Введение 3
Глава I. Предпроектное исследование 7
1.1 Истоки и эстетическая сущность дизайна 7
1.2 Особенности педагогического руководства процессом освоения старшеклассниками эстетической сущности дизайна и его влияние на развитие личности 9
Выводы по I главе 15
Глава II. Художественно-проектный раздел 16
2.1 Создание фирменного стиля как дизайн процесс и его эстетическая
сущность 16
2.2 Результаты экспериментальной деятельности по формированию
эстетического вкуса старшеклассников в процессе работы над фирменным
стилем 23
Выводы по II главе 44
Заключение 47
Литература 50
Приложения 54
Актуальность темы:
Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей: замечать прекрасное в окружающих предметах и явлениях, постигать посредством собственной изобразительной деятельности их сущность, выражать свои чувства от общения с искусством, а иногда и самому создавать художественные произведения. В связи с этим значение преподавания изобразительного искусства и создания фирменного стиля понимается в настоящее время как важнейший аспект творческого развития детей и их эстетическое воспитание [12, с.443-467].
Роль эстетического воспитания в формировании творческой позиции состоит в том, что оно не только способствует развитию чувств, оформлению человеческой чувственности и ее обогащению, но и просвещает, обосновывает - рационально и эмоционально - необходимость творческого отношения к миру. Именно эстетическое воспитание показывает роль эстетических чувств в формировании картины мира и развивает эти чувства [21, с.27-37].
Актуальной проблемой современного образования является эстетическое воспитание старшеклассников на примере графического сопровождения различных мероприятий - создание фирменного стиля. Научить видеть и понимать прекрасное - эту способность важно развивать в каждом человеке. Формирование знаний, умений и навыков - не цель, а одно из средств достижения этой главной цели [15, с. 188].
Педагогическая проблема:
Процесс формирования эстетического идеала ученика многогранна. Эстетический идеал включается в структуру мировоззрения учащегося только в том случае, если степень его осознанности достаточно высока, и школьник может объяснить для себя ценность, жизненность и актуальность идеальных
качеств. Только тогда возможен «перевод» усвоенных знаний, оценочных суждений и эстетического опыта в устойчивые жизненные принципы, основой которых являются идейные устремления и социально значимая общественная практика [16, с.434].
И для этого было необходимо создать фирменный стиль, как ощутимый результат в развитии у старшеклассников цветовосприятия и цветового вкуса.
Фирменный стиль способствует формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира детьми и закрепляются, как правило, в активных формах деятельности [11, с.400].
Принципы создания фирменного стиля: создать определенный образ путем разработки стилеобразующих констант, разработать единый выдержанный стиль, который работал бы на выбранный образ любой организации [7, с. 520].
Эти цели всегда стояли перед современными специалистами в области графического дизайна при разработке фирменного стиля.
В создании фирменного стиля нужно учесть цветовые и композиционные приемы, графические элементы, шрифты и стилистические решения в совокупности с информационным контекстом и общей стратегией организации .
Почему для разработки фирменного стиля была выбрана тема эстетического воспитания - потому что я считаю, что это положительно скажется на характере ученика, а также имеет воспитательное значение.
Гипотеза исследования: заключается в том, что разработка
старшеклассниками фирменного стиля помогут раскрепоститься ученику, развить художественное мышление и цветовой вкус.
Цель исследования: выявить роль использования фирменного стиля в эстетическом воспитании старшеклассников.
Объект исследования: эстетическое воспитание старшеклассников.
Предмет исследования: пример создания фирменного стиля как средство эстетического воспитания старшеклассников.
Достижение данной цели работы предполагается при решении следующих
задач:
- изучить литературу по исследуемой проблеме.
- изучить основы влияния дизайна на развитие личности.
- изучить особенности педагогического руководства процессом освоения старшеклассников эстетической сущности дизайна.
- изучить особенности создания фирменного стиля.
- результаты экспериментальной деятельности по формированию эстетического воспитания в процессе работы над фирменным стилем.
Методы исследования:
- изучение и анализ педагогической литературы по данной проблеме;
- наблюдение за учащимися в художественно - творческой деятельности;
- анализ продуктов творческой деятельности старшеклассников;
- метод индивидуальной беседы.
Теоритическая значимость данной работы состоит в создании логотипа для международной конференции русский язык и литература в тюрко-язычном мире: современная концепция и технология.
Практическая значимость выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию старшеклассников на примере создания фирменного стиля необходимо в освоении различных методов дизайн - проектирования, творческой интерпретации различных направлений графического дизайна, направленных на эстетическое воспитание старшеклассников.
В процессе ознакомления старшеклассников создания фирменного стиля, происходит воспитание высоконравственного, образованного, разносторонне¬развитого современного человека, развитие художественного интереса, художественно-творческой активности. В процессе создания фирменного стиля ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности [22, с.254].
Структура выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. Так же к работе прилагается дизайн - проект фирменного стиля. Задачи и методы исследования раскрывают теоретическую и практическую значимость работы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определяются проблемы, цель и задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе представлено полное описание об истоках дизайна, подробно описывается история и сущность дизайна. А также говориться о влиянии дизайна на развитие личности и эстетической сущности дизайна.
Вторая глава содержит основные принципы и задачи по созданию фирменного стиля, технология и нанесение графической информации и дальнейшая ее реализация. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В ходе исследования при выполнении выпускной квалификационной работы были рассмотрены: тема дизайн-проекта фирменного стиля как средство эстетического воспитания старшеклассников, виды и особенности графического дизайна, основные принципы создания фирменного стиля.
На основе проведенного анализа был разработан дизайн - проект фирменного стиля конференции.
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по данной проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
В результате были решены поставленные задачи:
- изучение литературы по исследуемой проблеме.
- изучение основ влияния дизайна на развитие личности.
- изучение особенностей педагогического руководства над процессом освоения старшеклассников эстетической сущности дизайна.
- изучение особенностей создания фирменного стиля.
- результаты экспериментальной деятельности по формированию эстетического воспитания в процессе работы над фирменным стилем.
Фирменный стиль, предполагает использование единых принципов оформления цветовых сочетаний и способов для всех форм рекламы, документации, упаковки продукции, оформления офиса, одежды сотрудников и других компонентов, имеющих отношение к компании. Основные функций фирменного стиля — функции доверия, идентификации и эффективности рекламы.
Постоянные элементы фирменного стиля вызывают положительные эмоции и сыграют неоценимую роль для создания образа организации.
Обязательным условием проекта стало цветовые и композиционные приемы, графические элементы, шрифты и стилистические решения в совокупности с информационным контекстом и общей стратегией организации. При разработке было учтено и специфика деятельности организации, которой основной стратегией и задачей является охрана памятников истории и культуры. Наличие единого выдержанного стиля, будет работать на выбранный образ организации.
Принципы создания фирменного стиля для «Международной конференции русский язык и литература в тюркоязычном мире»: создать определенный образ путем разработки стилеобразующих констант, разработать единый выдержанный стиль, который работал бы на выбранный образ конференции.
С помощью фирменного стиля создать узнаваемый образ, который окажет большое влияние на успешное проведение конференции. В первую очередь стиль, улучшить запоминаемость, что способствует формированию положительных впечатлений о конференции.
Фирменный стиль обеспечивает конференции следующими преимуществами, выполняя следующие функции: повысит единство
сотрудников и создаст ощущение приобщенности к общему делу, создаст фирменный патриотизм.
Позитивно влияет на эстетический уровень, внешний вид товаров и помещений фирмы.
При создании фирменного стиля необходимо закрепить в сознании положительные эмоции, связанные с оценкой качества продукции, ее безупречности, высокого уровня обслуживания и обеспечить организации особою узнаваемость.
Значение данной работы заключается в том, что предлагается вариант реализации на практике решения проблемы эстетического воспитания старшеклассников посредством изучения основ дизайна и выполнения практических работ. Мы уверены в том, что возможно создание образования высокого качества, которое при этом будет способствовать всестороннему развитию личности человека и в этом помогает внеурочное занятие - факультатив.
Постоянные элементы фирменного стиля вызывают положительные эмоции и сыграют неоценимую роль для создания запоминающегося фирменного стиля для «Международной конференции русский язык и литература в тюркоязычном мире».
Таким образом, фирменный стиль сыграет неоценимую роль в создания образа организации, он важен для того, чтобы посредством индивидуальности и единства графических и других констант.
1. Баженов Ю. К., Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К., Шахурин В. Г.
Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Информационно-внедренческий центр
«Маркетинг», 2001.- 364 с.
2. Бочаров М. П., Чумиков А. Н. Связи с общественностью: теория и практика. - М.: Учеб. Пособие, Дело, 2003. - 496 с.
3. Борисов Б. Л. Технологии рекламы и PR. - М.: 2001. - 624 с.
4. Бычков А. В. Развитие технологического творчества учащихся. - М.: 1996. - 136 с.
5. Быстрова Т. Ю. «Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна». - М.: Екатеринбург, 2001. - 254 с.
6. Вахитов О. Сувенир как полноценный способ коммуникации. - М.: Сувенирка. №12. 2005. - 212 с.
7. Веркман К. Товарные знаки: создание, психология, восприятие. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. - 520 с.
8. Гилев Е.А., Егором Ю.С. Формируем у школьников технологическую и проектную культуру. - М.: «Школа и производство», 2001. № 4 - 148 с.
9. Герчикова И. Н. Маркетинг. - М.: Изд. школы международного бизнеса МГИМО, 2001. - 306 с.
10. Глазычев В. Л. «О дизайне». - М.: 1970. - 198 с.
11. Гольман И. А. Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация. - М.: Гелла-принт, 2002. - 400 с.
12. Гришин Д. М. Эстетическое воспитание. - В кн.: Педагогика. Учеб. пособие / под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 467 с.
13. Долгоматов В. «Традиции крестьянского дизайна - Декоративное искусство». - М.: №9; 1979. - 201 с.
14. Зыкова С. Подарок как способ коммуникации. - М.: Рекламные
технологии Сувениры, 2007. - №3. - 209 с.
15. Инновационно - экспериментальная программа «Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся» Макаровой О. В., учителя технологии и ИЗО. - М.: 2002. - 188 с.
16. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Москва. Педагогика, 1981. - 256 с.
17. Кривцун О. А. Эстетика. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 434 с.
18. Крутских Е. Ю., Литвинов Д. В. «Интерьер вашего дома». - М.: Практическое руководство. - Екатеринбург. У - Фактория, 2005. - 279 с.
19. Кузин В. С. Программа «Основы дизайна». - М.: Москва. Дрофа. 2002. - 289 с.
20. Лазарев Е. Н. «Дизайн как технико-эстетическая система». - М.: автореф. дис. д-ра искусствоведения (техническая эстетика) / ВНИИТЭ. 1984. - 258 с.
21. Лихачев Б. Т., Квятковский Е. В. «Сущность, принципы и система
эстетического воспитания общеобразовательной школы». - М.: Научно¬
теоретическая концепция исследования НИИ художественного воспитания АПН СССР. Сов. педагогика, 1980. 27 - 37 с.
22. Малиновская Л. П. «Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах». - М.: Москва. 1994. - 254 с.
23. Майкл Грейс «Дизайн». - М.: Изд. Фалькин. 1996. - 317 с.
24. Михайлов С., Кулеева Л., «Основы дизайна». - М.: 301 с.
25. Михайлов С., Кулеева Л., «Основы дизайна». - М.: 128 с.
26. Нестеренко О. И. «Краткая энциклопедия дизайна». - М.: Москва. Молодая гвардия, 1994. - 256 с.
27. Овчинникова Р. Ю. «Дизайн в рекламе». Основы графического проектирования. - М.; Юнити - Дана, 2010. - 271 с.
28. Пономарев Я. А. «Исследование творческого потенциала человека». - М.: Психологический журнал №1. 1991. - 214 с.
29. Пономарев Я. А. «Психология творчества и педагогика». - М.: Москва. Педагогика, 1976. - 254 с.
30. Программа дизайнерского образования ВНИИТЭ. Из сборника «Дизайн в общеобразовательной системе». - М.: 117 с.
31. Радугин А. А. «Эстетика». - М.: Центр, 2004. - 240 с.
32. Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. «Основы теории и методологии дизайна».
- М.: Москва. МЗ - Пресс, 2001. - 269 с.
33. Сокольникова Н. М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». - М.: Академия, 2002. - 241 с.
34. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000
слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.:
Азбуковник, 1999. - 871 с.
35. Туэмлоу Э. «Графический дизайн: фирменный стиль». - М.: Астрель.
2009. - 256 с.
36. Учебная программа Т. В. Киселевой «Дизайн изделий». - М.:
Благовещенск, изд-во гос. пед. ун-та, 1999. - 101 с.
37. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» // «Российская
газета», N 51, 15.03.2006, «Парламентская газета», N 37, 17.03.2006,
«Парламентская газета», N 41, 23.03.2006, «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232.
38. Хомянский Л. М. и Шипанов А. С. «Дизайн». - М.: Москва.
Просвещение. 1985. - 321 с.
39. Черневич Е. В. «Язык графического дизайна: материалы и методы художественного конструирования». - М.: Москва. 1975. - 374 с.
40. Щичанкова Э. Г. «У истоков дизайна». - М.: Москва, Наука 1977. - 255 с.
41. Эйри Д. «Логотип и фирменный стиль». - М.: Руководство дизайнера.
2010. - 302 с.
42. Экспериментальная программа «Архитектурная композиция» преподавателя Одиноковой М. А. - М.: Пенза. 1999. - 368 с.
43. Электронная версия программы «Мир дизайна» разработанная преподавателем графического дизайна средней общеобразовательной школы № 48 г. Кирова Чудиновских И. А.
44. Электронный ресурс www.rosdesign.com - Дизайн: история, теория, практика.
45. Электронный ресурс www.sostav.ru - Портал о рекламе и маркетинге