Введение 3
1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью организации
1.1. Сущность основных понятий 6
1.2 Методы и инструменты управления конкурентоспособностью организации
1.3 Оценка конкурентоспособности организации 17
2. Анализ контроля в системе управления ООО «А-Элит Групп» 30
2.1 Общая характеристика финансово-экономической деятельности организации
2.2 Исследование системы управления 34
2.3 Анализ существующей системы управления 38
конкурентоспособностью организации
3. Направления повышения эффективности управления конкурентоспособностью ООО «А.Элит-Групп»
3.1 Совершенствование кадрового потенциала как фактора повышения конкурентноспособности организации
3.2 Использование финансовых инструментов для укрепления 54 конкурентоспособности организации
3.3 Предложения по разработке конкурентной стратегии 56
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение
В условиях рыночной экономики повышается значимость конкуренции как основного механизма повышения конкурентоспособности организации.
На современном этапе экономического развития деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом широкого круга внимания участников рыночных отношений, заинтересованных в высоких результатах функционирования предприятия. Исходя из этого, актуальность данной темы бакалаврской работы приобретает все больший характер. Чтобы обеспечить стабильное развитие организации в современных экономических условиях, топ- менеджменту организации необходимо: быстро и своевременно реагировать на изменения внешней среды следить за финансовым состоянием собственного предприятия, а так же отслеживать финансовое состояние потенциальных конкурентов.
В течение многих десятков лет, в нашей стране, в условиях командно-административной экономики, присутствовала исключительно монополия предприятий, производивших продукцию не по реальному спросу, а по плану, иначе говоря, регулятором производства становился не спрос, а командно-административный механизм распределения, которые контролировали потребление и формировали определенный спрос на продукцию и выпуск определенных показателей.
В данных экономических условиях вопрос о конкурентоспособности предприятий и продукции не был актуальным. Актуальность данного вопроса поднималась только в тех случаях, при котором предприятиям, в большинстве оборонного промышленного комплекса, ставились разработки новых видов вооружения, в остальных сферах деятельности, предприятия довольствовались выпуском той продукции, в котором было заинтересованно непосредственно государство. В связи с переходом на рыночную экономику, проблема конкурентоспособности организаций, начала набирать свою популярность, и резко обострилась так как, решение проблем конкурентоспособности требовало от всех субъектов производства поисков путей и методов повышения конкурентоспособности организации для закрепления предприятия на рынке, дальнейшего его развития и получения максимальной прибыли.
Управление конкурентоспособностью организации представляет собой область знаний и профессиональную деятельность, направленную на формирование и обеспечение стабильного развития, достижения целей по повышению конкурентоспособности организации на рынке.
Конкурентоспособность организации по своей структуре и содержанию состоит из ресурсной базы предприятия и конкурентоспособности производимого продукта или услуги.
Многоаспектность и сложность дисциплины управление конкурентоспособностью, а так же разрозненность качественных характеристик в существующих определениях требуют уточнения понятий конкурентоспособности.
Изучением проблемы конкурентоспособности организации, а так же оценки ее важности посвящены труды таких авторов как: А.Н Печенкина; Е.П Голубкова; П.С Завьялова; Г.Л. Багиева; Э.А. Гурьянова; А.В. Большов;
А.П. Градова; В.С. Ефремова; Т.М. Каретниковой; М.В. Каретникова; И.Н Максимовой; Н.И. Шайдуровой; Н.С. Яшина; А.Ю. Юданова; Дж. Амела; И.К. Ансоффа; Дж. Кея; Т. Коно; Г. Минтсберга; М. Портера; Ф. Котлера; Е. Дихтля; С.К. Пралада; Р.Т, Паскаля; Т. Петерса; Н. Петса и. т.д.
Целью выпускной работы - на основе оценки конкурентоспособности ООО «А.Элит-Групп» разработать меры по ее повышению.
Исходя из цели выпускной работы, необходимо будет решить ряд задач, так как:
- определить понятие конкурентоспособности и раскрыть его суть;
- изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность организации;
- изучить методы оценки конкурентоспособности организации;
- рассчитать ключевые финансовые показатели и дать им оценку;
- проанализировать основные средства организации;
- проанализировать финансово-экономические показатели деятельности ООО «А.Элит-Групп»;
- проанализировать систему управления ООО «А.Элит-Групп» и выявить её недостатки;
- провести оценку конкурентоспособности ООО «А.Элит-Групп»;
- оценить эффективность разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «А.Элит-Групп»;
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «А.Элит-Групп»;
Предметом дипломной работы является процесс управления основными средствами ООО «А.Элит-Групп».
При выполнении работы будут использоваться следующие методы: общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, логический метод); методы системного и комплексного анализа, методы экономических расчетов и оценки.
В первой главе своей выпускной квалификационной работы, мы рассмотрим теоретические аспекты понятия конкурентоспособность, а так же определим методики определения конкурентоспособности.
Во второй главе, на базе организации ООО «А.Элит-Групп» проведем анализ системы управления организацией, а так же оценим конкурентоспособность компании, выявим не только сильные и слабые стороны компании, но и определим ее конкурентные преимущества перед конкурентами.
В третьей главе своей работы, постараемся определить, как сильно влияет кадровый состав организации на ее конкуренцию, а так же выясним какие финансовые инструменты применяет ООО «А.Элит-Групп» на практике, и постараемся разработать конкурентную стратегию для компании.
В связи с быстрым ростом научно-технического прогресса, материальной
оснащенности, требований заказчиков, а так же наличие непредсказуемости и
не определенности в условиях изменяющейся среды, приобретается тенденция
компаний от перехода внутрифирменного к стратегическому планированию.
Разработка и реализация стратегии становится ключевым критерием успеха
организации на рынке. А так же своевременная и быстрая реакция руководства
компании на изменения внешней среды, позволяет корректировать стратегию
развития компании. Но стоит не забывать, что выбор и определение
стратегии определяется в первую очередь возможностями организации, и ее
конкурентными преимуществами, а так же умение противостоять
конкурентному давлению.
В первой главе своей выпускной квалификационной работы, мы
рассмотрели терминологию и виды конкурентоспособности, затронули такое
понятие как потенциал компании, и определили методику изучения компании.
Во второй,аналитической, главе, мы провели анализ структуры
управления организации, а так же был проведен анализ
конкурентоспособности компании, который дал нам понять, какое место на
рынке занимает предприятие, ее сильные и слабые стороны, а так же
возможности и угрозы, определили по какой стратегии развивается
компания, и рассмотрели положительные тенденции в развитии компании за
период 2014-2015 годов.
В третьей,практической главе, было проведено исследование
кадрового потенциала компании, разобрались как кадровый состав компании
влияет на конкурентоспособность и рекомендовали усилить обучаемость
персонала. Так же рассмотрели какими финансовыми инструментами
пользуется ООО «А.Элит-Групп» для повышения своей
конкурентоспособности на рынке. А так же была предложена стратегия
развития организации, с рекомендацией предоставления новой услуги и
выхода на новые,не освоенные целиком рынки. Для того, чтобы усилить
независимость организации от рисков,которые она может понести в
результате предоставления других услуг по ремонту мостов и дорожных
сооружений.
В целом моя работа заключалась в том,чтобы продемонстрировать
актуальность проблемы конкурентоспособности, поиск новых возможностей
для развития организации, в условиях быстроизменяющихся условий
внешней среды, научно-технического прогресса и требований заказчика. При
необходимости разработать или обновить новую развития организации,
благодаря которой ООО «А.Элит-Групп» выйдет на лидирующие позиции не
только в Республике Татарстан, но и в Приволжском Федеральном Округе
1. Абрютина, М.С. Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия / Абрютина, М.С., Грачев, А.В.: учебно - практическое пособие
- М.: Дело и сервис, 2011. - с.234.
2. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учебное пособие/Д.А.Панков, Е.А.Головкова, Л.В. Пашковская и др. - М.: Новое знание, 2012. - 409 с.
3. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ / Артеменко, В.Г., Белляндир, М.В.. - М.: ДИС, 2011. - с. 125-132.
4. Балабанов, А.И. Финансы / Балабанов, А.И., Балабанов И.Т. - СПб.:Питер, 2012.-192с.
5. Белолипецкий, В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И.П. Мерзлякова. - М.: ИНФРА - М, 2006. - с.250-251.
6. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - К.: «Ника - Центр», 2006. - 312 с.
7. Бляхман, Л.С. Экономика фирмы: Учебное пособие. - СПб.: Издательство михайлова В.А., 2006. -
8. Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2001.
9. Бригхем, Ю. Финансовый менеджмент / Бригхем, Ю., Гапенски, Л: Полный курс./Пер. с англ. Под ред. В. В. Ковалева. - СПб., 2000. - т.2 - с. 256
- 402.
10. Вакуленко, Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений / Вакуленко, Т.Г., Фомина, Л.Ф. - М. СПб.: Издательский дом «Герда», 2001.
11. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2004г. - 400 с.
12. Волков, О.И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2001.
13. Волков, О.И. Экономика предприятия / Под редакцией Волкова О.И.
- М.: Инфра - М, 2006.
14. Грачев, А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: От бухгалт. учета к экон.: Учеб.-практ. пособие. - М.: Финпресс, 2002.- 208 с.
15. Грузинов, В.П. и другие. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией Грузинова В.П. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2001.
16. Денисов, А.Ю. Экономика управления предприятием и корпорацией / Денисов, А.Ю., Жданов, С.А. - М.: издательство «Дело и Сервис», 2002.
17. Ефимова, О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухучет, 2002.
18. Жилкина, А.Н. Финансовое планирование на предприятии - М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2004г. -248 с.
19. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий: Учеб. пос./ Н. Е. Зимин. - М.: НКФ «ЭКМОС», 2002.
20. Ковалев, А.И. Анализ финансового состояния предприятия /
Ковалев, А.И., Привалов, В.П. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
21. Ковалев, А.И. Анализ финансового состояния предприятия /
Ковалев, А.И., Привалов, В.П. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.
22. Ковалёва, А.М. Финансы предприятий. - М.: Финансы и статистика,
2002.
23. Круглов, М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. М.: Русская деловая литература, 2000. 389 с.
24. Кучерявый, А., Лясников, Н., Шеметов, В. Конкурентоспособность предпринимательской структуры и её стратегическая устойчивость // Кн.: Предпринимательство в России: проблемы и перспективы. М.: РАП, 2003. Вып.4. 367 с.
25. Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. - Москва: Изд-во ЮРАЙТ, 2005. - 221 с.
26. Материалы ООО «А.Элит-Групп»
27. Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2000.251 с.
28. Мильгром, Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий // Маркетинг в России и за рубежом. 1999 №2. 48 с.
29. Мишин, Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур // Риск. 1999. №1.56 с.
30. Мухин, В.И. Исследование систем управления. М.: Экзамен, 2002.
567 с.
31. Павлова. Н.Н. Маркетинг в деятельности фирмы: Учебно
практическое пособие. М.: ВКШ, 2003. 108 с.
32. Павлова, Н.Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности // Маркетинг в России и за рубежом, №1 (39), 2004. 189 с.
33. Печенкин, А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности и товаропроизводителей. Маркетинг 2000. №2. 263 с.
34. Портер, М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. 524 с.
35. Рубин, Ю.Б. Конкуренция: реалии и перспективы / Ю.Б. Рубин. - М: Изд-во Знание, 2002. - 332 с.
36. Стюарт, Г. Успешный менеджмент торговли. - Минск: Амалфея,
2006.
467 с.
37. Толковый словарь рыночной экономики. Изд. 2-е доп. М.: Глория, 1993. 106 с.
38. Фатхутдинов, Р.П. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: Учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 2005. 490 с.
39. Хисрик. Р., Джексон, Р. Торговля и менеджер продаж. - М.: «Фи- линъ», 2006. 247 с.
40. Цыганова, А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование / А.Г. Цыганова. - М: Изд-во Логос, 2003. - 274 с.
41. Чаутов, А.Н. Анализ и оценка рисков рекламодателя. Программно-методическое обеспечение. М., 2000. с. 346.
42. Шараненко, С.П., Шеметов, В.В. Стратегическая устойчивость предприятия. М.: Центрополиграф, 2004. 490 с.
43. Шелановский. С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1999. 245 с.
44. Шайдаенко, Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс MB А. Принципы управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайдаенко. - М: Изд-во Эксмо, 2005. - 480 с.
45. Щапоненко, А.Л. Стратегическое управление / А.Л. Гапоненко. - М: Изд-во Омега-Л, 2004. - 347 с.
46. Шельванский.М. Жуковская,В. Трофимова,
И. Конкурентоспособность в макро-, мезо-, микроуровнях // Российский экономический журнал. 1998. №3. 277 с.