // Дефектология. 1982. - № 6.- С. 11 - 17.
25. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников / Л. И. Переслени. - М.:"Когито-Центр", 1996. - 61с.
26. Психология: учебник для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.
27. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. - СПб.: «Речь», 2003. - 352 с.
28. Рябова Т.В. Творческое мышление и антиципация у больных шизофренией и психически здоровых / Т.В. Рябова, В.Д. Менделевич // Психологический журнал.- 2000, № 1.- С. 125 129
29. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
30. Сергиенко Е.А. Антиципация как принцип развития / Е.А. Сергиенко. - М., 1997. - 198 с.
31. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека / Е.А. Сергиенко. - М., 1992. - 142 с.
32. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие. Новый взгляд / Е.А. Сергеенко. - М.: «Институт психологии РАН», 2006.- 464с.
33. Скрипник Т.В. Психологические средства антиципирующей коррекции отклоняющегося поведения личности: автореферат Дис. ... кандидата психологических наук. - Новосибирск, 2005. - 23 с.
34. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой.— М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 390 с.
35. Степанова Н А. Динамика развития личности младшего школьника // Воспитание школьников. - 2011. - № 10. - С. 36-40.
36. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез: Монография / Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю.М.:Прометей, 2013.-192с.
37. Сумина Н.Е. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и личностных свойств: автореф. дисс. канд. психол. наук / Н.Е. Сумина.
- Казань, 2008. - 22 с.
38. Узелевская А.Э. Взаимосвязь прогностической (антиципационной) компетентности с клиническими формами, выраженностью и степенью компенсации личностных расстройств: автореферат Дис. ... кандидата/ А.Э. Узелевская. - Казань, 2002. - 25 с.
39. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям / И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников. М.: МГУ, 1978. - 112 с.
40. Хафизова Г.Д. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и волевой деятельности у пациентов с личностными расстройствами / Г.Д.Хафизова, В.Д. Менделевич. - Казань: « Казанский медицинский журнал» - № 3 - 2008. - С.350 -352.
41.Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд. - Москва: Издательский центр "Академия", 2007. — 194 с.