В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент педагогического воздействия на учащихся, как фактор, определяющий развитие личности. Стиль педагогического общения есть проявление целостной личности как субъекта общения, в том числе и профессионального. Стиль педагогического общения, следовательно, есть важнейшая характеристика педагога как субъекта профессионального общения.
Объект работы: стили педагогического общения.
Предмет работы: характеристика стилей педагогического общения.
Цель работы: изучить стили педагогического общения.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность понятий «общение», «стиль общения»;
- охарактеризовать стили педагогического общения;
- проанализировать условия формирования стилей педагогического общения.
Методологической основой исследования явились исследования: А.А. Бодалева, И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика, Г.А. Ковалева, А.К. Марковой, Я.Л. Коломинског и др., где общение рассматривается в качестве одной из базовых категорий, используемых для описания и анализа педагогического процесса.
Методы: теоретический анализ педагогической, методической литературы анализ, синтез.
Структура работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников.
Таким образом, поставленные во введении задачи решены, следовательно, можно сделать следующие выводы.
Общее понятие стиля общения отражает особенности человека как личности и индивидуальности, проявляющееся в его отношении к партнерам общения, специфике взаимодействия с ними, средствах и методах общения. Стиль общения - это совокупность типичных поведенческих признаков в процессе общения. Стиль педагогического общения представляет собой совокупность приемов воспитательного воздействия, находящих проявления в определенном наборе ожиданий со стороны педагога и требований к ученику и их поведению. Стиль общения, присущий педагогу, является одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка. Он воплощается в определенных формах организации совместной с учеником деятельности и общения, выражается в соответствующих способах реализации отношения учителя к личности ребенка.
В соответствии с проведенным анализом теоретических источников выделено три стиля взаимодействия: авторитарный или директивный, демократический (он же коллегиальный) и либеральный, который еще называют непоследовательным или попустительским.
На стиль общения могут влиять принадлежность педагогов к разным возрастным, половым и социальным типам личности, к разным профессиям и специальностям, разным национальностям и т. п. Большое значение имеют и ситуативные факторы, действующие в конкретных жизненных ситуациях. В результате каждый человек может оказаться в условиях официального или неофициального, бытового или профессионального, научного или духовного, простонародного или интеллигентного, празднично-торжественного или горестного, дружеского или интимного общения и т. д. При этом он пользуется теми или иными общепринятыми, стандартными, типовыми стилями общения, а также вырабатывает индивидуальный стиль общения.