Введение 3
Глава 1.Место и роль кадровой политики в деятельности организации 6
1.1. Понятие, сущность и функции кадровой политики 6
1.2. Основные направления формирования кадровой политики 15
1.3. Инструменты формирования кадровой политики организации 27
Глава 2. Анализ кадровой политики на примере организации ГАУ «ИТ-парк»
2.1 Краткая характеристика учреждения 32
2.2. Анализ структуры персонала ГАУ «ИТ-парк» 43
2.3 Анализ состояния системы подбора персонала 45
2.4 Анализ системы обучения сотрудников ГАУ «ИТ-парк» 51
2.5 Анализ системы стимулирования и мотивации персонала 56
Глава 3.Совершенствование кадровой политики ГАУ «ИТ-парк» 60
3.1 Предложения по повышению эффективности кадровой политики 60
отдела образовательных программ
3.2 Экономическая эффективность предложений по повышению 63
эффективности кадровой политики
Заключение 69
Список использованных источников 73
Приложения
В условиях современной экономики одним из главных факторов конкурентоспособности компании и эффективности ее деятельности является обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Трудовой коллектив организации должен быть хорошо отобран. Он должен представлять собой команду партнеров и единомышленников, которые могут осознавать, принимать и реализовывать стратегии руководства организации. Такая команда может служить залогом успеха и процветания компании.
Трудовые отношения являются едва ли не самым сложным аспектом деятельности организации. Порой с различными технологическими неполадками справиться гораздо проще, чем разрешить конфликтную ситуацию в коллективе. Необходимо учитывать и индивидуальные склонности, и стереотипы, и предпочтения каждого участника. С внедрением новых технологий многие процессы подверглись автоматизации, управляемые программными обеспечениями, которые практически не совершают ошибок. Но следует заметить, что эти программные обеспечения были придуманы и реализованы людьми. Для достижения тесного межличностного взаимодействия необходима глубокая заинтересованность в конечном результате и сознательное участие в процессе достижения этого результата. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.
Цель кадровой политики заключается в создании сплоченной, развитой, ответственной и производительной команды. Кадровая политика является важнейшим элементом деятельности практически любой организации. Она затрагивает такие аспекты деятельности организации, как отбор сотрудников, их адаптация в среде компании, обучение и переобучение в связи с потребностями организации и требованиями рынка.
Актуальность кадровой политики особенно важна в современных условиях. В компаниях необходимо разрабатывать мероприятия, которые будут направлены на сохранение и укрепление кадрового потенциала.
Объектом исследования в данной работе являются кадровые процессы ГАУ «ИТ-парк».
Предмет исследования: является кадровая политика и ее составляющие (содержание, структура кадровой политики и все управленческие процессы, связанные с ее разработкой, реализацией и оценкой).
Цель выпускной квалификационной работы: изучение кадровой политики организации, а также основных направлений и инструментов ее формирования, ее оптимизация.
Задачи исследования:
- рассмотрение теоретических основ и прикладных аспектов кадровой политики организации в условиях современной экономики;
- анализ кадровой политики на примере ГАУ «ИТ-парк»;
- предложение рекомендаций по совершенствованию кадровой политики на рассматриваемой организации.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы анализ литературы, анализ нормативно-правовой документации, локальных документов, системный анализ, методы обобщения и сравнения, методы экономического анализа, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики.
Степень разработанности проблемы. Исследованию проблем формирования кадровой политики, а также ее роли в эффективном функционировании организации посвящено большое количество работ, среди которых можно отметить труды таких авторов как: Т. Базаров, М.Грачев, Дж. Иванцевич, Э.Старобинский, В.Травин, С.Шекшня, В. Спивак, А.Кибанов и других, которые исследуют общие вопросы формирования кадровой политики и повышение ее эффективности.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и 6 приложений.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, можно сказать, что цели исследования достигнута. Теоретический анализ исследования показал, что сутью кадровой политики является такая работа с персоналом, которая соответствует концепции ее развития. Таким образом, кадровая политика является составной частью стратегически ориентированной политики организации.
Достижение цели кадровой политики предполагает создание баланса процесса сохранения и развития персонала организации в соответствии с целями предприятия и учетом профессиональных потребностей сотрудников в строгом соответствии с нормативно-правовой и законодательной базы РФ.
Кадровая политика предприятия, это важное направление по работе с кадрами, состоящая из набора определенных принципов, реализуемых кадровыми службами современных предприятий. Это стратегическая линия поведения в работе с кадрами любой организации, она оказывает огромное влияние на деятельность трудового коллектива. Объектом кадровой политики является персонал, субъектом является руководитель, процесс - метод управления кадрами. Для правильного выбора кадровой политики следует учитывать внешние и внутренние факторы, оказывающие влияния на предприятие. Кадровая политика бывает открытого и закрытого типа, задачи кадровой политики: привлечь в организацию опытных и квалифицированных кадров, рационально использовать каждого работника, мотивировать и развивать, поддерживать корпоративных дух компании. Управление трудовыми ресурсами распределяется на 3 части: привлечение, увлечения, мотивация. Главные процессы в системе управления: планирование, организация, мотивация, контроль.
Государственное автономное учреждение «Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк» - технопарк в области информационно-коммуникационных технологий, созданный на территории Республики Татарстан в рамках комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»[2]. Основная цель технопарка — ускорить развитие ИТ-компаний и увеличить долю ИТ-отрасли в экономике Республики Татарстан.
В ГАУ «ИТ-парк» практикуется кадровая политика открытого типа с линейно-функциональным методом управления персоналом. У каждого сотрудника есть линейный руководитель, которому он подчиняется. Несколько руководителей подразделений, в свою очередь, подчиняются заместителю директора по направлению, заместители директора подчиняются директору. Фундамент линейно-функциональной организационной структуры составляет принцип единоначалия: каждый подчиненный выполняет приказы и распоряжения единственного руководителя. Важно, что при этом руководитель более высокого ранга не имеет права приказывать подчиненным менеджера более низкого уровня, то есть, «через голову» их непосредственного босса.
В ИТ-парке уделяется большое влияние системе адаптации, мотивации, повышению квалификации персонала, социальной защищенности работников.
Система мотивации включает в себя: материальное стимулирование оплаты труда, премии, социальные льготы, компенсации, добровольное медицинское страхование работников, реализация ипотечного жилищного кредитования, что свидетельствует о высокой социальной защищенности персонала организации.
В период с 2011 по 2016 года в копании наблюдается непрерывный темп прироста работников, что свидетельствует о положительной динамике роста компании, количества сотрудников в отделах, объемов заказов и увеличением ее конкурентоспособности в целом.
Основной состав компании работники от 25 до 35 лет, то есть молодые специалисты. Средний возраст сотрудников - 29 лет.
Общее количество сотрудников ИТ-парка г.Казань на апрель 2017 года - 150 человек (53% женщины и 47% мужчины). При этом большее количество мужчин занимают в организации управленческие позиции.
Структура персонала ГАУ «ИТ-парк» в разрезе уровня образования показала высокие результаты: 94% сотрудников имеют высшее образование, 4% - среднее специальное, 2% - неоконченное высшее образование (на апрель 2017 года - студенты последних курсов университета).
Структура персонала в разрезе должностей: 76%- работники структурных подразделений, 24% - управленческие позиции (директор, заместители директора, руководители структурных подразделений) ИТ-парк осуществляет непрерывный мониторинг состояния своего рабочего персонала, социально и материально поддерживает и совершенствует его в области профессионализма.
Создание комфортных условий труда, «идеальный» офис, позволяет ИТ- парку расположить к себе сотрудников еще больше. Работник, чувствующий заботу о нем, будет работать лучше. С хорошей, грамотно подобранной мебелью для работы сокращаются потери времени на поиск документов, канцелярских принадлежностей, пустых разговоров и т.д. Наличие стоянки для личного автомобиля, бесплатный кофейный аппарат, чай, сахар и молоко, бытовая техника и отдельное помещение для приема пищи стали дополнительной мотивацией для работы сотрудников, ведь на работе сотрудники проводят много времени и, разумеется, дополнительный комфорт не помешает.
По совершенствованию кадровой политики ГАУ «Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк» было предложено 2 методики:
1) оптимизация размещения персонала путем перемещения их в отдельное помещение офисного типа из «open space». Первоначальные инвестиции при внедрении данной рекомендации составят 800 000 рублей, ежегодная оплата за аренду помещения - 1 500 000 рублей. По итогам расчетов, показатель IRR больше ставки дисконтирования (3 772,45%>10,68), а это значит, что вложенный в проект капитал принесет положительное значение NPV, следовательно, проект можно одобрить.
Индекс прибыльности инвестиций больше единицы, данный проект рентабелен, срок окупаемости проекта составит 3 года.
Таким образом, перемещение сотрудников отделов и из бизнесинкубатора в отдельное офисное помещение экономически обосновано и целесообразно.
3) разделение труда сотрудников отдела образовательных программ. Предлагаемая методика учета эффективности выполняемой работы кураторами образовательных от количества баллов за качество, сроки выполняемых задач направлена на повышение эффективности работы сотрудников, соблюдение сроков выполнения задач и их качество, что благоприятно повлияет на мотивацию сотрудников, финансовый результат отдела и всей организации в целом.
Цели кадровой политики должны соответствовать стратегии развития организации. Реализация предложений по совершенствованию кадровой политики позволит снизить текучесть кадров; повысить долю работников, удовлетворенных трудом и социально-психологическим климатом в коллективе, увеличению финансового результата ,и, соответственно способствует совершенствованию кадровой политики ГАУ «ИТ-парк». Чем больше работник будет удовлетворен условиями своей работы, тем выше будет результат его труда.
1) Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года/ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р
2) Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.03.2010 N 167 "О создании государственного автономного учреждения "Технопарк в сфере высоких технологий "ИТ-парк" (в ред. постановления КМ РТ от 04.05.2010 N 322)
3) Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: учебное пособие /И.В.Бизюкова. - М.: ОАО "Изд-во "Экономика", 2008.
4) Волков О.И., Экономика предприятия/Под ред. Волкова О.И. - М.:ИНФРА- М, 1998.
5) Г орфинкель В.Я., Купряков Е.М. Экономика предприятия. - М.:Юнити,1996.
6) Грачев М. В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. - М., 1993.
7) Г рива Е.В. Человеческие ресурсы в системе управления предприятием /
Е. В. Грива // Профессионал. - 2006. - N 1.
8) Доскова Л.С. Управление персоналом. Шпаргалка / Под ред. Л.С Доско- вой: Эксмо, 2008.
9) Егоршин А.П. Управление персоналом /А.П.Егоршин. - Нижний Новгород, 2002.
10) Иванцевич Д., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления. - М., 1992.
11) Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учеб. пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова.- М.: ИНФРА-М, 2007.
12) Кибанов Л.Л., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации. Отбор и оценка при найме, аттестации. - М.: Инфра М, 2008.
13) Комаров Е. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом. 2002. № 1.
14) Кузнецова, Н.В. Алгоритм разработки кадровой политики предприятия/ Кузнецова Н.В// Справочник по правлению персоналом. - 2002. -№2.
15) Лытов Б. Подбор кадров: инновационные технологии // Служба кадров. -2007. - №4.
16) Магура М.И. Отбор персонала и управление человеческими ресурсами организации // Управление персоналом. - 2007. - №7.
17) Михайленко В. Мотивация и стимулирование сотрудников - определяющий фактор минимизации потерь / В. Михайленко // Справочник руководителя торгового предприятия. - 2007.
18) Проблема не в том, кого и как переманить, а куда переманить // Управление персоналом. - 2007. - №7.
19) Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. - М.: Дело, 2009.
20) Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: ЗАО “Бизнес- школа“Интел-Синтез”, 1999.
21) Травин В. В., Магура М. И., Курбатова М. Б. Управление человеческими ресурсами. Модуль 4; Издательский дом "Дело" РАНХиГС - Москва, 2013.
22) Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, М.: ЮНИТИ, 2004.
23) Уткин Э. А. Курс менеджмента. М.: Гелеос, 2009.
24) Хожемпо В. В. Основные направления формирования кадровой политики в современных компаниях // Молодой ученый. — 2014.
25) Цуканов В.Х. Региональные аспекты современной кадровой политики // Промышленная политика в РФ. - 2013. - № 2.
26) Шекшня С.В., Управление персоналом современной организации.-М., 1996.
27) Шафигуллина И.Э. кадровая политика организации: цели, задачи, направления, особенности формирования и осуществления // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» http://www.scienceforum.ru/2015/818/12322 (дата обращения: 08.05.2017)
28) Малиновский П. Методы оценки персонала // Материалы семинара кадрового клуба «Системы аттестации персонала». http://www.cfin.ru/management/people/malinovskv.shtml7printversion
29) Шубина Н.А. Материальное и нематериальное стимулирование труда: организационный опыт и общественное мнение // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(23). URL: http://sibac.mfo/archive/ecommy/8(23).pdf (дата обращения: 01.05.2017)
30) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //pro. rabota.ru/pro/document/view/13799
31) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat- 208003.html
32) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hr- portal. ru/article/razrabotka-kadrovoy-politiki-organizacii
33) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/forbes/issue/2009-04/7255-pravilo-10000-chasov