Введение 3
1. Теоретические основы разработки стратегии торгового предприятия 5
1.1 Основные понятия разработки стратегии 5
1.2 Методы разработки стратегии 15
1.3 Оценка эффективности разработки стратегии 28
2. Анализ действующей практики организации разработки стратегии в
ООО «Тис групп» 35
2.1 Анализ развития деятельности в сфере розничной торговли и общая
характеристика организации 35
2.2 Анализ системы управления и организации разработки стратегии 49
2.3 Исследование проблем разработки стратегии организации 59
3. Направления совершенствования разработки стратегии торгового
предприятия 72
3.1 Предложения по совершенствованию организации функции
маркетинга в ООО «Тис групп» 72
3.2 Совершенствование рекламной деятельности предприятия 77
3.3 Рекомендации по совершенствованию способов продвижения
реализации товаров и услуг 80
Заключение 92
Список использованных источников 96
Приложения
На сегодняшний день стратегии развития предприятия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг. Особенностью совершенствования стратегий развития предприятия является то, что каждое предприятие уникально в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален. Он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.
В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического управления.
Ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса, непредсказуемость некоторых факторов внешней среды (экономических, политических и др.) - вот далеко не полный перечень причин, приведших к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Актуальность исследования связана с тем, что, в связи с огромной конкуренцией на рынке необходим совершенно новый подход к решению этих проблем и поэтому возникла необходимость разработать стратегию развития предприятия.
Современная рыночная ситуация изменяется невероятно быстро и происходящие изменения вынуждают руководителей компаний к разработке гибких, легко адаптируемых к условиям рынка стратегий развития.
Каждая компания разрабатывает собственный план достижения целей. В основу разработки маркетинговой стратегии ложится анализ перспектив
развития организации при определенных предположениях об изменении внешней среды, в которой она функционирует. Важнейшим элементом этого анализа является определение позиций организации в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции.
Цель исследования - изучить совершенствование разработки стратегии развития торгового предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы разработки стратегии торгового предприятия;
- провести анализ действующей практики организации разработки стратегии в ООО «Тис Групп»;
- разработать предложения по совершенствованию организации функции маркетинга в ООО «Тис Групп».
Объект исследования - общество с ограниченной ответственностью «Тис Групп», занимающееся продажей строительных материалов в г. Казань.
Предмет исследования - стратегии, применяемые на практике в ООО «Тис Групп».
Методы исследования. В данной работе были использованы следующие методы: системный метод, метод анализа, метод непосредственного
наблюдения.
Стратегия развития предприятия заслуживает самого серьезного внимания как инструмент управления, пригодный не только для фирм, но и для широкого круга социальных учреждений. Выбор стратегии и её реализация являются основными частями стратегического управления. Стратегия в стратегическом управлении понимается как долгосрочное качественно определённое направление развития предприятия, относящееся к таким сторонам её деятельности, как сфера, средства и форма.
Выбор стратегии зависит от ситуации, в которой находится предприятие. Однако существуют определенные рамки, в которые вписываются стратегии.
Выбор стратегии связан с решением по поводу одного из следующих трех моментов функционирования организации:
1) прекращение определённого бизнеса;
2) продолжение определенного бизнеса;
3) переход в определенный бизнес.
При этом предприятие вырабатывает стратегию в следующих областях:
1) лидерство в минимизации издержек производства;
2) специализация в производстве продукта;
3) фиксация определенного сегмента рынка.
Существует несколько групп базисных стратегий развития бизнеса. К первой группе относятся стратегии концентрированного роста, ко второй - стратегии интегрированного роста, к третьей - стратегии
диверсифицированного роста и к четвертой - стратегии сокращения.
Разработка стратегии предполагает уяснение текущей стратегии и анализ портфеля продукции. Выбор стратегии осуществляется на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия.
ООО «ТИС Групп» основано в 2005 году. С 2006 года компания занимается строительством жилых и офисных помещений, также реконструкцией зданий и сооружений и общестроительными работами, продажей строительных материалов.
ООО «ТИС Групп» выполняет работы комплексно, использует современные материалы и инструменты. Специалисты ООО «ТИС Групп» выполняют все виды ремонта от фасада до кровли, выполняют замену и монтаж инженерных коммуникаций от сантехники до электрических работ, также услуги благоустройства территории.
Анализ данных бухгалтерского баланса в ООО «ТИС Групп», дает основание для признания структуры баланса не удовлетворительной, а предприятия - не платежеспособным. На предприятие имеется существенный риск банкротства.
В ООО «ТИС Групп» линейно-функциональная структура управления (иерархический тип). Ее основными недостатками являются:
1) Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействий на горизонтальном уровне между отделами;
2) Чрезмерная заинтересованность в результатах деятельности «своих» подразделений, ответственность за общие результаты только на высшем уровне;
3) Недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило не участвует в его реализации;
4) Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации;
5) Увеличение времени принятия решений из-за необходимости согласований;
6) Реакция на изменения рынка чрезвычайно замедлена.
Одним из условий конкурентоспособности ООО «ТИС Групп» является эффективность системы управления.
Основными задачами рекламной службы ООО «Тис Групп» являются:
- информировать покупателей о реализуемых товарах, используя различные медиаканалы: телевидение, пресса, радио, наружная реклама и др.;
- создание представления о товаропроизводителях это значит информировать покупателей не только о товаре и его характеристиках, но и говорить о месте его производства, фирме - производителе и надежности этой фирмы, то есть, как она зарекомендовала себя на рынке;
- увеличение числа покупателей за счет усиления рекламы. С увеличением затрат на рекламу и с интенсификацией рекламных компаний и опций число покупателей должно расти, увеличиваться товарооборот предприятия и установление крупных связей с покупателями, без этого проводимые рекламные мероприятия теряют всякий смысл;
- стимулирование покупки во многом зависит от постоянства проведения рекламных мероприятий, если же это не происходит, то предприятие теряет потенциальных покупателей и его рейтинг среди магазинов- конкурентов незамедлительно падает.
К основным задачам рекламного отдела ООО «Тис Групп» можно также отнести создание нужного отношения к товаропроизводителю, т.е. если потребитель будет сомневаться в благонадежности доброго имени товаропроизводителя, то он будет искать аналог этого товара у фирмы- конкурента, что совсем не выгодно для предприятия. Следует постоянно акцентировать внимание на мотивы потребителей при выборе товаров, именно тогда становится возможным подобрать нужную «нотку» и моделировать эти мотивы в свою пользу. Постоянно нужно поддерживать достигнутый уровень продаж и всячески бороться путем рекламных мероприятий за его повышение. В случае если это все же не удается сделать собственными силами следует прибегнуть к услугам рекламных агентств и решить ситуацию до того времени, как она выйдет из-под контроля. Расширение продаж с учетом достигнутого спроса у покупателей является основополагающей целью в работе отдела рекламы ООО «Тис Групп».
Исследовав проблемы разработки стратегии организации, были предложены следующие шаги по улучшению стратегии развития исследуемого предприятия:
- провести совершенствование процесса разработки стратегии развития предприятия, путем организации отдела маркетинга, вместо существующего в ООО «Тис Групп» рекламного отдела;
- провести совершенствование рекламной деятельности предприятия;
- совершенствовать существующие способы продвижения реализации товаров и услуг предприятия.
По результатам проведенных мероприятий, в проектном 2016 году ожидается увеличение выручки от реализации продукции на 10,63%. Увеличится также численность персонала на 0,16%.
Ожидается также существенное увеличение результатов деятельности предприятия. Так, рентабельность товаров и услуг предприятия увеличится на 9,81%, а рентабельность продаж - на 8,41%.
Годовой экономический результат от предлагаемых мероприятий составит 65507 тыс.руб. Срок окупаемости проекта составит 2 месяца.
1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: [Принята 30 общенародным голосованием в 1993г.] // Российская газета. - 1993. - № 248.
2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // «Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, N 7, ст. 785.
3. Адамайтис Л.А. Анализ финансовой отчетности. М.: КНОРУС, 2010.
544 с.
4. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник. М.: КНОРУС, 2011. 244 с.
5. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: учебник. М.: КНОРУС, 2011. 156 с.
6. Беляев В.И. Маркетинг: Основы теории и практики: Учебник. М.: КНОРУС, 2010. 268 с.
7. Бердышев С.Н. Информационный маркетинг: Практическое пособие. М.: Дашков и К, 2012. 215 с.
8. Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебное пособие. М.: Академия, 2012. 301 с.
9. Бурганова Л.А. Теория управления: учебное пособие. М.: Инфра-М., 2011. 147 с.
9. Васильчук О.И. Предпринимательские риски предприятий сферы услуг: Анализ и управление. Монография, 2012. 57 с.
10. Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: учебное пособие. М.: ИТК Дашков и К, 2010. 189 с.
11. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. М.: Инфра - М, 2010. 114 с.
12. Головкина Л.А. Экономический анализ: учебник. М.: КНОРУС, 2013.
165 с.
13. Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций: учебник. М.: КНОРУС, 2012. 212 с.
14. Гуськова Н.Д. Инвестиционный менеджмент: учебник. М.: Проспект, 2013. 255 с.
15. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах и рисунках: учебное пособие. М.: НИЦ Инфра - М, 2010. 158 с.
16. Иванова Т.Ю. Теория организации: учебник. СПб.: Питер, 2010. 272 с.
17. Исаева Е.А. Стратегический менеджмент в финансово-кредитных организациях: учебное пособие. СПб.: Питер, 2011. 143 с.
18. Касаев Б.С. Менеджмент организации: учебник. М.: КНОРУС, 2010.
165 с.
19. Касаев Б.С.,Тебекин А.В. Менеджмент организации: учебник. М.: КНОРУС, 2011. 225 с.
20. Ким С.А. Маркетинг: учебник. М.: Дашков и К, 2013. 170 с.
21. Карданская Н.Л. Управленческие решения: учебное пособие.-3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 211 с.
22. Кравченко А.И., История менеджмента: учебник. М.: КНОРУС, 2010.
251 с.
23. Лапыгин Ю.Н. Теория организации: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2010. 189 с.
24. Лифшиц А.С. Управленческие решения: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2013. 152 с.
25. Макеева Д.Р. Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса. М.: Ин-т сервиса, 2010. 177 с.
26. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: справочное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 217 с.
27. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. М.: Инфра-М, 2010. 259 с.
28. Нуралиев С.У. Маркетинг. М: Дашков и К, 2013. 278 с.
29. Оксинойд К.Э. Организационное поведение: учебник. М.: КНОРУС,
2011. 211 с.
30. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: учебник - 6-изд., стер. М.: ИНФРА-М. 2012. 222 с.
31. Петровская М.В. Финансовый анализ. М.: КНОРУС. 2010. 214 с.
32. Платонова Н.А. Основы дипломного проектирования: учебно
методическое пособие. М.: Дашков и К, 2010. 201 с.
33. Плахова Л.В. Основы менеджмента: учебник. М.: Дашков и К, 2010.
251 с.
34. Плотникова Е.Н. Разработка управленческих решений: учебное пособие. - 2-е изд. М.: КНОРУС, 2010. 137 с.
35. Полукаров В.Л. Основы менеджмента: учебное пособие. М.:
КНОРУС, 2011. 199 с.
36. Попов С.А. Стратегический менеджмент. М.: Дело, 2012. - 345 с.
37. Портер. М. Международная конкуренция. М.: Вильямс, 2010. 256 с.
38. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. 261 с.
38. Пужаев А.В. Управленческие решения: учебное пособие. М.:
КНОРУС, 2010. 114 с.
39. Разу М.Л. Менеджмент: учебник. М.: Инфра-М, 2010. 149 с.
40. Романов Е.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М.: НИЦ Инфра-М, 2012. 225 с.
41. Савицкая Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. М.: Инфра-М, 2013. 311 с.
42. Семенова, И.И. История менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2012. 196 с.
43. Смирнов Э.А. Теория организации: учебное пособие. М.: РИОР, 2011.
166 с.
44. Солдатова И.Ю. Основы менеджмента: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2010. 213 с.
45. Сосненко Л.С. Комплексный экономический анализ: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2011. 250 с.
46. Сысоева Е.Ф. Финансовый менеджмент: учебник. М.: КНОРУС, 2012.
136 с.
47. Сысоева Е.Ф. Финансовый менеджмент: учебник. М.: КНОРУС, 2011.
247 с.
48. Чернов В.А. Экономический анализ. Торговля. Общественное питание. Туристический бизнес: учебное пособие. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2011. 281 с.
49. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Инфра-М, 2013. 239 с.
50. Эриашвили Н. Д. Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 168 с.
51. Юкаева В.С. Управленческие решения: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2011. 238 с.