Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ МУЗЕЕВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Работа №53301

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы117
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
330
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Музеи вузов в современном социокультурном пространстве 6
1.1. Ретроспективный анализ становления и развития вузовских музеев 6
1.2. Роль музеев высших образовательных учреждений в образовательной среде 12
Выводы по первой главе 24
Глава II. Развитие высшего химико-педагогического образования в РТ 26
2.1 Развитие модели подготовки учителя химии в Татарстане 26
2.2. Реализация системно-деятельностного подхода посредством музейной технологии 31
2.3. Музейная коллекция как средство повышения уровня знаний студентов 38
Выводы по второй главе 58
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения


Каждый человек с момента своего рождения помещается в мир культуры, в котором накоплен огромный общечеловеческий опыт. Этому способствуют семья, образовательные учреждения и др. В формировании культурного опыта студентов важную роль играет вуз, в котором они получают образование. Этот процесс реализуется с использованием различных средств и способов. Одной из них является музейная образовательная среда, которая способствует не только расширению кругозора молодых людей и приобщению студентов к культурной среде, но и развитию социально-значимых качеств личности.
Музеи высшего учебного заведения - это система специализированных учебных музеев различного направления, которые формируются для усиления результативности процесса обучения. Одновременно они являются научно-исследовательскими подразделениями, базой для научных исследований учащихся. Музеи в вузах создаются в результате развития науки и системы обучения.
Осознание опыта дореволюционной работы музеев высшего учебного заведения помогает лучше понять специфичность методов и форм практической деятельности вузовского музея нашего времени. В многолетней практике существования вузовского музея со временем развивалась его общая идея, принципы и формы комплектования, классификация и методы демонстрации коллекции. Необходимо отметить важный вклад вузовских музеев в общую теорию и инструментарий музееведения.
Вузовские музеи можно рассматривать как научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение. Следовательно, они имеют свои функции. Музей вуза является идеологическим, учебно-научным, научно-просветительным подразделением учебного заведения и государственным хранилищем памятников истории, естественной истории, материальной и духовной культуры. Соответственно, в практической деятельности каждого вузовского музея отмечается ее учебно-научный, научно-просветительский характер. Основная задача музея как структурного подразделения - участие в подготовке квалифицированных специалистов и модернизация форм и методов учебной и научно-просветительной работы. Приходим к выводу, что для большинства музеев занятость учебно-образовательной деятельностью - неотъемлемый процесс. В нашей работе мы подробнее остановимся на музеях высших учебных заведений и рассмотрим их роль в образовательной среде, как студентов, так и учащихся.
В современном образовательном процессе создается новый набор ценностей и целей образования, возобновляется концепция личности, которая основана на идеях культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Образование рассматривается как сложноорганизованная система и имеет социальное содержание, направленность, определенные пространственные границы, которые связаны с социально-историческим развитием определённого государства и его культуры. Работа высших учебных заведений как социального института создаётся на основе взаимодействия общечеловеческого и национального в духовном, материальном и морально-этическом плане.
В связи с этим перед высшей школой все отчетливее встает проблема воспитания личности, способной к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социальных и культурных изменений. Этим и обуславливается высокая степень актуальности данного исследования.
Объект исследования - деятельность музея высшего учебного заведения Предмет исследования - музей как образовательная среда для студентов.
Цель данной работы: установить роль музеев высших учебных заведений в образовательной среде
В рамках достижения цели решались следующие задачи:
1) Рассмотреть музеи вузов в современном социокультурном пространстве.
2) Изучить развитие высшего химико-педагогического образования в РТ Методологическую основу исследования составляют научные труды в области музейного дела, системы среднего и высшего химического образования. В работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования.
Научная новизна состоит в следующем:
1) предложено эмпирическое обоснование возможности использования вузовского музея в образовательной среде
2) предложен комплекс задач, для использования при разработке уроков по химии
Практическая значимость нашей работы состоит в возможности использовать материалы исследования при разработке уроков, внеклассных мероприятий по химии.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашего исследования мы изучили историю становления вузовских музеев, их цели задачи, роль в образовательном процессе для студентов.
Более подробно остановились на музее Казанской химической школы, который является одним из десяти музеев Казанского федерального университета. Его роль для человечества огромна. Ведь именно здесь были сделаны важные для человечества открытия. Данный музей никогда не останавливала свою работу. Если раньше здесь занимались разные ученые наукой, делали свои открытия, то сегодня проводятся лекционные и практические занятия, конференции, круглые столы и д. р.
Приходим к выводу, что данный музей является ярким примером того, что вузовские музеи активно включены в образовательную деятельность студентов, усиливают культурно-образовательную и научно-исследовательскую деятельность.
Таким образом, мы видим, что вузовские музеи с самого начала своего появления не стояли на месте. Они постоянно развивались, совершенствовались. Их важней особенностью является включение их в учебный процесс и формирование культурного опыта студентов.
Результаты наших исследований были представлены в итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2016 года, итоговой научно-образовательной конференции 2017 года, и опубликованы в следующих сборниках:
1. Мельникова Г. Ф., Зиннурова А. Р. Музей как образовательная среда для студентов. Актуальные проблемы химического и экологического образования: 63 Всероссийская научно-практическая конференция химиков с международным участием-СПб.,2016.-С.253-258
2. Мельникова, Г.Р. Зиннурова А. Р. Исторический подход в системе подготовки будущего учителя химии. Актуальные проблемы химического и экологического образования: 64 Всероссийская научно-практическая конференция химиков с международным участием, г. Санкт-Петербург, 13-15 апреля 2017 года. Сборник научных трудов Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена 2017 c.340-344.
3. Зиннурова А.Р. Университетский музей как образовательная среда для студента. Сборник статей: Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2016 года. Том 1. Научный руководитель ассистент Мельникова Г.Ф.
4. Зиннурова А. Р. Мельникова Г. Ф Фондовые коллекции музеев высших учебных заведений в обучении химическим дисциплинам. Чтения памяти профессора Анатолия Андреевича Попова: сборник научных материалов / отв. ред. Т. В. Андреева, В. В. Кузнецов. - Вып. 7. - Казань: Изд- во Казан. ун-та, 2017. -148 стр.
5. Зиннурова А.Р. Использование интерактивных химических экспозиций в образовательном процессе. Сборник статей: Итоговая научно¬образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года. Научный руководитель ассистент Мельникова Г.Ф.
Мы приходим к выводу, что необходимо включать вузовские музеи в образовательный процесс. Цель музея- профессиональная подготовка, но кроме этого он должен стремиться создать такие условия для студентов, чтобы они приобретали знания норм и ценностей в отношении культуры. Они усиливают и культурно-образовательную и научно-исследовательскую деятельность. В результате, у студентов сформируется особое мировоззрение, они будут чувствовать свою причастность к культурному наследию. Главное, правильно организовать этот процесс.
Результаты нашей работы могут быть использованы при разработке уроков, внеклассных мероприятий по химии и для дальнейшего изучения вопросов в области химического образования.



1. Белоусова Н.А. Естесственноисторические музеи высших учебных заведений Юга Западной Сибири: функции и виды их деятельности. [Электронный ресурс] http://oaji.net/articles/2015/561-1422268664.pdf
2. Жгутова. М.Е. Методологические основания деятельности вузовского музея. Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 4 - Том I (Гуманитарные науки). [Электронный ресурс] http://vestnik.vspu.org/releases/2 011 4g/61.pdf
3. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике М., 2001.
4. Таран А.В. Университетские музеи России: прошлое, настоящее, будущее. [Электронный ресурс] http: //www. ifaptom.
5. Бурлыкина М. И. Диссертация по теме: «История музеев высших учебных заведений дореволюционной России, 1724-1917гг.». [Электронный ресурс] http://www. dissercat.com/content/istoriva-muzeev-vvsshikh-uchebnvkh- zavedenii-dorevolvutsionnoi-rossii-1724- 1917-gg
6. Бурлыкина М. И. Музеи высших учебных заведений России на рубеже XIX-XX вв. [Электронный ресурс] na-rubezhe-xix-xx-vv.pdf
7. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности. [Электронный ресурс] xmlui/bitstream/handle/123456789
8. Завгородняя О.Н. Музей истории учебного заведения как результат и форма привлечения студентов к поисково-исследовательской деятельности//Организация исследовательской деятельности учащихся и студентов в образовательном учреждении/Сост. А.А. Огарков/ Под ред. Л.А. Коробейниковой. - Вологда, 2007. - С.44 - 46. [Электронный ресурс] chitgma.ru/attachments/article
9. Боголепова Л.З. Вестник кемеровского государственного университета (4-2011). [Электронный ресурс] http://knigilib.net/book/309
10. Субботина О.В. Пути формирования культурного опыта студентов в музейной образовательной среде. [Электронный ресурс] http: //www. superinf. ru
11. Сайт портала ФГОС высшего образования. [Электронный ресурс] http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf
12. Музеи университета как средство патриотического воспитания молодежи. [Электронный ресурс] http://superinf.ru/view helpstud.php?id= 1002
13. Сайт Казанского (Приволжского) федерального университета. [Электронный ресурс] http: //kpfu.ru/museums
14. Официальный сайт музея казанской химической школы. [Электронный ресурс] http ://www. ksu.museum.ru/
15. Мельникова Г.Ф., Гильманшина С.И. Музеи университета как фактор поликультурного воспитания молодежи. [Электронный ресурс] http: //www. science-education.ru/pdf/2015/4/424. pdf
16. Таушканова, А.О. Роль музея в образовательном процессе школы.
17. Гладких, В. В.Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза. [Электронный ресурс]
http://www. dissercat.com/content/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie- molodezhi-v-polikulturnoi-srede-vuza
18. Мельникова Г. Ф., Гильманшина С. И.. Роль музеев высших учебных заведений в поликультурном воспитании молодежи.
19. Музей и проектирование музейной деятельности. Учеб. пособие. [Электронный ресурс] http://opentextnn.ru/museum/Museum textbook/?id=5839
20. Назипова Г. Р. Казанский университет и музеи: проблема культурного взаимодействия (XIX - начало ХХ вв.) [Электронный ресурс] http://www. ceninauku.ru/page 13148.htm
21. Казанский Федеральный Университет. Геологический музей им. А.А. Штукенберга [Электронный ресурс] http://kpfu.ru/museums/geologicheski j-muzej-im-aashtukenberga/istoriya-kollekcii
22. Казанский Федеральный Университет. Музей-лаборатория Е.К. Завойского. [Электронный ресурс] http://kpfu.ru/museums/muzej -laboratoriya- ekzavojskogo
23. Вузовские музеи : традиции, опыт, перспективы развития : сб. материалов региональной науч. практ. конф. (5 сентября 2013 г.) / под ред. В. Н. Попова. - Воронеж : Научная книга, 2013. - 151 с.
24. Казанский Федеральный Университет. Музей Казанской
химической школы. [Электронный ресурс] http://kpfu.ru/museums/muzej -
kazanskoj -himicheskoj-shkoly/istoriya-muzeya
25. Васильева, П. Д. Титова И. М. . «Профессионально¬методическая подготовка учителя химии в вузе как самоорганизующаяся сис тема». [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/professionalno- metodicheskaya-podgotovka-uchitelya-himii-v-vuze-kak- samoorganizuyuschayasya-sistema
26. Космодемьянская С. С., Гильманшина С. И. К 71 Методика обучения химии: учебное пособие. - Казань: ТГГПУ, 2011. - 136 с. [Электронный ресурс]
http://window.edu.ru/resource/067/78067/files/metod chem.pdf
27. Бирюкова И. В. Основные подходы к преподаванию предмета химии в условиях введения ФГОС ООО. [Электронный ресурс] http://oaji.net/articles/2014/245-1405680204.pdf
28. Паталаха Л. А. «Музейная педагогика и ее образовательные
возможности в развитии общекультурной компетентности» [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/muzieinaia-piedaghoghika-i-ieie-obrazovatiel-
nyie-.html
29. Сергеева И. Д. Использование музейной технологии на уроках химии. [электронный ресурс] https://kopilkaurokov.ru/himiya/prochee/ispol- zovaniie-muzieinoi-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii
30. Высококомпетентный педагог - основа эффективного
образования. [Электронный ресурс] https://infourok.ru/visokokompetentniy- pedagog-osnova-effektivnogo-obrazovaniya-985661.html
31. Листенгартен В.С., Хицова Л. Н. Вузовские музеи: традиции, опыт, перспективы развития. [Электронный ресурс]
http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2014/01/2014-01-13.pdf
32. Мельникова Г.Ф. Казанский Федеральный Университет.
Интерактивная экспозиция музея Казанской химической школы на Всероссийской выставке "Прикоснись к науке" в г. Ульяновске. [Электронный ресурс] http://kpfu.ru/chemistry/interaktivnaya-ekspoziciya- muzeya-kazanskoj -200044. html
33. Формирование универсальных учебных действий на уроках химии в рамках требований ФГОС». [Электронный ресурс]
https://infourok.ru/formirovanie-universalnih-uchebnih-deystviy-na-urokah-himii- v-ramkah-trebovaniy-fgos-875397.html
34. Формирование универсальных учебных действий на уроках химии. [Электронный ресурс] http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/formirov anie-universalnykh-uchebnykh-dejstvij-na-urokakh-khimii-148857.html
35. Медведева. Л. И Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании химии. [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/file s/riealizatsiia-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-priepodavanii- khimii.html
36. Системно-деятельностный подход как основа организации
эффективного образовательно-воспитательного
процесса[Электронный ресурс] https://pedsovet.org/publikatsii/pedagogika/siste mno-deyatelnostnyy-podhod--kak-osnova-organizatsii--effektivnogo-- obrazovatelno-vospitatelnogo-protsessa
37. Злотников.Э.Г. Учебно методическое обеспечение профессиональной подготовки будущего учителя химии в современных условиях. [Электронный ресурс] https://lib.herzen.spb.ru/text/Zlotnikov_IZV68_p140_152. pdf
38. Васильева П. Д , Титова И. М . Профессионально-методическая подготовка учителя химии в вузе как самоорганизующаяся система. [Электронный ресурс] ttps://lib.herzen.spb.ru/text/vasilieva_6_167_177.pdf
39. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы». URL: http://xn-- 80abucjiibhv9a.xnp 1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83 %D0%BC%D0% B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/5930/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/4 787/FCPRO na 2016-2020 gody.pdf
40. Космодемьянская С. С., Смирнова С.П. Самообразование будущего учителя химии [Электронный ресурс] http://sociosphera.com/publication/conference /2015/123/samoobrazovanie buduwego uchitelya himii/
41. Алексеев С. В. Педагогика окружающей среды, безопасности и здоровья человека: интерактивные образовательные технологии: учеб.-метод. пособие / . - СПб., 2008
42. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько.-М., 1993. - 143 с.
43. Гафуров И.Р. Педагогическое образование в Казанском федеральном университете/ Гафуров И.Р.// Universum: Вестник Герценовского университета.2013. -№2 .-С.19-24.
44. Цветков Л.А. Общая методика обучения химии: содержание и методы. Пособие для учителей / Иванова Р.Г, Полосин В.С. - СПб. : Просвещение, 1981. - 83 с.
45. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 3 июня 2013 г. № 466.
46. Петрунева Р.М. Учебно-воспитательная работа в вузе: психолого-педагогическая подготовка преподавателей: учеб. пособ. Доп. УМО вузов по университетскому политехн. образованию / Р.М. Петрунева, Д.В. Воронков, Е.П. Скорикова // ВолгГТУ. - Волгоград: РПК «Политехник», 2005. - 132 с.
47. Муравьева Г.А. Роль кафедры химии в химическом образовании молодых специалистов/ Муравьева Г.А, Ф.Д. Ямбушев // Филология и культура, Изд: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, 2006 г . - С. 34-39
48. Козлов В. В. Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / В. В. Козлова, А. М. Кондакова // Стандарты второго поколения. - М. : Просвещение, 2009. - Т7 - С. 44.
49. Бонуэлл Ч.К. Непрерывность активного обучения: выбор видов деятельности для активизации учебной работы студентов в аудитории / Бонуэлл Ч.К. Сазерленд Т.Е. пер. с англ. Л.Г. Кирилюк //Университетское образование от эффективного преподавания к эффективному учению. Минск. - 2001. - Т22. - С. 47-66
50. Шачнева Н. В. Использование музейных технологий на уроках химии.[Электронный ресурс] http: //nsportal.ru/shkola/khimiva/library/2012/10/2 8/ispolzovanie-muzeynykh-tekhnologiy-na-urokakh-khimii
51. Чащина С. Ю., Золотова С. Е., Усанова В. В. Инновационные технологии в музейной педагогике как средство повышения мотивации учащихся при изучении предметов естественно¬научного цикла. [Электронный ресурс] https://s.siteapi.org/015a6a4a47a50b3.ru/docs/dc7194a1df8d34c635fce5b3641156 c882583dd8.pdf
52. Космодемьянская С. С., Гильманшина С. И. К 71 Методика обучения химии: учебное пособие. - Казань: ТГГПУ, 2011. - 136 с.
53. Каратаева Н. А. Влияние образовательной среды музея на социально-психологическую адаптацию студентов вуза [Электронный ресурс] http: //shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2016/3 31/12.pdf
54. Розов Н.Х. Педагогические инновации в высшей и средней школе / Розов Н.Х. - М.: ФПО МГУ, 2004г.
55. Смоленский С. В. Из воспоминаний о Казани и Казанском университете в 60-х и 70-х годах. СПб., 1904. С. 35.
56. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация/ В.И. Загвязинский. - М., 2001.- 140 с
57. Макареня А. А. Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: Материалы 6-й научно-практической конференции / Отв. ред., Н. Н. Суртаева, С. В. Кривых. СПб., 2005.С. 215-217
58. Абрамовских, Н.В. Профессиональная подготовка будущих педагогов в системе многоуровневого образования / Н.В. Абрамовских, Л.Л. Лашкова // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 12. - С. 11- 16.
59. Шеховская, Н.Е. Музейная педагогика: историко-педагогический анализ / Н.Е. Шеховская, Е.П. Мандебура // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. -
2011. - № 6 (101).
60. Зиннурова А. Р. Мельникова Г. Ф. Фондовые коллекции музеев высших учебных заведений в обучении химическим дисциплинам. Чтения памяти профессора Анатолия Андреевича Попова: сборник научных материалов / отв. ред. Т. В. Андреева, В. В. Кузнецов. - Вып. 7. - Казань: Изд- во Казан. ун-та, 2017. -148 стр.
61. Рахманова А.Р. Достижение предметных результатов в условиях гендерно ориентированного обучения / Рахманова А.Р., Гильманшина С.И., Гильманшин И.Р. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. №4. Ч.1. С. 257-259
62. Гильманшина С. И., Космодемьянская С. С. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ОО. [Электронный ресурс] http://kpfu.ru/docs/F1106203379/Bases.teaching.chemistry.pdfhttp://kpfu.ru/docs/F 1106203379/Bases.teaching.chemistry.pdf
63. Гильманшина С.И., Космодемьянская С.С., Низамов И.С. Методические рекомендации по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по химическим дисциплинам / Авторы- составители: Гильманшина С. И, Космодемьянская С. С., Низамов И. С. - Казань: ТГГПУ, 2011. - 29 с.
64. Мельникова, Г.Ф. Зиннурова А. Р. Исторический подход в системе подготовки будущего учителя химии. Актуальные проблемы химического и экологического образования: 64 Всероссийская научно-практическая конференция химиков с международным участием, г. Санкт-Петербург, 13-15 апреля 2017 года. Сборник научных трудов Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена 2017 c.340-34
65. Сабиров Г. Г. Музейный урок - средство развития исследовательской
деятельности учащихся [Электронный ресурс]
https://videouroki.net/razrabotki/muzeynyy-urok-sredstvo-razvitiya- issledovatelskoy-deyatelnosti-uchashchikhsya.html
66. Зиннурова А.Р. Университетский музей как образовательная среда для студента. Сборник статей: Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2016 года. Том 1. Научный руководитель ассистент Мельникова Г.Ф.
67. Сотникова, С. И. Музеология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. И. Сотникова. - М.: Дрофа, 2004. - 192 с.
68. Ванчуров И.А. Ходецкий В. Г. Университетский музей в XXI веке. // Музей. — 2007. — № 3. — С. 58-61.
69. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: учеб. пособие. - М.:Высшая школа, 2009.
70. Муравская С. В. Музеи высших учебных заведений: некоторые особенности существования [Электронный ресурс] http://voprosi- uzeologii.spbu.ru/files/2012 2/Muravskaya.pdf
71. Кузьмина М. В. Технологии обучения химии. Преподавание химии. Общепедагогические технологии. [Электронный ресурс] //URL: nsportal. ruchkola/khimiya/library


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ