ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 7
1.1. Сущность экономической безопасности 7
1.2. Механизм государственного управления экономической безопасностью 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) 27
2.1. Анализ уровня экономической безопасности регионов
Приволжского Федерального округа 27
2.2. Нормативно-правовые основы государственного управления в
сфере экономической безопасности 54
2.3. Программы государственного управления экономической
безопасностью в регионах Приволжского Федерального округа: современное состояние и анализ проблем 62
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 68
3.1. Формирование региональной системы управления в сфере экономической безопасности 68
3.2. Механизм дальнейшего обеспечения государственного управления экономической безопасностью 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 7
1.1. Сущность экономической безопасности 7
1.2. Механизм государственного управления экономической безопасностью 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) 27
2.1. Анализ уровня экономической безопасности регионов
Приволжского Федерального округа 27
2.2. Нормативно-правовые основы государственного управления в
сфере экономической безопасности 54
2.3. Программы государственного управления экономической
безопасностью в регионах Приволжского Федерального округа: современное состояние и анализ проблем 62
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 68
3.1. Формирование региональной системы управления в сфере экономической безопасности 68
3.2. Механизм дальнейшего обеспечения государственного управления экономической безопасностью 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В последнее время проблемы экономической безопасности России привлекает много внимания со стороны ученых. Это связано с возникновением все новых и новых угроз, которые отрицательно сказываются на экономике России, а также ее регионов. Экономика страдает, как и от внешних угроз, так и от внутренних, каждый раз переходя из одной стадии в другую. Зависимость от политических и экономических проблем, негативно сказывается на экономической ситуации в целом по стране. Для социально-экономического развития России, ее регионов необходимы возможности обеспечения не только экономической и демографической, но и социальной безопасности страны, учитывая, что в стране усиливается глобализация экономики.
Для каждого региона безопасность имеет свои особенности в формировании и функционировании региональных систем обеспечения экономической безопасности, путем определения параметров способных защищать национальные интересы экономики и населения.
Угрозы экономической безопасности рассмотрены в нормативно - правовых актах, регламентирующих стратегию развития России, ее регионов. На сегодняшний день у регионов сформирована экономическая система и политика, основанная на выборе стратегии экономического развития, которая представляет экономические интересы территориальных образований, населения и хозяйствующих субъектов. Экономические интересы регионов- это прежде всего благоприятные условия жизнедеятельности и социальных условий населения, эффективное использование производственного потенциала и природных ресурсов.
Степень научной исследованности темы. С самого начала экономических реформ проблема экономической безопасности в России стала актуальна для широкого круга ученых. Фундаментальными, основополагающими теоретическими и методологическими трудами в этом направлении являются работы таких известных ученых, как: Л.И. Абалкин, A. В. Архипов, К.Л. Астапов, В.А. Дворянков, А.А. Городецкий, Н.Н. Блинов, Е.Н. Борисенко, Е.М. Бухвальд, С.Ю. Глазьев, В.О. Исправников, К.Н. Кобрин, А.А. Куклин, В. И. Куликов, Л.Ф. Лебедев, В.И. Медведев, В.В. Маслаков, А.Н. Михайленко, А.А. Пороховский, А.Л. Пустуев, А.Н. Семин, B. К. Сенчагов, А.И. Татаркин и др. Однако региональные особенности обеспечения экономической безопасности в работах вышеуказанных ученых практически не освещены.
Теневые стороны достаточно изучены, но не определены меры, реализация которых позволила бы улучшить качество жизни. Недостаточная разработанность теории и методологии стратегии достижения экономической безопасности, отражающие состояние российской экономической науки, являются реальностью настоящего времени, которую необходимо сдвинуть с довольно низких позиций развития. Не создано ни единого обоснованного подхода к анализу экономической безопасности как региона в целом, так и отдельных предприятий. Научная проблема находится на стадии разработки, носит дискуссионный характер и требует дальнейшего изучения по отдельным территориям и предприятиям.
Объект исследования - экономическая безопасность территории.
Предмет исследования - особенности реализации системы государственного управления в сфере экономической безопасности в Приволжском федеральном округе.
Цель работы - проанализировать государственное управление в сфере экономической безопасности в регионах Приволжского федерального округа и разработать рекомендации по совершенствования системы государственного управления в сфере экономической безопасности Приволжского федерального округа.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы исследования государственного управления в сфере экономической безопасности.
- проанализировать практику государственного управления в сфере экономической безопасности (на примере регионов Приволжского Федерального округа),
- разработать пути совершенствования государственного управления в сфере экономической безопасности.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывавших параметры системы экономической безопасности на всех уровнях государственного управления, реалиуемые в рамках государственной политики (работы Абалкина Л. И., Архипова А. И., Глазьева С. Ю., Кейнса Дж. М., Львова Д. С, Медведева В. А., Мысляевой И. Н., Мюрдаля Г. К., Олейникова Е. А., Парето В., Пороховского А. А., Сенчагова В. К., Смита А., Татаркина А. И. и др.).
Методы исследования. При выполнении работы использованы методы системного анализа, позволяющего определить ключевые характеристики развития социально-экономических систем и определить ключевые закономерности их развития. Также использованы общенаучные методы синтеза, анализа, научной абстракции и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Во введении описаны актуальность, источниковая база исследования, определены объект, предмет, цель, задачи исследования, теоретико-методологическая база, структура работы.
Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов государственного управления в сфере экономической безопасности. В главе рассмотрена сущность экономической безопасности и определены механизмы ее обеспечения на уровне государственного управления.
Вторая глава посвящена анализу практики государственного управления в сфере экономической безопасности на примере Приволжского федерального округа. В главе дается характеристика социально-экономического развития Приволжского федерального округа, определены нормативно-правовые основы государственного управления в сфере экономической безопасности, проанализированы программы государственного управления экономической безопасностью в Приволжском федеральном округе, определены их современное состояние и проблемы.
Третья глава представляет собой предложения по совершенствованию государственного управления в сфере экономической безопасности. В главе представлены предложения по формированию региональной системы управления в сфере экономической безопасности, описан механизм дальнейшего обеспечения государственного управления экономической безопасностью.
В заключении приведены выводы, полученные в результате написания выпускной квалификационной работы.
Для каждого региона безопасность имеет свои особенности в формировании и функционировании региональных систем обеспечения экономической безопасности, путем определения параметров способных защищать национальные интересы экономики и населения.
Угрозы экономической безопасности рассмотрены в нормативно - правовых актах, регламентирующих стратегию развития России, ее регионов. На сегодняшний день у регионов сформирована экономическая система и политика, основанная на выборе стратегии экономического развития, которая представляет экономические интересы территориальных образований, населения и хозяйствующих субъектов. Экономические интересы регионов- это прежде всего благоприятные условия жизнедеятельности и социальных условий населения, эффективное использование производственного потенциала и природных ресурсов.
Степень научной исследованности темы. С самого начала экономических реформ проблема экономической безопасности в России стала актуальна для широкого круга ученых. Фундаментальными, основополагающими теоретическими и методологическими трудами в этом направлении являются работы таких известных ученых, как: Л.И. Абалкин, A. В. Архипов, К.Л. Астапов, В.А. Дворянков, А.А. Городецкий, Н.Н. Блинов, Е.Н. Борисенко, Е.М. Бухвальд, С.Ю. Глазьев, В.О. Исправников, К.Н. Кобрин, А.А. Куклин, В. И. Куликов, Л.Ф. Лебедев, В.И. Медведев, В.В. Маслаков, А.Н. Михайленко, А.А. Пороховский, А.Л. Пустуев, А.Н. Семин, B. К. Сенчагов, А.И. Татаркин и др. Однако региональные особенности обеспечения экономической безопасности в работах вышеуказанных ученых практически не освещены.
Теневые стороны достаточно изучены, но не определены меры, реализация которых позволила бы улучшить качество жизни. Недостаточная разработанность теории и методологии стратегии достижения экономической безопасности, отражающие состояние российской экономической науки, являются реальностью настоящего времени, которую необходимо сдвинуть с довольно низких позиций развития. Не создано ни единого обоснованного подхода к анализу экономической безопасности как региона в целом, так и отдельных предприятий. Научная проблема находится на стадии разработки, носит дискуссионный характер и требует дальнейшего изучения по отдельным территориям и предприятиям.
Объект исследования - экономическая безопасность территории.
Предмет исследования - особенности реализации системы государственного управления в сфере экономической безопасности в Приволжском федеральном округе.
Цель работы - проанализировать государственное управление в сфере экономической безопасности в регионах Приволжского федерального округа и разработать рекомендации по совершенствования системы государственного управления в сфере экономической безопасности Приволжского федерального округа.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы исследования государственного управления в сфере экономической безопасности.
- проанализировать практику государственного управления в сфере экономической безопасности (на примере регионов Приволжского Федерального округа),
- разработать пути совершенствования государственного управления в сфере экономической безопасности.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывавших параметры системы экономической безопасности на всех уровнях государственного управления, реалиуемые в рамках государственной политики (работы Абалкина Л. И., Архипова А. И., Глазьева С. Ю., Кейнса Дж. М., Львова Д. С, Медведева В. А., Мысляевой И. Н., Мюрдаля Г. К., Олейникова Е. А., Парето В., Пороховского А. А., Сенчагова В. К., Смита А., Татаркина А. И. и др.).
Методы исследования. При выполнении работы использованы методы системного анализа, позволяющего определить ключевые характеристики развития социально-экономических систем и определить ключевые закономерности их развития. Также использованы общенаучные методы синтеза, анализа, научной абстракции и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Во введении описаны актуальность, источниковая база исследования, определены объект, предмет, цель, задачи исследования, теоретико-методологическая база, структура работы.
Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов государственного управления в сфере экономической безопасности. В главе рассмотрена сущность экономической безопасности и определены механизмы ее обеспечения на уровне государственного управления.
Вторая глава посвящена анализу практики государственного управления в сфере экономической безопасности на примере Приволжского федерального округа. В главе дается характеристика социально-экономического развития Приволжского федерального округа, определены нормативно-правовые основы государственного управления в сфере экономической безопасности, проанализированы программы государственного управления экономической безопасностью в Приволжском федеральном округе, определены их современное состояние и проблемы.
Третья глава представляет собой предложения по совершенствованию государственного управления в сфере экономической безопасности. В главе представлены предложения по формированию региональной системы управления в сфере экономической безопасности, описан механизм дальнейшего обеспечения государственного управления экономической безопасностью.
В заключении приведены выводы, полученные в результате написания выпускной квалификационной работы.
Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, ее стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Государственное управление экономической безопасностью осуществляется посредством использования таких механизмов, как государственное регулирование экономики (в том числе внешнеэкономической деятельности); стратегическое планирование; ценовый механизм; финансово-кредитный механизм; налоговая система; хозяйственный и коммерческий расчет; организация производства, труда и управления на макро-, мезо- и микроуровнях. Совокупность применения указанных механизмов позволяет обеспечить экономическую безопасность на уровне государства и региона.
Обеспечение экономической безопасности является гарантией экономического развития и независимости страны, как показывает мировой опыт. Поэтому безопасность государства выражается в повышении эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов, в развитии социальных отношений, способности социально-экономической системы и ее структурных составляющих обеспечить возможность самовыживания и развития в условиях внутренних и внешних угроз, а также воздействия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов, обуславливающих кризисные явления в экономике.
Анализ практики государственного управления в сфере экономической безопасности ПФО показал, что существующая система не отвечает потребностям сложившейся социально-экономической ситуации. Проведенное исследование показало, что на уровне федерального округа деятельность по обеспечению экономической безопасности реализуется исключительно в форме мониторинга, что не ведет к позитивным сдвигам. Основная часть управления принадлежит регионам, что проявляется в высокой степени дифференцирования субъектов федерального округа по уровню обеспечения экономической безопасности: здесь представлены регионы, входящие в топ-10 среди субъектов РФ (Республика Татарстан, Нижегородская область, Республика Башкирия) и регионы-аутсайдеры (Республика Чувашия, Пермский край, Оренбургская область). В ПФО не разработана стратегия развития экономической безопасности на уровне округа, представлена лишь стратегия социально-экономического развития территории.
Большинство из регионов ПФО в целом превышают необходимый уровень экономической безопасности ВПО. В качестве лидеров можно выделить республику Мордовия, Саратовскую и Пензенскую области. В качестве аутсайдеров - Чувашскую Республику, Пермский край и Оренбургскую область.
Вместе с тем существуют внутренние риски и процессы, замедляющие социально-экономическое развитие регионов, связанные, в том числе, с проникновением преступности в жизненно важные сферы общества, а также деятельностью субъектов хозяйствования, которая развивается вне государственного учёта и контроля.
В результате анализа существующих проблем управления в сфере обеспечения экономической безопасности ПФО нами разработаны следующие рекомендации:
- формирование системы обеспечения региональной безопасности на уровне округа, для чего необходимо создать управление по экономической безопасности в рамках Аппарата ПФО, в полномочия которого будет входить не только мониторинг существующей ситуации в субъектах федерального округа, но и анализ существующих показателей, разработка компенсационных мероприятий, планирование развития ПФО на среднесрочный и долгосрочный период.
- включение стратегического планирования не только в разработку социально-экономического развития, но и непосредственно Стратегии экономической безопасности ПФО;
- выравнивание субъектов ПФО по уровню социально-экономического развития, а также обеспечения экономической безопасности;
- повышение инновационной составляющей в регионах, экономическое развитие которых базируется на сырьевой компоненте с целью обеспечения их экономической безопасности на долгосрочный период. Для эффективного развития ПФО необходимо создавать условия для эффективного взаимодействия государства, бизнеса и образования, чтобы ресурсом для подобных преобразований стала научная и образовательная деятельность. Инновации должны разрабатываться не только на отдельном предприятии под его конкретные задачи, но и в научно-образовательной сфере для совершенно различных аспектов жизнедеятельности человека.
В качестве механизмов усиления экономической безопасности ПФО следует назвать изменение нормативно-правовой базы, расширяющей полномочия руководства ПФО по управлению экономической безопасностью, активное использование системы индикаторов для оценки и прогнозирования экономической безопасности федерального округа.
Обеспечение экономической безопасности является гарантией экономического развития и независимости страны, как показывает мировой опыт. Поэтому безопасность государства выражается в повышении эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов, в развитии социальных отношений, способности социально-экономической системы и ее структурных составляющих обеспечить возможность самовыживания и развития в условиях внутренних и внешних угроз, а также воздействия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов, обуславливающих кризисные явления в экономике.
Анализ практики государственного управления в сфере экономической безопасности ПФО показал, что существующая система не отвечает потребностям сложившейся социально-экономической ситуации. Проведенное исследование показало, что на уровне федерального округа деятельность по обеспечению экономической безопасности реализуется исключительно в форме мониторинга, что не ведет к позитивным сдвигам. Основная часть управления принадлежит регионам, что проявляется в высокой степени дифференцирования субъектов федерального округа по уровню обеспечения экономической безопасности: здесь представлены регионы, входящие в топ-10 среди субъектов РФ (Республика Татарстан, Нижегородская область, Республика Башкирия) и регионы-аутсайдеры (Республика Чувашия, Пермский край, Оренбургская область). В ПФО не разработана стратегия развития экономической безопасности на уровне округа, представлена лишь стратегия социально-экономического развития территории.
Большинство из регионов ПФО в целом превышают необходимый уровень экономической безопасности ВПО. В качестве лидеров можно выделить республику Мордовия, Саратовскую и Пензенскую области. В качестве аутсайдеров - Чувашскую Республику, Пермский край и Оренбургскую область.
Вместе с тем существуют внутренние риски и процессы, замедляющие социально-экономическое развитие регионов, связанные, в том числе, с проникновением преступности в жизненно важные сферы общества, а также деятельностью субъектов хозяйствования, которая развивается вне государственного учёта и контроля.
В результате анализа существующих проблем управления в сфере обеспечения экономической безопасности ПФО нами разработаны следующие рекомендации:
- формирование системы обеспечения региональной безопасности на уровне округа, для чего необходимо создать управление по экономической безопасности в рамках Аппарата ПФО, в полномочия которого будет входить не только мониторинг существующей ситуации в субъектах федерального округа, но и анализ существующих показателей, разработка компенсационных мероприятий, планирование развития ПФО на среднесрочный и долгосрочный период.
- включение стратегического планирования не только в разработку социально-экономического развития, но и непосредственно Стратегии экономической безопасности ПФО;
- выравнивание субъектов ПФО по уровню социально-экономического развития, а также обеспечения экономической безопасности;
- повышение инновационной составляющей в регионах, экономическое развитие которых базируется на сырьевой компоненте с целью обеспечения их экономической безопасности на долгосрочный период. Для эффективного развития ПФО необходимо создавать условия для эффективного взаимодействия государства, бизнеса и образования, чтобы ресурсом для подобных преобразований стала научная и образовательная деятельность. Инновации должны разрабатываться не только на отдельном предприятии под его конкретные задачи, но и в научно-образовательной сфере для совершенно различных аспектов жизнедеятельности человека.
В качестве механизмов усиления экономической безопасности ПФО следует назвать изменение нормативно-правовой базы, расширяющей полномочия руководства ПФО по управлению экономической безопасностью, активное использование системы индикаторов для оценки и прогнозирования экономической безопасности федерального округа.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Разработка и реализация системообразующих инфраструктурных проектов в региональной экономике (на примере объектов транспортной инфраструктуры)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Структурная политика и совершенствование отраслевой структуры региональной экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Пути обеспечения экономической безопасности региона
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017



