ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 7
1.1 Основные направления государственной политики в сфере физической
культуры и спорта 7
1.2 Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в сфере
физической культуры и спорта 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕГИОНАХ РОССИИ (ПФО) 28
2.1 Характеристика современного состояния физической культуры и спорта в регионах ПФО 28
2.2 Государственная политика в сфере культуры и спорта на регионах ПФО 54
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 77
3.1 Проблемы реализации государственной политики в сфере физической
культуры и спорта на региональном уровне 77
3.2 Совершенствование государственной политики в сфере физической
культуры и спорта на региональном уровне 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЯ 96
В современных условиях физическая культура и спорт представляют собой особую часть культуры общества, включающую в себя совокупность материальных и духовных ценностей, призванных способствовать физическому развитию человека, повышать качество его жизнедеятельности, здоровья, образа жизни.
Сфера физической культуры и спорта является одной из наиболее универсальных составляющих, направленных на сохранение и укрепление здоровья, как отдельного человека, так и всей нации в целом, развитие физических способностей человека, улучшение его социального благополучия. Понятие «здоровый образ жизни» включает в себя все сферы жизнедеятельности как отдельно взятой личности, так и различных коллективов, социальных групп, наций.
В современном мире физической культуре и спорту отводится все более значительная роль. Это связано с тем, что привлечение все более широких масс населения к занятиям спортом и физической культурой, повышение престижа государства на мировой арене в результате спортивных успехов его граждан на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством духовной силы, жизнеспособности, экономической мощи страны.
В свете этого становится очевидным, что важнейшей задачей государственной социально-экономической политики является забота об эффективном и всестороннем развитии спорта и физической культуры, общем оздоровлении нации и сохранении ее генофонда, формировании здорового образа жизни населения, а также об обеспечении гармоничного физического воспитания граждан.
Актуальность темы настоящей дипломной работы, таким образом, определяется той ролью, которая принадлежит государственной политике в сфере физической культуры и спорта.
Вопросы определения роли государственной политики в сфере физической культуры и спорта в обеспечении здоровья нации длительное время изучаются представителями различных направлений и наук.
Так, спорт и физическая культура как объекты управления рассматриваются в работах таких специалистов в области государственного и муниципального управления, как Е.В.Тишин, Н.А.Волгин, В.Б.Зотов, А.С.Соколов, С.Г.Сейранов, М.Е.Кутепов, В.В.Кузин, М.И. Золотов и многих других.
Вопросы формирования спортивной политики России на федеральном уровне прорабатывали НВ.Уловистова, А.Ф. Антипов, С.Е. Воронин, А.А.Исаева и другие. Механизмы развития спорта и физической культуры на региональном уровне рассматриваются в работах М.И.Золотарева, И.И. Переверзина, В.М.Краснова, П.К.Пельменева.
На муниципальном уровне вопросы управления спортом и физической культурой изучали Р.К.Кудашов, А.М.Банников, В.Г. Камалетдинов, А.Г. Маркелов.
Новые концепции развития физической культуры и представлены в работах Т.В.Потаповой, С.А.Лычагиной, А.П. Исаева. Таким образом, степень научной разработанности рассматриваемой темы дипломной работы весьма высока.
Объектом исследования выступают регионы ПФО (республики Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Мордовия, Удмуртия).
Предметом исследования являются осуществляемая на региональном уровне государственная политика в сфере физической культуры и спорта.
Целью выпускной квалификационной работы является поиск направлений совершенствования государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи
• изучить основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
• рассмотреть нормативно-правовое обеспечение государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
• составить характеристика современного состояния физической культуры и спорта в регионах ПФО;
• провести анализ государственной политики в сфере культуры и спорта на регионах ПФО;
• выявить проблемы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне;
• разработать предложения по совершенствованию государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты и научные исследования, посвященные рассматриваемым в работе вопросам.
Практическая значимость проводимого в работе исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы муниципальными и государственными служащими для повышения эффективности реализации государственное политики в сфере физической культуры и спорта.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы настоящей дипломной работы, определены ее цель и задачи, объект и предмет исследования, а также выделены методологические основы исследования и его практическая значимость.
В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические и методологические основы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
Во второй главе дипломной работы проведен всесторонний анализ состояния реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта как на федеральном, так и на региональном уровнях, выявлены имеющиеся в данной сфере проблемы.
В третьей главе определены основные направления решения выявленных проблем, разработаны конкретные рекомендации по повышению эффективности реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта, дано их правовое и социально-экономическое обоснование.
В заключении подведены итоги проделанной работы, сформулированы основные выводы о ее результатах.
В современном мире физической культуре и спорту отводится все более значительная роль. Это связано с тем, что привлечение все более широких масс населения к занятиям спортом и физической культурой, повышение престижа государства на мировой арене в результате спортивных успехов его граждан на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством духовной силы, жизнеспособности, экономической мощи страны.
Необходима разработка и реализация региональной политики в сфере физической культуры, под которой понимается деятельность властей направленная на создание условий для осуществления активного сохранения здоровья и отдыха населения путем занятий физической культурой и спортом на местном уровне.
В управленческом аспекте региональная политика в сфере физической культуры — это комплекс мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления, направленных на создание правовых, экономических и организационно-управленческих условий обеспечивающих удовлетворение потребностей различных категорий и групп населения в физкультурно- спортивной деятельности, с учетом традиций, обычаев и экономического положения.
Министерство спорта Российской Федерации в настоящее время является ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации №13 «Развитие физической культуры и спорта».
Также Министерство спорта Российской Федерации выступает в качестве соисполнителя таких государственных программ Российской Федерации, как «Доступная среда», «Социальная поддержка граждан» на 2011-2016г.г., «Развитие образования» на 2013-2020г.г., «Развитие науки и технологий», «Развитие культуры и туризма», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В сфере физической культуры и спорта цели государственной политики декларируются в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Данный документ был утвержден 17 ноября 2008 год Распоряжением Правительства Российской Федерации №1662-р.
Основные вопросы, касающиеся реализации государственных мер по развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации, включены также в утвержденные 31 января 2013г. Председателем Правительства Российской Федерации Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации
Основной же целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта являются способствование формированию здорового образа жизни населения, оздоровление нации в целом, обеспечение условий для гармоничного воспитания физически крепкого и здорового поколения. В этом же ряду стоят задачи обеспечения достойного выступления российских спортсменов на важнейших международных спортивных соревнованиях.
Для успешного решения стоящих перед государством задач в сфере развития отрасли спорта и физической культуры создана необходимая нормативно-правовая и законодательная база.
Важно отметить, что в течение долгого времени комплексное государственное законодательное регулирование сферы спорта и физической культуры отсутствовало. Принятый же 29.04.1999 года Федеральный закон №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» носил скорее декларативный характер. К тому же в самом законе имелись значительные внутренние несоответствия.
Однако со временем в отношении применения введенных данным законом норм, а также в результате реализации иных нормативных актов и программ, регламентирующих отношения в сфере спорта и физической культуры, был накоплен значительный опыт.
В настоящей дипломной работе был проведен анализ деятельности региональных властей по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта показал, что во всех рассматриваемых регионах данному вопросу уделяется значительное внимание.
Были выявлены и имеющиеся проблемы в данной сфере, чтобы разработать меры по повышению эффективности реализации государственной политике в сфере физической культуры и спорта.
Реализация предложенных в работе мероприятий позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни большинство населения страны, что в конечном счете положительно скажется на улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.
Существенно повысится конкурентоспособность российского спорта на международной спортивной арене, что позволит российским спортсменам стабильно побеждать на крупнейших международных спортивных соревнованиях, в том числе успешно выступать на играх Олимпиад и Олимпийских зимних играх. Эти успехи будут достигнуты за счет создания эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва с использованием новейших научных достижений.
Важнейшими элементами, во многом определяющими развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на долгосрочную перспективу, станут обеспечение инновационного характера создания и развития инфраструктуры отрасли, совершенствование финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2015 № 488 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2015 № 754 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2015 № 982 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»;
4. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 16.11.2015 № 1045 «О внесении изменений в приказ Министерства спорта Российской Федерации от 08.07.2014 №575 «Об утверждении порядка прохождения специальной подготовки контролеров-распорядителей для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования».
5. Агаларова Е. Г. Потенциал территории и его роль в развитии экономики региона: теоретический аспект / Е. Г. Агаларова, Л. А. Банникова // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 211-213.
6. Агафонов Н.Т, Исляев Р.А, Литовка О.П. Государственная стратегия регионального развития России. — М.: Велби, 2014. — 159с.
7. Агафонов Н.Т, Исляев Р.А, Литовка О.П. Государственная стратегия регионального развития России. — М.: Велби, 2014. — 159с.
8. Анимица Е.Г., Власова Н.Ю. Г ородская политика: теория, методология, практика. — Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2014. — 204с.
9. Бабун Р.В. Вопросы муниципальной экономики: учебное пособие / Р.В.Бабун, З.З. Муллагалева. — М.: Велби, 2013. — 143с.
10. Василенко А.И. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / А.И. Василенко. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 294С.
11. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства / Л.А. Велихов. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 247с.
12. Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством: учебное пособие / А.Г.Воронин, В.А.Лапин. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 88с.
13. Гиясова И.В. Муниципальное управление: учебник / И.В. Гиясова. — Тамбов: ТГТУ, 2014. — 224с.
14. Гладышев А.Г. Развитие местного сообщества: теория, методология, практика. — М.:Граница, 2014. — 337с.
15. Гранберг А.Г. Конкурентоспособность территорий. — М.: ИНФРА-М,
2014. — 528с.
16. Жихаревич Б.С., Лимонов Л.Л. Принципы разработки и мониторинга стратегического плана Санкт-Петербурга // Евроград. — 2013. — №10. — С.36-42.
17. Занадворнов В.С. Экономика города: учебник / В.С.Занадворнов. — М.: РИОР, 2014. — 267с.
18. Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов/ В.Б. Зотов. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013. - 624 с.
19. Зюзина Е.Б. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / Е.Б.Зюзина. — М.: РИОР, 2013. — 649с.
20. Иванов А.Р. Реструктуризация сферы ФКиС / А.Р. Иванов. - М.: РИОР,
2015. - 304с.
21. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент: справочное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 718с.
22. Каймакова М.В. Экономика государственного и муниципального сектора / М.В.Каймакова. — М.: Велби, 2015. — 369с.
23. Карпухин Д.В. Муниципальное управление: учебник / Д.В. Карпухин.
— М.: МИЭМП, 2015. — 333с.
24. Кондратьева М.Н. Организация и управление жилищно-коммунальным хозяйством: учебник / М.Н. Кондратьева. — М.: РИОР, 2014. — 349с.
25. Коробко В.И. Экономика городского хозяйства / В.И.Коробко. — М.: Академия, 2013. — 158с.
26. Кузнецов В.В. Местное самоуправление в системе государственного управления / В.В.Кузнецов, В.В. Ваховский. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 127с.
27. Кузьмин А.В. Особенности проведения отдельных этапов оценки проектов и программ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 78с.
28. Кузнецова Е.И. Опыт стратегического анализа при разработке региональных экономических стратегий // Региональная экономика: теория и практика. — 2015. — №15. — С.34-40.
29. Лапин В.А. Основы местного самоуправления: учебник / В.А.Лапин. — М.: Дело, 2015. — 256с.
30. Липичник М.И. Конкурентоспособность территорий: учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 369с.
31. Маковкина С.А. Проблематика оценки стратегических планов социально-экономического развития российских городов // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. — 2014. — №8. — С.78-84.
32. Мищенко В.В. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.В.Мищенко, Л.А. Капустян, Т.Г. Милых. — Барнаул, АлГТУ, 2014. — 317с.
33. Развитие экономики регионов: учебное пособие / Под ред.
Н.И.Каширских, И.В, Разорвина, И.Д. Тургель. — М.: Экзамен, 2014. — 444с.
34. Родин А.В. Обеспечение конкурентоспособности территории: организационно-управленческие ресурсы // Молодой ученый. — 2015. — №4.— С.38-42.
35. Романов В.Н. Система государственного и муниципального управления / В.Н.Романов. — М.: ЮРАЙТ, 2014. — 507с.
36. Реформа системы управления городской экономикой в России / Под ред. Н.Б.Косаревой. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 215с.
37. Сажина М.А. Конкурентоспособность территорий — М.: Велби, 2014. — 169с.
38. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. — СПБ: Питер, 2014. — 335с.
39. Сердюк Н.П. Система государственного и муниципального управления: учебник / Н.П. Сердюк. — Красноярск: КрасГУ, 2012. — 108с.
40. Тургель И.Д. Нормативно-правовые и финансово-экономические основы развития современного города как элемента местного самоуправления. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 316с.
41. Урусова Э.А. Экономика жилищно-коммунального хозяйства / Э.А.Урусова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 427с.
42. Ускова Т.В. Жилищно-коммунальное хозяйство муниципалитета: состояние, проблемы, тарифное регулирование / Т.В.Ускова. - М.: ИСЭРТ РАН, 2014. - 399с.
43. ФатхутдиновР.А.Стратегический маркетинг. — М.: Экзамен, 2013. — 428с.
44. Филимонова Е.Н. Государственное муниципальное управление: учебное пособие/ Е.Н. Филимонова. — М.: Велби, 2013. — 167с.
45. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство России: развитие, управление, экономика / В.З.Черняк. — М.: Экзаменъ, 2014. — 528с.
46. Чибиков Г.Г. Конкурентоспособность территорий. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 259с.
47. Чиркин В.Е. Государственное муниципальное управление: учебник / В.Е. Чиркин. — М.: РИОР, 2015. — 349с.
48. Шадрин А.И. Проблемы территориального управления: учебник / А.И.Шадрин. — Красноярск: КрасГУ, 2014. — 98с.
49. Шафиков М.Т. Потенциал: сущность и структура. — М.: Велби, 2012. — 258с.
50. Широков А.Н. Муниципальное управление: учебник / А.Н.Широков. — М.: КНОРУС, 2013. — 248с.
51. Н.А. Волгин «Социальная политика» : учебник/ 2003-47c
52. ЗотовВ.Б. Общероссийский информационно-аналитический журнал «МЫ РОССИЯНЕ», 2016г.-39с
53. ЖолдакВ.И., СейрановС.Г. Менеджмент. М.: Советскийспорт, 2009-65с
54. АнтиповА.Ф. Профессиональный спорт и закон / А.Ф. Антипов, Н.В. Уловистова- Челябинск. 2011-25с
55. И.И.Переверзин, В.М.Краснов «Физкультура для всех» 1992г-96с
56. Р.К.Кудашов, А.М.Банников «Массовый спорт в современной России» 2006г.-32с