ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
|
Введние
Глава I. Теоретические основы исследования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста
1.1. Сущность понятий «компетентностный подход», «компетентность»,
«компетенция» 10-18
1.2. Сущность понятия «социальная компетентность» и ее составные
компоненты 18-31
1.3. Педагогические условия формирования социальной компетентности у
младших школьников с соматическими
заболеваниями 31-52
Выводы по I главе 52-56
Глава II. Педагогическое обеспечение формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями
2.1. Организация и методики исследования 57-60
2.2. Изучение уровня сформированности социальной компетентности у
младших школьников с соматическими
заболеваниями 60-68
2.3. Апробация педагогических условий формирования социальной
компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями 69-84
2.4. Анализ проведенной педагогической работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с соматическими
заболеваниями (контрольный этап) 85-93
Выводы по II главе 94
Заключение 95-98
Список литературы 99-107
Приложения
Глава I. Теоретические основы исследования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста
1.1. Сущность понятий «компетентностный подход», «компетентность»,
«компетенция» 10-18
1.2. Сущность понятия «социальная компетентность» и ее составные
компоненты 18-31
1.3. Педагогические условия формирования социальной компетентности у
младших школьников с соматическими
заболеваниями 31-52
Выводы по I главе 52-56
Глава II. Педагогическое обеспечение формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями
2.1. Организация и методики исследования 57-60
2.2. Изучение уровня сформированности социальной компетентности у
младших школьников с соматическими
заболеваниями 60-68
2.3. Апробация педагогических условий формирования социальной
компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями 69-84
2.4. Анализ проведенной педагогической работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с соматическими
заболеваниями (контрольный этап) 85-93
Выводы по II главе 94
Заключение 95-98
Список литературы 99-107
Приложения
Актуальность исследования. Проблема формирования социальной компетентности детей младшего школьного возраста - одна из ключевых социальных и психолого-педагогических проблем, решение которой затрагивает вопросы современного общества и образования. В условиях социально-экономических изменений перед системой образования стоит задача не просто дать учащимся необходимый уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям, но и обеспечить способность к адаптации в обществе, готовность жить и развиваться в современном сверхсложном мире, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы. Особенно это актуально для детей с соматическими заболеваниями.
К сожалению, медицинская статистика неутешительна. Количество здоровых детей составляет пятую часть от их общего числа; при этом треть детей, поступающих в школу, уже имеют хроническую патологию - соматическое заболевание. Количество детей с хроническими соматическими заболеваниями ежегодно растет. Эта проблема выходит за область проблемы здравоохранения, но и становится социально-экономической проблемой мирового масштаба. Результат соматического заболевания - это вносимые коррективы в жизнь ребенка, что влияет на качество жизни и психическое развитие. Самосознание влияет на психическое развитие и становление личности, а наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке, как ребенок оценивает себя, свои личностные качества, потенциальные возможности, свои достижения и неудачи. Исходя из этого, важная роль в школьном и дошкольном образовании отводится изучению и совершенствованию подхода к детям, имеющим хронические соматические заболевания. Эти дети нуждаются в комплексной помощи, направленной не только на устранение заболевания, но и на последствия, связанные с заболеванием. Последствиями соматических заболеваний могут быть нарушение таких психических процессов у детей, как память, внимание, мышление. Как правило, таки дети также с трудом адаптируются в обществе. Поэтому актуальным является вопрос о развитии социальной компетентности таких детей.
Социальная компетентность личности существует как явление, которое может быть изучено. Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом. В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений «я-общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
По сути своей социальная компетентность представляет собой адаптационное явление. С точки зрения не структурного, а сущностного рассмотрения социальной компетентности, это явление можно определить как определенный уровень адаптации (социализации, социальной зрелости) человека, позволяющей ему эффективно выполнять заданную социальную роль. Социальная компетентность ребенка — это определенный уровень его адаптации к социальным предписаниям, которые предъявляет ему общество.
Социальная компетентность, как предмет междисциплинарного изучения, рассматривалась в философии JI.H. Шабатурой[75], Н.М. Борытко[11], А.Б. Георгиевским [25], в психологии - Т.В. Антоновой[4], Н.В. Калининой [39], Е.В. Коблянской[41], В.Н. Куницыной[43], Дж. Равеном[63], H.A. Рототаевой[62], Т.И. Самсоновой [64], в педагогике Ю.К. Бабанским [10], В.И.Загвязинским[34], в социальной педагогике И.А. Зимней[36], Л.В. Мардахаевым[49], A.B. Мудриком[54], O.E. Лебедевым [46].
Проблемы формирования социальной компетентности младших
школьников затрагиваются в современных диссертационных исследованиях
Т.В. Антоновой[4], Н.И. Белоцерковец[17], О.Ф. Борисовой[11], JI.H. Гиенко[25], И.Е. Зариповой[35], Т.В. Исаковой[38], Н.В. Калининой[39], O.A. Крузе-Брукс [44], В.В. Новикова[56], Т.И. Самсоновой[65], Ю.Е. Уфимцевой[73], В.В. Цветкова[77] и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме формирования социальной компетентности у детей с соматическими заболеваниями посвящено не так много работ, что позволило нам сделать вывод, о том, что данная тема является весьма актуальной для дальнейшего изучения.
Актуальность темы нашего исследования, а также изучение реального состояния проблемы позволили нам выделить противоречие между потребностью общества в гражданах, способных адекватно и эффективно реагировать на проблемные жизненные ситуации, достигать реальные цели в определенном социальном контексте, применять подходящие для этого методы оптимального достижения желаемого, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями, с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями?
Цель исследования состоит в разработке и апробации педагогических условий формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Объект исследования - процесс формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Предмет исследования - педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Гипотеза исследования: процесс формирования социальной
компетентности младших школьников с соматическими заболеваниями будет успешным и продуктивным при следующих педагогических условиях, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «компетенция», «компетентность», «социальная компетентность», выделить их структурные компоненты.
- выявить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Определить содержание и сущностные характеристики понятий «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность».
2. Раскрыть содержание понятия «социальная компетентность», выделить ее структурные компоненты.
3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «компетентность и компетенция» (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторский, В.В. Цветков), идея компетентностного подхода (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.Н. Хомский и др.), концептуальные положения социальной компетентности в психологии и педагогике (М.Аргайл, В.А. Калней, В.В. Цветков, Т.В. Ермолов), теория социализации личности, которая понимаемая как включение ребенка в систему общественных отношений, социальная компетентность младшего школьника формируется в процессе его социализации (В.Г.Бочарова, Л.А.Волович, Б.З.Вульфов, Р.Г.Гурова, И.С.Кон, Г.В.Мухаметзянова, В.Ш.Масленникова, М.И.Рожков и др.), системно-ролевая теория воспитания, согласно которой формирование человека как личности представляет собой освоение им системы объективных социальных ролей (Л.П.Буева, Я.Л.Коломинский, Н.М.Таланчук и др.).
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение.
2) эмпирические: анкетирование, тестирование, педагогический
эксперимент.
3) методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ СОШ № 168 с
продленным днем обучения для детей с соматическими заболеваниями города Казани Республики Татарстан. В эксперименте приняло участие 25 учеников 4 и 3 классов.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом этапе - поисково-теоретическом проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезы исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном был осуществлен педагогический эксперимент; апробировались педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем осуществлялось завершение опытноэкспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что
1. выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие
стимулировать развитие социальной компетентности у младших школьников: определен системно-ролевой подход в формировании
социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями; соблюдены возрастные и индивидуальные особенности у детей с соматическими заболеваниями; реализована специально разработанная программа «Есть контакт», направленная на формирование социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
2. определены компоненты социальной компетентности: когнитивный, коммуникативный, ценностно-смысловой и деятельностный.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования социальной компетентности за счет определения сущности формирования социальной компетентности у психологов. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции по формированию социальной компетентности в школе и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации компетентностного подхода.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать социальную компетентность у младших школьников с соматическими заболеваниями. Разработана и апробирована программа «Есть контакт», позволяющая сформировать социальную компетентность у младших школьников.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась в период с 2014 г. по 2016 г. на заседании кафедры общей и социальной педагогики Казанского (Приволжского) Федерального университета, в ходе опытноэкспериментальной работы результаты освещались на «Научно - образовательной конференции КФУ» (9 апреля 2014 г.), а также, на «Итоговой научно - образовательной конференции студентов» (диплом II степени, 5 апреля 2016 г.).
Результаты исследования нашли отражения в публикациях автора:
1. Матянина Д.О. Формирование социальной компетентности у младших
школьников с соматическими заболеваниями//Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей,
молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. Выпуск 18. /Под ред. Р.А.Валеевой. - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - С.17-22.
2. Лесенко Д.О. Формирование социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями//Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года: Сборник тезисов.- Казань: Казан.ун-т. 2016.
К сожалению, медицинская статистика неутешительна. Количество здоровых детей составляет пятую часть от их общего числа; при этом треть детей, поступающих в школу, уже имеют хроническую патологию - соматическое заболевание. Количество детей с хроническими соматическими заболеваниями ежегодно растет. Эта проблема выходит за область проблемы здравоохранения, но и становится социально-экономической проблемой мирового масштаба. Результат соматического заболевания - это вносимые коррективы в жизнь ребенка, что влияет на качество жизни и психическое развитие. Самосознание влияет на психическое развитие и становление личности, а наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке, как ребенок оценивает себя, свои личностные качества, потенциальные возможности, свои достижения и неудачи. Исходя из этого, важная роль в школьном и дошкольном образовании отводится изучению и совершенствованию подхода к детям, имеющим хронические соматические заболевания. Эти дети нуждаются в комплексной помощи, направленной не только на устранение заболевания, но и на последствия, связанные с заболеванием. Последствиями соматических заболеваний могут быть нарушение таких психических процессов у детей, как память, внимание, мышление. Как правило, таки дети также с трудом адаптируются в обществе. Поэтому актуальным является вопрос о развитии социальной компетентности таких детей.
Социальная компетентность личности существует как явление, которое может быть изучено. Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом. В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений «я-общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
По сути своей социальная компетентность представляет собой адаптационное явление. С точки зрения не структурного, а сущностного рассмотрения социальной компетентности, это явление можно определить как определенный уровень адаптации (социализации, социальной зрелости) человека, позволяющей ему эффективно выполнять заданную социальную роль. Социальная компетентность ребенка — это определенный уровень его адаптации к социальным предписаниям, которые предъявляет ему общество.
Социальная компетентность, как предмет междисциплинарного изучения, рассматривалась в философии JI.H. Шабатурой[75], Н.М. Борытко[11], А.Б. Георгиевским [25], в психологии - Т.В. Антоновой[4], Н.В. Калининой [39], Е.В. Коблянской[41], В.Н. Куницыной[43], Дж. Равеном[63], H.A. Рототаевой[62], Т.И. Самсоновой [64], в педагогике Ю.К. Бабанским [10], В.И.Загвязинским[34], в социальной педагогике И.А. Зимней[36], Л.В. Мардахаевым[49], A.B. Мудриком[54], O.E. Лебедевым [46].
Проблемы формирования социальной компетентности младших
школьников затрагиваются в современных диссертационных исследованиях
Т.В. Антоновой[4], Н.И. Белоцерковец[17], О.Ф. Борисовой[11], JI.H. Гиенко[25], И.Е. Зариповой[35], Т.В. Исаковой[38], Н.В. Калининой[39], O.A. Крузе-Брукс [44], В.В. Новикова[56], Т.И. Самсоновой[65], Ю.Е. Уфимцевой[73], В.В. Цветкова[77] и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме формирования социальной компетентности у детей с соматическими заболеваниями посвящено не так много работ, что позволило нам сделать вывод, о том, что данная тема является весьма актуальной для дальнейшего изучения.
Актуальность темы нашего исследования, а также изучение реального состояния проблемы позволили нам выделить противоречие между потребностью общества в гражданах, способных адекватно и эффективно реагировать на проблемные жизненные ситуации, достигать реальные цели в определенном социальном контексте, применять подходящие для этого методы оптимального достижения желаемого, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями, с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями?
Цель исследования состоит в разработке и апробации педагогических условий формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Объект исследования - процесс формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Предмет исследования - педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Гипотеза исследования: процесс формирования социальной
компетентности младших школьников с соматическими заболеваниями будет успешным и продуктивным при следующих педагогических условиях, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «компетенция», «компетентность», «социальная компетентность», выделить их структурные компоненты.
- выявить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Определить содержание и сущностные характеристики понятий «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность».
2. Раскрыть содержание понятия «социальная компетентность», выделить ее структурные компоненты.
3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «компетентность и компетенция» (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторский, В.В. Цветков), идея компетентностного подхода (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.Н. Хомский и др.), концептуальные положения социальной компетентности в психологии и педагогике (М.Аргайл, В.А. Калней, В.В. Цветков, Т.В. Ермолов), теория социализации личности, которая понимаемая как включение ребенка в систему общественных отношений, социальная компетентность младшего школьника формируется в процессе его социализации (В.Г.Бочарова, Л.А.Волович, Б.З.Вульфов, Р.Г.Гурова, И.С.Кон, Г.В.Мухаметзянова, В.Ш.Масленникова, М.И.Рожков и др.), системно-ролевая теория воспитания, согласно которой формирование человека как личности представляет собой освоение им системы объективных социальных ролей (Л.П.Буева, Я.Л.Коломинский, Н.М.Таланчук и др.).
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение.
2) эмпирические: анкетирование, тестирование, педагогический
эксперимент.
3) методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ СОШ № 168 с
продленным днем обучения для детей с соматическими заболеваниями города Казани Республики Татарстан. В эксперименте приняло участие 25 учеников 4 и 3 классов.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом этапе - поисково-теоретическом проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезы исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном был осуществлен педагогический эксперимент; апробировались педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем осуществлялось завершение опытноэкспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что
1. выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие
стимулировать развитие социальной компетентности у младших школьников: определен системно-ролевой подход в формировании
социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями; соблюдены возрастные и индивидуальные особенности у детей с соматическими заболеваниями; реализована специально разработанная программа «Есть контакт», направленная на формирование социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
2. определены компоненты социальной компетентности: когнитивный, коммуникативный, ценностно-смысловой и деятельностный.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования социальной компетентности за счет определения сущности формирования социальной компетентности у психологов. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции по формированию социальной компетентности в школе и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации компетентностного подхода.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать социальную компетентность у младших школьников с соматическими заболеваниями. Разработана и апробирована программа «Есть контакт», позволяющая сформировать социальную компетентность у младших школьников.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась в период с 2014 г. по 2016 г. на заседании кафедры общей и социальной педагогики Казанского (Приволжского) Федерального университета, в ходе опытноэкспериментальной работы результаты освещались на «Научно - образовательной конференции КФУ» (9 апреля 2014 г.), а также, на «Итоговой научно - образовательной конференции студентов» (диплом II степени, 5 апреля 2016 г.).
Результаты исследования нашли отражения в публикациях автора:
1. Матянина Д.О. Формирование социальной компетентности у младших
школьников с соматическими заболеваниями//Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей,
молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. Выпуск 18. /Под ред. Р.А.Валеевой. - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - С.17-22.
2. Лесенко Д.О. Формирование социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями//Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года: Сборник тезисов.- Казань: Казан.ун-т. 2016.
В нашем исследовании были поставлены ряд задач, решение которых привело к следующим выводам:
1 задача: определить содержание и сущностные характеристики понятий «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность».
Теоретический анализ позволил нам сделать выводы о том, компетентностный подход - «это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда, подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях» [37, с. 124].
Далее остановимся на понятии компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
По мнению В.А Сластенина «компетентность представляет собой «интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социальнонравственную позицию личности»[66].
2 задача: раскрыть содержание понятия «социальная компетентность», выделить ее структурные компоненты.
Мы выяснили, что «социальная компетентность - интегрированный личностный социальный опыт, адекватный определенной системе социальных отношений и обеспечивающий человеку возможности для самореализации в этой системе»[16; 143].
По мнению С.Н. Краснокутской, структура социальной компетентности состоит из двух основных компонентов: содержательного,
включающего социальные знания, и операционального (прикладного), включающего владение технологией деятельности, то есть социальные умения и навыки.
3 задача: выявить и обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Мы выяснили, что формирование социальной компетентности у младших школьников будет успешным, если мы в своем исследовании будем опираться на ряд педагогических условий:
1. системно-ролевой подход в формировании социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями; в нашем исследовании мы будем опираться на системно-ролевой подход формирования личности ребенка (Таланчук Н.М). Согласно данному подходу, формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей (истины, добытые опытом предшествующими поколениями, существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека). Цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
2. учет возрастных и индивидуальных особенностей у детей с соматическими заболеваниями; так как это, соматически ослабленные дети, процесс и результаты их социализации наряду с общими будут иметь особые, специфические, характерные черты и рожденные ими проблемы.
Обратимся к характерным особенностям младших школьников с соматическими заболеваниями, такими являются: пассивность, вялость, безынициативность в ситуациях опроса, выполнения контрольных работ, экзамена, высокая эмоциональная чувствительность, напряженность,
эмоциональная незрелость, неуверенность, тревожность, сниженная
целеустремленность, безынициативность, низкая самооценка, чрезмерная чувствительность к собственным неудачам. Данная ситуация приводит к снижению продуктивности и активности больного ребенка в целом, что ведет за собой снижение настойчивости, самостоятельности, организованности, инициативности, познавательной активности, трудолюбия, самоконтроля. Именно поэтому необходимо учитывать особенности соматически ослабленных детей.
3. реализация специально разработанной Программы по формированию социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями «Есть контакт». Цель, которой повышение уровня социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Следует отметить, что наша программа опирается, на ролевой подход в воспитании по концепции Н.М.Таланчука, который развивает системно- ролевую модель формирования личности. В основу, которой, заложен личностно-ролевой подход, за общий принцип берется некоторая конечная цель - идеальная модель личности, и все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом наперед заданного конечного результата. Основу данной программы составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте.
4 задача: опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что уровень сформированности всех компонентов социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями находимся у большинства школьников на среднем уровне.
Проведя опытно-экспериментальное исследование по формированию социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями были получены данные о том, что значительно изменились результаты по всем компонентам социальной компетентности. Так же для сравнения средних значений показателей сформированости социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями, мы вычисляли по критериям (t - критерий Стьюдента).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что результаты опытноэкспериментального исследования, показали, что предложенные и апробированные нами педагогические формы и методы формирования социальной компетентности достаточно эффективны, что позволяет признать проведение опытной работы успешной, положения выдвинутой гипотезы подтвержденной.
1 задача: определить содержание и сущностные характеристики понятий «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность».
Теоретический анализ позволил нам сделать выводы о том, компетентностный подход - «это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда, подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях» [37, с. 124].
Далее остановимся на понятии компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
По мнению В.А Сластенина «компетентность представляет собой «интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социальнонравственную позицию личности»[66].
2 задача: раскрыть содержание понятия «социальная компетентность», выделить ее структурные компоненты.
Мы выяснили, что «социальная компетентность - интегрированный личностный социальный опыт, адекватный определенной системе социальных отношений и обеспечивающий человеку возможности для самореализации в этой системе»[16; 143].
По мнению С.Н. Краснокутской, структура социальной компетентности состоит из двух основных компонентов: содержательного,
включающего социальные знания, и операционального (прикладного), включающего владение технологией деятельности, то есть социальные умения и навыки.
3 задача: выявить и обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Мы выяснили, что формирование социальной компетентности у младших школьников будет успешным, если мы в своем исследовании будем опираться на ряд педагогических условий:
1. системно-ролевой подход в формировании социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями; в нашем исследовании мы будем опираться на системно-ролевой подход формирования личности ребенка (Таланчук Н.М). Согласно данному подходу, формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей (истины, добытые опытом предшествующими поколениями, существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека). Цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
2. учет возрастных и индивидуальных особенностей у детей с соматическими заболеваниями; так как это, соматически ослабленные дети, процесс и результаты их социализации наряду с общими будут иметь особые, специфические, характерные черты и рожденные ими проблемы.
Обратимся к характерным особенностям младших школьников с соматическими заболеваниями, такими являются: пассивность, вялость, безынициативность в ситуациях опроса, выполнения контрольных работ, экзамена, высокая эмоциональная чувствительность, напряженность,
эмоциональная незрелость, неуверенность, тревожность, сниженная
целеустремленность, безынициативность, низкая самооценка, чрезмерная чувствительность к собственным неудачам. Данная ситуация приводит к снижению продуктивности и активности больного ребенка в целом, что ведет за собой снижение настойчивости, самостоятельности, организованности, инициативности, познавательной активности, трудолюбия, самоконтроля. Именно поэтому необходимо учитывать особенности соматически ослабленных детей.
3. реализация специально разработанной Программы по формированию социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями «Есть контакт». Цель, которой повышение уровня социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Следует отметить, что наша программа опирается, на ролевой подход в воспитании по концепции Н.М.Таланчука, который развивает системно- ролевую модель формирования личности. В основу, которой, заложен личностно-ролевой подход, за общий принцип берется некоторая конечная цель - идеальная модель личности, и все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом наперед заданного конечного результата. Основу данной программы составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте.
4 задача: опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что уровень сформированности всех компонентов социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями находимся у большинства школьников на среднем уровне.
Проведя опытно-экспериментальное исследование по формированию социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями были получены данные о том, что значительно изменились результаты по всем компонентам социальной компетентности. Так же для сравнения средних значений показателей сформированости социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями, мы вычисляли по критериям (t - критерий Стьюдента).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что результаты опытноэкспериментального исследования, показали, что предложенные и апробированные нами педагогические формы и методы формирования социальной компетентности достаточно эффективны, что позволяет признать проведение опытной работы успешной, положения выдвинутой гипотезы подтвержденной.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ ФОРМОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ К ЗДОРОВЬЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование ценностной ориентации старших подростков на здоровый образ жизни в процессе общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Личностно ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ВЛИЯНИЕ НАЛИЧИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В СЕМЬЕ НА ХАРАКТЕР БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРЕЙ К СЕМЕЙНЫМ РОЛЯМ И ОТНОШЕНИЯ К ИХ ЧАСТО БОЛЕЮЩИМ ДЕТЯМ 8-9 ЛЕТ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Структурно-функциональная организация психологической защиты личности (19.00.03 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2007



