Введение
Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности проектов развития
1.1 Многомерное содержание эффективности проектов развития
1.2 Методы оценки эффективности проектов развития
1.3 Проблемы в оценке эффективности проектов развития
Глава 2. Анализ деятельности и основных проектов развития АО «Татэнергосбыт»
2.1 Анализ основных тенденций развития отрасли
2.2 Исследование развития производственно-экономической деятельности АО «Татэнергосбыт»
2.3 Анализ основных проектов развития АО «Татэнергосбыт»
Глава 3. Разработка и апробация методики оценки эффективности проектов развития энергосбытовых компаний
3.1 Разработка методики оценки эффективности проектов развития энергосбытовых компаний
3.2 Апробация методики оценки эффективности проектов развития энергосбытовых компаний
Заключение
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования определяется тем, что в современном мире практически любая компания заинтересована в непрерывном развитии, в проведении тех или иных изменений внутренней или внешней деятельности в рамках стратегического развития. Так, согласно данным Фонда развития промышленности РФ, количество заявленных российскими компаниями проектов развития в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилось в 1,3 раза. Если в декабре 2015 года количество проектов составляло 1277, то в ноябре 2016 года их число достигло 1634. По количеству заявок лидирует машиностроительная отрасль, далее идет металлургия, химия, медбиофарма и электроника.
В ходе реформирования энергетической отрасли России процессы генерации, распределения и сбыта электроэнергии были разделены, а энергосбытовые компании выделены из состава вертикально -
интегрированных компаний. Рынок электроэнергии стал более конкурентным, появились новые игроки, перед энергосбытовыми компаниями встал вопрос повышения конкурентоспособности. Решение данного вопроса возможно за счет применения проектных методов управления, в том числе проектов развития.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является совершенствование методов оценки эффективности проектов развития организации. В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
- рассмотреть основные подходы к определению эффективности проектов развития;
- сравнить существующие методы оценки эффективности проектов развития;
- выявить проблемы в оценке эффективности проектов развития;
- разработать методику оценки эффективности проектов развития энергосбытовых компаний;
- провести апробацию методики оценки эффективности проектов развития АО «Татэнергосбыт».
Объект исследования - проектная деятельность АО «Татэнергосбыт».
Предметом исследования является методическое обеспечение оценки эффективности проектов развития АО «Татэнергосбыт».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем основные теоретические положения и выводы могут быть использованы при совершенствовании методологии оценки эффективности проектов развития.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее положений и выводов:
- при решении проблем оценки эффективности проектов развития;
- при выявлении и решении проблем ранжирования текущих проектов и проектов развития энергосбытовых компаний;
- при оценке эффективности проектов развития энергосбытовых компаний.
Основные теоретические и методические положения магистерской диссертационной работы отражены в 3 опубликованных научных трудах автора общим объемом 2 п.л.
Методологические основы оценки эффективности проектов развития энергосбытовых компаний раскрыты в Журнале ВАК «Научное обозрение» 2016 г., г. Москва.
Гипотеза исследования. Проектная деятельность энергосбытовых компаний имеет свои специфические особенности и отличительные характеристики. Прежде всего, это связано с особым положением отрасли в народном хозяйстве страны, принципами регулирования инвестиционного процесса в энергетической отрасли России. В этих условиях необходимым становится совершенствование методов оценки эффективности проектов развития энергосбытовых компаний.
Научная новизна результатов исследования:
1. Предложена классификация проектов развития, отображающая связь элементов деятельности компании и возможных проектов развития.
2. Предложен алгоритм оценки эффективности проектов развития энергосбытовых компаний, учитывающий оценку общественной и экономической эффективности.
3. Предложены формулы расчета эффективности проектов развития направления «Бизнес-технологии» и «Персонал».
4. Произведена апробация методики оценки эффективности проектов развития энергосбытовых компаний на проектах развития АО «Т атэнергосбыт».
Практическая значимость. Результаты исследования могут найти применение в практике оценки эффективности проектов развития организации. Ряд положений может быть использован в системе высшего профессионального образования РФ в процессе преподавания дисциплин «Управление проектами», «Разработка управленческих решений».
В магистерской диссертации раскрывается многомерное содержание эффективности проектов развития. Эффективность проекта развития - это многомерное понятие, определяемое соотношением полученного результата к затратам, направленное на достижение стратегических целей и учитывающее интересы всех участников проекта: разработчиков, инвесторов, потребителей, общества в целом.
Проблема оценки эффективности проектов развития весьма многогранна, что объясняет разнообразие существующих подходов и методик оценки эффективности проектов.
В подавляющем большинстве случаев при оценке эффективности проектов развития внимание авторов уделяется методологиям оценки именно экономической эффективности проектов (статические и динамические методы оценки), несмотря на то, что проекты развития имеют свои специфические особенности.
В ходе исследования нами предложена классификация проектов развития, отображающая связь элементов деятельности организации и возможных направлений проектов развития. Предложена матрица ранжирования проектов, позволяющая четко разделить понятия «текущий проект» и «проект развития».
Объектом исследования является проектная деятельность компании АО «Татэнергосбыт». На сегодняшний день компания АО «Татэнергосбыт» является центром новой системы отношений между потребителями электрической энергии.
Стратегической целью компании является повышение качества обслуживания потребителей наряду с увеличением количества обслуживаемых клиентов и объема продаж.
Проектная деятельность энергосбытовых компаний имеет свои отличительные характеристики, связанные с особым положением отрасли в народном хозяйстве страны и принципами регулирования инвестиционного процесса в энергетической отрасли России. В целях реализации стратегических инициатив в АО «Татэнергосбыт» специально создан Проектный комитет, как совещательный орган для принятия решений по процессам достижения определенных целей и решения конкретных бизнес- задач Общества. В 2016 году в компании были запущены в реализацию 43 проекта, 19 из которых завершены к концу года.
В ходе исследования выявлена ключевая проблема проектной деятельности компании, заключающаяся в отсутствии комплексной оценки эффективности проектов развития в организации.
Для решения данной проблемы нами предложен алгоритм оценки эффективности проектов развития энергосбытовых компаний, учитывающий оценку общественной и экономической эффективности.
Так же предложены формулы расчета эффективности проектов развития направления «Бизнес-технологии» и «Персонал».
В третьей главе произведена апробация методики оценки эффективности проектов развития энергосбытовых компаний на семи проектах АО «Татэнергосбыт»:
- «Продвижение сервиса электронного документооборота с юридическими лицами до 50% в 2016 году»;
- «Продвижение интерактивных форм обслуживания населения»;
- "Расширение качественного функционала официального сайта ОАО "Татэнергосбыт" с целью повышения клиентоориентированности";
- «Улучшение и расширение возможностей сервиса «Личный кабинет» на официальном сайте АО «Татэнергосбыт»;
- «Внедрение интернет-приложения «Калькулятор расчета стоимости электроэнергии по 1-4 ценовой категории»;
- «Внедрение BPM-системы»;
- «Центр компетенций».
В 2014 году экономическая эффективность проекта «Продвижение сервиса электронного документооборота с юридическими лицами до 50% в 2016 году» составила 68, 64 тыс. рублей, в 2015 году - 882, 38 тыс. рублей, в 2016 - 1 407, 09 тыс. рублей. Прогнозное значение на 2017 год - 1720,89 тыс. рублей.
В рамках исследования рассчитан синергетический эффект трех проектов, в рамках которых реализована возможность направления квитанции через личный кабинет физических лиц в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.
Официальный сайт является лицом компании и наиболее эффективным способом взаимодействия с клиентами и партнерами по бизнесу. Проект направлен на решение проблемы повышения посещаемости корпоративного сайта компании. В ходе реализации проекта предполагается доработка и расширение функцональных возможностей, повышение удобства и информативности для посетителей сайта, а также исправление технических и функциональных недоработок, которые были выявлены в ходе проведения юзабилити-исследования сайта.
Ожидаемый эффект проекта:
4. Повышение функциональных возможностей официального сайта;
5. Повышение удобства использования и информативности
официального сайта компании;
6. Рост числа клиентов, пользующихся возможностями
официального сайта (в том числе Личного кабинета физ. лиц), разгрузка операторов Контакт-центра, касс и персонала в офисах клиентского обслуживания при очном обслуживании клиентов - физических и юридических лиц.
В сентябре-октябре 2015 года веб-компанией Mark Veber проведено юзабилити-исследование официального сайта АО "Татэнергосбыт". По данным исследования, ежемесячно сайт посещают 17-19,5 тысяч уникальных посетителей; доля новых среди них - 71%; средняя глубина просмотра сайта -
2,7 страницы; среднее время нахождения на сайте 3 минуты 8 секунд. Общая оценка сайта достаточно высокая: сайт хорошо организован, соответствует современным требованиям, информация на сайте актуальная. В то же время выявлены некоторые проблемные моменты организации сайта:
- у сайта существует «болезнь порталов» — излишняя вложенность;
- необходима доработка системы поиска по сайту (добавить дату и год в ссылке на новость в строке результатов поиска);
- необходимо усовершенствование главной страницы сайта с размещением на ней основной информации, интересующей клиента.
Фактическая экономия после внедрения проекта за 1 квартал составила 10 тысяч рублей, предполагаемая экономия за 12 месяцев (общая синергия) - 890 тысяч рублей.
Возможная экономия за 1 квартал при отказе всех зарегистрированных от бумажных квитанций составляет 1,6 млн. рублей, целевая экономия при отказе всех зарегистрированных от бумажных квитанций за 12 месяцев - 8,3 млн. рублей.
В 2017 году в рамках проекта «Внедрение интернет-приложения «Калькулятор расчета стоимости электроэнергии по 1-4 ценовой категории» 48 предприятий (из них 6 - бюджетные организации) согласовали переход на другую ценовую категорию, общий экономический эффект для потребителей составил 65 345 607 рублей (из них 7 561 917 рублей - экономия бюджетных организаций).
Эффективность проекта «Внедрение BPM-системы» заключается в том, что по итогам 2016 года наблюдается устойчивое снижение показателя просроченной дебиторской задолженности. Просроченная дебиторская задолженность на конец года по сравнению с началом года уменьшилась на 48%.
После оптимизации данного бизнес-процесса компания сократила количество уведомлений, доставляемых должникам. На статьи по доставке уведомлений ежемесячно планируются затраты в размере 242 тысяч рублей. С момента запуска проекта на доставку было затрачено 475 тыс. рублей, при плановом показателе 1,9 млн. рублей.
Таким образом, за 8 месяцев 2016 года экономия от внедрения проекта в Камском филиале составила 1,46 млн. рублей. Учитывая, что на внедрение проекта было расходовано 589 000 рублей, экономическая эффективность проекта «Внедрение BPM-системы» равна 870 тыс. рублей.