Налог на прибыль организаций в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
|
Введение 3
1. Налог на прибыль организаций, его место в системе налогов и бюджетных
доходов 6
1.1. Экономическая сущность налога на прибыль организаций 6
1.2. Историческое развитие налогообложения прибыли в России 14
2. Анализ формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации за счет налога на прибыль организации 27
2.1. Роль налога на прибыль организации в формировании доходов
федерального бюджета 27
2.2. Анализ формирования доходов региональных бюджетов за счет налога на
прибыль организаций 34
3. Тенденции развития налогообложения прибыли в Российской Федерации и их
бюджетные последствия 42
3.1. Национальные особенности налогообложения прибыли, возможности их
адаптации к российским условиям 42
3.2. Пути активизации поступлений налога на прибыль организации в бюджеты
бюджетной системы Российской Федерации 53
Заключение 63
Список использованных источников
1. Налог на прибыль организаций, его место в системе налогов и бюджетных
доходов 6
1.1. Экономическая сущность налога на прибыль организаций 6
1.2. Историческое развитие налогообложения прибыли в России 14
2. Анализ формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации за счет налога на прибыль организации 27
2.1. Роль налога на прибыль организации в формировании доходов
федерального бюджета 27
2.2. Анализ формирования доходов региональных бюджетов за счет налога на
прибыль организаций 34
3. Тенденции развития налогообложения прибыли в Российской Федерации и их
бюджетные последствия 42
3.1. Национальные особенности налогообложения прибыли, возможности их
адаптации к российским условиям 42
3.2. Пути активизации поступлений налога на прибыль организации в бюджеты
бюджетной системы Российской Федерации 53
Заключение 63
Список использованных источников
Налоги - важнейший элемент экономических и финансовых отношений. Эффективная мобилизация финансовых ресурсов в бюджетную систему посредством налогообложения и оптимальное распределение бремени налогов между экономическими субъектами являются серьезными проблемами бюджетно-налоговой политики государства.
Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе - создание благоприятных условий для активной финансово- хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т.е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.
Налог на прибыль занимает особое место в национальной бюджетно-налоговой системе, поэтому от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на экономическую активность в стране.
С одной стороны, налог на прибыль - один из самых значительных элементов в общей структуре расходов организации, поэтому любое изменение налогового законодательства в части налогообложения прибыли оказывает серьезное влияние на деятельность хозяйствующего субъекта. В связи с этим стимулирующий потенциал налога на прибыль огромен и многие экономисты убеждены, что активизация его регулирующей функции должна быть одной из приоритетных задач экономической политики в ближайшие годы. С другой стороны, налог на прибыль является одной из наиболее доходных статьей бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивает государству возможность полноценного финансирования его основных функций.
Кроме того, при реформировании системы налогообложения прибыли не учитываются последствия проводимых реформ для регионов и муниципальных образований. Поэтому любые изменения методики расчета и порядка уплаты указанного налога влияют не только не деятельность конкретного экономического субъекта, но и на финансовую систему страны в целом.
Все сказанное выше обусловило актуальность темы настоящей работы, его цель и задачи.
Целью дипломной работы является исследование взаимосвязей между государством и хозяйствующими субъектами по поводу налогообложения прибыли и формирования ресурсной базы органов власти разных уровней.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
а) изучить роль налога на прибыль в формировании доходной части бюджетов разных уровней в современной российской экономике;
б) проанализировать структуру и динамику поступлений в доходы различных уровней от налога на прибыль организаций;
в) проанализировать опыт налогообложения прибыли в зарубежных странах и изучить возможность его использования в России;
г) проанализировать основные проблемы, связанные с налогообложением прибыль и разработать рекомендации, направленных на совершенствование механизмов взимания данного налога с учетом необходимости сохранения его роли как источника доходов бюджетов разных уровней.
Предметом исследования является совокупность финансово-экономических отношений, складывающихся между государством и хозяйствующими субъектами в процессе исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ.
Объектом исследования выступают бюджеты разных уровней и налог на прибыль организаций, поступающий в бюджетную систему Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой проведенного исследования явились научные труды отечественных и зарубежных ученых. Информационную базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстата), Федеральной налоговой службы и Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №14 по Республике Татарстан, данные Федерального Казначейства Российской Федерации, официальные данные Министерства финансов РФ.
Структурно, данная работа представлена следующими частями: вводная часть, три раздела основной части работы, заключительная часть, список использованной литературы.
Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе - создание благоприятных условий для активной финансово- хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т.е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.
Налог на прибыль занимает особое место в национальной бюджетно-налоговой системе, поэтому от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на экономическую активность в стране.
С одной стороны, налог на прибыль - один из самых значительных элементов в общей структуре расходов организации, поэтому любое изменение налогового законодательства в части налогообложения прибыли оказывает серьезное влияние на деятельность хозяйствующего субъекта. В связи с этим стимулирующий потенциал налога на прибыль огромен и многие экономисты убеждены, что активизация его регулирующей функции должна быть одной из приоритетных задач экономической политики в ближайшие годы. С другой стороны, налог на прибыль является одной из наиболее доходных статьей бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивает государству возможность полноценного финансирования его основных функций.
Кроме того, при реформировании системы налогообложения прибыли не учитываются последствия проводимых реформ для регионов и муниципальных образований. Поэтому любые изменения методики расчета и порядка уплаты указанного налога влияют не только не деятельность конкретного экономического субъекта, но и на финансовую систему страны в целом.
Все сказанное выше обусловило актуальность темы настоящей работы, его цель и задачи.
Целью дипломной работы является исследование взаимосвязей между государством и хозяйствующими субъектами по поводу налогообложения прибыли и формирования ресурсной базы органов власти разных уровней.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
а) изучить роль налога на прибыль в формировании доходной части бюджетов разных уровней в современной российской экономике;
б) проанализировать структуру и динамику поступлений в доходы различных уровней от налога на прибыль организаций;
в) проанализировать опыт налогообложения прибыли в зарубежных странах и изучить возможность его использования в России;
г) проанализировать основные проблемы, связанные с налогообложением прибыль и разработать рекомендации, направленных на совершенствование механизмов взимания данного налога с учетом необходимости сохранения его роли как источника доходов бюджетов разных уровней.
Предметом исследования является совокупность финансово-экономических отношений, складывающихся между государством и хозяйствующими субъектами в процессе исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ.
Объектом исследования выступают бюджеты разных уровней и налог на прибыль организаций, поступающий в бюджетную систему Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой проведенного исследования явились научные труды отечественных и зарубежных ученых. Информационную базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстата), Федеральной налоговой службы и Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №14 по Республике Татарстан, данные Федерального Казначейства Российской Федерации, официальные данные Министерства финансов РФ.
Структурно, данная работа представлена следующими частями: вводная часть, три раздела основной части работы, заключительная часть, список использованной литературы.
Исследование поступления налога на прибыль организаций в доходную часть бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации привело к следующим выводам.
Актуальность исследования вопросов формирования доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет налога на прибыль организаций обоснована, так как это связано с необходимостью постоянного развития и совершенствовании взимания таких налоговых доходов бюджета. Связано это с влиянием доходов от налога на прибыль организаций на формирование доходной базы бюджетов различных уровней. Особенно характерно это для ключевых сфер региональных бюджетов. Кроме того, актуальность указанного вопроса на сегодняшний день не утрачивается в связи с постоянным изменением финансово-экономической конъюнктуры, в частности, под влиянием прогнозируемого уменьшения уровня доходов бюджетов от природоресурсных платежей в результате снижения цен на нефть, что вызывает необходимости развития поступлений в бюджеты от налога на прибыль организаций.
Сущность доходов бюджетов от налога на прибыль организаций проявляется в формировании ресурсной базы государства за счет перераспределения национального дохода и ВВП. Поступления от налога на прибыль организаций, как одни из основных доходов бюджета, представляют собой доходные поступления в бюджет государства, предусмотренных налоговым законодательством. Доходы от налога на прибыль организаций являются самым значимым источником доходов бюджетов, что связано не только с их экономической сущностью. Главной же особенностью является наличие наряду с экономической и социально-политической сущности. Изъятие в бюджет налога на прибыль организаций представляет собой инструмент политического воздействия государства на общество, который помогает в итоге, выстраиваться определенным социально -экономическим отношениям. При этом потребность в налоговых доходах изначально присуща не государству, а частным лицам (организациям). Связано это с тем, что поступления от налога на прибыль организаций, представляющие собой конечный продукт налогообложения - изъятия части собственности частных лиц в пользу государства, направлены на финансовое обеспечение деятельности государства в отношении тех же самых налогоплательщиков. Таким образом, необходимость и сущность доходов бюджетов от налога на прибыль организаций предопределена комплексом объективных и субъектов факторов развития человеческого общества и государства, факторов не только финансово-экономического, но и социально-политического характера.
Отметим, что было выяснено законодательное закрепление положений по распределению исследуемого федерального налога между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, причем в неравных пропорциях. На долю федерального бюджета фактически приходится менее 20% всех поступлений. Основной целью использования такого разграничения является стремление увеличить финансовые возможности региональных бюджетов на конкретной территории.
Стоит отметить, что налогообложение прибыли прошло огромный путь становления. При рассмотрении особенностей формирования современной системы налогообложения прибыли в РФ можно выделить несколько этапов:
- первый этап - с июня 1990г. по 1992г.
- второй этап - с 1992 по 2002г.
- третий этап - с 2002г. по настоящее время.
Анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ за счет налога на прибыль организации позволил прийти к следующим выводам:
- поступления налога на прибыль в бюджеты бюджетной системы России характеризуются положительной динамикой ежегодного прироста. При этом темпы прироста налога на прибыль значительно выше темпов поступления общего объема доходов и иных видов налоговых доходов. Специфика поступления данного налога в бюджеты различных уровней такова, что из-за большей доли отчислений налога в субфедеральные бюджеты, темпы прироста поступлений изменяются в больших размерах, нежели темпы прироста поступлений от налога на прибыль в федеральный бюджет;
- поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 65,1 млрд. руб., что привело к снижению поступлений по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 3,31%, а общие доходы субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 0,64%. Снижение абсолютного объема исчисленного налога по предприятиям группы в результате их объединения в КГН происходит не только из-за того, что убыточные в отсутствие КГН организации получают возможность "предоставить" свои расходы в уменьшение доходов, получаемых другими участниками группы. Подобные эффекты возникают и из-за того, что налоговая база зачастую перераспределяется в субъекты Федерации, где установлены пониженные ставки налога на прибыль.;
- наряду с другими видами налоговых доходов, налог на прибыль занимает существенное место в доходах бюджетной системы. Значительная часть налога на прибыль перечисляется в субфедеральные бюджеты. Доля налога на прибыль, перечисляемая в пользу федерального бюджета, незначительна и не превышает 3%. Поэтому можно сказать, что большую роль в формировании налогооблагаемой базы и взимания налога на прибыль, играют органы власти субъектов РФ;
- в структуре налога на прибыль организаций, поступающего в федеральный бюджет, лидирующее место занимает налог на прибыль организаций, взимаемый по ставке 20% и зачисляемый в федеральный бюджет в размере 2%;
- подавляющая часть доходов региональных бюджетов формируется за счет федеральных налогов. Доходы субъектов Федерации формируются в большей части за счет поступлений налога на прибыль организаций. Наряду с другими видами налоговых доходов, налог на прибыль занимает существенное место в доходах региональных бюджетов, что наглядно подтверждается данными по двум регионам;
- на примере Республики Татарстан была рассмотрена доля налога на прибыль организаций в структуре налоговых и неналоговых доходов. В структуре налоговых и неналоговых доходов налог на прибыль организаций занимает первое место. Удельный вес данного налога составляет 39%, что говорит о его высокой фискальной роли в образовании доходов бюджета Республики Татарстан.
Основные предложения по улучшению формирования доходной базы бюджетов за счет налога на прибыль связаны со следующими положениями:
а) необходимо расширить круг операций, облагаемых налогом на прибыль организаций, а также увеличить по ним ставки налогообложения до 35-40%, а поступления от налогообложения данных операций направлять в пользу федерального бюджета. К перечню таких операций следует отнести:
1) операции спекулятивного характера;
2) операции, которые связаны с формированием значительного уровня рентабельности;
б) изменить пропорции зачисления средств от налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ, а именно снизить ставку налога, зачисляемого в федеральный бюджет до 1%, а соответственно ставку налога, зачисляемого в региональные бюджеты поднять до 19%;
в) реформировать систему налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков;
г) ввести прогрессивную систему налогообложения, которая является идеальным механизмом для российской экономики.
Данные положения, по нашему мнению, должны повысить эффективность поступлений налога на прибыль организации в доходную часть бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации.
Актуальность исследования вопросов формирования доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет налога на прибыль организаций обоснована, так как это связано с необходимостью постоянного развития и совершенствовании взимания таких налоговых доходов бюджета. Связано это с влиянием доходов от налога на прибыль организаций на формирование доходной базы бюджетов различных уровней. Особенно характерно это для ключевых сфер региональных бюджетов. Кроме того, актуальность указанного вопроса на сегодняшний день не утрачивается в связи с постоянным изменением финансово-экономической конъюнктуры, в частности, под влиянием прогнозируемого уменьшения уровня доходов бюджетов от природоресурсных платежей в результате снижения цен на нефть, что вызывает необходимости развития поступлений в бюджеты от налога на прибыль организаций.
Сущность доходов бюджетов от налога на прибыль организаций проявляется в формировании ресурсной базы государства за счет перераспределения национального дохода и ВВП. Поступления от налога на прибыль организаций, как одни из основных доходов бюджета, представляют собой доходные поступления в бюджет государства, предусмотренных налоговым законодательством. Доходы от налога на прибыль организаций являются самым значимым источником доходов бюджетов, что связано не только с их экономической сущностью. Главной же особенностью является наличие наряду с экономической и социально-политической сущности. Изъятие в бюджет налога на прибыль организаций представляет собой инструмент политического воздействия государства на общество, который помогает в итоге, выстраиваться определенным социально -экономическим отношениям. При этом потребность в налоговых доходах изначально присуща не государству, а частным лицам (организациям). Связано это с тем, что поступления от налога на прибыль организаций, представляющие собой конечный продукт налогообложения - изъятия части собственности частных лиц в пользу государства, направлены на финансовое обеспечение деятельности государства в отношении тех же самых налогоплательщиков. Таким образом, необходимость и сущность доходов бюджетов от налога на прибыль организаций предопределена комплексом объективных и субъектов факторов развития человеческого общества и государства, факторов не только финансово-экономического, но и социально-политического характера.
Отметим, что было выяснено законодательное закрепление положений по распределению исследуемого федерального налога между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, причем в неравных пропорциях. На долю федерального бюджета фактически приходится менее 20% всех поступлений. Основной целью использования такого разграничения является стремление увеличить финансовые возможности региональных бюджетов на конкретной территории.
Стоит отметить, что налогообложение прибыли прошло огромный путь становления. При рассмотрении особенностей формирования современной системы налогообложения прибыли в РФ можно выделить несколько этапов:
- первый этап - с июня 1990г. по 1992г.
- второй этап - с 1992 по 2002г.
- третий этап - с 2002г. по настоящее время.
Анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ за счет налога на прибыль организации позволил прийти к следующим выводам:
- поступления налога на прибыль в бюджеты бюджетной системы России характеризуются положительной динамикой ежегодного прироста. При этом темпы прироста налога на прибыль значительно выше темпов поступления общего объема доходов и иных видов налоговых доходов. Специфика поступления данного налога в бюджеты различных уровней такова, что из-за большей доли отчислений налога в субфедеральные бюджеты, темпы прироста поступлений изменяются в больших размерах, нежели темпы прироста поступлений от налога на прибыль в федеральный бюджет;
- поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 65,1 млрд. руб., что привело к снижению поступлений по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 3,31%, а общие доходы субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 0,64%. Снижение абсолютного объема исчисленного налога по предприятиям группы в результате их объединения в КГН происходит не только из-за того, что убыточные в отсутствие КГН организации получают возможность "предоставить" свои расходы в уменьшение доходов, получаемых другими участниками группы. Подобные эффекты возникают и из-за того, что налоговая база зачастую перераспределяется в субъекты Федерации, где установлены пониженные ставки налога на прибыль.;
- наряду с другими видами налоговых доходов, налог на прибыль занимает существенное место в доходах бюджетной системы. Значительная часть налога на прибыль перечисляется в субфедеральные бюджеты. Доля налога на прибыль, перечисляемая в пользу федерального бюджета, незначительна и не превышает 3%. Поэтому можно сказать, что большую роль в формировании налогооблагаемой базы и взимания налога на прибыль, играют органы власти субъектов РФ;
- в структуре налога на прибыль организаций, поступающего в федеральный бюджет, лидирующее место занимает налог на прибыль организаций, взимаемый по ставке 20% и зачисляемый в федеральный бюджет в размере 2%;
- подавляющая часть доходов региональных бюджетов формируется за счет федеральных налогов. Доходы субъектов Федерации формируются в большей части за счет поступлений налога на прибыль организаций. Наряду с другими видами налоговых доходов, налог на прибыль занимает существенное место в доходах региональных бюджетов, что наглядно подтверждается данными по двум регионам;
- на примере Республики Татарстан была рассмотрена доля налога на прибыль организаций в структуре налоговых и неналоговых доходов. В структуре налоговых и неналоговых доходов налог на прибыль организаций занимает первое место. Удельный вес данного налога составляет 39%, что говорит о его высокой фискальной роли в образовании доходов бюджета Республики Татарстан.
Основные предложения по улучшению формирования доходной базы бюджетов за счет налога на прибыль связаны со следующими положениями:
а) необходимо расширить круг операций, облагаемых налогом на прибыль организаций, а также увеличить по ним ставки налогообложения до 35-40%, а поступления от налогообложения данных операций направлять в пользу федерального бюджета. К перечню таких операций следует отнести:
1) операции спекулятивного характера;
2) операции, которые связаны с формированием значительного уровня рентабельности;
б) изменить пропорции зачисления средств от налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ, а именно снизить ставку налога, зачисляемого в федеральный бюджет до 1%, а соответственно ставку налога, зачисляемого в региональные бюджеты поднять до 19%;
в) реформировать систему налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков;
г) ввести прогрессивную систему налогообложения, которая является идеальным механизмом для российской экономики.
Данные положения, по нашему мнению, должны повысить эффективность поступлений налога на прибыль организации в доходную часть бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации.
Подобные работы
- ПРЯМЫЕ НАЛОГИ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование бюджетной классификации по доходам
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ И ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЕ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016



