Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку в соответствии с требованиями ЕГЭ

Работа №53298

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
412
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы обучения навыкам
говорения на английском языке школьников на старшей ступени 7
1.1. Говорение как вид речевой деятельности в соответствии с
новыми образовательными стандартами общего образования
1.2. Методические характеристики развития монологической и
диалогической речи на старшей ступени обучения иностранному языку 21
1.3. Инновационные подходы в совершенствовании навыков
говорения на английском языке в соответствии с требованиями ЕГЭ 36
Выводы по 1 главе 49
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию навыков говорения на английском языке школьников на старшей ступени в соответствии с требованиями ЕГЭ 51
2.1. Содержание обучения говорению на английском языке
школьников на старшей ступени обучения (на примере УМК «Starlight») 51
2.2. Методический инструментарий по развитию навыков говорения
на английском языке в процессе подготовки к сдаче устной части ЕГЭ 63
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 91
Выводы по 2 главе
Заключение 94
Список использованной литературы 96


Актуальность исследования обусловлена введением устной части в ЕГЭ по английскому языку с 2015 года. Более того, ЕГЭ по иностранному языку обещают сделать обязательным с 2022. Как заявил на момент принятия решения об обязательном ЕГЭ по иностранному языку бывший министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, этому будет предшествовать «серьезная программа повышения качества преподавания иностранных языков в школе». Таким образом, изучение возможностей преподавания иностранного языка в различных его аспектах принимает высокую значимость.
В данном контексте нами были выявлены противоречия между:
- необходимостью выпускника школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для сдачи ЕГЭ, и несовершенстве методики обучения иностранному языку;
- объективной потребностью в развитии коммуникативной компетенции школьника в процессе изучения иностранного языка и недостаточной разработанностью методов и методических условий развития навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Исходя из выявленных противоречий, была выявлена проблема исследования, которая состоит в том, что необходимо понять, какие методы и условия способствуют эффективному совершенствованию навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку, позволяющие успешно сдавать устную часть ЕГЭ по английскому языку.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить методы и методические условия, способствующие наиболее эффективному развитию навыков говорения обучающихся в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Объект исследования: процесс развития навыков говорения обучающихся в процессе изучения иностранного языка.
Предмет исследования: методическая система развития навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Гипотеза исследования строится на предположении, что развитие навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку будет более эффективным, если:
- уделять должное внимание на уроках английского языка овладению речеорганизующими формулами, необходимыми для совершения вербальных процедур;
- обеспечить мотивацию в реализации речевого намерения, позволяющего установить контакт и взаимопонимание с другими людьми;
- разработать специальные упражнения и задания, способствующие развитию навыков пользоваться стратегиями устного общения, опоры на прежний речевой опыт в соответствии с требованиями ЕГЭ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть теоретико-методические основы развития навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку в соответствии с требованиями ЕГЭ.
2) Разработать систему заданий, содержание, формы, методы способствующие развитию навыков говорения обучающихся в соответствии с требованиями ЕГЭ.
3) Выявить методические условия, повышающие эффективность обучения навыкам говорения школьников на старшей ступени обучения ИЯ и экспериментально доказать их эффективность.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
- теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы);
- эмпирические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности обучающихся);
- экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента);
- методы математической статистики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы о методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи (Беляев Б.В., Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич П.Б., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Царькова Б.В., Шубин Э.П.); об изучении отдельных аспектов иностранного языка (Н. В. Баграмова, Н. С. Балясникова, Н. В. Барышников, И. В. Воеводина, Л.Я.Еремина, Н.В.Лучинина, А.В.Щепилова). Общими вопросами повышения эффективности обучения занима- лись С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, И. И. Дьяченко, Т. А. Ильин, Л. В.Московкин и др. В своих исследованиях они обращали внимание на сущность процесса обучения и условий, обеспечивающих его целостность (С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, М. А. Данилов, В.С.Ильин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, Л.В.Московкин, М.Н.Скаткин и др.); формирование содержания образования (Л.Я.Зорина, В.В.Краевский, И.Я.Лернер и др.).
Экспериментальной базой исследования была выбрана МОУ «Гимназия №122» города Казани. В эксперименте участвовало 56 учеников 10-ых классов. Из них 25 школьников были в контрольной группе и 28 в экспериментальной.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1) Раскрыты теоретико-методические основы развития навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку в соответствии с требованиями ЕГЭ .
2) Разработана система заданий, содержание, формы, методы способствующие развитию навыков говорения обучающихся в соответствии с требованиями ЕГЭ.
3) Выявлены методические условия, повышающие эффективность обучения навыкам говорения школьников на старшем ступени обучения ИЯ, а именно:
-уделено должное внимание на уроках английского языка овладению речеорганизующими формулами, необходимыми для совершения вербальных процедур;
- обеспечена мотивация в реализации речевого намерения, позволяющего установить контакт и взаимопонимание с другими людьми;
- разработаны специальные упражнения и задания, способствующие развитию навыков пользоваться стратегиями устного общения, опоры на прежний речевой опыт в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы преподавателями, методистами, учителями, в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования для совершенствования процесса обучения иностранному языку, в целом, и развитию навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку в соответствии с требованиями ЕГЭ, в частности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений; выбором и реализацией комплекса методов, адекватных цели, задачам и логике исследования; репрезентативностью полученных данных; соответствием полученных результатов имеющимся научным представлениям в теории и практике образования; последовательным проведением этапов эксперимента и личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.
Положения, выносимые на защиту.
Апробация результатов исследования
Работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой главе, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие устной речи учащихся - важная и непростая задача для учителя. Как правило, ученикам сложнее всего дается именно говорение на иностранном языке и это неудивительно. Мы постарались понять и описать возможности развития устной речи учеников, не забывая при этом о необходимости подготовки к ЕГЭ.
В первой главе данного исследования мы описали теоретические основы, которые необходимо знать, чтобы эффективно обучать учеников устной речи на иностранном язык.
Во второй главе нами были раскрыты аспекты, позволяющие непрерывно развивать навыки устной речи. При этом не просто готовить учеников к успешной сдаче устной части ЕГЭ, но и помогать им научиться применять язык в реальном мире, использовать его для своих нужд. Нами было разработано учебно-методическое пособие, которое позволяет готовиться к устной части ЕГЭ по английскому языку.
Экспериментальное исследование эффективности применения нашего учебно-методического пособия состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Сравнительно-сопоставительный анализ данных, полученных в результате среза знаний участников эксперимента до и после проведения эксперимента, позволил сделать вывод о том, что в результате проведенной опытно-экспериментальной работы наблюдается положительная динамика по выделенным критериям, что доказывает достоверность выдвинутой гипотезы исследования.
По результатам проведенной работы можно сделать выводы:
1. При обучении навыкам говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку важно не только понимать особенности говорения, как вида речевой деятельности, особенностей монологической и диалогической речи, но и использовать разнообразные методы и принципы обучения. Важная роль в обучении говорению - роль учителя. Обучение говорению невозможно без общения, и именно учитель должен создать благоприятную для общения атмосферу.
2. Для успешного совершенствования навыков говорения необходимо анализировать учебно-методические комплексы, по которым происходит обучение, чтобы включать в образовательный процесс задания, способствующие более эффективному освоению навыков говорения. Необходимо включать задания, точно повторяющие задания ЕГЭ, чтобы школьники понимали, специфику заданий и их выполнения.
3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что короткие комплексы упражнений, направленные на подготовку к сдаче устной части ЕГЭ, помощь в освоении стратегий выполнения заданий позволяют эффективно готовить школьников к сдаче устной части ЕГЭ.



1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980.
3. Бассин Ф.В., Шехтер И.Ю. О психологических и методических аспектах системы обучения языку по Г.Лозанову // Проблемы суггестологии. Материалы I Международного симпозиума по проблемам суггестологии.— София, 1973.— С. 106-111.
4. Бассин Ф.В., Шехтер И.Ю. О психологических и методических аспектах системы обучения языку по Г.Лозанову // Проблемы суггестологии. Материалы I Международного симпозиума по проблемам суггестологии.— София, 1973.— С. 106-111.
5. Борозенец Г.К. Методологические аспекты суггестивно¬коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам. Монография // Тольятти: ТГУ, 2001 —90 с.
6. Борозенец Г.К. Методологические аспекты суггестивно¬коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам. Монография // Тольятти: ТГУ, 2001 —90 с.
7. Бухбиндер В.А. Идеи и истоки интенсивного обучения // Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Под ред. В.А. Бухбиндера и Г.А. Китайгородской. —Киев: Выща школа, 1988.— С. 10-30.
8. Бухбиндер В.А. Идеи и истоки интенсивного обучения // Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Под ред. В.А. Бухбиндера и Г.А. Китайгородской. —Киев: Выща школа, 1988.— С. 10-30.
9. Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения. — М.:
Знание, 1983.—95 с.
10. Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения. — М.: Знание, 1983.—95 с.
11. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. — М.: изд-во Акад. пед. наук, 1960. — 500 с.
12. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. — М.: изд-во Акад. пед. наук, 1960. — 500 с.
13. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления. // Вопросы философии. 1997. — №4.
14. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления. // Вопросы философии. 1997. — №4.
15. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
16. Гегечкори Л.Ш. К проблеме интенсификации процесса обучения взрослых иноязычной речи. — Тбилиси: изд-во Тбл. ун-та, 1975.— 297 с.
17. Гегечкори Л.Ш. К проблеме интенсификации процесса обучения взрослых иноязычной речи. — Тбилиси: изд-во Тбл. ун-та, 1975.— 297 с.
18. Гегечкори Л.Ш. Основы методики интенсивного обучения взрослых устной иноязычной речи на иностранном языке (на материале французского языка): Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 1977. — 40 с.
19. Гегечкори Л.Ш. Основы методики интенсивного обучения взрослых устной иноязычной речи на иностранном языке (на материале французского языка): Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 1977. — 40 с.
20. Гегечкори Л.Ш. Системный подход к обучению языкам взрослых // Методы интенсивного обучения иностранным языкам: Сб. научн. тр. / Отв. ред. СИ. Мельник. — М.: изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1979. — Вып. 5. — С. 63-76.
21. Гегечкори Л.Ш. Системный подход к обучению языкам взрослых // Методы интенсивного обучения иностранным языкам: Сб. научн. тр. / Отв. ред. СИ. Мельник. — М.: изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1979. — Вып. 5. — С. 63-76.
22. Гез Н.И. К вопросу об истории развития интенсивных методов за рубежом // Методы интенсивного обучения иностранным языкам: Сб.научн. тр./ Отв. ред. СИ. Мельник. — М.: изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1977.— Вып. 3.— С 31-45.
23. Гез Н.И. К вопросу об истории развития интенсивных методов за рубежом // Методы интенсивного обучения иностранным языкам: Сб.научн. тр./ Отв. ред. СИ. Мельник. — М.: изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1977.— Вып. 3.— С 31-45.
24. Зимняя И.А. Психологические особенности интенсивного обучения взрослых иностранному языку // Методы интенсивного обучения иностранным языкам: Сб. научн. тр. / Отв. ред. С.И.Мельник. — М.: изд-во МГПИИЯ им. М Тореза, 1977. — Вып. 3. — С. 17-30.
25. Зимняя И.А. Психологические особенности интенсивного обучения взрослых иностранному языку // Методы интенсивного обучения иностранным языкам: Сб. научн. тр. / Отв. ред. С.И.Мельник. — М.: изд-во МГПИИЯ им. М Тореза, 1977. — Вып. 3. — С. 17-30.
26. Зубов А.В., Зубова И.И. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Зубов, И.И. Зубова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 144 с.
27. Каргинова Ф.Д. Перспективы использования суггестопедической системы в обучении иностранным языкам // Филология и педагогика: вопросы взаимодействия. — Владикавказ, 2001. — Вып.2. — С. 147-154.
28. Карпенко Л.А. Психологический анализ коллективообразующих процессов при интенсивном обучении иностранным языкам // Активизация учебной деятельности: Сб. статей / Под ред. Г.А.Китайгородской. — М.: изд- во МГУ, 1981.— Вып. 1. —С.61-69.
29. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика.— М.: Рус.яз., 1992.— 254с.
30. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для преп. вузов и студ. пед. ин-тов. — М.: Высшая школа, 1982.— 141с.
31. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / М., 1982, стр 34.
32. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. — М.: изд-во МГУ, 1986. — 176с.
33. Китайгородская Г.А. Психолого-педагогические принципы метода активизации резервных возможностей обучаемого // Активизация учебной деятельности: Сб. статей / Под ред. Г.А. Китайгородской. — М.: изд-во МГУ,
1981. —Вып. 1.-С.5-17.
34. Лозанов Г.К. Основы суггестологии // Проблемы суггестологии. Материалы 1 Международного симпозиума по проблемам суггестологии.— София, 1973. — С. 55-70.
35. Лозанов Г.К. Суггестология // Методика преподавания иностранных языков за рубежом: Сб. статей / Сост. Е.В. Синявская, М.М. Васильева, Е.В. Мусницкая.— М.: Прогресс, 1976.— Вып. 2.— С. 195-225.
36. Лозанов Г.К. Суггестология и суггестопедия: Автореф. дис. . д-ра мед. наук. — София, 1970. — 64 с.
37. Лозанов Г.К. Суггестопедия в преподавании иностранных языков // Методы интенсивного обучения иностранным языкам: Сб. научн. тр. / Отв. ред. СИ. Медьник. — М.: изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1979. — Вып. 5.1.
С. 53-62.
38. Лозанов Г.К. Суггестопедия при обучении иностранным языкам // Методы интенсивного обучения иностранным языкам: Сб. научн. тр. / Отв. ред. СИ. Мельник. — М.: изд-во МГПИИЯ пм. М Тореза, 1973 а—Вып. 1.1.
С. 9-17.
39. Лозанов Г.К., Новаков А.К. Суггестопедическая методика при обучении иностранным языкам // Проблемы суггестологии. Материалы I
Международного симпозиума по проблемам суггестологии. — София,
1973.1. С. 127-135.
40. Майорова М.А. Основы построения учебника иностранного языка на суггестопедических принципах // Методы интенсивного обучения иностранным языкам: Сб. научн тр. / Отв. ред. СИ. Мельник. — М.: изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1973.— Вып. 1. —С. 102-109.
41. Матеев Д. Физиологические основы суггестии и суггестопедии // Проблемы суггестологии. Материалы I Международного симпозиума по проблемам суггестологии.— София, 1973.— С. 152-158.
42. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Под ред. В.А. Бухбиндераи Г.А. Китайгородской. — Киев: Выща школа, 1988. — 343 с.
43. Мильруд Р.П. Приемы и технологии обучения устной речи. [Электронный ресурс] // Язык и культура. - 2015. - № 1(29). Режим доступа:
44. Моргун В.Ф. Проблема суггестопедии в свете теории поэтапного формирования новых действий и понятий // Бессознательное. — Тбилиси, 1978.— Т.Ш. — С.235-248.
45. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. — Казань: изд-во Казан. Ун-та, 1975—. 302 с.
46. Новая модель устной части ЕГЭ по иностранным языкам / Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н., Соловова Е.Н. // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 9. - С. 10-20.
47. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд — М.: Просвещение 1991.
48. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е Урок иностранного языка / М.: Глосса Пресс, 2010.
49. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. М. : Педагогика, 1980. 240с.
50. Плигин A.A. Личностно-ориентированное образование. История и практика. М.: Прфит Стайл. 2007. 432с.
51. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. : Академия, 2003. 272 с.
52. Попова А.Ю. Психологические условия развития мотивации профессионального учения студентов-психологов: дисс. . канд. психол. наук. Москва, 2004. 172с.
53. Психология и педагогика : учеб. пособие / сост. и отв. ред. A.A. Раду- гин. 2-е изд. М. : Библионика, 2006. 256с.
54. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость. / под ред. A.A. Реана. Спб.; М. : Прайм Еврознак: Нева :ОЛМА ПРЕСС, 2002. 652с.
55. Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М. : Высшая школа. 1980. 120с.
56. Рефлексивный подход: от методологии к практике / под. ред. В.Е. Лепского. М.: Когито-центр, 2009. 447с.
57. Реформацкий A.A. Введение в языкознание. Изд.5-е. М. : Аспект Пресс,
2010. 536с.
58. Соколова М.А., Тихонова И.С., Тихонова P.M., Фрейдина Е.Л. Theoretical Phonetics of English / Теоретическая фонетика английского языка / М.А.Соколова и др.. М. : Феникс, 2010. 192с.
59. Солдатова Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учеб. пособие для студ. вузов, обуч-ся по направлению и специальностям психологии Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. Ростов н/Д : Феникс, 2004. 383 с.
60. Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам / базовый курс лекций (для ВУЗов). М. : ACT, 2008. 240с.
61. Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам /практикум к базовому курсу. М. : ACT, 2008. 192с.
62. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Астрель, 2008. - 238 с.
63. Соловова Е.Н.Методика обучения иностранным языкам / М.: АСТ Астрель, 2008.
64. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по иностранным языкам. - ФИПИ, 2015.
65. Шехтер И.Ю. Подход к обучению иностранному языку // Актуальные проблемы учебного процесса. Информцентр высшей школы—. М., 1973.
66. Шехтер И.Ю. Роль смыслообразовательных процессов при речепорож- дении //Вопросы философии. — М.: Правда, 1977. — №12. —С. 68-75.
67. Щукин А.Н. Методика обучению речевому общению на иностранном языке: Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. - М.: ИКАР, 2011. - 454 с.
68. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам
(Лингводидактические основы). Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. - М.: ВК, 2012. - 336 с. - (предыдущее издание) Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. 4-е изд. - М.: Филоматис, 2010. - 416 с.
69. Adamson, Charles. 1997. Suggestopedia as NLP. Assian EFL Journal: English Language Teaching and Research Article. 27 Jan.2009 .
70. Bowen, T., What is Suggestopedia?, Macmillan Publishers Ltd., 2002,
71. Bowen, Tim. 2009. Teaching Approaches: What is Suggestopedia?. Assian EFL Journal: English Language Teaching and Research Article. 27 Jan.2009
72. Rabearisoa, G., ISD.- Suggestopedic Approach to Foreign Language Teaching presented by Gisela Worowsky, IS Dusseldorf
73. Rohmert, A., Teaching and Learning in New Dimensions (Modern Foreign Language Conference, 1996) http://www.paul-raedle.de/vtrain/sugg.htm
74. http://cyberleninka.ru/article/n/priemy-i-tehnologii-obucheniya-ustnoy-rechi
75. http://para.by/articles/text/izuchem-inostrannye-yazyki-metod-lozanova
76. http://study.garant.rU/#/document/70188902/paragraph/2039:0
77. http://www.onestopenglish.com/News/MagazineArchive/ suggesta.htm
78. http://www.talkenglish.com/
79. https: //psyera.ru/3399/suggestopediya
80. http://www.school-russia.prosv.ru/umk/starlight


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ