ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Возрастные особенности мотивационной и ценностной сферы личности
старших школьников 8
1.2. Проблема мотивации высшего образования как составляющей
профессионального самоопределения 12
1.3. Психологическое содержание понятия «самостоятельность» 16
1.4. Роль «самостоятельности» в учебной деятельности и в период выбора
профессии 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация исследования и методы сбора и обработки информации 22
2.2. Интерпретация и обсуждение результатов исследования 25
2.2.1. Характеристика ценностно-мотивационной сферы «самостоятельных»
старших школьников 26
2.2.2. Характеристика ценностно-мотивационной сферы
«полусамостоятельных» старших школьников 32
2.2.3. Характеристика ценностно-мотивационной сферы
«несамостоятельных» старших школьников 37
2.2.4. Сравнительный анализ ценностно-мотивационных характеристик
старших школьников с разным уровнем самостоятельности 42
Общие выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Современное развивающееся общество требует от личности проявления способности самостоятельно мыслить, ставить перед собой вопросы и грамотно находить на них ответы и при этом грамотно реализовывать свой потенциал, полученные знания. Эти требования социум начинает выдвигать в процессе социализации, еще в школе, тем самым наталкивая учащегося на добровольный осознанный выбор своей будущей траектории развития. На жизненном пути человек сталкивается с множеством ситуаций, где необходимо сделать выбор, и выбор высшего учебного заведения - один из труднейших, особенно для подростков, юношей, также, как и дальнейшее профессиональное самоопределение, которое является важнейшим личностным новообразованием этого периода.
Проблемой данного исследования является поиск пути эффективного, осознанного профессионального самоопределения школьников старшего звена, являющийся неотъемлемой частью становления и самореализации личности.
Практическая актуальность. На сегодняшний день большинство из тех, кто только переступил порог школы, связывают свое дальнейшее самоопределение с получением высшего образования. По данным социологического исследования, проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ РАН (1998-2002 г.), выделяются три траектории пути «социального старта». Первую из них выбирают представители молодежи, интересы которых направлены на получение высшего образования (около 30%). При этом не все из числа опрошенных имеют мотивацию на приобретение знаний, каждый третий исходит из весьма прагматичных мотивов (отсрочка от армии, получение диплома). Ко второй траектории относится молодежь, которая также хочет связать дальнейшую жизнь с получением высшего образования (60-70%), но не имеет ее конкретного образа (судьба их высшего образования скорее зависит от «обстоятельств»: территориальная близость вуза, характер материальной обеспеченности
абитуриента). Представители третьей траектории (10%) исключают для себя продолжение обучения и ориентируются на поиск работы [39]. Тем самым наблюдается девальвация высшего образования и смещение мотивов получения образования на мотив получения диплома, документа, который носит скорее формальный характер. Именно поэтому возникает острая теоретическая и практическая необходимость изучения причин такого рода тенденций в образовательной сфере.
Теоретическая актуальность. В современной психологии проблема осознанности выбора школьниками места своего дальнейшего обучения и, соответственно, выбора профессионального направления является мало проработанной. В рамках изучения мотивационной сферы Е.П. Ильин исследует учебную и познавательную активность школьников; аспекты деятельности и мотивация рассматриваются в теориях А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Также в своих трудах изучают проблемы взаимосвязи учебной мотивации и ценностных ориентаций старших школьников такие ученые, как Л.И.Божович, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн. Также подробно представлено исследование А.К. Осницкого, рассматривающее психологические механизмы самостоятельности. Несмотря на достаточное количество научных трудов, выполненных в области мотивационной активности учащихся и ее взаимосвязи с ценностными ориентациями, многие вопросы остаются нерешенными.
Цель исследования выявить взаимосвязь самостоятельности и ценностно-мотивационных характеристик у старших школьников при выборе высшего образования.
Объектом исследования является ценностно-мотивационная сфера личности старших школьников.
Предмет исследования: взаимосвязь самостоятельности и ценностно-мотивационных характеристик у старших школьников при выборе высшего образования.
школьников проявляется в соответствующем качестве мотивации высшего образования.
Теоретические задачи исследования:
• провести теоретический анализ содержания ценностно-мотивационных характеристик личности старшего школьного возраста;
• изучить проблему мотивации высшего образования как составляющей профессионального самоопределения;
• рассмотреть и проанализировать психологическое понятие «самостоятельность» и его роль в выборе профессии.
Эмпирические задачи исследования:
• провести эмпирическое исследование взаимосвязи ценностномотивационных характеристик старших школьников и их самостоятельности;
• описать содержание ценностно-мотивационной сферы испытуемых с разным уровнем самостоятельности;
• выявить различия в ценностно-мотивационной сфере старших школьников с разным уровнем самостоятельности.
Методологическая основа исследования опирается на принцип детерминизма, который заключается в том, что изменения и новообразования, происходящие в структуре личности имеют причинно-следственные связи; на принцип развития, который гласит, что все психологические закономерности раскрываются и развертываются в процессе развития; также базируется на принципе системности, говорящий о том, что все психические феномены связаны друг с другом и образуют единство, обретая при этом новые свойства; на принципе единства сознания и деятельности, который отмечает: следствием действий и поведения человека является его сознание.
Теоретической основой исследования явились теории и идеи: по методологии мотивации деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; по ценностям и ценностным ориентациям И.С.Кона, Д.А.Леонтьева, В.Франкла,
М.Рокича; по учебной мотивации Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, П.М.Якобсона, Е.П.Ильина, по психологическим механизмам самостоятельности А.К. Осницкого и Г. С. Прыгина.
Методы и методики, используемые в исследовании:
• Модифицированная методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И.Ильиной [13];
• Тест «Определение жизненных ценностей личности (must-тест)» П.Н.Иванова, Е.Ф.Колобова [38];
• Методика «СамОС» А.К. Осницкого [37].
Для решения вышеперечисленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ проблемы, включающий в себя теоретических подходов разных авторов; методы сбора эмпирического материала (тестирование и анкетирование), методы обработки и анализа результатов исследования (методы описательной статистики, проверка нормальности распределения Колмогорова - Смирнова, метод сравнения средних значений с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок, корреляционный анализ).
Эмпирическую базу исследования составили школьники старшего звена (10-11 классы) в возрасте 16-18 лет в количестве 50 человек.
Практическая значимость. Результаты исследования позволят осуществить широкий подход к проблеме выбора высшего образования. Результаты исследования могут быть использованы: в профориентационной работе в школе; при разработке новых организационных форм отбора абитуриентов в вузы; для преодоления (предупреждения) барьеров учебно-профессионального взаимодействия преподавателей со студентами; в организации работы социально-психологической службы школ и вузов.
Дипломная работа соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов, заключения, списка литературы и приложения.
Современное развивающееся общество требует от личности проявления способности самостоятельно мыслить, ставить перед собой вопросы и грамотно находить на них ответы и при этом грамотно реализовывать свой потенциал, полученные знания. Эти требования социум начинает выдвигать в процессе социализации, еще в школе, тем самым наталкивая учащегося на добровольный осознанный выбор своей будущей траектории развития.
В связи с этим проблемой нашего исследования явился поиск пути эффективного, осознанного профессионального самоопределения школьников старшего звена, являющийся неотъемлемой частью становления и самореализации личности.
Актуальность данной исследовательской работы обуславливается тем, что в современных реалиях роль высшего образования девальвируется, так как множество учащихся, выпускающихся из общеобразовательных учебных заведений поступают в вузы не с целью получить необходимы знания, умения и навыки для освоения профессии и реализации себя в ней, а с целью получения документа, подтверждающего наличие у них этих знаний или более того, исключительно из прагматических интересов (получение отсрочки от армии).
Нами было выдвинуто предположение о том, что уровень самостоятельности у старших школьников проявляется в соответствующем качестве мотивации высшего образования.
По результату решения эмпирических задач, наша гипотеза подтвердилась. В ходе исследования было выявлено, что определяющим фактором для адекватного профессионального самоопределения (включающим, в т.ч., наличие мотивации получения высшего образования) является сформированность такой структуры личности как самостоятельность и взаимосвязь ее с ценностно-мотивационными характеристиками личности.
Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в использовании их в профориентационной работе в школе; при разработке новых организационных форм отбора абитуриентов в вузы; для преодоления (предупреждения) снижения учебной мотивации школьников; в организации коррекционных работ социально-психологических служб школ и вузов.
Кроме этого результаты исследования позволяют увидеть дальнейшую перспективу изучения сферы самосознания (в т.ч. Я-концепции) старшеклассников с учетом гендерных различий, а также изучения способов саморегуляции собственной деятельности. При этом также можно изучить роль сформированности самостоятельности на дальнейшее уже вузовское обучение, то есть с точки зрения его динамики.
1. Богословская, О. // Мотивации получения высшего образования в контексте выбора профессии // Высшее образование в России. №5, 2006. С.44-47.;
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 398 с.;
3. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.;
4. Брушлинский, А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) // Психологический журнал. - 1991. - Т. 12, № 6. - С. 3-10; 1992. -Т. 13, № 6. - С. 3-12; 1993. - Т. 14, № 6. - С. 3-15.;
5. Выготский, Л.С. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 138 — 142; Фрагмент под загл.: Динамика и структура личности подростка.;
6. Вяткин, Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека / Б. А. Вяткин ; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2000. - 179 с.;
7. Гебос, А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. Ч.1. - М., 1977.;
8. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1998.;
9. Головей, Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дис. ...д-ра наук. - СПб., 1996.;
10. Давыдов, В.В., Слободчиков В.И., Цуккерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1982. - № 3-4.;
11. Джидарьян, И.А. Категория активности и её место в системе психологического знания / И. А. Джидарьян // Категория материалистической диалектики в психологии. — М.: Наука, 1988. - С.56-88.;
12. Журавлев, В.И. Педагогические проблемы профессионального самоопределения выпускников средней школы: Автореф. дис. .д-ра наук. - Л. 1982.;
13. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»);
14. Йоваша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.,1983.;
15. Кирьякова, А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников. // Ориентация и деятельность школьников. / Под ред. Т.К. Ахаян, Кирьяковой. М., 1991;
16. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д, 1996.;
17. Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.,1983. - №2;
18. Климов, Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Уч. пособие. - М., 2003.;
19. Кон, И С Психология ранней юности - М: Просвещение, 1989- 254 с.;
20. Кон, И.С. Психология старшеклассника - Москва: Просвещение, 1980 - с.192.;
21. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.;
22. Конопкин, О.А., Прыгин Г.С. Учебная успеваемость студентов и их саморегуляция // Вопросы психологии. 1984. №. 3. С. 42-52.;
23. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.;
24. Кудрявцев, Т.В. Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. No. 2. С. 51-59.;
25. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.
26. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы: Пер с англ. - М.: Смысл,
1999. -425 с.;
27. Маслоу, А. Психология бытия: Пер. С англ. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. - 304 с.;
28. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.208-118.;
29. Моргун, В.Ф., Ткачева, Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М, 1981. С. 82.;
30. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001.;
31. Моросанова, В.И.Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человек /В. И. Моросанова //Психол. журнал. — 2002.-№6.-С. 5-1.;
32. Осницкий, А.К. Диагностика самостоятельности учащихся в школе и СПТУ: метод. рекомендации для практ. психологов. Иваново, 1991. 63 с.;
33. Осницкий, А.К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения // Вопросы психологии. 1998. No. 3. С. 136-148.;
34.Осницкий, А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, 1986.;
35.Осницкий, А.К. Умения саморегуляции в профессиональном
самоопределении учащихся // Вопросы психологии. - 1992. - № 1-2.;
36.Осницкий, А.К., Бякова, Н.В., Истомина С.В. Исследование развития осознанной саморегуляции в период выбора и освоения профессии // Психологические исследования. 2012. № 2(22). С. 11;
37.Осницкий, А. К. Психология самостоятельности / А. К. Осницкий. - М.; Нальчик : Эль-Фа, 1996. - 125 с., с. 99.;
38. Петрова, Е.А., Смыслов, Д.А. Практикум по курсу социальной психологии
Ч.1. Диагностики социально-психологических качеств личности- Учебн.- метод.пособие. - Москва, Изд-во РИЦ АИМ, 2008. - 155 с.;
39. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в РФ. - М, 2003. - С.15.;
40. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.; Воронеж, 1999.;
41. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М.,1999.;
42. Психология человека от рождения до смерти. Подред. Реана А.А. СПб.: 2002 - 656 с. (Серия "Психологическая энциклопедия");
43. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005 - 460 с.;
44. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности. / Д. И. Фельдштейн — М.: Междунар. пед. акад., 1994. — 192 с.;
45. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Пер. С англ. И нем. - М.: Прогресс, 1990. -368 с.;
46.Чебровская, С. В. Психологические условия формирования самостоятельности студентов: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / С. В. Чебровская. — Комсомольск-на-Амуре, 2003. — 157 с. — Библиогр: с 132145.;
47. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. 1971. № 4. С. 8—20.;
48.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис (Пер. с англ.). - М., 1996;
49. Mc Clelland, D.C. Assessing Human Motivation. - N.Y., 1971.;
50. Mower, O. H. Learning Theory and behavior. - N.Y., 1960;