Введение 3
Глава 1. Теоретическо-методические аспекты формирования лингвистической компетенции студентов бакалавриата 9
1.1 Развитие содержания понятия «лингвистическая компетенция» в
теории и методике обучения иностранному языку 9
1.2 Принципы формирования лингвистической компетенции у
студентов в процессе обучения английскому языку 24
1.3 Технологии формирования лингвистической компетенции
студентов в системе вузовской подготовки 34
Выводы по главе 1 52
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования лингвистической компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе 55
2.1. Методическая системно-ориентированная модель формирования
лингвистической компетенции студентов 55
2.2. Методическое обеспечение процесса обучения, направленного на
формирования лингвистической компетенции студентов по направлению «Педагогика (с двумя профилями подготовки) 69
2.3. Результаты экспериментального исследования 85
Выводы по главе 2 93
Заключение 94
Список литературы 96
Приложение
Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется перманентными изменениями в социально-экономической и политической жизни в условиях формирования единого образовательного пространства в рамках реализации Болонского процесса и подготовки к переходу на федеральные образовательные стандарты нового поколения. Другими словами, новые условия Европейского и Российского образования характеризуются глобализацией, новыми коммуникационными технологиями, иностранным языком в качестве языка международного общения. Учитывая эти условия, структура образования претерпевает значительные изменения, происходит переход от теоретического характера к практической направленности. В связи с этим, существует необходимость сформировать лингвистическую компетенцию у будущих специалистов и вывести их на новый уровень владения языком. Осуществление формирования лингвистической компетенции, которая в свою очередь, позволит им успешно реализовывать иноязычную коммуникацию в рамках профессиональной деятельности.
Сегодня Министерство образования РФ определяет в качестве основной задачи профессионального высшего образования подготовку «квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов».
Актуальность исследования обусловлена тем, что лингвистическая компетенция занимает особое место среди ряда общих и специальных компетенций, которыми должны владеть студенты, осваивающие профессиональные образовательные программы для способности межкультурного опосредованного и непосредственного общения, что является одной из самых важных проблем.
Основа разработки содержания лингвистической компетенции была за ложена еще в 19 в. (в работах А.Д. Алферова, Ф.И. Буслаева, В.И. Водовозова, В.А. Добромыслова, В.А. Малаховского, Н.С Позд някова, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского, Ф.Ф. Фортунатова, В.И. Чернышева, А.А. Шахматова и др.). На протяжении двух столетий происходило его уточнение, определение компонентного состава, методов и приемов формирования, направлений.
Итак, необходимость разработки данной проблемы исследования обусловлена противоречиями между:
• социальным заказом общества в овладении лингвистической компетенцией студентами-филологами и инертностью традиционной методической системы обучения иностранному языку;
• необходимостью формирования лингвистической компетенции студентов бакалавриата в процессе обучения английскому языку и не разработанностью целостной методической концепции её формирования.
Объект исследования - методика преподавания иностранного языка в вузе.
Предмет исследования - формирование лингвистической компетенции студентов бакалавриата в процессе обучения иностранному языку.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и разработка методики формирования лингвистической компетенции в процессе изучения английского языка студентами бакалавриата.
Гипотеза исследования формирования лингвистической компетенции студентов бакалавриата в процессе обучения английскому языку будет эффективной если:
1) обеспечить структурирование знаний единиц языка (фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических) для порождения речевой деятельности;
2) разработка когнитивно - коммуникативных заданий,
способствующих развитию основных видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо);
3) определить технологии формирования лингвистической компетенции;
4) разработать системно-ориентированную модель формирования лингвистической компетенции студентов бакалавриата.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия лингвистической компетенции в теории и методике обучения иностранному языку и дать характеристику различным подходам и принципам обучения английскому языку студентов бакалавриата;
2. Разработать системно-ориентированную модель формирования лингвистической компетенции студентов бакалавриата;
3. Определить методическое обеспечение формирования лингвистической компетенции студентов и экспериментально проверить его эффективность.
Цель и задачи исследования определили выбор следующих методов и методик исследования:
а) когнитивно-обобщающие: изучение и анализ теоретических исследований в области лингвистики, психолингвистики, философии, теории методики обучения иностранным языкам; анализ лингвистических и социокультурных требований к уровню подготовки студентов бакалавриата;
б) диагностические: анкетирование студентов, наблюдение;
в) экспериментальные: обучающий эксперимент, срезы;
г) статистические: обработка экспериментальных данных.
Теоретико-методологической основой исследования являются базовые положения отечественных и зарубежных исследований в области:
- методики и лингводидактики (Т.Н. Астафурова, Н.В. Баграмова, Н.В. Барышников, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Н.Ф. Коряковцева, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, А.Н. Шамов, С.Ф. Шатилов, H.J Brown, C.J. Brumfit, Celce M. Murcia, S.L Hilles, J. Harmer, R. Oxford, P. Ur);
- психологии (В.А. Артемов, Б.В. Беляев, Л.Д. Доблаев, И.А. Зимняя, Н.И. Жинкин, З.И. Клычникова, А.А. Леонтьев, Г.Д. Чистякова);
- концепции языковой картины мира (Ю.Д. Апресян, Г.В. Колшанский, Е.С. Кубрякова, В.Н. Телия, E. Sapir, B. Whorf);
- диалоговой концепции культуры (М.М. Бахтин);
- лингвокультурологии (В.В. Воробьев, Н.И. Маслова, В.Н. Телия);
- лингвострановедения (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Г.Д. Томахин);
- психолингвистики (Ю.С. Степанов, Е.Ф. Тарасов, C. Hockett, К. Hale).
В качестве справочной литературы использовались толковые, энциклопедические, фразеологические словари, словари английского языка и культуры.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- раскрыта сущность лингвистической компетенции в теории и методике обучения иностранным языкам;
- разработана системно-ориентированная модель формирования лингвистической компетенции студентов бакалавриата;
- определено методическое обеспечение формирования
лингвистической компетенции студентов и экспериментально проверена его эффективность.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы преподавателями высшей школы, учителями и специалистами системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в процессе обучения английскому языку обучающихся на разных уровнях образования.
Структура работы традиционна. Исследование состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложения.
В первой главе «Научно-методические основы формирования лингвистической компетенции» раскрывается понятие компетенции и лингвистической компетенции, принципы преподавания иностранных языков.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная проверка эффективности комплекса упражнений основанного на материалах художественных текстов и направленного на формирование лингвистической компетенции рассматриваются виды упражнений направленных на формирование лингвистической компетенции, описывается разработка комплекса упражнений, его интеграция в процесс обучения и осуществляется экспериментальная проверка эффективности исследования.
В заключении кратко подводятся итоги исследования.
Аппробация.
Основные положения исследования были представлены на Научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета (Казань, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет», 2016). По результатам исследования были опубликованы три статьи:
1. Развитие понятия «Лингвистическая компетенция» в теории и методике преподавания иностранных языков
2. Формирование лингвистической компетенции в процессе преподавания иностранного языка.
3. Методическая системно-ориентированная модель формирования лингвистической компетенции студентов
Положения выносимые на защиту:
- теоретическо-методические аспекты формирования лингвистической компетенции;
- методическое обеспечение формирования лингвистической компетенции в процессе обучения иностранному языку.
В последние годы исследовательский интерес к модернизации отечественного образования и моделированию образовательного процесса значительно вырос в связи с глобализацией мировой экономики и вхождением нашей страны в систему Болонского процесса. Становится все более очевидным, что в современном меняющемся мире профессиональная деятельность человека предусматривает необходимость непрерывного образования, постоянного повышения профессиональной компетентности.
Проведённое исследование подтвердило важность решения проблемы, состоящей в повышении уровня сформированности лингвистической компетенции в условия обучения иностранному языку на современном этапе развития высшего языкового филологического образования. С этой целью нами были изучены компетенции и их классификации, выявлены теоретические и методические закономерности построения процесса формирования лингвистической компетенции, был составлен новый комплекс заданий, способствующий более эффективному формированию лингвистической компетенции в процессе обучения иностранному языку.
Для лучшего усвоения новой лексики ее необходимо более продуктивно предъявлять и активизировать на основе смыслового связного текста, включать в разнообразную речевую практику. Эффективность усвоения новых слов, как отмечается учеными, возрастает при осмысленном способе запоминания, возможном в случае развития словесно-логической памяти на достаточном уровне; при ассоциативной и иерархической организации лексического материала в памяти; при наличии мощного мотивационного фактора.
Чтобы более успешно работать с ногой лексикой, мы предлагаем использовать задания на эквивалентные замены, на генерализацию и конкретизацию смысла, на выход в монологическую и диалогическую дата, замену нединамичного написания словарных диктантов заданиями типа поиск слов (wordsearch) и решение кроссвордов на скорость среди одногруппников.
Необходимо увеличить количество упражнений, имеющих своей целью формирование лингвистической компетенции. Так студенты вначале упражняются в составлении фраз-высказываний и усваивают определенные языковые средства построения речевых высказываний. В результате у них формируются установки на активное употребление фразовой речи, концентрируется внимание к речи педагога, к собственным высказываниям.
Происходит успешное формирование иноязычной лингвистической компетенции.
Выводы:
1. исследованы существующие подходы к проблеме (формирования иноязычной лингвистической компетенции;
2. рассмотрены принципы и методы обучения иностранному языку студентов филолого, выявлены их преимущества и недостатки;
3. на основе полученных результатов предложен комплекс заданий, направленных на формирование лингвистической компетенции у студентов 5 курса специальности «Преподавание русского языка и английского языка» Педагогика (с двумя профилями подготовки).
4. осуществлена опытная проверка предлагаемого комплекса заданий, выявлена их эффективность в процессе обучения иностранному языку
Однако данное исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы формирования лингвистической компетенции у будущих преподавателей иностранного языка. Оно открывает новое направление исследований и делает актуальным более глубокое изучение проблем сформированности лингвистической компетенции не только средствами одной дисциплины, но и средствами других дисциплин.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. СПб.: Златоуст, 1999. 472 с.
2. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В.И. Байденко.
3. Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения
иностранному языку в педагогическом вузе. М.: Вюш. школа, 1989. 103 с.
4. Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. М.: Новая школа, 1995. 59 с.
5. Вятютнев М. Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков // ИЯШ. № 6. 1975. С. 564.
6. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического
исследования [Текст] / И. Р. Гальперин - М.: Наука, 1981. - 240 с.
7. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. учеб. заведений. -6-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009.
8. Гончарова, Н. Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме [Текст] / Н. Л. Гончарова // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Сер. «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5. - С. 16-23
9. Гончарова Н.А., Кретинина Г. В. Принципы развития иноязычной лингвистической компетенции студентов-филологов (на материале национальных вариантов английского языка) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2009. - № 2. -С. 32-39.
10. Гридина, Т.А. Языковая игра: Стереотип и творчество / Т.А. Гридина. - Екатеринбург, 1996.
11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма
результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-32;
12. Ильясова, С.В. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы / С.В. Ильясова, Л.П. Амири. - М., 2009.
13. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст]: учебное пособие / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Устинова - М.: Академия, 2000. - 264 с.
14. Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // ИЯШ. № 1. 1985. С. 10-14.
15. Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1984. № 6. С. 64—7.
16. Михалкина И. В. Коммуникативное и языковое содержание
обучения профессиональному общению специалистов в области
внешнеэкономических связей: дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. 179 с.
17. Мусницкая Е.В. Научною опулярный текст в обучении
иноязычной речевой деятельности. // ИЯШ. - 2004. - №2.
18. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике. Страстбург, 2001. Перевод под общ. ред. проф. К. М. Ирисхановой. М.: МГЛУ, 2005. 248 с.
19. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. - М., 2003.
20. Оглуздина Т. П. Развитие содержания понятия «языковая
компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам // Вестник Томского государственного педагогического
университета. - 2011. - Вып. 2 (104). - С. 91-94.
21. Пыркова Т.А. Структурные компоненты лингвистической компетенции студентов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 7. Т. 3. С. 178-183.
22. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 237 с.
23. Сафонова В. В. Проблемные задания на уроках английского
языка. - М.: «Еврошкола», 2001. - 272 с
24. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению
иностранному языку как специальности: дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Сафонова. - М., 1992.
25. Седов, К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. - М., 2004.
26. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. К.А. Абульхановой-Славской и др. М.: Совершенство, 1998. С. 142.;
27. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976. 350 с.
28. Современные языки: изучение, преподавание, оценка.
«Общеевропейские компетенции владения иностранным языком». Проект 2. Совет по культурному сотрудничеству. Комитет по образованию. Страсбург, 1996. 145 с.
29. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном языке. СПб.: «Златоуст», 2000. 224 с.;
30. Тараскина Я. В. Проектная методика как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза: немецкий язык, 2 курс: Дисс. ... канд. пед. наук. -Улан-Уде, 2003. - 206 с.
31. Трубина Л.А. Вариативная подготовка педагогических кадров: Традиции. Новые подходы. Проблемы. Материалы к седьмому заседанию методологического семинара 17 мая 2005 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 108 с.;
32. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972.
33. Хохлова Е. А. Лингво-педагогическая модель обучения грамматике на основе проблемного подхода // Проблемный метод в обучении иностранному языку в школе и вузе. - Нижневартовск: НГПИ, 2005. - С. 69-79.
34. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2005. № 2. С. 58-64.
35. Шаховский, В.И. Лингвистическая теория эмоций / В.И.
Шаховский. - М., 2008.
36. Bachman L. F. Fundamental Considerations in Language Testing. Oxford: Oxford University Press, 1990. 408 p.
37. Canale M. From communicative competence to communicative language pedagogy // Language and communication / Ed. by J. C. Richards, R. W. Schmidt. -Longman, 1983. - 276 p.
38. Harmer J. Teaching and Learning Grammar. - Longman, 2007. - 71 p. Hymes D. H. Sociolinguistics. Penguin Education, 1972.
39. Modern languages: learning, teaching, assessment. A comion European framework of reference. - Strasburg, 1996. - 260 p.
40. Moirand S. Enseigner a comminiquer en langue etrangere. Paris, 1990. 188 p.
41. Thornbury S. How to teach grammar / jjj Ed. by J. Harmer. - Longman: Pearson education limited, 1999. - 182 p.
42. Van Ek J. A. Objectives for foreign language learning. Vol. 1: Scope. Strasbourg, Council of Europe Press, 1986. 89 p.
43. Zaorrob M. L. Games for Grammar Practice. - Cambridge University Press, 2006. - 114 p.