Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РАЙОНОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСОКОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Работа №53445

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы77
Год сдачи2016
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
329
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием районов 8
1.1. Понятие и цели управления социально-экономическим развитием районов 8
1.2. Нормативно-правовые аспекты управления социально-экономическим развитием районов 21
Глава 2. Анализ современного состояния управления социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан 28
2.1. Сравнительный анализ социально-экономического развития Альметьевского, Кукморского, Лаишевского районов Республики Татарстан ...28
2.2. Управление социально-экономическим развитием Высокогорского
муниципального района Республики Татарстан 35
Глава 3. Предложения по совершенствованию управления социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального образования Республики Татарстан 48
3.1. Проблемы управления социально-экономическим развитием
муниципального образования Высокогорского муниципального района Республики Татарстан 48
3.2. Основные направления совершенствования управления социально - экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан 56
Заключение 65
Библиография

Социально-экономическое развитие региона невозможно без развития его составных частей - муниципальных образований (МО), которые в результате вступления в действие 6 октября 2003 года Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 получили право самостоятельно определять стратегические приоритеты своего развития. Муниципалитеты должны разрабатывать собственные конкурентоспособные стратегии в рамках иерархической системы страна - регион, выступающей внешней по отношению к муниципалитету социальной и экономической средой.
В настоящее время на муниципальном уровне реализуются различные стратегические документы - концепции, стратегии (стратегические планы), муниципальные программы социально-экономического развития, отличающиеся, прежде всего, по содержанию и горизонту планирования развития муниципального образования. Разрабатывается и совершенствуется инструментарий муниципального стратегического планирования,
публикуются в доступной для обсуждения форме стратегические документы не только регионального, но и муниципального уровня, обозначаются основные тенденции муниципального стратегического планирования в рамках теорий стратегического менеджмента.
Однако в большинстве случаев стратегические документы муниципального развития не встроены в бюджетный процесс и не увязаны с прогнозами финансового положения региона и самого муниципального образования, носят декларативный характер, представляют собой набор разрозненных, не взаимоувязанных между собой программных мероприятий. Отсутствуют механизмы реализации стратегий муниципального развития и оценки степени влияния программ на конечный результат — достижение стратегических целей развития муниципального образования. Все это ограничивает процесс стратегического управления развитием муниципального образования.
В связи с этим особую актуальность представляет комплексное решение задач стратегического планирования, определяющего перспективы муниципального развития, сбалансированность приоритетов и темпов развития с финансовыми ресурсами муниципальных образований, и стратегического управления, формирующего механизм реализации стратегии, т.е. систему управления действиями власти, бизнеса и населения, направленными на достижение стратегических и тактических задач муниципалитета.
Все выше отмеченное и определило актуальность ускоренной разработки методики формирования комплексных программ социально - экономического развития муниципальных образований, одобренной и рекомендованной для внедрения в муниципальных образованиях.
Объект исследования - Высокогорский муниципальный район Республики Татарстан.
Предмет исследования - социально-экономическое развитие муниципального образования Высокогорский муниципальный район Республики Татарстан.
Целью данной работы является изучение проблем социально - экономического развития Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и разработка основных направлений совершенствования управления социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
1. Изучить понятие и цели управления социально-экономическим развитием районов.
2. Рассмотреть нормативно-правовые аспекты управления социально-экономическим развитием районов.
3. Провести сравнительный анализ социально-экономического развития Альметьевского, Кукморского, Лаишевского районов Республики Татарстан.
4. Рассмотреть управление социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
5. Выявить проблемы управления социально-экономическим развитием муниципального образования Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
6. Предложить основные направления совершенствования управления социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Республики Татарстан.
Методологическую основу исследования составили теоретические воззрения отечественных юристов, философов, социологов, экономистов, видных представителей западных научных школ.
Для решения поставленных задач в работе применялись общенаучные методы исследования: сравнительный и ситуационный анализ, методы обобщения, индукция и дедукция, социологические и статистические методы.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
В первой главе изучены понятие и цели управления социально-экономическим развитием районов, рассмотреть нормативно-правовые аспекты управления социально-экономическим развитием районов.
Во второй главе проведен сравнительный анализ социально - экономического развития Альметьевского, Кукморского, Лаишевского районов Республики Татарстан, рассмотрено управление социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
В третьей главе выявлены проблемы управления социально-экономическим развитием муниципального образования Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, предложены основные направления совершенствования управления социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современное управление на государственном уровне сопряжено с проведением определенных действий по отношению к территориям и ее составляющим. Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития регионов Российской Федерации является эффективное и качественное территориальное управление. На региональном уровне особое место в его структуре отводится местному самоуправлению.
В соответствии с Конституцией РФ, существуют три уровня территориального управления в России: федеральный — РФ; региональный — субъекты РФ; муниципальный — муниципальные образования. В этих условиях социально-экономическим развитием муниципальных образований становится не только основой других видов планирования, выступающих важнейшим элементом территориального развития, но и ориентирует на комплексный учет конкретных социально-экономических проблем.
Изучение теоретических и методических подходов управления развитием муниципального образования в условиях ограниченности ресурсов показало, что, несмотря на большое внимание к данной проблеме, некоторые аспекты нуждаются в дальнейшем исследовании и практической апробации применительно к особенностям функционирования и развития муниципального образования в Российской Федерации. В связи с этим особую актуальность представляет разработка механизма формирования и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования как подсистемы региональной экономики.
Из проведенного анализа организации деятельности Высокогорского района можно выделить следующие проблемы в деятельности муниципального образования:
1. Проблемы экономического характера.
Значительной проблемой является высокая дотационность бюджета Высокогорского района. Так собственные доходы бюджета составляют всего лишь 30-35% его доходной части.
Не завершена работа по инвентаризации землепользователей и плательщиков налога на землю. Соответственно, налоговая база по плате за землю сформирована лишь на 90%. Не до конца выявлены собственники недвижимого имущества. Не зарегистрированы права собственности на имущество физических лиц, и соответственно, отсутствуют основания к привлечению их к налогообложению. Решение данных проблем создаст возможности Высокогорского района в увеличении доходной части бюджета.
2. Проблемы социального характера.
Основной социальной проблемой является нестабильная демографическая ситуация - смертность превышает рождаемость. Число умерших в Высокогорском районе превышает число родившихся в 0.6%. Естественная убыль населения наряду с другими причинами обусловлена увеличением уровня заболеваемости. Показатель общей заболеваемости населения достаточно высок, и в расчете на 1000 человек составляет 1120.
Настораживает продолжающийся процесс старения населения. Доля населения пенсионного возраста в районе составляет 35%.
В современных условиях происходит дальнейшее понижение уровня жизни Высокогорского района по отношению к городскому. Низкая привлекательность условий и характера сельского уклада жизни приводит к чрезвычайно острой проблеме - оттоку молодого поколения из района.
3. Инфраструктурные проблемы
Сложившаяся в Высокогорском районе нестабильная демографическая ситуация и наметившаяся тенденция оттока молодежи адекватно отражают существующие инфраструктурные проблемы. А именно: проблемы
несовершенной материально-технической базы и недостаточные объемы финансирования социальной сферы, необходимость инженерного обустройства систем тепло - водоснабжения и канализации, улучшения обеспечения сельских жителей различными видами услуг социально-культурного и бытового назначения.
Комплексное решение вышеозначенных проблем в Высокогорском районе создаст более широкие возможности для всестороннего развития жителей, качественного совершенствования рабочей силы, закрепления молодых квалифицированных кадров, преодоления системного социально - экономического кризиса сельской территории последних лет.
Нами были предложены мероприятия по совершенствованию управления социально-экономическим развитием Высокогорского района.
1. Совершенствование нормативно-правовой базы
В рамках реализации предложенных мероприятий необходимо разработать ряд нормативных правовых документов по следующим направлениям:
- определение порядка рассмотрения инвестиционных проектов,
- оказание административной поддержки инвесторам,
- установление налоговых льгот,
- регулирование внешнеэкономической деятельности района и др.
2. Развитие инвестиционной деятельности.
2.1. Стимулирование и содействие развитию предприятий, расположенных на территории Высокогорского района.
2.2. Информационное обеспечение инвестиционного процесса.
Это направление включает в себя создание ряда баз данных и обеспечение доступа инвестора к ним. В первую очередь это база данных по инвестиционным предложениям Высокогорского района, далее реестр свободных производственных, складских, торговых и офисных площадей, реестр объектов незавершенного строительства, реестр предприятий, находящихся в конкурсном производстве. Все эти реестры и базы данных должны быть доведены до потенциального инвестора или находиться в свободном доступе.
2.3. Кадровое обеспечение инвестиционного процесса
Необходимость сделать в перспективе Высокогорский район привлекательной базой для инвестиций и обеспечить воспроизводство и развитие инновационного потенциала экономики требуют формирования адекватной современным технологиям кадровой инфраструктуры.
Для стимулирования инновационной активности нужна подготовка кадров для инновационной сферы по новым специальностям и совершенствование действующих учебных программ. Важную роль приобретает наличие в экономике хорошо развитого сектора малого бизнеса, способствующего росту занятости населения. Для малого бизнеса остается одной из насущных проблем недостаточный уровень профессиональной
подготовки предпринимателей. И для начинающих, и для работающих представителей малого бизнеса необходима поддержка на основе специальных программ бизнес-образования, созданных с учетом специфики малого бизнеса.
2.4. Развитие финансово-кредитной системы.
Одним из источников инвестиционных средств являются средства финансово-кредитных учреждений: банков, страховых и пенсионных компаний.
2.5 Инвентаризация земельных участков и объектов, находящихся на территории района независимо от форм собственности.
- проведение работы по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, формирование перечня свободных земель;
- оформление наиболее привлекательных участков в собственность района для упрощения процесса передачи земель инвестору для реализации проекта;
- формирование перечня объектов недвижимости по приоритетным направлениям развития района.
3. Инновационная политика.
Основными приоритетами инновационной политики в районе являются:
- развитие компьютерных информационных технологий, обеспечивающих автоматизацию управления технологическими процессами, проектирования и создания новых технологий и продуктов, телекоммуникационных процессов;
- ресурсосберегающие технологии.
4. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей
4.1. Подготовка и подписание соглашений о социально-экономическом сотрудничестве как с районами Республики Татарстан, так и с районами других регионов.
4.2. Развитие въездного туризма.
5. Маркетинг района.
Успешный маркетинг района предполагает выбор целевых инвесторов, которые могут быть заинтересованы в приоритетных направлениях развития района, выделение значимых для них характеристик Высокогорского района, формирование уникального предложения района в разрезе данных характеристик и продвижения инвестиционных проектов для каждой группы инвесторов.
5.1 .Формирование имиджа района.
5.2. Выставочная - ярмарочная деятельность.
5.3. Продвижение района
Реализация предложенных мероприятий позволит повысить уровень социально-экономического развития Высокогорского муниципального района, всестороннего развития жителей, качественного совершенствования рабочей силы, закрепления молодых квалифицированных кадров.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г.// Российская газета с поправками. - 2003. - 25 декабря.
2. Всеобщая декларация прав человека // Российская газета. - 1995.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 30.12.2008 № 309-ФЗ; // СЗ РФ. -2002. -№ 1(Ч.1). -Ст.3; СЗ РФ. -2009. -№ 1. - Ст.21.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-Ф3 (с изм. от 2 декабря 2013 г. N 345-ФЗ) // Собрание законодательства. - 2013. - 9 декабря. - № 49.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства от 6 октября 2003 г. № 40 ст. 3822.
6. Европейская Хартия местного самоуправления (ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ). Гл.1. Страсбург, 1985.
II. Специальная литература
7. Бабичев, И.В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций / И.В. Бабичев. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. - 378 с.
8. Бабичев, И.В. Настольная книга муниципальных политиков / И.В. Бабичев, Х. Берр. - М.: Бриз, 2013. - 356 с.
9. Воронин, А.Г. Местное самоуправление и социальная модернизация России / А.Г. Воронин. - Волгоград, 2014. - 389 с.
10. Глимейда, В.В. Становление и развитие местного самоуправления как института гражданского общества в постсоветской России: историкоправовой аспект / В.В. Глимейда, П. Курдюк. - М.: Краснодар, 2013. - 287 с.
11. Гончаров, В.И. Повышение роли и участие населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации / В.И. Гончаров. - М.: Илекса, 2013. - 363 с.
12. Гурьева, Л.С. Социальная активность населения в развитии процесса самоуправления в современной России / Л.С. Гурьева, Ю.П. Бондаренко. - М.: Изд-во МАИ-Принт, 2013. - 458 с.
13. Данные Министерства экономики Республики Татарстан за 2015 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://mert.tatarstan.ru/ (дата обращения 1.05.2016 г.).
14. Доклад Главы о достигнутых значениях показателей для оценки
эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2015 и их планируемых значениях на трехлетний период [Электронный ресурс]. - URL: http://vysokaya-
gora.tatarstan.ru/ (дата обращения 01.05.2016 г.).
15. Зевина, О.Г. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути, совершенствования / О.Г. Зевина. - М.: Наука, 2013. - 367 с.
16. Ипатов, А.А. Орган общественного самоуправления: приоритеты
деятельности в социуме / А.А. Ипатов. // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2009. - № 3. - С. 29-33.
17. Ипатов, А.А. Орган общественного самоуправления: приоритеты
деятельности в социуме / А.А. Ипатов. // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2009. - № 3. - С. 29-33.
18. Кислицкая, Н.А. Рыночные реформы и их влияние на развитие местного самоуправления в Российской Федерации / Н.А. Кислицкая. - Ростов-на-Дону, 2014. - 457 с.
19. Кокотов, А.Н. Муниципальное право в российском праве: понятие, назначение и структура / А.Н. Кокотов. // Правоведение. - 2014. - № 3. - С.
20. Корнилович, В.А. Территориальное общественное самоуправление / В.А. Корнилович // Социология власти. - 2007. - № 2. - С. 105-113.
21. Кузин, В.И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления [Текст] / В. И. Кузин, С. З. Зуев. - М.: Дело, 2010. - 118 с.
22. Лермонтов, Ю.М. Территориальное общественное самоуправление в системе муниципального народовластия / Ю.М. Лермонтов. // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2009. - № 2. - С. 9-13.
23. Макущенко, Л.В. Муниципальные отношения и их особенности в современной России/ Л. В. Макущенко. - М.: Наука , 2014. - 237 с.
24. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути, совершенствования/ О.Г. Зевина и др. - М.: Экон-Информ, 2013. - 523 с.
25. Миронов, С.М. Проблемы и перспективы местного самоуправления: взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления / С.М. Миронов. // Управленческое консультирование. - 2007. - № 1. - С. 5-12.
26. Митрошенков, О.А. Общественно-политическая ситуация в местном
самоуправлении: методы и критерии оценки/ О.А. Митрошенков //
Социология власти. - 2006. - № 4. - С. 28-44.
27. Морозова, Л.Д. Активность территориального общественного самоуправления как условие построения гражданского общества // Вестник Московского университета МВД России / Л.Д. Морозова. - 2014. - № 6. - С. 81-83.
28. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / Под ред. Н.С. Бондаря. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2013. - 467 с.
29. Муниципальное право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Эксмо, 2012. - 478 с.
30. Настольная книга муниципальных политиков [Текст] / И. В. Бабичев, Х. Берр и др. под ред. Е. С. Шугриной, В. А. Сивицкого. - 2-е изд., доп. и перераб. М.: Бриз, 2013. - 340 с.
31. Незнамова, Е.А. Местное самоуправление: прошлое, настоящее, будущее/ Е. А. Незнамова. - М.: Изд-во РАГС, 2013. - 267 с.
32. Официальный сайт Кукморского муниципального района Республики
Татарстан [Электронный ресурс]. - URL:
http://kukmor.tatarstan.ru/rus/info.php?id=606268 (дата обращения 01.05.2016 г).
33. Официальный сайт Высокогорского муниципального района
[Электронный ресурс]. - URL: http://vysokaya- gora.tatarstan.ru/ (дата
обращения 01.05.2016 г.).
34. Петриашвили, Г.Г. К вопросу о теоретико-правовых основах общественной теории местного самоуправления / Г.Г. Петриашвили. // Юридическая мысль. - 2009. - С. 5-11.
35. Подгорбунских, А. В. Полномочия органа местного самоуправления как представителя собственника жилых помещений в правоотношениях с управляющими компаниями / А.В. Подгорбунских. // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 15. - С. 26-30.
36. Подгорбунских, А. В. Способы осуществления органами местного самоуправления контроля за деятельностью управляющих организаций / А.В. Подгорбунских. // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 6. - С. 36-43.
37. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищнокоммунального хозяйства, обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания [Электронный ресурс]. -URL: http: www.ako.ru (дата обращения: 01.05.2016 г.).
38. Путин В.В. Выступление на обучающем семинаре-совещании для мэров крупнейших российских городов (г. Москва, 23 октября 2013 г.) / В.В.
Путин [Электронный ресурс]. - URL: http://news.kremlin.ru/news/19480 (дата обращения: 01.05.2016 г.).
39. Пыткин, А.Н. Теоретико-методологические основы совершенствования местного самоуправления и административная реформа / А.Н. Пыткин. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2014. - 543 с.
40. Раздъяконова, Е.В. Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственной демократии в местном самоуправлении / Е.В. Раздъяконова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Право.- 2009. Т. 5. - № 2. - С. 65-68.
41. Сергеев, П.В. Местное самоуправление в условиях трансформации общественных отношений: аспекты институциональной теории / П.В. Сергеев, В.А. Чемыхин. - Курск: Литер, 2014. - 263 с.
42. Система муниципального управления : учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова - СПб. : Питер, 2014. - 512 с.
43. Теоретико-методологические основы совершенствования местного самоуправления и административная реформа / А. Н. Пыткин и др. - Ханты- Мансийск: Полиграфист, 2014. - 381 с.
44. Широков, А.Н. Законодательное регулирование в сфере местного самоуправления/ А.Н. Широков // Городское управление. - 2009. - № 2. - С. 30-38.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ