УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РАЙОНОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСОКОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием районов 8
1.1. Понятие и цели управления социально-экономическим развитием районов 8
1.2. Нормативно-правовые аспекты управления социально-экономическим развитием районов 21
Глава 2. Анализ современного состояния управления социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан 28
2.1. Сравнительный анализ социально-экономического развития Альметьевского, Кукморского, Лаишевского районов Республики Татарстан ...28
2.2. Управление социально-экономическим развитием Высокогорского
муниципального района Республики Татарстан 35
Глава 3. Предложения по совершенствованию управления социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального образования Республики Татарстан 48
3.1. Проблемы управления социально-экономическим развитием
муниципального образования Высокогорского муниципального района Республики Татарстан 48
3.2. Основные направления совершенствования управления социально - экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан 56
Заключение 65
Библиография
Глава 1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием районов 8
1.1. Понятие и цели управления социально-экономическим развитием районов 8
1.2. Нормативно-правовые аспекты управления социально-экономическим развитием районов 21
Глава 2. Анализ современного состояния управления социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан 28
2.1. Сравнительный анализ социально-экономического развития Альметьевского, Кукморского, Лаишевского районов Республики Татарстан ...28
2.2. Управление социально-экономическим развитием Высокогорского
муниципального района Республики Татарстан 35
Глава 3. Предложения по совершенствованию управления социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального образования Республики Татарстан 48
3.1. Проблемы управления социально-экономическим развитием
муниципального образования Высокогорского муниципального района Республики Татарстан 48
3.2. Основные направления совершенствования управления социально - экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан 56
Заключение 65
Библиография
Социально-экономическое развитие региона невозможно без развития его составных частей - муниципальных образований (МО), которые в результате вступления в действие 6 октября 2003 года Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 получили право самостоятельно определять стратегические приоритеты своего развития. Муниципалитеты должны разрабатывать собственные конкурентоспособные стратегии в рамках иерархической системы страна - регион, выступающей внешней по отношению к муниципалитету социальной и экономической средой.
В настоящее время на муниципальном уровне реализуются различные стратегические документы - концепции, стратегии (стратегические планы), муниципальные программы социально-экономического развития, отличающиеся, прежде всего, по содержанию и горизонту планирования развития муниципального образования. Разрабатывается и совершенствуется инструментарий муниципального стратегического планирования,
публикуются в доступной для обсуждения форме стратегические документы не только регионального, но и муниципального уровня, обозначаются основные тенденции муниципального стратегического планирования в рамках теорий стратегического менеджмента.
Однако в большинстве случаев стратегические документы муниципального развития не встроены в бюджетный процесс и не увязаны с прогнозами финансового положения региона и самого муниципального образования, носят декларативный характер, представляют собой набор разрозненных, не взаимоувязанных между собой программных мероприятий. Отсутствуют механизмы реализации стратегий муниципального развития и оценки степени влияния программ на конечный результат — достижение стратегических целей развития муниципального образования. Все это ограничивает процесс стратегического управления развитием муниципального образования.
В связи с этим особую актуальность представляет комплексное решение задач стратегического планирования, определяющего перспективы муниципального развития, сбалансированность приоритетов и темпов развития с финансовыми ресурсами муниципальных образований, и стратегического управления, формирующего механизм реализации стратегии, т.е. систему управления действиями власти, бизнеса и населения, направленными на достижение стратегических и тактических задач муниципалитета.
Все выше отмеченное и определило актуальность ускоренной разработки методики формирования комплексных программ социально - экономического развития муниципальных образований, одобренной и рекомендованной для внедрения в муниципальных образованиях.
Объект исследования - Высокогорский муниципальный район Республики Татарстан.
Предмет исследования - социально-экономическое развитие муниципального образования Высокогорский муниципальный район Республики Татарстан.
Целью данной работы является изучение проблем социально - экономического развития Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и разработка основных направлений совершенствования управления социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
1. Изучить понятие и цели управления социально-экономическим развитием районов.
2. Рассмотреть нормативно-правовые аспекты управления социально-экономическим развитием районов.
3. Провести сравнительный анализ социально-экономического развития Альметьевского, Кукморского, Лаишевского районов Республики Татарстан.
4. Рассмотреть управление социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
5. Выявить проблемы управления социально-экономическим развитием муниципального образования Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
6. Предложить основные направления совершенствования управления социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Республики Татарстан.
Методологическую основу исследования составили теоретические воззрения отечественных юристов, философов, социологов, экономистов, видных представителей западных научных школ.
Для решения поставленных задач в работе применялись общенаучные методы исследования: сравнительный и ситуационный анализ, методы обобщения, индукция и дедукция, социологические и статистические методы.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
В первой главе изучены понятие и цели управления социально-экономическим развитием районов, рассмотреть нормативно-правовые аспекты управления социально-экономическим развитием районов.
Во второй главе проведен сравнительный анализ социально - экономического развития Альметьевского, Кукморского, Лаишевского районов Республики Татарстан, рассмотрено управление социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
В третьей главе выявлены проблемы управления социально-экономическим развитием муниципального образования Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, предложены основные направления совершенствования управления социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
В настоящее время на муниципальном уровне реализуются различные стратегические документы - концепции, стратегии (стратегические планы), муниципальные программы социально-экономического развития, отличающиеся, прежде всего, по содержанию и горизонту планирования развития муниципального образования. Разрабатывается и совершенствуется инструментарий муниципального стратегического планирования,
публикуются в доступной для обсуждения форме стратегические документы не только регионального, но и муниципального уровня, обозначаются основные тенденции муниципального стратегического планирования в рамках теорий стратегического менеджмента.
Однако в большинстве случаев стратегические документы муниципального развития не встроены в бюджетный процесс и не увязаны с прогнозами финансового положения региона и самого муниципального образования, носят декларативный характер, представляют собой набор разрозненных, не взаимоувязанных между собой программных мероприятий. Отсутствуют механизмы реализации стратегий муниципального развития и оценки степени влияния программ на конечный результат — достижение стратегических целей развития муниципального образования. Все это ограничивает процесс стратегического управления развитием муниципального образования.
В связи с этим особую актуальность представляет комплексное решение задач стратегического планирования, определяющего перспективы муниципального развития, сбалансированность приоритетов и темпов развития с финансовыми ресурсами муниципальных образований, и стратегического управления, формирующего механизм реализации стратегии, т.е. систему управления действиями власти, бизнеса и населения, направленными на достижение стратегических и тактических задач муниципалитета.
Все выше отмеченное и определило актуальность ускоренной разработки методики формирования комплексных программ социально - экономического развития муниципальных образований, одобренной и рекомендованной для внедрения в муниципальных образованиях.
Объект исследования - Высокогорский муниципальный район Республики Татарстан.
Предмет исследования - социально-экономическое развитие муниципального образования Высокогорский муниципальный район Республики Татарстан.
Целью данной работы является изучение проблем социально - экономического развития Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и разработка основных направлений совершенствования управления социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
1. Изучить понятие и цели управления социально-экономическим развитием районов.
2. Рассмотреть нормативно-правовые аспекты управления социально-экономическим развитием районов.
3. Провести сравнительный анализ социально-экономического развития Альметьевского, Кукморского, Лаишевского районов Республики Татарстан.
4. Рассмотреть управление социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
5. Выявить проблемы управления социально-экономическим развитием муниципального образования Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
6. Предложить основные направления совершенствования управления социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Республики Татарстан.
Методологическую основу исследования составили теоретические воззрения отечественных юристов, философов, социологов, экономистов, видных представителей западных научных школ.
Для решения поставленных задач в работе применялись общенаучные методы исследования: сравнительный и ситуационный анализ, методы обобщения, индукция и дедукция, социологические и статистические методы.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
В первой главе изучены понятие и цели управления социально-экономическим развитием районов, рассмотреть нормативно-правовые аспекты управления социально-экономическим развитием районов.
Во второй главе проведен сравнительный анализ социально - экономического развития Альметьевского, Кукморского, Лаишевского районов Республики Татарстан, рассмотрено управление социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
В третьей главе выявлены проблемы управления социально-экономическим развитием муниципального образования Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, предложены основные направления совершенствования управления социально-экономическим развитием Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Современное управление на государственном уровне сопряжено с проведением определенных действий по отношению к территориям и ее составляющим. Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития регионов Российской Федерации является эффективное и качественное территориальное управление. На региональном уровне особое место в его структуре отводится местному самоуправлению.
В соответствии с Конституцией РФ, существуют три уровня территориального управления в России: федеральный — РФ; региональный — субъекты РФ; муниципальный — муниципальные образования. В этих условиях социально-экономическим развитием муниципальных образований становится не только основой других видов планирования, выступающих важнейшим элементом территориального развития, но и ориентирует на комплексный учет конкретных социально-экономических проблем.
Изучение теоретических и методических подходов управления развитием муниципального образования в условиях ограниченности ресурсов показало, что, несмотря на большое внимание к данной проблеме, некоторые аспекты нуждаются в дальнейшем исследовании и практической апробации применительно к особенностям функционирования и развития муниципального образования в Российской Федерации. В связи с этим особую актуальность представляет разработка механизма формирования и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования как подсистемы региональной экономики.
Из проведенного анализа организации деятельности Высокогорского района можно выделить следующие проблемы в деятельности муниципального образования:
1. Проблемы экономического характера.
Значительной проблемой является высокая дотационность бюджета Высокогорского района. Так собственные доходы бюджета составляют всего лишь 30-35% его доходной части.
Не завершена работа по инвентаризации землепользователей и плательщиков налога на землю. Соответственно, налоговая база по плате за землю сформирована лишь на 90%. Не до конца выявлены собственники недвижимого имущества. Не зарегистрированы права собственности на имущество физических лиц, и соответственно, отсутствуют основания к привлечению их к налогообложению. Решение данных проблем создаст возможности Высокогорского района в увеличении доходной части бюджета.
2. Проблемы социального характера.
Основной социальной проблемой является нестабильная демографическая ситуация - смертность превышает рождаемость. Число умерших в Высокогорском районе превышает число родившихся в 0.6%. Естественная убыль населения наряду с другими причинами обусловлена увеличением уровня заболеваемости. Показатель общей заболеваемости населения достаточно высок, и в расчете на 1000 человек составляет 1120.
Настораживает продолжающийся процесс старения населения. Доля населения пенсионного возраста в районе составляет 35%.
В современных условиях происходит дальнейшее понижение уровня жизни Высокогорского района по отношению к городскому. Низкая привлекательность условий и характера сельского уклада жизни приводит к чрезвычайно острой проблеме - оттоку молодого поколения из района.
3. Инфраструктурные проблемы
Сложившаяся в Высокогорском районе нестабильная демографическая ситуация и наметившаяся тенденция оттока молодежи адекватно отражают существующие инфраструктурные проблемы. А именно: проблемы
несовершенной материально-технической базы и недостаточные объемы финансирования социальной сферы, необходимость инженерного обустройства систем тепло - водоснабжения и канализации, улучшения обеспечения сельских жителей различными видами услуг социально-культурного и бытового назначения.
Комплексное решение вышеозначенных проблем в Высокогорском районе создаст более широкие возможности для всестороннего развития жителей, качественного совершенствования рабочей силы, закрепления молодых квалифицированных кадров, преодоления системного социально - экономического кризиса сельской территории последних лет.
Нами были предложены мероприятия по совершенствованию управления социально-экономическим развитием Высокогорского района.
1. Совершенствование нормативно-правовой базы
В рамках реализации предложенных мероприятий необходимо разработать ряд нормативных правовых документов по следующим направлениям:
- определение порядка рассмотрения инвестиционных проектов,
- оказание административной поддержки инвесторам,
- установление налоговых льгот,
- регулирование внешнеэкономической деятельности района и др.
2. Развитие инвестиционной деятельности.
2.1. Стимулирование и содействие развитию предприятий, расположенных на территории Высокогорского района.
2.2. Информационное обеспечение инвестиционного процесса.
Это направление включает в себя создание ряда баз данных и обеспечение доступа инвестора к ним. В первую очередь это база данных по инвестиционным предложениям Высокогорского района, далее реестр свободных производственных, складских, торговых и офисных площадей, реестр объектов незавершенного строительства, реестр предприятий, находящихся в конкурсном производстве. Все эти реестры и базы данных должны быть доведены до потенциального инвестора или находиться в свободном доступе.
2.3. Кадровое обеспечение инвестиционного процесса
Необходимость сделать в перспективе Высокогорский район привлекательной базой для инвестиций и обеспечить воспроизводство и развитие инновационного потенциала экономики требуют формирования адекватной современным технологиям кадровой инфраструктуры.
Для стимулирования инновационной активности нужна подготовка кадров для инновационной сферы по новым специальностям и совершенствование действующих учебных программ. Важную роль приобретает наличие в экономике хорошо развитого сектора малого бизнеса, способствующего росту занятости населения. Для малого бизнеса остается одной из насущных проблем недостаточный уровень профессиональной
подготовки предпринимателей. И для начинающих, и для работающих представителей малого бизнеса необходима поддержка на основе специальных программ бизнес-образования, созданных с учетом специфики малого бизнеса.
2.4. Развитие финансово-кредитной системы.
Одним из источников инвестиционных средств являются средства финансово-кредитных учреждений: банков, страховых и пенсионных компаний.
2.5 Инвентаризация земельных участков и объектов, находящихся на территории района независимо от форм собственности.
- проведение работы по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, формирование перечня свободных земель;
- оформление наиболее привлекательных участков в собственность района для упрощения процесса передачи земель инвестору для реализации проекта;
- формирование перечня объектов недвижимости по приоритетным направлениям развития района.
3. Инновационная политика.
Основными приоритетами инновационной политики в районе являются:
- развитие компьютерных информационных технологий, обеспечивающих автоматизацию управления технологическими процессами, проектирования и создания новых технологий и продуктов, телекоммуникационных процессов;
- ресурсосберегающие технологии.
4. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей
4.1. Подготовка и подписание соглашений о социально-экономическом сотрудничестве как с районами Республики Татарстан, так и с районами других регионов.
4.2. Развитие въездного туризма.
5. Маркетинг района.
Успешный маркетинг района предполагает выбор целевых инвесторов, которые могут быть заинтересованы в приоритетных направлениях развития района, выделение значимых для них характеристик Высокогорского района, формирование уникального предложения района в разрезе данных характеристик и продвижения инвестиционных проектов для каждой группы инвесторов.
5.1 .Формирование имиджа района.
5.2. Выставочная - ярмарочная деятельность.
5.3. Продвижение района
Реализация предложенных мероприятий позволит повысить уровень социально-экономического развития Высокогорского муниципального района, всестороннего развития жителей, качественного совершенствования рабочей силы, закрепления молодых квалифицированных кадров.
В соответствии с Конституцией РФ, существуют три уровня территориального управления в России: федеральный — РФ; региональный — субъекты РФ; муниципальный — муниципальные образования. В этих условиях социально-экономическим развитием муниципальных образований становится не только основой других видов планирования, выступающих важнейшим элементом территориального развития, но и ориентирует на комплексный учет конкретных социально-экономических проблем.
Изучение теоретических и методических подходов управления развитием муниципального образования в условиях ограниченности ресурсов показало, что, несмотря на большое внимание к данной проблеме, некоторые аспекты нуждаются в дальнейшем исследовании и практической апробации применительно к особенностям функционирования и развития муниципального образования в Российской Федерации. В связи с этим особую актуальность представляет разработка механизма формирования и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования как подсистемы региональной экономики.
Из проведенного анализа организации деятельности Высокогорского района можно выделить следующие проблемы в деятельности муниципального образования:
1. Проблемы экономического характера.
Значительной проблемой является высокая дотационность бюджета Высокогорского района. Так собственные доходы бюджета составляют всего лишь 30-35% его доходной части.
Не завершена работа по инвентаризации землепользователей и плательщиков налога на землю. Соответственно, налоговая база по плате за землю сформирована лишь на 90%. Не до конца выявлены собственники недвижимого имущества. Не зарегистрированы права собственности на имущество физических лиц, и соответственно, отсутствуют основания к привлечению их к налогообложению. Решение данных проблем создаст возможности Высокогорского района в увеличении доходной части бюджета.
2. Проблемы социального характера.
Основной социальной проблемой является нестабильная демографическая ситуация - смертность превышает рождаемость. Число умерших в Высокогорском районе превышает число родившихся в 0.6%. Естественная убыль населения наряду с другими причинами обусловлена увеличением уровня заболеваемости. Показатель общей заболеваемости населения достаточно высок, и в расчете на 1000 человек составляет 1120.
Настораживает продолжающийся процесс старения населения. Доля населения пенсионного возраста в районе составляет 35%.
В современных условиях происходит дальнейшее понижение уровня жизни Высокогорского района по отношению к городскому. Низкая привлекательность условий и характера сельского уклада жизни приводит к чрезвычайно острой проблеме - оттоку молодого поколения из района.
3. Инфраструктурные проблемы
Сложившаяся в Высокогорском районе нестабильная демографическая ситуация и наметившаяся тенденция оттока молодежи адекватно отражают существующие инфраструктурные проблемы. А именно: проблемы
несовершенной материально-технической базы и недостаточные объемы финансирования социальной сферы, необходимость инженерного обустройства систем тепло - водоснабжения и канализации, улучшения обеспечения сельских жителей различными видами услуг социально-культурного и бытового назначения.
Комплексное решение вышеозначенных проблем в Высокогорском районе создаст более широкие возможности для всестороннего развития жителей, качественного совершенствования рабочей силы, закрепления молодых квалифицированных кадров, преодоления системного социально - экономического кризиса сельской территории последних лет.
Нами были предложены мероприятия по совершенствованию управления социально-экономическим развитием Высокогорского района.
1. Совершенствование нормативно-правовой базы
В рамках реализации предложенных мероприятий необходимо разработать ряд нормативных правовых документов по следующим направлениям:
- определение порядка рассмотрения инвестиционных проектов,
- оказание административной поддержки инвесторам,
- установление налоговых льгот,
- регулирование внешнеэкономической деятельности района и др.
2. Развитие инвестиционной деятельности.
2.1. Стимулирование и содействие развитию предприятий, расположенных на территории Высокогорского района.
2.2. Информационное обеспечение инвестиционного процесса.
Это направление включает в себя создание ряда баз данных и обеспечение доступа инвестора к ним. В первую очередь это база данных по инвестиционным предложениям Высокогорского района, далее реестр свободных производственных, складских, торговых и офисных площадей, реестр объектов незавершенного строительства, реестр предприятий, находящихся в конкурсном производстве. Все эти реестры и базы данных должны быть доведены до потенциального инвестора или находиться в свободном доступе.
2.3. Кадровое обеспечение инвестиционного процесса
Необходимость сделать в перспективе Высокогорский район привлекательной базой для инвестиций и обеспечить воспроизводство и развитие инновационного потенциала экономики требуют формирования адекватной современным технологиям кадровой инфраструктуры.
Для стимулирования инновационной активности нужна подготовка кадров для инновационной сферы по новым специальностям и совершенствование действующих учебных программ. Важную роль приобретает наличие в экономике хорошо развитого сектора малого бизнеса, способствующего росту занятости населения. Для малого бизнеса остается одной из насущных проблем недостаточный уровень профессиональной
подготовки предпринимателей. И для начинающих, и для работающих представителей малого бизнеса необходима поддержка на основе специальных программ бизнес-образования, созданных с учетом специфики малого бизнеса.
2.4. Развитие финансово-кредитной системы.
Одним из источников инвестиционных средств являются средства финансово-кредитных учреждений: банков, страховых и пенсионных компаний.
2.5 Инвентаризация земельных участков и объектов, находящихся на территории района независимо от форм собственности.
- проведение работы по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, формирование перечня свободных земель;
- оформление наиболее привлекательных участков в собственность района для упрощения процесса передачи земель инвестору для реализации проекта;
- формирование перечня объектов недвижимости по приоритетным направлениям развития района.
3. Инновационная политика.
Основными приоритетами инновационной политики в районе являются:
- развитие компьютерных информационных технологий, обеспечивающих автоматизацию управления технологическими процессами, проектирования и создания новых технологий и продуктов, телекоммуникационных процессов;
- ресурсосберегающие технологии.
4. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей
4.1. Подготовка и подписание соглашений о социально-экономическом сотрудничестве как с районами Республики Татарстан, так и с районами других регионов.
4.2. Развитие въездного туризма.
5. Маркетинг района.
Успешный маркетинг района предполагает выбор целевых инвесторов, которые могут быть заинтересованы в приоритетных направлениях развития района, выделение значимых для них характеристик Высокогорского района, формирование уникального предложения района в разрезе данных характеристик и продвижения инвестиционных проектов для каждой группы инвесторов.
5.1 .Формирование имиджа района.
5.2. Выставочная - ярмарочная деятельность.
5.3. Продвижение района
Реализация предложенных мероприятий позволит повысить уровень социально-экономического развития Высокогорского муниципального района, всестороннего развития жителей, качественного совершенствования рабочей силы, закрепления молодых квалифицированных кадров.
Подобные работы
- СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЙ АТЛАС ТЕРРИТОРИЙ ПЕРСПЕКТИВНЫХ АГЛОМЕРАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, картография. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - КАЗАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ:
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА И СОСТОЯНИЕ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Дипломные работы, ВКР, . Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Роль пригородной зоны в развитии крупного города (на примере г. Казани)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - Разработка стратегических направлений развития организации социальной сферы на примере КЦСОН «Эмет»
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016



