ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 7
1.1. Сущность экономической безопасности 7
1.2. Механизм государственного управления экономической безопасностью 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) 27
2.1. Анализ уровня экономической безопасности регионов
Приволжского Федерального округа 27
2.2. Нормативно-правовые основы государственного управления в
сфере экономической безопасности 54
2.3. Программы государственного управления экономической
безопасностью в регионах Приволжского Федерального округа: современное состояние и анализ проблем 62
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 68
3.1. Формирование региональной системы управления в сфере экономической безопасности 68
3.2. Механизм дальнейшего обеспечения государственного управления экономической безопасностью 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В последнее время проблемы экономической безопасности России привлекает много внимания со стороны ученых. Это связано с возникновением все новых и новых угроз, которые отрицательно сказываются на экономике России, а также ее регионов. Экономика страдает, как и от внешних угроз, так и от внутренних, каждый раз переходя из одной стадии в другую. Зависимость от политических и экономических проблем, негативно сказывается на экономической ситуации в целом по стране. Для социально-экономического развития России, ее регионов необходимы возможности обеспечения не только экономической и демографической, но и социальной безопасности страны, учитывая, что в стране усиливается глобализация экономики.
Для каждого региона безопасность имеет свои особенности в формировании и функционировании региональных систем обеспечения экономической безопасности, путем определения параметров способных защищать национальные интересы экономики и населения.
Угрозы экономической безопасности рассмотрены в нормативно - правовых актах, регламентирующих стратегию развития России, ее регионов. На сегодняшний день у регионов сформирована экономическая система и политика, основанная на выборе стратегии экономического развития, которая представляет экономические интересы территориальных образований, населения и хозяйствующих субъектов. Экономические интересы регионов- это прежде всего благоприятные условия жизнедеятельности и социальных условий населения, эффективное использование производственного потенциала и природных ресурсов.
Степень научной исследованности темы. С самого начала экономических реформ проблема экономической безопасности в России стала актуальна для широкого круга ученых. Фундаментальными, основополагающими теоретическими и методологическими трудами в этом направлении являются работы таких известных ученых, как: Л.И. Абалкин, A. В. Архипов, К.Л. Астапов, В.А. Дворянков, А.А. Городецкий, Н.Н. Блинов, Е.Н. Борисенко, Е.М. Бухвальд, С.Ю. Глазьев, В.О. Исправников, К.Н. Кобрин, А.А. Куклин, В. И. Куликов, Л.Ф. Лебедев, В.И. Медведев, В.В. Маслаков, А.Н. Михайленко, А.А. Пороховский, А.Л. Пустуев, А.Н. Семин, B. К. Сенчагов, А.И. Татаркин и др. Однако региональные особенности обеспечения экономической безопасности в работах вышеуказанных ученых практически не освещены.
Теневые стороны достаточно изучены, но не определены меры, реализация которых позволила бы улучшить качество жизни. Недостаточная разработанность теории и методологии стратегии достижения экономической безопасности, отражающие состояние российской экономической науки, являются реальностью настоящего времени, которую необходимо сдвинуть с довольно низких позиций развития. Не создано ни единого обоснованного подхода к анализу экономической безопасности как региона в целом, так и отдельных предприятий. Научная проблема находится на стадии разработки, носит дискуссионный характер и требует дальнейшего изучения по отдельным территориям и предприятиям.
Объект исследования - экономическая безопасность территории.
Предмет исследования - особенности реализации системы государственного управления в сфере экономической безопасности в Приволжском федеральном округе.
Цель работы - проанализировать государственное управление в сфере экономической безопасности в регионах Приволжского федерального округа и разработать рекомендации по совершенствования системы государственного управления в сфере экономической безопасности Приволжского федерального округа.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы исследования государственного управления в сфере экономической безопасности.
- проанализировать практику государственного управления в сфере экономической безопасности (на примере регионов Приволжского Федерального округа),
- разработать пути совершенствования государственного управления в сфере экономической безопасности.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывавших параметры системы экономической безопасности на всех уровнях государственного управления, реалиуемые в рамках государственной политики (работы Абалкина Л. И., Архипова А. И., Глазьева С. Ю., Кейнса Дж. М., Львова Д. С, Медведева В. А., Мысляевой И. Н., Мюрдаля Г. К., Олейникова Е. А., Парето В., Пороховского А. А., Сенчагова В. К., Смита А., Татаркина А. И. и др.).
Методы исследования. При выполнении работы использованы методы системного анализа, позволяющего определить ключевые характеристики развития социально-экономических систем и определить ключевые закономерности их развития. Также использованы общенаучные методы синтеза, анализа, научной абстракции и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Во введении описаны актуальность, источниковая база исследования, определены объект, предмет, цель, задачи исследования, теоретико-методологическая база, структура работы.
Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов государственного управления в сфере экономической безопасности. В главе рассмотрена сущность экономической безопасности и определены механизмы ее обеспечения на уровне государственного управления.
Вторая глава посвящена анализу практики государственного управления в сфере экономической безопасности на примере Приволжского федерального округа. В главе дается характеристика социально-экономического развития Приволжского федерального округа, определены нормативно-правовые основы государственного управления в сфере экономической безопасности, проанализированы программы государственного управления экономической безопасностью в Приволжском федеральном округе, определены их современное состояние и проблемы.
Третья глава представляет собой предложения по совершенствованию государственного управления в сфере экономической безопасности. В главе представлены предложения по формированию региональной системы управления в сфере экономической безопасности, описан механизм дальнейшего обеспечения государственного управления экономической безопасностью.
В заключении приведены выводы, полученные в результате написания выпускной квалификационной работы.
Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, ее стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Государственное управление экономической безопасностью осуществляется посредством использования таких механизмов, как государственное регулирование экономики (в том числе внешнеэкономической деятельности); стратегическое планирование; ценовый механизм; финансово-кредитный механизм; налоговая система; хозяйственный и коммерческий расчет; организация производства, труда и управления на макро-, мезо- и микроуровнях. Совокупность применения указанных механизмов позволяет обеспечить экономическую безопасность на уровне государства и региона.
Обеспечение экономической безопасности является гарантией экономического развития и независимости страны, как показывает мировой опыт. Поэтому безопасность государства выражается в повышении эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов, в развитии социальных отношений, способности социально-экономической системы и ее структурных составляющих обеспечить возможность самовыживания и развития в условиях внутренних и внешних угроз, а также воздействия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов, обуславливающих кризисные явления в экономике.
Анализ практики государственного управления в сфере экономической безопасности ПФО показал, что существующая система не отвечает потребностям сложившейся социально-экономической ситуации. Проведенное исследование показало, что на уровне федерального округа деятельность по обеспечению экономической безопасности реализуется исключительно в форме мониторинга, что не ведет к позитивным сдвигам. Основная часть управления принадлежит регионам, что проявляется в высокой степени дифференцирования субъектов федерального округа по уровню обеспечения экономической безопасности: здесь представлены регионы, входящие в топ-10 среди субъектов РФ (Республика Татарстан, Нижегородская область, Республика Башкирия) и регионы-аутсайдеры (Республика Чувашия, Пермский край, Оренбургская область). В ПФО не разработана стратегия развития экономической безопасности на уровне округа, представлена лишь стратегия социально-экономического развития территории.
Большинство из регионов ПФО в целом превышают необходимый уровень экономической безопасности ВПО. В качестве лидеров можно выделить республику Мордовия, Саратовскую и Пензенскую области. В качестве аутсайдеров - Чувашскую Республику, Пермский край и Оренбургскую область.
Вместе с тем существуют внутренние риски и процессы, замедляющие социально-экономическое развитие регионов, связанные, в том числе, с проникновением преступности в жизненно важные сферы общества, а также деятельностью субъектов хозяйствования, которая развивается вне государственного учёта и контроля.
В результате анализа существующих проблем управления в сфере обеспечения экономической безопасности ПФО нами разработаны следующие рекомендации:
- формирование системы обеспечения региональной безопасности на уровне округа, для чего необходимо создать управление по экономической безопасности в рамках Аппарата ПФО, в полномочия которого будет входить не только мониторинг существующей ситуации в субъектах федерального округа, но и анализ существующих показателей, разработка компенсационных мероприятий, планирование развития ПФО на среднесрочный и долгосрочный период.
- включение стратегического планирования не только в разработку социально-экономического развития, но и непосредственно Стратегии экономической безопасности ПФО;
- выравнивание субъектов ПФО по уровню социально-экономического развития, а также обеспечения экономической безопасности;
- повышение инновационной составляющей в регионах, экономическое развитие которых базируется на сырьевой компоненте с целью обеспечения их экономической безопасности на долгосрочный период. Для эффективного развития ПФО необходимо создавать условия для эффективного взаимодействия государства, бизнеса и образования, чтобы ресурсом для подобных преобразований стала научная и образовательная деятельность. Инновации должны разрабатываться не только на отдельном предприятии под его конкретные задачи, но и в научно-образовательной сфере для совершенно различных аспектов жизнедеятельности человека.
В качестве механизмов усиления экономической безопасности ПФО следует назвать изменение нормативно-правовой базы, расширяющей полномочия руководства ПФО по управлению экономической безопасностью, активное использование системы индикаторов для оценки и прогнозирования экономической безопасности федерального округа.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Проспект, 2013. - 48 с.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, N 1, ст. 2
3. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.11.2010, N 48, ст. 6252
4. Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 19.12.1994, N 34, ст. 3540
5. Указ Президента РФ от 01.01.2016 N 1 (ред. от 01.07.2016) «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан или Киргизской Республики через территорию Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 215
6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212
7. Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (с изм. от 29.06.2016) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 11.08.2014, N 32, ст. 4470
8. Указ Президента РФ от 31.03.2000 N 616 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики» // «Собрание законодательства РФ», 03.04.2000, N 14, ст. 1467
9. Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» // «Собрание законодательства РФ», 29.04.1996, N 18, ст. 2117
10. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 165-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ», 21.02.2011, N 8, ст. 1142
11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489
12. Распоряжения Правительства Нижегородской области от 27.01.2003 N 35-р «Об обеспечении экономической безопасности Нижегородской области» // СПС КонсультантПлюс (документ утратил силу)
13. Абалкин, Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л.И. Абалкин // Некоммерческое партнерство. 2014. № 12. - С. 4 - 16.
14. Аракчеев, Д.В. Формирование системы ключевых показателей в рамках стратегии повышения эффективности инвестиционной деятельности / Д.В. Аракчеев // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Сб-к науч. статей 5-й Междунар. науч.- практич. конф.: в 2-х т. - Курск: ЮЗГУ, 2015. - Т.1. - С. 18 - 21.
15. Балдов, Д. В. Оценка продовольственной безопасности федеральных округов российской федерации за 2015 год / Д.В. Балдов, Н.В. Обобленский, С.А. Суслов // Успехи современной науки и образования. -
2016. - Т. 3. - №. 12. - С. 151-155.
16. Бородина, Т.А. Образовательная и социокультурная среда вуза как факторы инновационного развития России / Т.А. Бородина, О.В. Пастушкова // Актуальные проблемы развития науки и образования: социально-философские и модернизационные аспекты. Труды Всерос. науч. конф. / Отв. ред. проф. Смышляев В.А. - Воронеж: ВГТУ, 2015. - С. 25 - 31.
17. Бородина, Т.А. Специфика экономических отношений и интересов хозяйствующих субъектов на рынке медицинских услуг / Т.А. Бородина, Е.И. Колесниченко // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №5-6 (27-28). - С.36-41.
18. Васильева, И.А. Исследование социального потенциала регионов Приволжского федерального округа / И.А. Васильева, Н.В. Морозова, Ю.Е. Захарова // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. -2013. - № 4 (12). - С. 63 - 72.
19. Вечканов, Г. Экономическая теория / Г. Вечканов, Г. Вечканова. - С.-Пб.: Питер, 2016. - 272 с.
20. Глобализация и национальная безопасность России / А.И. Грищенков, Н.В. Глушак, О.В. Глушак, В.Г. Степченко, В.С. Максюта // Вестник Брянского государственного университета. -2015. - № 2. - С. 323¬325.
21. Душкова, Н.А. К дискуссии по вопросу об обществе будущего: постиндустриальном или неоиндустриальном / Н.А. Душкова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т.9. - № 4. - С.136-139.
22. Инвестиционный потенциал российских регионов [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
http://raexpert.ru/rankingtable/region_climat/2016/tab03/
23. Индикаторы инновационной деятельности: 2016. - М.: Росстат,2017. - 86 с.
24. Казакова, Н.А. Методология экономического анализа выявления приоритетных видов промышленного производства в аспекте обеспечения устойчивого развития региональной экономики / Н.А. Казакова, Г.Ф. Голубева // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 27 (426). - С. 30-41.
25. Кайгородцев, А. А. Механизм экономической безопасности Казахстана / А.А. Кайгородцев //Наука и современность. - 2016. - №. 1. - С. 69 - 77.
26. Климонова, А.Н. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность государства» / А.Н. Климонова // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - Т. 9. - № 8. - С. 54-60.
27. Колесникова, Е.Н. Экономическая безопасность: экономика и безопасность? / Е.Н. Колесникова // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2013. - № 21. - С. 20 - 23.
28. Кротов, М.И. Экономическая безопасность России: Системный подход / М.И. Кротов, В.И. Мунтиян. - СПб.: Нева, 2016. - 336 с.
29. Куклин, А. А. Влияние эколого-экономической безопасности на инвестиционную привлекательность региона / А.А. Куклин, И.С. Белик // Экономика региона. - 2014. - №4. - С. 155-158.
30. Лыкшин, С. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности / С. Лыкшин, А. Свинаренко // Вопросы экономики. - 2014. - № 12. - С. 115-125.
31. Марков А. В., Данилов И. П. Механизм обеспечения экономической безопасности региона: теоретический аспект //Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2016. - №. 118-1. - С. 161-164.
32. Митяков, С.Н. Экономическая безопасность регионов Приволжского федерального округа / С.Н. Митяков, Е.С. Митяков, Н.А. Романова // Экономика региона. - 2013. - №3 (35). - С.81-91.
33. Немцев, С.Г. Инновационная деятельность регионов Приволжского федерального округа / С.Г. Немцев, О.В. Федоров // Вестник Чувашского университета. - 2013. - №2. - С. 324-327
34. Никитенко, Е.Г. Информационно-аналитическая модель мониторинга реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Е.Г. Никитенко // Сб. материалов I Всероссийской конференции «Аналитика развития и безопасности страны: реалии и перспективы». 2014. - М. : ООО Агентство печати «Столица», 2014. - 592 с.
35. Николенко, П.Г. Теоретический аспект аутсорсинга как организационно-экономического механизма в агропромышленном и продовольственном комплексах / П.Г. Николенко, А.М. Терехов, А.В. Терехова, Т.М. Воробьева, И.Ю. Попова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10 (63 - 1). - С. 676 - 680.
36. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году. - М.: Минэкономразвития РФ, 2017. - 162 с.
37. Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р.
38. Официальный сайт Приволжского федерального округа [Электронный ресурс] - URL: www.pfo.ru
39. Петров, И.В. Институционально-правовые факторы обеспечения экономической безопасности России / И.В. Петров, В.В. Чапля // Научный вестник ЮИМ. - 2016. - №2. - С.92-101.
40. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. Пособие / Б.А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 384 с.
41. Савченко, Н.А. Проблемы правового обеспечения экономической
безопасности РФ / Н.А. Савченко // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - М., 2016. - С. 91 - 95.
42. Смышляев, В. А. Политика обеспечения региональной экономической безопасности: приоритеты, российский аспект / В.В. Смышляев // Глобальные вызовы в экономике и развитие промышленности (INDUSTRY-2016) Труды научно-практической конференции с зарубежным участием / Под ред. АВ Бабкина. - М., 2016. - С. 201-204.
43. Тамбовцев, В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы / В.Л. Тамбовцев // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. - 2015. - №3. - С.3 - 7.
44. Титов, А.Б. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России / А.Б. Титов, О.В. Михеенко //Общество: политика, экономика, право. - 2017. - №. 1. - С. 46-49.
45. Экономическая безопасность / Под ред. проф. В.А. Богомолова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 295 с.
46. Экономическая безопасность / С.П. Сазонов, Г.В. Федотова, Е.Е. Харламова, А.А. Ермакова. Волгоград, 2016. - 128 с.
47. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под редакцией В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 356 с.