Развитие навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку в соответствии с требованиями ЕГЭ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы обучения навыкам
говорения на английском языке школьников на старшей ступени 7
1.1. Говорение как вид речевой деятельности в соответствии с
новыми образовательными стандартами общего образования
1.2. Методические характеристики развития монологической и
диалогической речи на старшей ступени обучения иностранному языку 21
1.3. Инновационные подходы в совершенствовании навыков
говорения на английском языке в соответствии с требованиями ЕГЭ 36
Выводы по 1 главе 49
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию навыков говорения на английском языке школьников на старшей ступени в соответствии с требованиями ЕГЭ 51
2.1. Содержание обучения говорению на английском языке
школьников на старшей ступени обучения (на примере УМК «Starlight») 51
2.2. Методический инструментарий по развитию навыков говорения
на английском языке в процессе подготовки к сдаче устной части ЕГЭ 63
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 91
Выводы по 2 главе
Заключение 94
Список использованной литературы 96
Глава 1. Теоретико-методические основы обучения навыкам
говорения на английском языке школьников на старшей ступени 7
1.1. Говорение как вид речевой деятельности в соответствии с
новыми образовательными стандартами общего образования
1.2. Методические характеристики развития монологической и
диалогической речи на старшей ступени обучения иностранному языку 21
1.3. Инновационные подходы в совершенствовании навыков
говорения на английском языке в соответствии с требованиями ЕГЭ 36
Выводы по 1 главе 49
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию навыков говорения на английском языке школьников на старшей ступени в соответствии с требованиями ЕГЭ 51
2.1. Содержание обучения говорению на английском языке
школьников на старшей ступени обучения (на примере УМК «Starlight») 51
2.2. Методический инструментарий по развитию навыков говорения
на английском языке в процессе подготовки к сдаче устной части ЕГЭ 63
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 91
Выводы по 2 главе
Заключение 94
Список использованной литературы 96
Актуальность исследования обусловлена введением устной части в ЕГЭ по английскому языку с 2015 года. Более того, ЕГЭ по иностранному языку обещают сделать обязательным с 2022. Как заявил на момент принятия решения об обязательном ЕГЭ по иностранному языку бывший министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, этому будет предшествовать «серьезная программа повышения качества преподавания иностранных языков в школе». Таким образом, изучение возможностей преподавания иностранного языка в различных его аспектах принимает высокую значимость.
В данном контексте нами были выявлены противоречия между:
- необходимостью выпускника школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для сдачи ЕГЭ, и несовершенстве методики обучения иностранному языку;
- объективной потребностью в развитии коммуникативной компетенции школьника в процессе изучения иностранного языка и недостаточной разработанностью методов и методических условий развития навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Исходя из выявленных противоречий, была выявлена проблема исследования, которая состоит в том, что необходимо понять, какие методы и условия способствуют эффективному совершенствованию навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку, позволяющие успешно сдавать устную часть ЕГЭ по английскому языку.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить методы и методические условия, способствующие наиболее эффективному развитию навыков говорения обучающихся в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Объект исследования: процесс развития навыков говорения обучающихся в процессе изучения иностранного языка.
Предмет исследования: методическая система развития навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Гипотеза исследования строится на предположении, что развитие навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку будет более эффективным, если:
- уделять должное внимание на уроках английского языка овладению речеорганизующими формулами, необходимыми для совершения вербальных процедур;
- обеспечить мотивацию в реализации речевого намерения, позволяющего установить контакт и взаимопонимание с другими людьми;
- разработать специальные упражнения и задания, способствующие развитию навыков пользоваться стратегиями устного общения, опоры на прежний речевой опыт в соответствии с требованиями ЕГЭ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть теоретико-методические основы развития навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку в соответствии с требованиями ЕГЭ.
2) Разработать систему заданий, содержание, формы, методы способствующие развитию навыков говорения обучающихся в соответствии с требованиями ЕГЭ.
3) Выявить методические условия, повышающие эффективность обучения навыкам говорения школьников на старшей ступени обучения ИЯ и экспериментально доказать их эффективность.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
- теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы);
- эмпирические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности обучающихся);
- экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента);
- методы математической статистики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы о методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи (Беляев Б.В., Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич П.Б., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Царькова Б.В., Шубин Э.П.); об изучении отдельных аспектов иностранного языка (Н. В. Баграмова, Н. С. Балясникова, Н. В. Барышников, И. В. Воеводина, Л.Я.Еремина, Н.В.Лучинина, А.В.Щепилова). Общими вопросами повышения эффективности обучения занима- лись С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, И. И. Дьяченко, Т. А. Ильин, Л. В.Московкин и др. В своих исследованиях они обращали внимание на сущность процесса обучения и условий, обеспечивающих его целостность (С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, М. А. Данилов, В.С.Ильин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, Л.В.Московкин, М.Н.Скаткин и др.); формирование содержания образования (Л.Я.Зорина, В.В.Краевский, И.Я.Лернер и др.).
Экспериментальной базой исследования была выбрана МОУ «Гимназия №122» города Казани. В эксперименте участвовало 56 учеников 10-ых классов. Из них 25 школьников были в контрольной группе и 28 в экспериментальной.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1) Раскрыты теоретико-методические основы развития навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку в соответствии с требованиями ЕГЭ .
2) Разработана система заданий, содержание, формы, методы способствующие развитию навыков говорения обучающихся в соответствии с требованиями ЕГЭ.
3) Выявлены методические условия, повышающие эффективность обучения навыкам говорения школьников на старшем ступени обучения ИЯ, а именно:
-уделено должное внимание на уроках английского языка овладению речеорганизующими формулами, необходимыми для совершения вербальных процедур;
- обеспечена мотивация в реализации речевого намерения, позволяющего установить контакт и взаимопонимание с другими людьми;
- разработаны специальные упражнения и задания, способствующие развитию навыков пользоваться стратегиями устного общения, опоры на прежний речевой опыт в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы преподавателями, методистами, учителями, в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования для совершенствования процесса обучения иностранному языку, в целом, и развитию навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку в соответствии с требованиями ЕГЭ, в частности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений; выбором и реализацией комплекса методов, адекватных цели, задачам и логике исследования; репрезентативностью полученных данных; соответствием полученных результатов имеющимся научным представлениям в теории и практике образования; последовательным проведением этапов эксперимента и личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.
Положения, выносимые на защиту.
Апробация результатов исследования
Работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой главе, заключения и списка использованной литературы.
В данном контексте нами были выявлены противоречия между:
- необходимостью выпускника школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для сдачи ЕГЭ, и несовершенстве методики обучения иностранному языку;
- объективной потребностью в развитии коммуникативной компетенции школьника в процессе изучения иностранного языка и недостаточной разработанностью методов и методических условий развития навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Исходя из выявленных противоречий, была выявлена проблема исследования, которая состоит в том, что необходимо понять, какие методы и условия способствуют эффективному совершенствованию навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку, позволяющие успешно сдавать устную часть ЕГЭ по английскому языку.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить методы и методические условия, способствующие наиболее эффективному развитию навыков говорения обучающихся в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Объект исследования: процесс развития навыков говорения обучающихся в процессе изучения иностранного языка.
Предмет исследования: методическая система развития навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Гипотеза исследования строится на предположении, что развитие навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку будет более эффективным, если:
- уделять должное внимание на уроках английского языка овладению речеорганизующими формулами, необходимыми для совершения вербальных процедур;
- обеспечить мотивацию в реализации речевого намерения, позволяющего установить контакт и взаимопонимание с другими людьми;
- разработать специальные упражнения и задания, способствующие развитию навыков пользоваться стратегиями устного общения, опоры на прежний речевой опыт в соответствии с требованиями ЕГЭ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть теоретико-методические основы развития навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку в соответствии с требованиями ЕГЭ.
2) Разработать систему заданий, содержание, формы, методы способствующие развитию навыков говорения обучающихся в соответствии с требованиями ЕГЭ.
3) Выявить методические условия, повышающие эффективность обучения навыкам говорения школьников на старшей ступени обучения ИЯ и экспериментально доказать их эффективность.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
- теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы);
- эмпирические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности обучающихся);
- экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента);
- методы математической статистики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы о методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи (Беляев Б.В., Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич П.Б., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Царькова Б.В., Шубин Э.П.); об изучении отдельных аспектов иностранного языка (Н. В. Баграмова, Н. С. Балясникова, Н. В. Барышников, И. В. Воеводина, Л.Я.Еремина, Н.В.Лучинина, А.В.Щепилова). Общими вопросами повышения эффективности обучения занима- лись С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, И. И. Дьяченко, Т. А. Ильин, Л. В.Московкин и др. В своих исследованиях они обращали внимание на сущность процесса обучения и условий, обеспечивающих его целостность (С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, М. А. Данилов, В.С.Ильин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, Л.В.Московкин, М.Н.Скаткин и др.); формирование содержания образования (Л.Я.Зорина, В.В.Краевский, И.Я.Лернер и др.).
Экспериментальной базой исследования была выбрана МОУ «Гимназия №122» города Казани. В эксперименте участвовало 56 учеников 10-ых классов. Из них 25 школьников были в контрольной группе и 28 в экспериментальной.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1) Раскрыты теоретико-методические основы развития навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку в соответствии с требованиями ЕГЭ .
2) Разработана система заданий, содержание, формы, методы способствующие развитию навыков говорения обучающихся в соответствии с требованиями ЕГЭ.
3) Выявлены методические условия, повышающие эффективность обучения навыкам говорения школьников на старшем ступени обучения ИЯ, а именно:
-уделено должное внимание на уроках английского языка овладению речеорганизующими формулами, необходимыми для совершения вербальных процедур;
- обеспечена мотивация в реализации речевого намерения, позволяющего установить контакт и взаимопонимание с другими людьми;
- разработаны специальные упражнения и задания, способствующие развитию навыков пользоваться стратегиями устного общения, опоры на прежний речевой опыт в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы преподавателями, методистами, учителями, в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования для совершенствования процесса обучения иностранному языку, в целом, и развитию навыков говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку в соответствии с требованиями ЕГЭ, в частности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений; выбором и реализацией комплекса методов, адекватных цели, задачам и логике исследования; репрезентативностью полученных данных; соответствием полученных результатов имеющимся научным представлениям в теории и практике образования; последовательным проведением этапов эксперимента и личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.
Положения, выносимые на защиту.
Апробация результатов исследования
Работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой главе, заключения и списка использованной литературы.
Развитие устной речи учащихся - важная и непростая задача для учителя. Как правило, ученикам сложнее всего дается именно говорение на иностранном языке и это неудивительно. Мы постарались понять и описать возможности развития устной речи учеников, не забывая при этом о необходимости подготовки к ЕГЭ.
В первой главе данного исследования мы описали теоретические основы, которые необходимо знать, чтобы эффективно обучать учеников устной речи на иностранном язык.
Во второй главе нами были раскрыты аспекты, позволяющие непрерывно развивать навыки устной речи. При этом не просто готовить учеников к успешной сдаче устной части ЕГЭ, но и помогать им научиться применять язык в реальном мире, использовать его для своих нужд. Нами было разработано учебно-методическое пособие, которое позволяет готовиться к устной части ЕГЭ по английскому языку.
Экспериментальное исследование эффективности применения нашего учебно-методического пособия состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Сравнительно-сопоставительный анализ данных, полученных в результате среза знаний участников эксперимента до и после проведения эксперимента, позволил сделать вывод о том, что в результате проведенной опытно-экспериментальной работы наблюдается положительная динамика по выделенным критериям, что доказывает достоверность выдвинутой гипотезы исследования.
По результатам проведенной работы можно сделать выводы:
1. При обучении навыкам говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку важно не только понимать особенности говорения, как вида речевой деятельности, особенностей монологической и диалогической речи, но и использовать разнообразные методы и принципы обучения. Важная роль в обучении говорению - роль учителя. Обучение говорению невозможно без общения, и именно учитель должен создать благоприятную для общения атмосферу.
2. Для успешного совершенствования навыков говорения необходимо анализировать учебно-методические комплексы, по которым происходит обучение, чтобы включать в образовательный процесс задания, способствующие более эффективному освоению навыков говорения. Необходимо включать задания, точно повторяющие задания ЕГЭ, чтобы школьники понимали, специфику заданий и их выполнения.
3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что короткие комплексы упражнений, направленные на подготовку к сдаче устной части ЕГЭ, помощь в освоении стратегий выполнения заданий позволяют эффективно готовить школьников к сдаче устной части ЕГЭ.
В первой главе данного исследования мы описали теоретические основы, которые необходимо знать, чтобы эффективно обучать учеников устной речи на иностранном язык.
Во второй главе нами были раскрыты аспекты, позволяющие непрерывно развивать навыки устной речи. При этом не просто готовить учеников к успешной сдаче устной части ЕГЭ, но и помогать им научиться применять язык в реальном мире, использовать его для своих нужд. Нами было разработано учебно-методическое пособие, которое позволяет готовиться к устной части ЕГЭ по английскому языку.
Экспериментальное исследование эффективности применения нашего учебно-методического пособия состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Сравнительно-сопоставительный анализ данных, полученных в результате среза знаний участников эксперимента до и после проведения эксперимента, позволил сделать вывод о том, что в результате проведенной опытно-экспериментальной работы наблюдается положительная динамика по выделенным критериям, что доказывает достоверность выдвинутой гипотезы исследования.
По результатам проведенной работы можно сделать выводы:
1. При обучении навыкам говорения школьников на старшей ступени обучения английскому языку важно не только понимать особенности говорения, как вида речевой деятельности, особенностей монологической и диалогической речи, но и использовать разнообразные методы и принципы обучения. Важная роль в обучении говорению - роль учителя. Обучение говорению невозможно без общения, и именно учитель должен создать благоприятную для общения атмосферу.
2. Для успешного совершенствования навыков говорения необходимо анализировать учебно-методические комплексы, по которым происходит обучение, чтобы включать в образовательный процесс задания, способствующие более эффективному освоению навыков говорения. Необходимо включать задания, точно повторяющие задания ЕГЭ, чтобы школьники понимали, специфику заданий и их выполнения.
3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что короткие комплексы упражнений, направленные на подготовку к сдаче устной части ЕГЭ, помощь в освоении стратегий выполнения заданий позволяют эффективно готовить школьников к сдаче устной части ЕГЭ.
Подобные работы
- Роль языка СМИ как фактор расширения словарного запаса старшей
ступени обучения
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА
СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени (на примере английского языка)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2016 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ КАК КОМПОНЕНТА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Обучение стратегиям общения в интернет-пространстве при обучении английскому языку в рамках факультативного курса
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ АУДИРОВАНИЮ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ (10 КЛАСС, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА)
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017



