Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития психологической готовности детей к школе 9
1.1. Сущностные характеристики понятий «психологическая
готовность», «готовность к школе» в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Особенности развития психологической готовности детей старшего
дошкольного возраста 16
1.3. Содержание, формы и методы развития психологической готовности детей к школе 23
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста 38
2.1. Организация эксперимента и исходный уровень психологической
готовности детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Педагогический эксперимент по развитию психологической
готовности детей старшего дошкольного возраста 44
2.3. Анализ и интерпретация результатов развития психологической
готовности детей старшего дошкольного возраста 48
Выводы по главе 2 54
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложения
Актуальность исследования. Современная ситуация, которая сложилась в системе дошкольного образования, характеризуется рядом положительных тенденций, связанных с реализацией гуманистического подхода в процессе образования дошкольника. Решение задач образования возможно при реализации личностного подхода к ребенку и создания условий для развития и саморазвития ребенка.
Среди многих проблем, существующих в контексте реформирования гуманизации образования, особое значение приобретает проблема готовности ребенка к обучению в школе и успешной адаптации будущего первоклассника к школьным условиям.
Обучение в школе требует от ребенка, чтобы он не только владел определенным кругом представлений и знаний и имел известный уровень развития физических сил, но и предъявляет определенные требования к развитию его психики, к особенностям его памяти, к восприятию и ко многим его процессам. Например, уже с первых дней школьного обучения ребенок должен следить за своим внешним поведением - правильно строиться в линейку и сидеть за партой, подчиняться определенным правилам поведения во время перемен.
В настоящее время существует много проблем, возникших в практике работы дошкольных и школьных образовательных учреждений по подготовке детей к учебной деятельности в школе. С этими проблемами сталкиваются все участники образовательного процесса: воспитатели, педагоги, родители, от нерешенности которых страдают дети.
Проблема подготовки и готовности детей к школе была рассмотрена многими зарубежными и отечественными учеными (Л.А. Венгер [14], Л.И. Божович [9], М.И. Лисина [34], Л.Е. Жукова [25], Е.О. Смирнова [43] и др.). Особое внимание они уделяли формированию и развитию знаний, умений и навыков, необходимых в обучении в школе, а также предусмотренных программой обучения начальной школы. Л.А. Венгер [14], провела анализ возможностей целенаправленного руководства формирования способностей в дошкольном возрасте. М.И. Лисина [34], Е.Е. Кравцова [31], Е.О. Смирнова [43] изучали эту проблему во взаимосвязи с особенностями общения дошкольников.
В настоящее время психолого-педагогическая наука достигла значительных результатов. Разработан дидактический аспект подготовки детей к учебной деятельности, по ее результатам определяется готовность дошкольников к школьному обучению. Особое место в организации подготовки дошкольников занимает система оценки результатов этого процесса - такая оценка чаще осуществляется по показателям психологической готовности.
Проблемами готовности детей к обучению занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как Ш.А. Амонашвили [3], Л.И. Божович [10], Л.А. Венгер [14], Л.С. Выготский [18], А.В. Запорожец [26], Г.Г. Кравцов [31], В.С. Мухина [36], и др.
Но готовность детей к школе определяет только внутреннюю сторону результатов подготовки и не дает характеристику внешней стороны процесса. Некоторые авторы (Э.М. Александровская [1], С.М. Громбах [22],
А.В. Петровский [40]) считают, что адаптация детей к школе является главным критерием оценки эффективности готовности детей к обучению в школе. Хотя в современной практике педагоги дошкольных образовательных учреждений и учителя начальных классов, осуществляющие дидактическую подготовку учащихся, редко включают в свою работу именно подготовку детей, так как в педагогической практике недостаточно представлены программы по подготовке дошкольников к учебной деятельности, которые позволили бы школьникам успешно адаптироваться к школе. Для дальнейшего изучения научных представлений о подготовке к учебной деятельности среди многих проблем, существующих при изучении этого процесса, на наш взгляд, необходимо исследовать содержание и методы,
обеспечивающие развитие познавательных процессов у дошкольников на этапе интенсивного интеллектуального развития.
Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода “незрелость”, недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, т.к. возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.
Часто считалось, что по достижению семилетнего возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе. Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками и привычками.
Проблема готовности ребенка к школе не раз освещалась в работах известных ученых Л.С. Выготского [19], В.В. Давыдова [13]. В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки к школьному обучению. Проблемами диагностирования детей, поступающих в школу, занимались Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин [45] и др. В настоящее время проблема эта становится еще более актуальной в связи с тем, что новому поколению требуется усвоить как можно больше информации за одни и те же сроки. Поэтому современный ребенок должен быть готов к школе.
Анализ проблемы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста позволяет выявить противоречие: между изменившимися требованиями современного общества к подготовке обучения современного ребенка в школе и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов развития психологической готовности детей к школьному обучению.
На основании выявленного противоречия определена проблема исследования: каковы содержание, формы и методы развития психологической готовности детей к школьному обучению?
Исходя из актуальности вопроса и наличия данных противоречий, мы определили тему нашего исследования как: «Развитие психологической готовности детей к школе».
Цель исследования состоит в выявлении содержания, форм и методов развития психологической готовности детей к школьному обучению.
Объектом исследования выступает процесс развития психологической готовности детей к школьному обучению.
Предмет исследования - содержание, формы и методы развития психологической готовности детей к школе.
Гипотеза исследования: процесс развития психологической
готовности детей к школьному обучению будет успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «психологическая готовность»;
- учитывать индивидуально-возрастные особенности развития готовности детей старшего дошкольного возраста;
- реализовать развивающую программу, включающую разнообразные формы и методы развития психологической готовности детей к школе.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Определить содержание и сущностные характеристики понятий «готовность», «психологическая готовность».
2. Раскрыть индивидуально-возрастные особенности развития готовности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть содержание, формы и методы развития готовности детей старшего дошкольного возраста.
4. Проверить эффективность разработанной программы, направленной на развитие готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Методологической основой исследования являются положения зарубежной и отечественной педагогики и психологии о подготовке детей к обучению в школе, о готовности детей к обучению в школе, об адаптации учащихся к школе, а именно:
- о подготовке к обучению в школе (Л.А. Венгер [14], В.В. Давыдов [13], Л.Е. Жукова [25], И.А. Зимняя [29], М.И. Лисина [34], Н.Ф. Талызина [44] и др.);
- о психолого-педагогической готовности ребенка к школьному обучению (Л.И. Божович [10], Л.А. Венгер [15], Л.С. Выготский [18], Н.И. Гуткина [23], А.В. Запорожец [26], Е.Е. Кравцова [31], В.С. Мухина [35] и др.);
- современные теории и концепции развития личности (Ш.А. Амонашвили [2], Л.С. Выготский [19], В.В. Давыдов [13], Л.Ф. Обухова [38] и др.).
Методы исследования. Для выполнения поставленных задач и проверки гипотезы исследования был использован комплекс методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение опыта работы дошкольных учреждений в аспекте по проблеме исследования; психолого-педагогическое наблюдение; методы опроса: анкетирование, беседа, тестирование; экспериментальные методы исследования (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); математико-статистические методы исследования, позволившие дать количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: Исследование проводилось в частной начальной школе «Школа юных творцов» г. Казани. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической и социальной литературе по теме исследования, определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования; осуществлялся констатирующий этап исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировать формы и методы взаимодействия с детьми дошкольного возраста с целью развития психологической готовности детей к школе
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы развития психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «В школу готовы».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «В школу готовы» может использоваться в практике воспитательных и образовательных учреждений воспитателями, психологами с целью развития психологической готовности детей к школе.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Итоги нашего исследования и результаты экспериментальной работы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы, согласно которой использование программы подготовки дошкольников к учебной деятельности способствует повышению уровня адаптированности учащихся к школе.
1. Анализ психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы выявил, что существуют различные направления научного осмысления подготовки детей к школе, но практика нуждается в доступных для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов программах по подготовке детей к учебной деятельности; отечественная и зарубежная педагогика представляет многообразие подходов к определению готовности ребенка к школьному обучению; их особенность зависит от представлений автора об изучаемом явлении, его собственной научной позиции и теории, которой он придерживается; ребенок, поступивший в школу, не сразу становится школьником по существу; требуется определенный этап адаптации, в ходе которого его прежний опыт, взаимоотношения с окружающими, все привычные стереотипы его поведения преобразуются в соответствии с новыми условиями.
2. Использование практической деятельности в программе по подготовке дошкольников к учебной деятельности показало, что не все дети в равной мере адаптируются к школе. При этом самые значительные изменения в развиваемых нами психических свойствах познавательной сферы ребенка (внимание, мышление, память, восприятие и др.) происходят у тех учащихся, у которых они были менее развиты до начала эксперимента.
3. Апробация программы по подготовке дошкольников к учебной деятельности подтвердила выдвинутую нами гипотезу о том, что адаптированность учащихся к школе зависит от подготовки дошкольников к учебной деятельности.
Мы осознаем, что не все затронутые нами проблемы раскрыты в равной мере глубоко и основательно. Более того, в процессе нашего исследования были выявлены вопросы, изучение которых может и должно быть продолжено. Так, необходимо дополнительное исследование, в котором психологическая подготовка детей будет осмысливаться с учетом их личностных особенностей. Вместе с тем, в рамках поставленных задач выполненное исследование можно считать законченным.
Александровская Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей к школе. - Проблемы адаптации и гигиены детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской, С.М. Громбаха. - М., 1983. - С. 35-37
Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М.: Просвещение, 1987. - 80 с. Асеев В.Г. Возрастная психология. - М.: Изд-во МГУ. - 195 с. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1990. - 367с.
Балл Г.А. Понятие адаптация и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989. - № 1. - С. 91-102 Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. - М. Просвещение, 1982. - 359 с.
Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М.: Юнити, 2005. - 315 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. Просвещение, 1968. - 464с.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии, 1978. - № 4. - С. 23-25; 1979. - № 2. - С. 4656; 1979. - № 4. - С. 23-34.
Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Просвещение, 2004. - 815 с.
Венгер А.Л., Бугрименко Е.А. Готов ли шестилетний ребенок к школе? // Начальная школа. - 2002. - № 6. - С.7-12 Венгер А.Л., Филиппова С.В. О критериях готовности к школьному обучению. - Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте /Под ред. В.В.
Давыдова, И.В. Дубровиной. - М. Просвещение, 1980. - С. 129-138 Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Педагогика, 1994. - 108 с.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2003. - 385 с.
Венгер А. Л. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. - Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста. - М.: Просвещение, 1987. -153 с
Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Владос, 2006. - 256 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 224 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. - М.:Педагогика,
1984. - Т.4. - 432 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. - Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - т.2. - М.: Педагогика, 1982. - 436 с.
Готов ли ваш ребенок к школе. // Начальная школа. - 2006. - № 10. -С.38-42.
Громбах СМ. Школа и психическое здоровье учащихся. - М.: Медицина, 1988. - 39 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2004. -132 с.
Даль В.И. толковый словарь русского языка. http://www.mbricon.com/tsd_1.asp
Жукова Л.Е., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению к школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей // Начальная школа. - 2003. - № 8. - С.5-11.
Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание, 1977. - № 8. - С. 30-34.
Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: Тезисы Всесоюзной конференции. - М.: Педагогика, 1971. - 64 с. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, Деловая книга, 2005. - 483 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н / Д.: «Донщина»,1997. - 480 с.
Короткова Н.А. Организация предметной и развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста // Организация, содержание и методическое обеспечение подготовки детей к школе: по материалам Всероссийского совещания «Деятельность органов управления образованием по организации и методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста» / Сост. Е.Г. Хайлова. - М.: ФИРО, 2007. - С. 53-59.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.: Знание, 1987. - 77 с.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология, 1987. - №5. - С.21-28. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей обучению в школе / Е.Е.Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 254 с.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М. - Воронеж: МОДЭК, 1997. - 380 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество. - М.: Академия, 2003. - 326 с.
Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 2005. - 355 с. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка. -
Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 123-128.
38 Обухова Л.Ф. Детская психология. - М.: Владос, 2007. - 530 с.
39 Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 265 с.
40 Петровский. А.В. Психология личности. - М.: Просвещение, 1995. - 120 с.
41 Психологическая готовность к школьному обучению // Начальная школа. - 2004. - № 36. - С.9-13.
42 Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Педагогика, 2006. - 850 с.
43 Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.: Владос, 2006. - 366 с.
44 Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 288 с.
45 Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 384 с.