Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей коммуникации
детей с речевыми нарушениями 7
1.1 Современное состояние изученности развития коммуникативной
функции у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития коммуникативной функции речи у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 12
Выводы по первой главе 22
Глава II. Экспериментальное изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 24
2.1. Организация и методы исследования уровня сформированности
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 24
2.2. Анализ результатов изучения коммуникативных трудностей у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 27
Выводы по второй главе 34
Глава III. Экспериментальная работа по преодолению коммуникативных трудностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 35
3.1. Организация коррекционно-развивающей работы по преодолению коммуникативных трудностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 35
3.2. Анализ результатов контрольного этапа исследования 43
Выводы по третьей главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения
Актуальность исследования. Современное общество с его глобальными проблемами востребует человека не столько информированного, сколько познающего социум, людей и себя в быстро изменяющемся мире, ценностно осмысливающего результаты своей деятельности, своих взаимодействий с другими людьми. Безусловно, это влечёт за собой изменение представления о целях и результатах образования, необходимость устранения противоречий между целостной природой человека и дискретным подходом к его воспитанию и обучению.
Готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Коммуникативные умения обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребёнка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать своё поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребёнка.
Современное представление о содержании дошкольного образования, соответствующее социальному заказу находит, в частности, отражение в образовательной области «Социально-коммуникативного развития», направленной в соответствии с ФГОС «на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи».
Нормативно определено, что современный выпускник ДОУ - это ребёнок, который «адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации».
Очевидно, что сложившаяся в системе дошкольного образования практика не обеспечивает решения обозначенных выше задач: коммуникативная деятельность детей подменяется «педагогически организованным процессом» развития их речи.
Проблема формирования коммуникации у детей с общим недоразвитием речи и использование полученных ими речевых и языковых умений и навыков в повседневном общении не является новой в логопедической практике. Особого внимания заслуживают особенности формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. У таких детей, по данным Р.Е. Левиной, Б.М. Гриншпуна, С.Н. Шаховской, Т.Б.Филичевой, наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, спонтанное формирование речевых навыков у них либо невозможно, либо осуществляется дисгармонично. Это приводит к неблагополучию в сфере общения, трудности осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вследствие чего возникают трудности при обучении в школе и социальной адаптации ребенка.
У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.
Вопросы изучения коммуникации и речи поднимались в исследованиях не только психологов и педагогов, но и социологов, лингвистов, биологов и представлены в работах как мировых, так и отечественных ученых: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии и других. Несмотря на постоянный интерес исследователей, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления навыков общения у данной категории детей, возможностях их целенаправленного развития. Этим
Цель исследования: изучить коммуникативные трудности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и разработать коррекционно-развивающую программу логопедического сопровождения.
Объект исследования: изучение сформированности коммуникативной функции у старших дошкольников с речевыми нарушениями.
Предмет исследования: изучение коммуникативных трудностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: Коррекционная работа по преодолению коммуникативных трудностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет более эффективной при использовании разработанной программы.
Задачи:
1) проанализировать научно-теоретическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить коммуникативные трудности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
3) доказать эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы логопедического сопровождения для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по преодолению коммуникативных трудностей.
Методологическую базу исследования составляют положения психологии и педагогики о коммуникации в развитии личности ребенка (Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие), о значении различных видов детской деятельности в процессе становления коммуникативных навыков учения о коммуникативном аспекте культуры речи (Л.А. Введенская, Т.Б.Филичева, О.С. Павлова и др.), о комплексном характере формирования общения детей со сверстниками (М.И.Лисина, Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина, И.А.Орлова, В.М.Холмогорова).
Нами использовались следующие методы исследования:
теоретические -анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические - наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, процесс обучения по разработанной системе; контроль за эффективностью проводимых коррекционно-развивающих мероприятий.
База исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Усадский детский сад «Волшебный замок» с. Усады Высокогорского района.
Практическая значимость заключается в том, что анализ полученных данных позволит выбрать наиболее оптимальные и эффективные пути коррекционной работы, направленные на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст работы изложен на 58 страницах, содержит 11 таблиц, 10 рисунков и 9 приложений.
Большое значение для развития коммуникативных навыков у детей имеет их взаимодействие со сверстниками, совместная деятельность ребенка и ровесника. Речевые проблемы в развитии дошкольников негативно влияют на уровень сформированности коммуникативных навыков.
Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме речевого развития у детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня, показали, что эта проблема развития речи, ее звуковая сторона, словарный состав, грамматический строй у детей, имеющих различные нарушения речи, привлекает внимание многих специалистов. Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Именно игровая деятельность способствует совершенствованию речевых образцов, пополнению активного словарного запаса и развитию коммуникативных навыков. Необходимо отметить, что недостатки звукопроизношения, нечеткое восприятие звукового образа слова, полное или частичное отсутствие грамматических форм в предложениях, темп речи, - все это влияет на игровую деятельность детей с общим недоразвитием речи, порождает у них особенности поведения и общения в игровых коммуникативных ситуациях.
Для проверки теоретических положений психологов и логопедов о специфике развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР III уровня было проведено экспериментальное исследование, включающее три этапа.
На первом этапе исследования проводилось формирование выборки и подбор методик для исследования степени сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольников возраста с ОНР III уровня. Для диагностики были выбраны методы и методики, способствующие определению сформированности коммуникативных навыков. Выявление уровня сформированности коммуникативных навыков было проведено по методике «Диагностика развития общения со сверстниками» (авторы И.А. Орлова, В.М Холмогорова).На втором этапе исследования была реализована программа обследования коммуникативных навыков. Все результаты констатирующего эксперимента были подвергнуты количественной и качественной обработке.
На третьем этапе исследования был проведен обучающий эксперимент по развитию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи. Все дошкольники были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Коррекционные занятия в двух группах проходили в обычном режиме, но в экспериментальной группе часть обычных занятий замещалась разработанной программой. После реализации коррекционной программы был проведен контрольный эксперимент, позволяющий увидеть эффективность проведенных занятий.
Экспериментальные исследования, проведенные в двух группах дошкольного учреждения и составленная программа, направленная на развитие коммуникативных навыков, прошли практическую проверку, которая подтвердила эффективность индивидуальной и групповой коррекционной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Это свидетельствует о том, что гипотеза данного исследования подтвердилась, цель и задачи, поставленные перед исследованием, достигнуты. Разработанную Программу и цикл подобранных коммуникативных игр для занятий, можно проводить в любом дошкольном учреждении, так как эти разработки способствуют развитию координации мелких движений, зрительного контакта, речевых и коммуникативных навыков.
1. Аверинцева, С.С. Философский энциклопедический словарь /2-е изд. - М. : Сов. энцикл., 1989. - 814 с.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1991.
3. Волковой, Л.С., Шаховской,С.Н. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
4. Гамезо, М. В. Атлас по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М.: Просвещение, 1986. - 272с.
5. Грицанов, А.А. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
6. Добрович, А. Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения /
A. Б. Добрович - М. : «Просвещение», 1987. - 205 с.
7. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. - М. , 1958, 357с
8. Запорожец, А. В. Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1987, 288с.
9. Зинченко, В.П., Мещеряков, Б.Г. Психологический словарь / Под ред.
B. П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд. — М.: Пресс, 1997. — 440 с.
10. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова. - Ростов н /Д: Феникс, 2008. - 317с.: ил.
11. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
12. Крижанская, Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Питер, Смысл, 2005 - 280 с.
13. Левина, Р.Е., Основы теории и практики логопедии. - М., 2003, 367 с.
14. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. - Логопедия. Методическое наследие:
Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 125-144.
15. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебн.пособие для
студ.высш.учеб.заведений. - 4-е изд. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия» , 2007. - 368 с.
16. Леханова, О. Л. Использование невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР : дис. ... канд. пед. наук. - М. : МИГУ, 2008. - 208 с.
17. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.- 276 с.
18. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения. - M.: «Педагогика» 1986г. - 144с.
19. Ломов, Б. Ф. Проблемы общения в психологии / Б. Ф. Ломов. - М.: Просвещение, 1981. - 384 с.
20. Люблинская, А.А. Детская психология. Уч. пособие для студентов пед ин-тов. М., «Просвещение», 1971, 415с.
21. Мещеряков,Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб. :прайм ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
22. Мустаева, Е.Р. Индивидуализация обучения детей с особыми потребностями как педагогическая проблема / Е.Р.Мустаева // Коррекционная педагогика. - 2008. - № 1 (25). - 79-81 с.
23. Никашина, Н.А. Формирование речи и ее недоразвитие. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 153-157с.
24. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2005, 528с.
25. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1997, 944с.
26. Павлова, О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. — М.: МОСУ, 2007. — 97 с.
27. Прохоров, А. М. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000 . - 1456 с.
28. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 144 с.
29. Смирнова, Е. О. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников: вопросы психологии / Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина. 1998. №3, 150с.
30. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001, 240с.
31. Спирова, Л.Ф., Шуйфер, Р.И. Общие методические положения по обучению грамоте детей с недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 145-152с.
32. Ушакова,Е.В., Покровская, Ю.А. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ - 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. — М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. - 190 с.
33. Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: авторефират. Дис. ...канд. пед. наук / Е.Г. Федосеева. - М., 1999, 155с.
34. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 181-186с.
35. Филичева, Т.Б, Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе детского сада // Дефектология. 1986. №3, 72с.
36. Холмогорова, В. М., Смирнова, Е. О., Межличностные отношения дошкольников — диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2003, 158с.
37. Шаховская, С.Н., Гриншпун, Б.М. Моторная алалия // Логопедия. — М, 1989, 87с.
38. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии.- Минск: элайда, 2000. - 704 с
39. Ярцевой, В.Н. Лингвистический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 260 с.