Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия государственных органов власти с некоммерческими организациями 10
1.1. Взаимодействие государственных органов власти и некоммерческих
организаций: основные формы и направления 10
1.2. Механизм реализации процесса взаимодействии государственных
органов власти с некоммерческими организациями 19
Глава 2. Анализ практики взаимодействия государственной власти с некоммерческими организациями в регионах Уральского федерального округа 30
2.1. Характеристика современного состояния социально-экономического
развития Уральского федерального округа и возможные направления сотрудничества государства и некоммерческих организаций 30
2.2. Сравнительный анализ процесса взаимодействия государственной власти
с некоммерческими организациями в регионах Уральского федерального округа 41
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования процесса взаимодействия государственных органов власти с некоммерческими организациями в регионах Уральского федерального округа 56
3.1. Проблемы взаимодействия государственной власти и некоммерческих
организаций в регионах Уральского федерального округа 56
3.2. Направление совершенствования процесса взаимодействия государственной власти и некоммерческих организаций в регионах Уральского федерального округа 61
Заключение 69
Библиографический список 74
Актуальность темы исследования обусловлена той важной ролью, которую призван сыграть в жизни нашего общества зародившийся «третий сектор» - целостная система некоммерческих организаций, действующая в России, наряду с государством и бизнес сообществом. Действительно, он требует к себе особого внимания, поскольку практика последних лет показывает, что бесконтрольное его функционирование приводит к возникновению потенциальной угрозы нарушения прав и законных интересов не только его участников, но и других субъектов (например, органов исполнительной власти, коммерческих организаций). В связи с этим данная сфера общественных отношений закономерно подвергается прямому и косвенному воздействию со стороны российского государства. Вместе с тем памятуя о рыночных аспектах деятельности некоммерческих организаций, нельзя забывать и о существовании опасности ее «зарегламентированности», что может ослабить или даже нейтрализовать возможное положительное воздействие «третьего сектора» на экономику и на социальную сферу в целом.
Некоммерческие организации, как следует из их названия, создаются ни в целях извлечения прибыли, а для достижения благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ.
Несмотря на свой социальный статус, некоммерческие организации являются хозяйствующими субъектами. Они имеют в своем распоряжении и в собственности имущество и денежные средства. Совершают гражданско- правовые сделки, принимают на работу наемных работников. Открывают счета в коммерческих банках, участвуют в перераспределении финансов. То есть ведут активную экономическую и финансовую деятельность.
Несмотря на то, что в нашей стране все больше и больше возникает и регистрируется некоммерческих организаций, степень разработанности темы их финансов и источников формирования остается не разработанной в достаточной степени. Недостаточное количество статей написано, выпущено мало научной литературы, монографий и пр.
Широкий круг социальных проблем, таких, как поддержка социально уязвимых слоев населения (дети, молодежь, ветераны, беженцы, инвалиды и пр.), отстаивание права граждан на здоровую окружающую среду, организация досуга, социальная реабилитация и т.д., давно и успешно решается во всем мире неправительственными (негосударственными и немуниципальными) некоммерческими организациями. Именно они, а не коммерческие организации, с их нацеленностью на максимальное извлечение прибыли, и не государство в силу своей инертности, консерватизма и ограниченности ресурсов и идей занимаются конкретным человеком и его проблемами.
Специфика деятельности некоммерческих организаций определяет особенности функционирования их финансов. В отличие от коммерческих организаций, где финансы служат интересам их собственников (акционеров), чья деятельность направлена на максимальное получение прибыли, задачами некоммерческих организаций является целевое использование полученных средств.
Деятельность российских государственных органов управления в соответствии с осуществляемыми преобразованиями характеризуется повышением прозрачности и демократичности, формированием партнерских отношений между представителями власти и субъектами гражданского общества.
Несомненно, некоммерческие организации имеют множество потенциальных возможностей и ресурсов, чтобы играть важную роль в экономической и социальной жизни государства. Также некоммерческие организации в перспективе могут стать одним из ключевых факторов в решении многих социально экономических проблем, особенно связанных с дефицитом качественных социальных услуг, в том числе в сфере социального обслуживания населения. Актуальность развития сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг нашло отражение в Концепции долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662- р.
Департаментом стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития РФ, отвечающего за реализацию мер по поддержке социально ориентированных НКО, отмечено: «Представители социально ориентированных НКО зачастую не только вносят вклад в решение конкретных социальных проблем, но и являются экспертами в области социальной политики».
Однако, следует отметить, что достаточно активно происходящие процессы взаимодействия еще не достигли своего возможного уровня развития в сравнении с тем, что можно наблюдать за рубежом.
Есть много нерешенных задач, одна из них - это развитие взаимодействия государственных органов управления и некоммерческих организаций, для которого характерны высокий уровень партнерских отношений. Развитие партнерских отношений, несомненно, предполагает доработку нормативно правовой базы, в частности, необходимую для успешного участия некоммерческих организаций в системе оказания государственных социальных услуг.
Для достижения партнерских отношений НКО и органов власти, по нашему мнению, необходимо устранить препятствия, особенно в вопросах информационной открытости и развития различных форм поддержки НКО органами власти.
Степень научной разработанности проблемы. Философско методологическим и прикладным проблемам социальной политики уделяется много внимания. Среди научных исследований по данному направлению наиболее интересны труды таких авторов как С. Абакумов, А. П. Павлов, М. Г. Дмитриев, И. В. Мерсиянова, С. Салменниеми, К. Г. Чагин, В. Шумейко.
Проблемы становления и функционирования моделей социальной политики, анализ позитивных и негативных сторон, а также пути реформирования социальной политики представлены в трудах Е. В. Белокурова, Ю. П. Лисовского, Г. Г. Пироговой.
Необходимо выделить публикации, посвященные проблемам взаимодействия государственного и коммерческого секторов в сфере социальной политики, таких авторов как В. В. Зритнев, Л. Н. Проскурякова и другие.
Однако, целесообразнее изучать вопросы социального партнерства комплексно, а именно во взаимодействии трех секторов.
Анализ социального партнерства трех секторов (государственного, коммерческого и общественных организаций) представлен в исследованиях, выполненных коллективом таких авторов как М. Либоракина, О. Е. Пазына, В. Якимец.
Интересны работы, посвященные становлению и формированию гражданского общества в России, а также участию общественных организаций в данных процессах: это труды Дж. Бредли, А. Н. Коновалова, И. Задорина, Д. Зайцева, С. Хендерсона, Ю. М. Резника, Ф. Шмиттера и другие.
Теоретической основой исследования послужили труды следующих авторов: М.Б. Горный, А. Тарасенко, Я.С. Ясницкая, Н. Л. Хананашвили и др.
Объект выпускной квалификационной работы - некоммерческие организации в регионах Уральского Федерального округа.
Предмет выпускной квалификационной работы - проблемы взаимодействия государственных органов власти с некоммерческими организациями в регионах Уральского Федерального округа.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование процесса взаимодействия государственных органов власти с некоммерческими организациями в регионах Уральского Федерального округа и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса взаимодействия государственных органов власти с некоммерческими организациями в регионах Уральского Федерального округа.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить взаимодействие государственной власти и некоммерческой организации: основные формы и направления.
2. Рассмотреть механизм реализации взаимодействии государственных органов власти с некоммерческими организациями.
3. Дать характеристику современного состояния социально-экономического развития Уральского федерального округа и возможные направления сотрудничества государства и некоммерческих организаций.
4. Провести сравнительный анализ процесса взаимодействия государственной власти и некоммерческой организации в регионах Уральского федерального округа.
5. Выявить проблемы взаимодействия государственной власти и некоммерческой организации в регионах Уральского федерального округа.
6. Предложить направление совершенствования процесса взаимодействия государственной власти и некоммерческой организации в регионах Уральского федерального округа.
Источниковую базу исследования составили такие нормативно-правовые акты, как Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и др.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют положения науки теории государственного управления, теории и практики развития некоммерческих организаций.
Методологической базой исследования послужили методы сравнительно-аналитического, функционального, управленческого анализов применительно к некоммерческим организациям, а также общенаучные методы: абстракции, индукции и дедукции, количества и качества в их взаимосвязи.
Использованы статистические данные официальных источников, материалы российской и всемирной сетей Интернет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучено взаимодействие государственной власти и некоммерческой организации: основные формы и направления, рассмотрен механизм реализации взаимодействии государственных органов власти с некоммерческими организациями.
Во второй главе выпускной квалификационной работы дана характеристика современного состояния социально-экономического развития Уральского федерального округа и возможные направления сотрудничества государства и некоммерческих организаций, проведен сравнительный анализ процесса взаимодействия государственной власти и некоммерческой организации в регионах Уральского федерального округа.
В третьей главе выпускной квалификационной работы выявлены проблемы взаимодействия государственной власти и некоммерческой организации в регионах Уральского федерального округа, предложены направление совершенствования процесса взаимодействия государственной власти и некоммерческой организации в регионах Уральского федерального округа.
В заключение выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Участие некоммерческих организаций в реализации целевых социальных программ является самой широкой формой участия в реализации региональной социальной политики.
В процессе взаимодействия с организациями третьего сектора экономики органы государственной власти оказывают влияние на осуществление деятельности некоммерческими организациями, используя определенные механизмы и тем самым способствуя формированию наиболее благоприятного климата для их развития и повышения их конкурентоспособности в сфере предоставления социальных услуг.
Анализ практики сотрудничества между органами государственной власти и некоммерческими организациями позволяет разработать механизм сочетания «баланса интересов», который выражается:
1) для органов государственной власти:
- в получении новых идей, проектов, разработанных некоммерческими организациями;
- в получении помощи добровольцев некоммерческих организаций; - в привлечении дополнительного финансирования в отдельные сферы деятельности, решение задач которых возложено на государство;
- в получении консультационной и методической помощи в вопросах, в которых в большей степени компетентны некоммерческие организации;
- в получении необходимой информации, в том числе аналитической, от некоммерческих организаций;
- в получении образовательных программ для государственных (муниципальных) служащих;
2) для некоммерческой организации:
- в получении имущественной поддержки от органов государственной власти;
- в получении финансовой поддержки (гранты, государственный социальный заказ и др.) - в получении необходимой информации от органов государственной власти;
- в обучении сотрудников организации;
- в получении методической помощи от органов государственной власти;
- в содействии в доведении предложений и проектов некоммерческих организаций в органы государственной или муниципальной власти.
В выпускной квалификационной работе нами был проведен анализ взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти в регионах Уральского федерального округа.
По нашему мнению, сегодня в Уральском федеральном округе наблюдается достаточно высокий уровень взаимодействия НКО с государственными органами управления. Характер отношений приближается к социальному партнерству.
Безусловно, одним из основных видов поддержки некоммерческих организаций является оказание им финансовой поддержки, но также применяются и механизмы нематериальных поощрений деятельности НКО (в форме почетных поощрений на публичных конкурсах, подарках с вручением на сцене). За счет повсеместного оказания методической поддержки в форме консультаций как при личных приемах, так и по телефону, поддерживаются информационная открытость и прозрачность в отношениях государственных органов власти с НКО, особенно по вопросам, касающихся выделения субсидий из областного бюджета.
Из проведенного анализа взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций регионов Уральского федерального округа, нами был сделан вывод, что социальный эффект от взаимодействия государственных органов и некоммерческих организаций наиболее высок в Свердловской области. Повышение компетентности НКО, особенно социально ориентированных, положительно сказывается на выборе приоритетных задач, направлений, и проектов, на экономических расчетах, подтверждающих целесообразность и эффективность выбранных проектов.
На основе полученных результатов исследования в рамках выпускной квалификационной работы, нами выявлены следующие основные проблемы взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций в регионах Уральского федерального округа:
1. Нехватка финансирования некоммерческих организаций из муниципального бюджета.
2. Частота взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти средняя, в том числе и потому, что органы государственной власти регионов организуют недостаточное количество мероприятий, дающих некоммерческим организациям возможность взаимодействовать.
3. Лишь очень небольшое количество некоммерческих организаций регионов УФО принимает участие в такой форме взаимодействия с органами государственной власти как тендер в рамках социального заказа, что свидетельствует о малом количестве высококвалифицированных специалистов в рядах некоммерческих организаций.
Нами были указаны следующие факторы, сдерживающие развитие третьего сектора в регионах Уральского федерального округа:
1. Частота взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти средняя, в том числе и потому, что органы государственной власти регионов организуют недостаточное количество мероприятий, дающих некоммерческим организациям возможность взаимодействовать, например, в Ханты-Мансийском АО - Югра.
2. В некоторых регионах Уральского федерального округа, таких как, Ханты-Мансийский АО - Югра, Ямало-Ненецкий АО, Челябинская область - недостаточное количество количество зарегистрированных НКО по отношению к общему числу юридических лиц в регионе
3. Недостаточное количество нормативно-правовых актов,
регулирующих НКО, например в Ямало-Ненецком АО.
4. Недостаточное количество региональных программ поддержки СО НКО, например, в Челябинской области.
Для устранения выявленных проблем в выпускной квалификационной работе разработаны предложения по совершенствованию взаимодействия, реализация которых, на наш взгляд, может оказать положительный социальный эффект, состоящий в следующем:
- более полное и эффективное использование потенциала некоммерческих организаций для влияния на формирование благоприятной социальной среды;
- более динамичное и устойчивое развитие социально ориентированных некоммерческих организаций и некоммерческого сектора в целом;
- увеличение объемов и качества услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями;
- подготовленный кадровый резерв из руководителей и наиболее активных членов некоммерческого сектора;
- рост гражданской активности через вовлечение граждан (из числа НКО) в управление жизнью муниципального образования;
- расширение межсекторного взаимодействия на базе развития такого типа отношений как социальное партнерство;
- повышение привлекательности и престижности НКО, как для потенциальных работников, так и для потенциальных инвесторов;
- условия для создания дополнительных рабочих мест в самих НКО, действующих в регионах Уральского федерального округа.
Таким образом, реализация предложенных нами направлений по совершенствованию взаимодействия НКО с органами государственной власти в регионах Уральского федерального округа позволит обеспечить более полное и эффективное использование потенциала некоммерческих организаций в формировании благоприятной социальной среды, обеспечить за счет расширения оказания финансовой и иных видов поддержки более динамичное и устойчивое развитие социально ориентированных некоммерческих организаций, обеспечить рост объемов и качества услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями, сформировать подготовленный кадровый резерв из представителей некоммерческого сектора, обеспечить рост демократизации гражданской активности через вовлечение граждан в управление жизнью региона, содействовать формированию отношений, характеризующихся как социальное партнерство, сделать «третий сектор» привлекательным и престижным как для потенциальных работников, так и для потенциальных инвесторов.
Для дальнейшего развития «третьего сектора» требуется совершенствование правовой базы; установление партнерских отношений с органами власти; разработка и реализация специальных программ поддержки НКО; широкое распространение опыта наиболее успешных некоммерческих организаций; расширение социальной базы НКО; вовлечение в общественную деятельность молодежи; создание структур, призванных координировать работу различных НКО; формирование позитивного имиджа НКО среди жителей регионов Уральского федерального округа; проведение научных исследований проблем функционирования «третьего сектора» в региональном социуме.
1. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (с изм. от 9 марта 2016 г. N 67-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 3. - ст. 145; Российская газета от 11 марта 2016 г. N 51.
2. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных
объединениях" (с изм. от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ) // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 21. - ст. 1930; 2016 г. N 5 ст. 559.
3. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с изм. от 5 мая 2014 г. N 103-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 33. - ст. 3340; 2014. - № 19. - ст. 2308.
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2553- р (действующая редакция) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - URL: http: //www.consultant.ru/popular/bankrupt/.
2) Монографии
5. Citizen Participation in Government / M. Munro-Clark (Ed.). Hale and Iremonger: University of Sydney, 1992. - 349 p.
6. Diamond L. Promoting Democracy in the 1990s: Actors an Instruments, Issues and Imperatives. N. Y.: Carnegie Corporation of New York, 1995. - 516 p.
7. Абакумов С. Государство и власть: противники или партнеры? Книга V. - М.: Галерия, 2005. - 296 c.
8. Белокурова Е. В. Государство и благотворительные организации: трансформация моделей взаимодействия // Благотворительность в России. 2001: Социальные и исторические исследования / Под общ. ред. О. Л. Лейкинда. - СПб.: Лики России, 2001. - 688 с.
9. Горный М. Б. Взаимодействие НКО и власти: общие тенденции и опыт Санкт-Петербурга // Публичная политика -2007. - СПб.: Норма, 2007. - 264 с.
10. Зритнев В. В. Межинституциональное взаимодействие региональной исполнительной власти и гражданского общества. Диссертация. М.: Ставрополь. 2014 - 206 с.
11. Коновалова А. Н., Якимец В. Н. Гражданское общество в
реформируемой России. - М.: ГУУ, 2002. - 116 с.
12. Неправительственные. Десятилетие выживания / Под ред. Д. А. Колбасина. Казань: Отечество, 2008. - 244 с.
13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
14. Пазына О. Е. Теоретико-методологические аспекты управления некоммерческими организациями в условиях рыночной экономики: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Саратов, 2006. - 239 с.
15. Повышение эффективности государственных инвестиций в сектор социально-ориентированных (СО) НКО. The Boston Consulting Group. - М., 2011.
16. Проскурякова Л.Н. Выстраивание действенной политики взаимодействия с общественностью Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития и российскими органами исполнительной власти. - СПб.: Норма, 2006. - 317 с.
17. Резник Ю. М. Гражданское общество: теоретико-методологические аспекты социокультурного анализа / Ю. М. Резник, Т. Е. Резник. - М.: 2010. - 560 с.
18. Тарасенко А. Инкорпорирование некоммерческих организаций в процесс государственного управления России. Пути модернизации: траектории, развилки и тупики. - СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2010. - 479 с.
19. Чагин К. Г. Механизмы доступа НКО к бюджетному финансированию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере: муниципальный/государственный заказ и целевые потребительские субсидии // Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах. Практика межсекторного взаимодействия: практ. пособие / под ред. А. Е. Шадрина. - М.: Агентство социальной информации, 2010. - С. 280-311.
20. Якимец В. Н. Социальное партнерство в России: исследования, механизмы, опыт // Социальное партнерство. Российский опыт. Год 2000. - СПб.: Интерлэнт, 2001. - С. 30-72.
21. Ясницкая Я. С. Система управления общественным сектором экономики региона в сфере предоставления социально значимых благ: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Казань, 2009. - 201 с.
3) Статьи из периодических изданий
22. Henderson S. Selling Civil Society: Western Aid and the NGOs Sector in Russia // Comparative Political Studies. - 2002. - № 2. - P. 139-167.
23. Задорин И., Зайцев Д., Римский В. Гражданское общество в России в ближайшем будущем: результаты экспертного исследования // Полития. - 2009. - № 4. - С. 143-157.
24. Дмитриев М. Г. Оптимальный объем властных полномочий в социально-экономической иерархии по критерию удельного потребления / М. Г. Дмитриев, А. А. Павлов, А. П. Петров // Информационные технологии и вычислительные системы. 2007. № 4. С. 4-11.
25. Мерсиянова И. В. Коммуникативное пространство органов власти и общественности на муниципальном уровне // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2008. - № 3. - С. 197-211.
26. Салменниеми С. Теория гражданского общества и постсоциализм // Журнал исследований социальной политики. - 2009. - Т. 7. - № 4. - С. 439.
27. Хананашвили Н. Л. Авторская концепция системы взаимодействия органов власти Российской Федерации с негосударственными некоммерческими организациями // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 10. - С. 3-14.
28. Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Полис. - 1996. - № 5. - С. 16.
4) Ресурсы Интернет
29. Выступление Я. Кузьминова на Заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека 23 ноября 2009 года [Электронный ресурс] // Портал НКО: законы развития - 2013. - - Режим доступа: URL:http://www.nkozakon.ru/materials comments/224.htm,свободный.
30. О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2014 год. Доклад общественной палаты [Электронный ресурс] // Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации. - Режим доступа: https://www.oprf.ru/files/oprf dokladsociety a4 122014 184p
_rus_blok _corr_4_ preview postr.pdf,свободный.
31. Об обеспечении в 2014 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина [Электронный ресурс] // Гражданский форум Уральского федерального округа. - Режим доступа:http: //gf-urfo .ru/news/prodleny-srokipodvedeniya-itogov-vtorogo-konkursa-na-poluchenie-finansovoj-podderzhki-vsootvetstvii-s-rasporyazheniem-prezidenta-rf-11 -rp-ot- 17-yanvarya-2014-goda-obobespechenii-v-2014-godu-gosud/,свободный.
32. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/,свободный.
33. Политика: Фонд Костина призывает НКО сменить ориентацию [Электронный ресурс] // Фонд развития гражданского общества. - Режим доступа:http://civilfund.ru/article/1077,свободный.
34. Третий сектор в России: текущее состояние и возможные модели развития [Электронный ресурс] // Фонд развития гражданского общества. - Режим доступа:http://civilfund.ru/mat/view/20,свободный.
35. Третий сектор возвращают людям [Электронный ресурс] //Агентство федеральных расследований. - Режим доступа:http://flb.ru/info/54173.html,свободный.