ОСОБЕННОСТИ АНТИЦИПАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основания исследования антиципации в речевой деятельности младших школьников 7
1.1. Проблема вероятностного прогнозирования в отечественной и
зарубежной психологии 7
1.2. Развитие вероятностного прогнозирования в онтогенезе 12
1.3. Связь вероятностного прогнозирования в учебной деятельности
младших школьников с нарушением речи 18
Выводы по I главе 28
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей антиципации у младших школьников с нарушениями речи 30
2.1 Организация и методы исследования особенностей антиципационной состоятельности у младших школьников 30
2.2. Анализ антиципации в учебной деятельности у младших школьников без
речевой патологии 33
2.3. Анализ антиципационной состоятельности и сформированности учебной
деятельности у детей с нарушением речи 40
2.4 Сравнительный анализ антиципации у младших школьников с
нарушением речи и младших школьников без речевых нарушений в условиях возрастно-спецефической деятельности 47
2.5. Рекомендации по развитию антиципации младших школьников 52
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение 62
Глава I. Теоретические основания исследования антиципации в речевой деятельности младших школьников 7
1.1. Проблема вероятностного прогнозирования в отечественной и
зарубежной психологии 7
1.2. Развитие вероятностного прогнозирования в онтогенезе 12
1.3. Связь вероятностного прогнозирования в учебной деятельности
младших школьников с нарушением речи 18
Выводы по I главе 28
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей антиципации у младших школьников с нарушениями речи 30
2.1 Организация и методы исследования особенностей антиципационной состоятельности у младших школьников 30
2.2. Анализ антиципации в учебной деятельности у младших школьников без
речевой патологии 33
2.3. Анализ антиципационной состоятельности и сформированности учебной
деятельности у детей с нарушением речи 40
2.4 Сравнительный анализ антиципации у младших школьников с
нарушением речи и младших школьников без речевых нарушений в условиях возрастно-спецефической деятельности 47
2.5. Рекомендации по развитию антиципации младших школьников 52
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение 62
Актуальность темы. Антиципация и вероятностное прогнозирование активно обсуждаются и изучаются представителями разных наук. Прогнозирование является неотъемлемой составляющей деятельности человека, в последний период привлекает особое внимание различных специалистов. Способность человека прогнозировать будущее события и действовать с упреждением во времени привлекает внимание психологов со времен возникновения психологии как самостоятельной научной дисциплины.
К настоящему времени в психологической литературе достаточно обширно представлены научные изыскания по проблемам антиципации и вероятностного прогнозирования в норме (П.К.Анохин, И.М.Фейгенберг, Е.А.Сергиенко, М.А.Цискаридзе) и патологии (В.В.Гульдан, Д.Н.Меницкий, Л.Г.Янпольский), появились публикации, обобщающие имеющиеся разрозненные исследования (В.Д.Менделевич, Н.П. Ничипоренко, Л.А.Регуш); отдельными исследовательскими школами изучаются те или иные аспекты прогнозирования (Л.А.Регуш, В.Д.Менделевич) [36].
Одним из главных личностных новообразований в младшем школьном возрасте является становление ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Стать субъектом учебной деятельности - значит «стать личностью, которая может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, непосредственно осуществлять действия, преодолевая при этом встречающиеся трудности». Решению данной задачи может способствовать включение школьников в антиципационную деятельность[29].
Важным компонентом антиципации является ее регулятивная функция, которая является незаменимой частью учебной деятельности младшего школьника.
Младший школьный возраст является важной составляющей частью в развитии познавательной деятельности ребенка, а именно развитие его познавательных процессов в обучения в школе. Сформированность и развитие антиципации играет главную роль в развитии ребенка в младшем школьном возрасте, поскольку оно тесно связано с развитием познавательных процессов. У ребенка с нарушением может запаздывать или повреждаться сформированность антиципации.
Однако изучение прогностической деятельности у детей с нарушениями развития ведется не достаточно широко.
Целью работы является выявление особенностей вероятного прогнозирования у детей младшего школьного возраста с нарушением речи в условиях возрастно-спецефической деятельности.
Объект исследования: особенности антиципации у младших школьников.
Предмет исследования: особенности вероятностного прогнозирования у детей младшего школьного возраста с нарушением речи.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что нарушение речи определяет специфику антиципации, проявляющуюся в сниженной скорости формирования прогноза, имеют место ошибки отвлечения и имеются сниженные компоненты учебной деятельности.
В соответствии с поставленной целью, нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных ученых, изучить состояние проблемы прогнозирования в норме и патологии.
2. Разработка и проведение эмпирического исследования на выявление особенностей антиципации младших школьников в условиях возрастно-спецефической деятельности.
3. Установить взаимосвязь учебной деятельности и антиципации у детей младшего школьного возраста .
4. Выявить уровень сформированности антиципации у детей младшего школьного возраста с нарушением речи.
Методологическая база исследования. Л.С. Выготский о культурно¬исторической традиции, учения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова об учебной деятельности, исследования Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова о проблемах антиципации, А.Н. Леонтьев о закономерностях развития личности, работы В.Д. Менделеевича об антиципации при различных нарушениях развития, работы А.И Ахметзяновой, посвященные изучению особенностей психического развития детей с нарушением речи.
Методы исследования:
-теоретический анализ литературы по данной проблеме;
-наблюдение;
-«Угадайка» Переслени Л.И., Подобед В. Л.;
-«Сформированности учебной деятельности» Репкина Г.В., Заика Е.В.
-методы математической статистики, частности t-критерий Стьюдента и однофакторный дисперсионный анализ.
База исследования: ГБС(К)ОУ «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 V вида», МБОУ «Гимназия №28» Вахитовского района г.Казани.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что полученные результаты позволят определить наиболее качественные пути коррекции детей с нарушением речи, помогут педагогам, психологам и дефектологам оптимально выстроить коррекционно-развивающий процесс. Предложенные рекомендации в дипломе могут использоваться педагогами и психологами в составлении коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие антиципационных способностей младших школьников.
Апробация: результаты исследования были обсуждены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань, 2016), на III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 2016).
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 41 источника. Работа иллюстрирована 8 диаграмм. В работе имеется 13 приложений. Общий объем работы составляет 61 страницы машинописного текста.
К настоящему времени в психологической литературе достаточно обширно представлены научные изыскания по проблемам антиципации и вероятностного прогнозирования в норме (П.К.Анохин, И.М.Фейгенберг, Е.А.Сергиенко, М.А.Цискаридзе) и патологии (В.В.Гульдан, Д.Н.Меницкий, Л.Г.Янпольский), появились публикации, обобщающие имеющиеся разрозненные исследования (В.Д.Менделевич, Н.П. Ничипоренко, Л.А.Регуш); отдельными исследовательскими школами изучаются те или иные аспекты прогнозирования (Л.А.Регуш, В.Д.Менделевич) [36].
Одним из главных личностных новообразований в младшем школьном возрасте является становление ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Стать субъектом учебной деятельности - значит «стать личностью, которая может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, непосредственно осуществлять действия, преодолевая при этом встречающиеся трудности». Решению данной задачи может способствовать включение школьников в антиципационную деятельность[29].
Важным компонентом антиципации является ее регулятивная функция, которая является незаменимой частью учебной деятельности младшего школьника.
Младший школьный возраст является важной составляющей частью в развитии познавательной деятельности ребенка, а именно развитие его познавательных процессов в обучения в школе. Сформированность и развитие антиципации играет главную роль в развитии ребенка в младшем школьном возрасте, поскольку оно тесно связано с развитием познавательных процессов. У ребенка с нарушением может запаздывать или повреждаться сформированность антиципации.
Однако изучение прогностической деятельности у детей с нарушениями развития ведется не достаточно широко.
Целью работы является выявление особенностей вероятного прогнозирования у детей младшего школьного возраста с нарушением речи в условиях возрастно-спецефической деятельности.
Объект исследования: особенности антиципации у младших школьников.
Предмет исследования: особенности вероятностного прогнозирования у детей младшего школьного возраста с нарушением речи.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что нарушение речи определяет специфику антиципации, проявляющуюся в сниженной скорости формирования прогноза, имеют место ошибки отвлечения и имеются сниженные компоненты учебной деятельности.
В соответствии с поставленной целью, нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных ученых, изучить состояние проблемы прогнозирования в норме и патологии.
2. Разработка и проведение эмпирического исследования на выявление особенностей антиципации младших школьников в условиях возрастно-спецефической деятельности.
3. Установить взаимосвязь учебной деятельности и антиципации у детей младшего школьного возраста .
4. Выявить уровень сформированности антиципации у детей младшего школьного возраста с нарушением речи.
Методологическая база исследования. Л.С. Выготский о культурно¬исторической традиции, учения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова об учебной деятельности, исследования Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова о проблемах антиципации, А.Н. Леонтьев о закономерностях развития личности, работы В.Д. Менделеевича об антиципации при различных нарушениях развития, работы А.И Ахметзяновой, посвященные изучению особенностей психического развития детей с нарушением речи.
Методы исследования:
-теоретический анализ литературы по данной проблеме;
-наблюдение;
-«Угадайка» Переслени Л.И., Подобед В. Л.;
-«Сформированности учебной деятельности» Репкина Г.В., Заика Е.В.
-методы математической статистики, частности t-критерий Стьюдента и однофакторный дисперсионный анализ.
База исследования: ГБС(К)ОУ «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 V вида», МБОУ «Гимназия №28» Вахитовского района г.Казани.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что полученные результаты позволят определить наиболее качественные пути коррекции детей с нарушением речи, помогут педагогам, психологам и дефектологам оптимально выстроить коррекционно-развивающий процесс. Предложенные рекомендации в дипломе могут использоваться педагогами и психологами в составлении коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие антиципационных способностей младших школьников.
Апробация: результаты исследования были обсуждены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань, 2016), на III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 2016).
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 41 источника. Работа иллюстрирована 8 диаграмм. В работе имеется 13 приложений. Общий объем работы составляет 61 страницы машинописного текста.
Вероятностное прогнозирование является неотъемлемой частью любой деятельности человека. В настоящее время в специальной психологии мало изучены проблемы развития антиципации у лиц с нарушениями в развитии. Все больше современных авторов посвящают свои исследования данному вопросу, а именно это А.И.Ахметзянова, В.Д.Менделевич, О.В.Демакина, О.Л.Гончарова и др.
Феномен антиципации тесно связано с познавательной сферой развития ребенка, именно поэтому изучение данной проблемы достаточно значимо, для выявления необходимых коррекционных путей развития лиц с ОВЗ в их дальнейшем коррекционном сопровождении.
Одним из главных личностных новообразований в младшем школьном возрасте является становление ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Ученик может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, непосредственно осуществлять действия, преодолевая при этом встречающиеся трудности».
Поведение человека, в том числе речевое, в определенной степени опирается на вероятностное прогнозирование. Данной темой занимались такие специалисты как И.Зимняя, Д.Фрай, Р.Фрумкина. Прогнозирование исследователи связывают с прошлым опытом индивида. И.Зимняя определяет вероятностное прогнозирование как основную характеристику смыслового восприятия речи.
Целью нашего исследования было изучение особенностей антиципации у младших школьников с нарушениями речи. На первом этапе была изучена специальная научная литература о проблемах антиципационной состоятельности в целом, в дальнейшем было проведено экспериментальное исследование, показавшее уровень сформированности антиципации в условиях возрастно-специфической деятельности у выбранной категории детей, на третьем этапе осуществлялась обработка и анализ полученных результатов, а также составление рекомендаций для педагогов и психологов образовательного учреждения.
Нами были исследованы особенности вероятностного прогнозирования младших школьников с нарушением речи и младших школьников без речевых нарушений.
Результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о наличии специфических особенностей антиципационной состоятельности у младших школьников с нарушениями речи, а именно при высоком уровне сформированности учебной деятельности наблюдается высокая скорость прогнозирования, рациональный выбор стратегий, а низкие результаты говорят о наличии специфических особенностей изучаемого процесса у детей с нарушениями речи, которые в свою очередь связаны с особенностями познавательных процессов: память, внимание, мышление.
Дети, имеющие высокую сформированность учебной деятельности, имеют высокую скорость формирования прогноза, а так же отсутствие ошибок отвлечения. Дети с низким уровнем сформированности учебной деятельности имеют низкий уровень скорости прогнозирования, что связано с низкой концентрацией внимания, преобладанием наглядно-действенного мышления, а так же низким объемом памяти.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что полученные результаты дополняют и расширяют представления об общих и специфических закономерностях развития в условиях дефицитарного дизонтогенеза, а так же позволяют определить наиболее качественные пути коррекционного развития детей с нарушениями речи, помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
Феномен антиципации тесно связано с познавательной сферой развития ребенка, именно поэтому изучение данной проблемы достаточно значимо, для выявления необходимых коррекционных путей развития лиц с ОВЗ в их дальнейшем коррекционном сопровождении.
Одним из главных личностных новообразований в младшем школьном возрасте является становление ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Ученик может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, непосредственно осуществлять действия, преодолевая при этом встречающиеся трудности».
Поведение человека, в том числе речевое, в определенной степени опирается на вероятностное прогнозирование. Данной темой занимались такие специалисты как И.Зимняя, Д.Фрай, Р.Фрумкина. Прогнозирование исследователи связывают с прошлым опытом индивида. И.Зимняя определяет вероятностное прогнозирование как основную характеристику смыслового восприятия речи.
Целью нашего исследования было изучение особенностей антиципации у младших школьников с нарушениями речи. На первом этапе была изучена специальная научная литература о проблемах антиципационной состоятельности в целом, в дальнейшем было проведено экспериментальное исследование, показавшее уровень сформированности антиципации в условиях возрастно-специфической деятельности у выбранной категории детей, на третьем этапе осуществлялась обработка и анализ полученных результатов, а также составление рекомендаций для педагогов и психологов образовательного учреждения.
Нами были исследованы особенности вероятностного прогнозирования младших школьников с нарушением речи и младших школьников без речевых нарушений.
Результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о наличии специфических особенностей антиципационной состоятельности у младших школьников с нарушениями речи, а именно при высоком уровне сформированности учебной деятельности наблюдается высокая скорость прогнозирования, рациональный выбор стратегий, а низкие результаты говорят о наличии специфических особенностей изучаемого процесса у детей с нарушениями речи, которые в свою очередь связаны с особенностями познавательных процессов: память, внимание, мышление.
Дети, имеющие высокую сформированность учебной деятельности, имеют высокую скорость формирования прогноза, а так же отсутствие ошибок отвлечения. Дети с низким уровнем сформированности учебной деятельности имеют низкий уровень скорости прогнозирования, что связано с низкой концентрацией внимания, преобладанием наглядно-действенного мышления, а так же низким объемом памяти.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что полученные результаты дополняют и расширяют представления об общих и специфических закономерностях развития в условиях дефицитарного дизонтогенеза, а так же позволяют определить наиболее качественные пути коррекционного развития детей с нарушениями речи, помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.



