Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Садово-парковые комплексы Кореи во времена эпох Коре и Чосон

Работа №53500

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
344
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Зарождение корейской традиции садово-паркового искусства 9
§1.1 Истоки садово-парковой культуры Кореи. Первые садово-парковые комплексы 9
§1.2 Основные характеристики и элементы традиционного корейского сада 20
Глава П. Садово-парковые комплексы в периоды Коре и Чосон 31
§2.1 Сады эпохи Корё 31
§2.1 Сады эпохи Чосон 41
Заключение 56
Список литературы 60
Приложения

Мир Востока всегда был загадкой для европейцев. Он был таинственным, манящим, другим, в его изучении до сих пор заинтересованы учёные. Однако если Китай и Япония начали изучать в XVI-XVH вв., и исследования давали множество информации, то по отношению к Корее в это время появлялись лишь обрывочные сведения. Углубленное изучение Кореи началось гораздо позже.
Именно поэтому также и культура корейского государства до сих пор остается загадкой для исследователей. Ведь многое не изучено, о многом не сказано. Многие утверждают, что корейская культура не имеет ничего своего и переняла всё от китайской и японской культур, ввиду исторического прошлого Кореи. Однако есть и те, кто считает, что корейская культура самобытна, имеет свои особенности.
История развития корейской культуры - это, прежде всего, история самой Кореи, которая представляет собой неотъемлемую часть становления и развития сокровищницы мировой культуры. Учитывая две точки зрения на культуру Кореи, было бы ошибочным отрицать её общность с культурами дальневосточного региона. В странах Центральной и Восточной Азии существовали общие мировоззренческие и философские традиции, их народы стремились познать окружающий мир в единстве и многообразии его природных особенностей. Именно здесь возникло отношение к природе как к объекту особого созерцания. Природа всегда помогала людям познать себя, достичь гармонии и постичь законы бытия. Стремление к достижению гармонии между природой и человеком и привело к появлению садово-парковых комплексов, которые также не смогли обойти стороной влияние китайской культуры. Как и традиционная культура, так и сад служат записью истории определённого времени и определённого места. Разнообразие культур земного шара находит своё отражение в садах, в которые каждая этническая группа внесла свой вклад.
Люди всего мира желают жить в раю, но определение рая варьируется в зависимости от культуры, и в этом видении есть чёткие различия между Востоком и Западом. На западные культуры огромное влияние оказали христианство, иудаизм, и ислам, в то время как на Востоке доминировали даосизм, буддизм, конфуцианство, анимизм, тотемизм, и шаманизм.
Так как их религии возникли на пустынном ландшафте, прототипом рая для людей запада является особенное место — сад, наполненный фруктовыми деревьями, окружённый высокой стеной, через которую не могут пробраться ни бури, ни дикие животные. Восточные верования, наоборот, видят райский потенциал в каждом месте. Рай не является огороженным садом, но сам по себе складывается в природе так, чтобы его смогли обнаружить люди за счёт создания садов и использования правильного архитектурного и ландшафтного дизайна. В Корее, традиционный сад включает в себя мир природы и взгляды на неё различных корейских религиозных течений.
В виду своей маленькой территории жители Кореи не могли позволить себе создавать масштабные сады, как это делалось в Китае. К тому же, такое занятие обходилось весьма дорого и требовало много времени, из-за чего только люди высших сословий могли себе это позволить. Помимо всего этого создатели садов вкладывали в них частицу себя. Таким образом, сад является не только отражением культуры народа, но и отражением видения мира своего создателя.
Степень изученности темы данной работы обуславливается тем, что исследований по ней написано не так много. Так среди отечественных работ можно выделить лишь статьи В.Г. Белозёровой и Д. Федотова , которые описывают корейский сад в самых общих чертах. Эти работы были написаны в начале текущего века, иными словами советскими корееведами данная тема вовсе не затрагивалась. Немного работ встречается и среди западных исследователей. Здесь можно выделить Б. Джексона и Р. Коэлера , которые рассматривают корейский сад в контексте архитектуры, так как их работа посвящена именно этому направлению, а также Дж. Ханта , работа которого посвящена традициям и обычаям Китая, Кореи и Японии, где затрагивается и тема сада. Несомненно, наибольший интерес данная тема представляет для самих корейцев, так как они стремятся восстановить и сохранить культурное наследие своей страны. Значительный вклад здесь был внесен Хо Г. , Мин К. , Шим У. , Лим С. и др. Традиционным корейским садам и в настоящее время лишь немногие учёные уделяют своё внимание. Это подчёркивает актуальность данной работы на сегодняшний день.
Целью работы является анализ и определение особенностей развития корейского садово-паркового искусства во времена эпох Коре и Чосон.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Отследить истоки корейской традиции сада.
2. Проследить эволюцию садово-парковых комплексов в эпохи Коре и Чосон.
3. Выявить особенности и дать анализ элементов корейского сада в изученный период.
4. Определить какие функции выполнялись садом.
Для того чтобы достигнуть поставленных цели и задач, были использованы корейские источники. Ким Бусик в своих исторических записках «Самгук саги» подробно рассказывает историю Корейского государства по периодам. Здесь упоминаются деятели, которые создавали сады, рассказывается, в каких обстоятельствах они создавались и для каких целей служили. Также присутствуют подробные описания некоторых садов.
Помимо этого благодаря этому источнику можно проследить влияние китайской культуры на развитие корейской в контексте садово-паркового искусства.
Буддиский монах Ирён в «Хрониках трёх королевств» рассказывает историю Кореи периода трёх государств в контексте мифологии. Здесь упоминаются самые первые садово-парковые комплексы, присутствуют их описания, а также рассказывается о том, для каких целей служили такие места, другими словами в данном источнике прослеживаются истоки корейской традиции сада.
Привлечены были также и китайские источники. «Книга перемен» Фу Си даёт полную характеристику китайских теорий инь-ян и У-син (теории пяти элементов), на которых базируются основные принципы создания композиции, как в китайском, так и в корейском саду. Дополняют эти сведения размышления древнекитайских философов Конфуция и Чжуан- Цзы .
Помимо источников, также были использованы различные научные исследования, которые можно разделить по нескольким направлениям. В первую очередь это работы, касающиеся философского фона корейской культуры. Среди таких исследований встречаются работы, как на русском, так и на иностранных языках. Ким Г. Н. в своей работе «История религий Кореи» описывает традиционные верования народов корейского полуострова, что позволяет определить религиозный и философский фон. Как известно корейцы особое внимание уделяли природе и обожествляли её. Следовательно, это не могло не оказать влияние на композицию и принципы создания традиционного корейского сада. О значимости природы в даосской философии упоминает А. Анатоль. Тема даосизма в саду затрагивалась и Дж. Купером и Ш. Ваном .
Второй блок работ посвящен непосредственно самим корейским садам. Среди изданий на русском языке можно отметить статьи Д. Федотова и В. Г. Белозёровой , о которых упоминалось выше, они подробно описывают особенности корейского сада, дают его общие характеристики и указывают его элементы. Что позволяет создать общую картину самого сада. В них также приводится значение некоторых элементов сада. Как уже отмечалось выше, наибольшее количество работ по данной теме написано корейскими учеными, среди которых можно выделить работу профессора университета Коре Шим У-кёна, написанная в соавторстве с ещё несколькими профессорами других университетов, «Корейская традиционная ландшафтная архитектура» , которая даёт полное представление о садово¬парковых комплексах. Здесь подробно рассказывается о каждом виде сада: дворцовом, храмовом, частном и др. Помимо этого, особенности каждого типа сада описываются по историческим периодам Кореи, что даёт возможность выявить отличие традиционных корейских садов в различные эпохи.
«Сады Кореи: Гармония разума с природой» Хо Г. и «Корейские сады» Мин К. одни из немногих работ, посвящённых непосредственно самим садам. В них содержатся общие сведения о традиционном корейском саде, приводится классификация садов, и описываются его особенности. Хо Г. больше внимания уделяет концепции гармонии с природой, которая воплощается в садах.
Третий блок литературы представляет собой работы, посвящённые китайским и японским садам. Они позволяют сравнить элементы корейских садов с садами других стран Дальнего Востока и при этом дают возможность выделить различия в создании таких мест и их использовании. Здесь следует отметить работу Н. А. Виноградовой «Китайские сады» , которая подробно описывает традиционные китайские сады, выделяя уникальные особенности, и, в то же время, проводя параллель с садами других культур. Работа М. Кина «Дизайн японского сада» , в свою очередь, посвящена особенностям японского традиционного сада.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Корея является одним из древнейших очагов дальневосточной цивилизации. Её культура поражает своей самобытностью, своим разнообразием. Природа не обделила страну благоприятными условиями. Сказочно красивые горы и большое разнообразие животных и растений. Традиционные верования корейцев были основаны на почитании природы. Они считали, что жизнь будет невозможна, если её принципы будут нарушаться. Несомненно, все эти религиозные взгляды сыграли важную роль при создании садов. Они оказали влияние на символику и значение того или иного объекта сада. Буддизм, даосизм, конфуцианство также оказали очень сильное влияние на развитие корейского сада. Различные понятия, такие как инь и ян, пять элементов жизни, фэн-шуй, играли важную роль при создании композиции сада.
Своеобразным толчком к зарождению традиции сада в Корее послужили стремление корейцев жить в гармонии с природой, которую они обожествляли, а также влияние китайской культуры, которая и принесла в корейскую культуру сады. Отсюда у корейского садово-паркового искусства 2 начала: корейское и китайское. Корейское начало представляли так называемые Божественные сады, которые позже под влиянием китайской культуры трансформировались в такой сад, каким мы его знаем сейчас. Корейским садом многое было заимствовано из китайского, однако, нельзя забывать, что, то китайское, что приходило в корейский сад, адаптировалось к корейскому мировоззрению и претерпевало изменения. Из-за того что природа для корейцев являлась самой важной частью нашего мира, к процессу создания сада подходили очень трепетно, начиная от выбора местоположения и заканчивая элементами сада. Таким образом, как мы можем заметить, традиция корейского сада является важной частью корейской культуры. Через неё можно прочувствовать все тонкости
корейской натуры, а также понять систему ценностей присущую корейскому народу.
Главными элементами сада являются камни и вода, затем — деревья или бамбук, и уже только потом в ход идут архитектурные сооружения. Важно отметить, что вода у корейцев была не только одним из элементов вселенной, а ещё и важной составляющей сада. Традиционным корейским учёным очень важно было её присутствие. Журчание воды, её зеркальная поверхность - всё это им было нужно, для того чтобы, придя в сад, успокоиться, поразмышлять.
Вода в саду очень часто принимала форму пруда. Однако пруд этот часто был мелким и маленьким, но, несмотря на свои размеры, он создавал ощущение пространства. Также в некоторых садах можно встретить горные ручьи, которые всегда стекают по наклонной.
Камни же использовались и как строительный материал, и как отдельные объекты. Их очень часто размещали у прудов или ручьёв. Иногда, для усиления звука воды, их опускали в ручей. Помимо камней и воды элементы корейского сада также включают строения, цветы и деревья, скалы, мостики, лестницы, дорожки.
Сады создавались в определённых местах с определённой целью. Сады в буддийских храмах предназначались для любования природой и медитаций. В садах дворцовых комплексов проводились королевские приёмы. С течением времени сады стали местом проведения досуга и исследований. Сюда приезжали учёные, чтобы создать описания пейзажей, литературные деятели искали здесь вдохновения. В качестве проведения досуга в павильонах сада часто играли в бадук, проводили чайные церемонии. Все это характеризует сад как место для созерцания прекрасного и успокоения души.
Во время эпохи Корё на развитие традиционной садово-парковой культуры Кореи сильное влияние оказывала китайская культура. Через Китай в Корею проник буддизм, ставший впоследствии государственной религией. Это послужило основанием для возведения буддийских храмов, а вместе с ними и храмовых садов. Храмовые сады от дворцовых отличались тем, что растения в них намеренно практически не сажались, использовалась растительность окружающей среды.
В дворцовых садах эпохи Коре среди растительности отдавалось предпочтение цветам, чего не наблюдается во время периода Чосон. В честь цветов в садах эпохи Корё устраивались различные празднества. Многие саженцы цветов завозились купцами из Китая. Самым популярным цветком того времени являлся пион, который тоже был завезён китайцами.
Своего расцвета корейская садово-парковая культура достигла во время правления вана Ыйчжона (1146-1170). В это время сады создавались в частных домах королевских семей и людей власти; приближёнными вана, ушедшими на пенсию; писателями; учёными.
В эпоху Чосон, садово-парковое искусство тоже развивалось довольно интенсивно. В этот период получил распространение феномен частных садов, были сооружены одни из крупнейших дворцовых комплексов, а также особое внимание уделялось облагораживанию императорских гробниц. Со сменой династий буддизм был сдвинут с ведущих позиций, и его место заняло конфуцианство. Таким образом, мы можем наблюдать довольно сильное влияние китайских концепций и конфуцианских взглядов на создание сада. Одним из таких проявлений была распространенная композиция из прямоугольного пруда и круглого острова в его центре.
Первый элемент, который влиял на то, как сад будет выглядеть в эпоху Чосон, и где он будет расположен, - это природная география, в то время как второй элемент - это социально-экономическое положение владельца сада. Если сосредоточить внимание на простых садах, их форма состояла из трех различных типов: квадрат, прямоугольник и А-образный. Это определено соотношением ширины и глубины физических границ сада, которые обозначены стенами или топографическими условиями.
Структура внешнего пространства сада периода Чосон может быть разделена на 3 области: внутренний сад в пределах стены; внешний сад, видимый за стеной; и внешняя область, которая напрямую или косвенно влияет на пространство сада. Эстетические аспекты садов были не просто ограничены пространством внутри стен, но и включали в себя внешние ландшафты. Яркими творениями садово-паркового искусства эпохи Чосон служат сады дворцовых комплексов Кёнбоккун и Чандоккун.
Также следует отметить то, что в период правления династии Ли (1392-1910) с созданием корейского алфавита корейская культура освобождается от связи с китайской культурой. Это прослеживается и в придворных садах Кореи. Отличия были видны даже в выборе места для сада. Таким образом, можно сказать, что корейское садово-парковое искусство обретает некую самостоятельность и начинает развиваться в русле уже трансформированных тенденций, которые еще совсем недавно были заимствованы у китайцев.



1.1. Ким Б. Самгук саги, в Зт., пер. М. Н. Пака, Сетевая версия - Thietmar, 2006 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Korea/Kim Busik/indexl.phtml?! d=2314 , свободный. - Проверено 01.05.2016
1.2. Конфуций. Лунь Юй, перевод Л.С. Переломов. М.: Восточная литература, 2001. - 163 с.
1.3. Чжуан-Цзы. Внутренний раздел, пер. В. В. Малявина, М.: "Мысль", 1995 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib.ru/POECHIN/ch tzh.txt, свободный. - Проверено 01.05.2016
1.4. Фу Си. Книга перемен, пер. Щуцкий Ю.К., ред. Кобзеева А. И. М.: Наука, 1993. - 583 с.
1.5. Iryeon. Samguk Yusa, translation Ha T. Yonsei University Press, 1972. - 427c.
2. Литература
2.1. Анатоль А. Роль природы в даосской философии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dao.su/nature.php, свободный. - Проверено 01.05.2016
2.2. Белозёрова В.Г. Сады Кореи / В.Г. Белозёрова// Искусствознание - №1/01. М, 2001
2.3. Виноградова Н.А. Китайские сады - М.: Арт-Родник, 2004. - 207с.
2.4. Зайцев А.Б. Японский сад [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1456 ,
свободный. - Проверено 01.05.2016
2.5. Зиборова Е. Фэн-шуй в саду [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gardenia.ru/pages/feshu OO 1 .htm, свободный. - Проверено 01.05.2016
2.6. Зинин С. А. Пять элементов и концепция инь-ян. Количественные методы в изучении истории стран Востока - М., 1986. - С.12-17
2.7. Ким Г.Н. История религий Кореи - Алматы - КазГУ, 2001. - 230с.
2.8. Курбанов С. О. История Кореи: с древности до начала XXI в. - СПбУ, 2009.-680 с.
2.9. Лувсан Г. Очерки методов восточной иглорефлексотерапии - Новосибирск, 1991. - 432 с.
2.10. Лувсан Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии - М.: Наука, 1990. - 798с.
2.11. Маслов А.А. Китай: Укрощение драконов - М.: Алетейа, 2003. - С. 29¬36
2.12. Томпсон М. Восточная философия, перевод Ю. Бондарева - Москва, 2000.-379с.
2.13. Ту Л. Основы Фэн-шуй - М.: Издательство ACT, Астрель, 2007. - 256с.
2.14. Федотов Д. Тайны корейского сада/ Д. Федотов// Дом и сад - №46, 2009.-С.82-84
2.15. Эрлих Ю.Н. Описание Кореи - СПб.: Издание Министерства Финансов, 1900.-466с.
2.16. Brown J. China, Japan, Korea: Culture and Customs - BookSurge, LLC, 2006.-191c.
2.17. Cooper J. The Symbolism of the Taoist Garden / J. Cooper // Studies in Comparative Religion - Vol. 11/No. 4. World Wisdom, Inc., 1977.
2.18. Cultural Heritage. Traditional lifestyles - Korea Foundation, 1997. - 264c.
2.19. Eddison S. Gardens are form of autobiography / Eddison S. // Horticulture Magazine - August/September, 1993.
2.20. Heo G. Gardens of Korea: Harmony with Intellect and Nature - Saffron Books, 2006. - 160c.
2.21. Hunt J. A World of Gardens - Reaktion Books Ltd., 2012. - 368c.
2.22. Jackson B., Koehler R. Korean Architecture: Breathing with Nature - The Korea Foundation, 2012.-117c.
2.23. Jin H., Song J., Kwon Y., Sung S., Ahn T., Shin H. Traditional Korean Gardens: Representative gardens of the Joseon period - Korean National Arboretum, 2012.- 181c.
2.24. Keane M. Japanese Garden Design - Tuttle Publishing, 2004. - 200c.
2.25. Maildm J. Traditional Korean gardens/ J. Maildm// Landscape outlook, 2009. - C. 12-16
2.26. Min K. Korean Gardens - Borim Editions, Seoul, 1992. - 249c.
2.27. Kim B. The Secret Spirit of Korean Architecture - Saffron Books, 2005. - 206c.
2.28. Limb J. Ancient Goryeo garden, pond unearthed [Электронный ресурс] -
Режим доступа:
http://www.korea.net/NewsFocus/Culture/view?articleId= 120156 ,
свободный. - Проверено 01.05.2016
2.29. Sim W., Kim Y., Choi J., Shin S., Park Ch., Lee J., Choi K., Kim Y., Ahn G., Hong K., Lee S., Kim H., Jang D., Hong H. Korean Traditional Landscape Architecture - Hollym Corp., 2009. - 472c.
2.30. Wang Sh. The influence of Taoism on Korean culture [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
http.7/congress.aks.ac.kr/korean/files/2 1358745277.pdf, свободный. - Проверено 01.05.2016
2.31. Webster R. Feng Shui in the garden - Llewellyn Publications, 1999. - 240c.
2.32. Yim S. Floral Lattices, Columns and Pavilions: A Study of Korean Architecture - Ehwa Womans University Press, 2005. - 128c.
2.33. Yim S. The traditional Space: A Study of Korean Architecture - Ehwa Womans University Press, 2005. - 140c.
3. Справочно-энциклопедическая литература
3.1. Грицанов А. А. гл. ред., История философии. Энциклопедия - Минск, 2002.- 1376 с.
3.2. Кобзев А. И. Иньян цзя. Китайская философия. Энциклопедический словарь - М.: Мысль, 1994. - С. 138—139
3.3. Современная энциклопедия. 2000 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enclp/32282, свободный. - Проверено 01.05.2016
3.4. Титаренко М. Л. гл. ред. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т., т. 1 Философия. Ин-т Дальнего Востока-М.: Вост, лит., 2006. - 727с.
3.5. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. - 840с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ