Введние
Глава I. Теоретические основы исследования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста
1.1. Сущность понятий «компетентностный подход», «компетентность»,
«компетенция» 10-18
1.2. Сущность понятия «социальная компетентность» и ее составные
компоненты 18-31
1.3. Педагогические условия формирования социальной компетентности у
младших школьников с соматическими
заболеваниями 31-52
Выводы по I главе 52-56
Глава II. Педагогическое обеспечение формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями
2.1. Организация и методики исследования 57-60
2.2. Изучение уровня сформированности социальной компетентности у
младших школьников с соматическими
заболеваниями 60-68
2.3. Апробация педагогических условий формирования социальной
компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями 69-84
2.4. Анализ проведенной педагогической работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с соматическими
заболеваниями (контрольный этап) 85-93
Выводы по II главе 94
Заключение 95-98
Список литературы 99-107
Приложения
Актуальность исследования. Проблема формирования социальной компетентности детей младшего школьного возраста - одна из ключевых социальных и психолого-педагогических проблем, решение которой затрагивает вопросы современного общества и образования. В условиях социально-экономических изменений перед системой образования стоит задача не просто дать учащимся необходимый уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям, но и обеспечить способность к адаптации в обществе, готовность жить и развиваться в современном сверхсложном мире, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы. Особенно это актуально для детей с соматическими заболеваниями.
К сожалению, медицинская статистика неутешительна. Количество здоровых детей составляет пятую часть от их общего числа; при этом треть детей, поступающих в школу, уже имеют хроническую патологию - соматическое заболевание. Количество детей с хроническими соматическими заболеваниями ежегодно растет. Эта проблема выходит за область проблемы здравоохранения, но и становится социально-экономической проблемой мирового масштаба. Результат соматического заболевания - это вносимые коррективы в жизнь ребенка, что влияет на качество жизни и психическое развитие. Самосознание влияет на психическое развитие и становление личности, а наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке, как ребенок оценивает себя, свои личностные качества, потенциальные возможности, свои достижения и неудачи. Исходя из этого, важная роль в школьном и дошкольном образовании отводится изучению и совершенствованию подхода к детям, имеющим хронические соматические заболевания. Эти дети нуждаются в комплексной помощи, направленной не только на устранение заболевания, но и на последствия, связанные с заболеванием. Последствиями соматических заболеваний могут быть нарушение таких психических процессов у детей, как память, внимание, мышление. Как правило, таки дети также с трудом адаптируются в обществе. Поэтому актуальным является вопрос о развитии социальной компетентности таких детей.
Социальная компетентность личности существует как явление, которое может быть изучено. Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом. В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений «я-общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
По сути своей социальная компетентность представляет собой адаптационное явление. С точки зрения не структурного, а сущностного рассмотрения социальной компетентности, это явление можно определить как определенный уровень адаптации (социализации, социальной зрелости) человека, позволяющей ему эффективно выполнять заданную социальную роль. Социальная компетентность ребенка — это определенный уровень его адаптации к социальным предписаниям, которые предъявляет ему общество.
Социальная компетентность, как предмет междисциплинарного изучения, рассматривалась в философии JI.H. Шабатурой[75], Н.М. Борытко[11], А.Б. Георгиевским [25], в психологии - Т.В. Антоновой[4], Н.В. Калининой [39], Е.В. Коблянской[41], В.Н. Куницыной[43], Дж. Равеном[63], H.A. Рототаевой[62], Т.И. Самсоновой [64], в педагогике Ю.К. Бабанским [10], В.И.Загвязинским[34], в социальной педагогике И.А. Зимней[36], Л.В. Мардахаевым[49], A.B. Мудриком[54], O.E. Лебедевым [46].
Проблемы формирования социальной компетентности младших
школьников затрагиваются в современных диссертационных исследованиях
Т.В. Антоновой[4], Н.И. Белоцерковец[17], О.Ф. Борисовой[11], JI.H. Гиенко[25], И.Е. Зариповой[35], Т.В. Исаковой[38], Н.В. Калининой[39], O.A. Крузе-Брукс [44], В.В. Новикова[56], Т.И. Самсоновой[65], Ю.Е. Уфимцевой[73], В.В. Цветкова[77] и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме формирования социальной компетентности у детей с соматическими заболеваниями посвящено не так много работ, что позволило нам сделать вывод, о том, что данная тема является весьма актуальной для дальнейшего изучения.
Актуальность темы нашего исследования, а также изучение реального состояния проблемы позволили нам выделить противоречие между потребностью общества в гражданах, способных адекватно и эффективно реагировать на проблемные жизненные ситуации, достигать реальные цели в определенном социальном контексте, применять подходящие для этого методы оптимального достижения желаемого, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями, с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями?
Цель исследования состоит в разработке и апробации педагогических условий формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Объект исследования - процесс формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Предмет исследования - педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Гипотеза исследования: процесс формирования социальной
компетентности младших школьников с соматическими заболеваниями будет успешным и продуктивным при следующих педагогических условиях, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «компетенция», «компетентность», «социальная компетентность», выделить их структурные компоненты.
- выявить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Определить содержание и сущностные характеристики понятий «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность».
2. Раскрыть содержание понятия «социальная компетентность», выделить ее структурные компоненты.
3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «компетентность и компетенция» (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторский, В.В. Цветков), идея компетентностного подхода (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.Н. Хомский и др.), концептуальные положения социальной компетентности в психологии и педагогике (М.Аргайл, В.А. Калней, В.В. Цветков, Т.В. Ермолов), теория социализации личности, которая понимаемая как включение ребенка в систему общественных отношений, социальная компетентность младшего школьника формируется в процессе его социализации (В.Г.Бочарова, Л.А.Волович, Б.З.Вульфов, Р.Г.Гурова, И.С.Кон, Г.В.Мухаметзянова, В.Ш.Масленникова, М.И.Рожков и др.), системно-ролевая теория воспитания, согласно которой формирование человека как личности представляет собой освоение им системы объективных социальных ролей (Л.П.Буева, Я.Л.Коломинский, Н.М.Таланчук и др.).
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение.
2) эмпирические: анкетирование, тестирование, педагогический
эксперимент.
3) методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ СОШ № 168 с
продленным днем обучения для детей с соматическими заболеваниями города Казани Республики Татарстан. В эксперименте приняло участие 25 учеников 4 и 3 классов.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом этапе - поисково-теоретическом проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезы исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном был осуществлен педагогический эксперимент; апробировались педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем осуществлялось завершение опытноэкспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что
1. выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие
стимулировать развитие социальной компетентности у младших школьников: определен системно-ролевой подход в формировании
социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями; соблюдены возрастные и индивидуальные особенности у детей с соматическими заболеваниями; реализована специально разработанная программа «Есть контакт», направленная на формирование социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
2. определены компоненты социальной компетентности: когнитивный, коммуникативный, ценностно-смысловой и деятельностный.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования социальной компетентности за счет определения сущности формирования социальной компетентности у психологов. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции по формированию социальной компетентности в школе и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации компетентностного подхода.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать социальную компетентность у младших школьников с соматическими заболеваниями. Разработана и апробирована программа «Есть контакт», позволяющая сформировать социальную компетентность у младших школьников.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась в период с 2014 г. по 2016 г. на заседании кафедры общей и социальной педагогики Казанского (Приволжского) Федерального университета, в ходе опытноэкспериментальной работы результаты освещались на «Научно - образовательной конференции КФУ» (9 апреля 2014 г.), а также, на «Итоговой научно - образовательной конференции студентов» (диплом II степени, 5 апреля 2016 г.).
Результаты исследования нашли отражения в публикациях автора:
1. Матянина Д.О. Формирование социальной компетентности у младших
школьников с соматическими заболеваниями//Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей,
молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. Выпуск 18. /Под ред. Р.А.Валеевой. - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - С.17-22.
2. Лесенко Д.О. Формирование социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями//Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года: Сборник тезисов.- Казань: Казан.ун-т. 2016.
В нашем исследовании были поставлены ряд задач, решение которых привело к следующим выводам:
1 задача: определить содержание и сущностные характеристики понятий «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность».
Теоретический анализ позволил нам сделать выводы о том, компетентностный подход - «это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда, подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях» [37, с. 124].
Далее остановимся на понятии компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
По мнению В.А Сластенина «компетентность представляет собой «интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социальнонравственную позицию личности»[66].
2 задача: раскрыть содержание понятия «социальная компетентность», выделить ее структурные компоненты.
Мы выяснили, что «социальная компетентность - интегрированный личностный социальный опыт, адекватный определенной системе социальных отношений и обеспечивающий человеку возможности для самореализации в этой системе»[16; 143].
По мнению С.Н. Краснокутской, структура социальной компетентности состоит из двух основных компонентов: содержательного,
включающего социальные знания, и операционального (прикладного), включающего владение технологией деятельности, то есть социальные умения и навыки.
3 задача: выявить и обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Мы выяснили, что формирование социальной компетентности у младших школьников будет успешным, если мы в своем исследовании будем опираться на ряд педагогических условий:
1. системно-ролевой подход в формировании социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями; в нашем исследовании мы будем опираться на системно-ролевой подход формирования личности ребенка (Таланчук Н.М). Согласно данному подходу, формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей (истины, добытые опытом предшествующими поколениями, существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека). Цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
2. учет возрастных и индивидуальных особенностей у детей с соматическими заболеваниями; так как это, соматически ослабленные дети, процесс и результаты их социализации наряду с общими будут иметь особые, специфические, характерные черты и рожденные ими проблемы.
Обратимся к характерным особенностям младших школьников с соматическими заболеваниями, такими являются: пассивность, вялость, безынициативность в ситуациях опроса, выполнения контрольных работ, экзамена, высокая эмоциональная чувствительность, напряженность,
эмоциональная незрелость, неуверенность, тревожность, сниженная
целеустремленность, безынициативность, низкая самооценка, чрезмерная чувствительность к собственным неудачам. Данная ситуация приводит к снижению продуктивности и активности больного ребенка в целом, что ведет за собой снижение настойчивости, самостоятельности, организованности, инициативности, познавательной активности, трудолюбия, самоконтроля. Именно поэтому необходимо учитывать особенности соматически ослабленных детей.
3. реализация специально разработанной Программы по формированию социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями «Есть контакт». Цель, которой повышение уровня социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Следует отметить, что наша программа опирается, на ролевой подход в воспитании по концепции Н.М.Таланчука, который развивает системно- ролевую модель формирования личности. В основу, которой, заложен личностно-ролевой подход, за общий принцип берется некоторая конечная цель - идеальная модель личности, и все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом наперед заданного конечного результата. Основу данной программы составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте.
4 задача: опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что уровень сформированности всех компонентов социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями находимся у большинства школьников на среднем уровне.
Проведя опытно-экспериментальное исследование по формированию социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями были получены данные о том, что значительно изменились результаты по всем компонентам социальной компетентности. Так же для сравнения средних значений показателей сформированости социальной компетентности у младших школьников с соматическими заболеваниями, мы вычисляли по критериям (t - критерий Стьюдента).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что результаты опытноэкспериментального исследования, показали, что предложенные и апробированные нами педагогические формы и методы формирования социальной компетентности достаточно эффективны, что позволяет признать проведение опытной работы успешной, положения выдвинутой гипотезы подтвержденной.
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого
саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - С. 5-71; 171-235; 431-451.
3. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания [Текст] / Б.Г. Ананьев / Избранные психологические труды. - М., 1980. - Т.2. - С. 217.
4. Антонова Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления [Текст] / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 5. - С. 54-69.
5. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Учебно-методический комплекс для студентов педагогических вузов [Текст] / под ред. М.Н. Певзнера и С.А. Расчетиной. - Новгород, 1994. - Ч. 2. - 232 с.
6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университет, 1990. - 559 с.
7. Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности.- М.: Смысл, 2001.-267с.
8. Асмолов А.Г. От практической психологии - к развивающему образованию [Текст] / А.Г. Асмолов // Детский практический психолог. - 1996. - № 1/2. - C. 9-12.
9. Аргайл М., Бивин Дж., Джексон Д. Правила. //
Межличностное общение.- СПб.: Питер, 2001.-564с.
10. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности
педагогических исследований: (Дидактический аспект). - М.: Педагогика, 1982
11. Борисова О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: дис. канд. педагогических наук: Челябинск. 2012.201с.
12. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М.Борытко Волгоград, Перемена, - 2001. - 186 с.
13. Байденко В.И. Компетенция в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] / В.И. Байденко // Высшее образование в России. -№ 11. - 2004. - С. 4-13.
14. Беляева Т.Б. Модель социальной компетентности [Текст] / Т.Б. Беляева // Вестник Новгородского государственного университета. - 2011. - № 31. - С. 8-12.
15. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации
компетентностного подхода в образовании. -
http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm
16. Братусь Б.С. Психология личности [Текст] / Б.С. Братусь // Психология личности: хрестоматия. - Самара: Бахрах, 1999. - Т.2. - С. 385444, 450-452.
17. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения : дис. канд. пед. наук. - Карачаевск, 2011.-189с.
18. Беляева, Т.Б. Модель социальной компетентности [Текст] / Т.Б. Беляева // Вестник Новгородского государственного университета. - 2005. - № 31. - С. 8-12.
19. Бехтенова Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной
деятельности учащихся: на материале национально-регионального
компонента школьного исторического образования: дисс. канд. пед. наук / Е.Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006. - 276 c.
20. Валиева П.В. Социализация учащихся начальных классов со стойкой школьной дезадаптацией [Текст] : дис. канд. пед. наук / П.В. Валиева. - Махачкала, 2007. - 180 с.
21. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 51-55.
22. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Психология личности: хрестоматия. - Самара, 1990. - Т. 2. - С. 160-165.
23. Володина Л.В., Карпухин О.К.Деловое общение и основы теории коммуникации. Учебное пособие. — СПб.: СПбГУТ, 2002.-254с.
24. Гильмеева Р.Х. Профессиональная компетентность учителя [Текст]: учебно-методическое пособие / Р.Х. Гильмеева. - Казань: Хэтер, 1999. - 78с.
25. Гиенко, JI.H. Формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения: автореферат дис. . канд. пед. наук: 13.00.01: / JI.H. Гиенко.- Барнаул, 2011. 24 с.
26. Георгиевский А.Б. Философское содержание и функции теории адаптации: автореф. дис. д-ра филос. наук. Л., 1985. 33 с.
27. Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста. - В кн.: Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. - М.: Академия, 1999.-189с.
28. Давыдов В.В. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности [Текст] / В.В. Давыдов. - М., 1995. - 227с.
29. Даль В. Толковый словарь [Текст] / В. Даль. - М.: Госполитиздат, 1935. - 879с.
30. Дьюи Дж. Реконструкция в философии [Текст] / Дж. Дьюи; пер. с англ. М. Занадворова, М. Шикова. - М., 2001. - 168 с.
31. Демчук А.А. Развитие социальной компетентности студентов в поликультурной образовательной среде вуза: автореф. дис. канд. пед. наук. - Владикавказ, 2013. - 23 с.
32. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю.Н Емельянов. - Л.: ЛГУ, 1985.-268с.
33. Ермолова Т.В. Развитие социальных качеств младшего школьника [Текст] / Т.В. Ермолова // Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы. - М.: МГППУ, 2006. - 252с.
34. Загвязинский, В. И. Методология и методика социально педагогического исследования. Книга для социальных педагогов и социальных работников Текст. / В. И. Загвязинский. М., 1995. - 160 с.
35. Зарипова Е. И. Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : Омск, 2005.- 215 с.
36. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
37. Иванова Д.И., Митрофанов К.Р., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101с.
38. Исакова Т.В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья [Текст] / Т.В. Исакова. - СПб.: РГПУ, 2003. -124 с.
39. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] / Н.В. Калинина. - М., 2001. - 32 с.
40. Кошелева Л.А. Воспитание межкультурной компетентности как элемент подготовки эффективного менеджера [Текст] / Л.А. Кошелева // Качество. Инновации. Образование. - 2004. - № 1. - С. 11-13.
41. Коблянская, Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: автореф. дис. канд. психол. наук / Е.В. Коблянская. СПб., 1995. -16 с.
42. Коган Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования / Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/ Под ред. А. В. Великановой. - Самара: Профи, с. 200
43. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура функции, взаимодействие / В. Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии — 1995. № 6. — С. 48-52
44. Крузе-Брукс, О. А. Формирование социальной комптентности учащихся начальной школы средствами учебной кооперации: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01: / O.A. Крузе-Брукс,- Великий Новгород. -2008.- 176 с.
45. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. -М.: Педагогика, 1988.-258с.
46. Лебедев, O.E. Стратегия модернизации образования / O.E. Лебедев. -СПб.: ОИРШ, 2001. 126 с.
47. Левитес, Д.Г. Формирование ключевых компетентности школьников /Д.Г. Левитес //Школьные технологии.- 2010.- №3.С.129-136
48. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в обществе.- СПб.: Питер, 2011. -318 с.
49. Мардахаев, Л. В. Основы социально-педагогической технологии / Л.В. Мардахаев. Рязань, Просвещение, 1999.- 390с
50. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. -СПб., 2003.237с.
51. Макаренко А.С. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе [Текст] / А.С. Макаренко; ред. кол. И.Я. Карпов и др. - М., 1951. - Т.5. - 511 с.
52. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности [Текст] / В.Н. Мясищев // Психология личности: Хрестоматия. - Самара: Бахрах, 1999. - Т.2. -227с.
53. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст] / В.С. Мухина. - М., 1981. - 249 с.
54. Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В.А.Сластенина. Москва.: Издательский центр «Академия», 2000; 200 с.
55. Никошкова Е.В. Англо-русский словарь по психологии [Текст] / Е.В. Никошкова. - СПб., 1998. - 352 с.
56. Новикова, Л.И. Компетенции и компетентность одно и то же?: профессиональный словарик / Л.И. Новикова // Преподаватель. XXI век : об- щерос. журн. о мире образования. - 2005. - № 1. - С. 49-51
57. Образовательные результаты [Текст] / под. ред. О.Е. Лебедева. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 135 с.
58. Почебут Д.А. Туристический подход как средство развития социальной компетентности студентов в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 2011. - 24 с.
59. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В.А. Петровский. - Ростов - на- Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
60. Пиаже Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. - М., 1969. -213с.
61. Прямикова Е. В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики// Социально-политический журнал. -2009.- № 7. -С. 126132.
62. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс; пер. с англ. М.М. Исениной. - М., 1998. - 480 с.
63. Рототаева, H.A. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте: автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук / H.A. Рототаев. — М., 2002.- 38с.
64. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. - М: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.-145с.
65. Самсонова, Т.Н. Социальная компетентность подростков и технологии ее формирования : дис. . канд. социол. наук : 22.00.04 / Т.Н. Самсонова.- СПб., 2006. 193 с.
66. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 2007. Глава 3.
67. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. -252 с.
68. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях [Текст] / В.И. Смирнов. - М.: Пед.об-во России, 1999. - 416 с.
69. Спиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности. М.: Изд- во Моск. ун-та, 1980.-354с.
70. Спирин А.В. Формирование социальной компетентности студентов в межвузовском образовательном пространстве: авторефер. дис. канд. пед. наук. - Кострома, 2010. - 21 с.
71. Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст]: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования; под.ред. А.А. Пинского. - М.: Мир книги, 2001.-310с.
72. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М., 1998. - 225 с.
73. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. М., 1991. - 184 с.
74. Уфимцева, Ю.Е. Педагогическая технология формирования социальной компетентности детей в процессе преемственности работы ДОУ и школы: диссертация . кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Ю.Е. Уфимцева. Шадринск, 2006. - 205 с.
75. Фридман Л.М. Психологический словарь учителя [Текст] / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 1991. - 288 с.
76. Хуторской А.В. Современная дидактика [Текст] / А.В. Хуторской. - СПб., 2001. - 544 с.
77. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. - №
2. - С. 58-64.
78. Цветков В.В. Формирование социальной компетентности сельских школьников [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук / В.В. Цветков. - Великий Новгород, 2002. - 155 с.
79. Шабатура Л. П. Становление социальной компетентности личности в процессе гуманизации профессионального образования: дис. канд. филос. 11аук: Омск, гос. ун-т. — Омск, 1996. — 167 с.
80. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации [Текст] : учеб.-практ. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / С.В. Шекшня. - М.: ЗАО «Бизнес- Школа «Интел - синтез», 1998 - 352 с.
81. Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М., 1999. - 320 с.
82. Шерайзина Р.М. Компетентностный подход к подготовке менеджеров для социальной сферы [Текст] / Р.М. Шерайзина // Модернизация профессионального педагогического образования компетентностный подход. - Великий Новгород, 2006. - 136 с. - С. 3-10.
83. Щетинина А.М. Основы построения концептуальной психологической модели социального развития ребенка [Текст] / А.М. Щетинина // Ученые записки ИНПО. - Вып. 3. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрова, 2001. - Кн. 2. - С. 53-62.
84. Юридический энциклопедический словарь [Текст] /гл. ред. А.Я. Сухарев. - М.: Советская Энциклопедия, 1984. - 276 с.
85. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения [Текст] / Д.Б. Эльконин // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). - М., 1966.- C. 43.