Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ: МОЛОДЁЖНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Работа №53282

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
465
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Методологические проблемы исследования политической социализации молодежи
§1. Понятие и особенности современной социализации 11
§2. Молодежь как социально-демографическая группа 16
§3. Концептуальное содержание политической социализации: механизмы
и факторы процесса в российском политическом пространстве 21
§4. Типология моделей политической социализации 26
Глава 2. Молодежные политические движения в современной России
§1.Типология и роль молодежных движений в политической
социализации 30
§2. Мотивы и цели провластных молодёжных политических
движений 37
§3. Мотивы и цели оппозиционных молодежных политических
движений 43
Глава 3. Формирование плюралистической модели политической социализации в российском школьном образовании
§1. Современная школа как институт политической социализации
подрастающего поколения 50
§2. Изучение социально-политических дисциплин как метод
плюралистической модели политической социализации 56
§3. Школьные учебники по обществознанию как инструменты
плюралистической модели политической социализации 64
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 78
Приложение

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области политологии. Вопрос политической социализации молодых людей в современной России является актуальным по причине изменения ядра политической системы и структурных компонентов этого процесса.
Изучение аспектов данной темы имеет значение в силу того, что в России, как и в других странах мира, растет значение политического участия. В нем существенное значение отводится молодому поколению, влияющее на общественно-политическую жизнь в государстве применением протестных акций и других методов.
За период политических, социально-экономических изменений в России начала 1990-ых гг., возникли демократические политические институты, в том числе, общественные организации, нацеленные на отстаивание интересов определенных социальных групп посредством влияния на политическую власть. Примером таких организаций выступают молодежные политические движения. Это определяет актуальность исследования функционирования молодежных движений политической направленности как фактора процесса политической социализации.
Особенностью сущности таких объединений служит претензия на участие в политических процессах в роли полноправных субъектов. Задача их заключена в вовлечении молодежи в политические процессы, а значит, в определенной степени они оказывают влияние на их политическую социализацию.
Итак, актуальность исследования заключена в социальной значимости молодежных движений, интересе научного сообщества к данной проблематике, а также в недостаточной ее изученности.
Объектом исследования выступают новые тенденции в процессе российской молодежи в современных условиях.
Предметом исследования является изучение специфических особенностей процесса посредством анализа деятельности движений и школьного обществоведческого образования как институтов данного процесса.
Цель исследования состоит в характеристике сущности политической социализации через исследование молодежных объединений и обществоведческих дисциплин в российской школе.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
- выявить особенности политической социализации молодого поколения в современной России через изучение основных его моделей и этапов;
-охарактеризовать основные цели, принципы организации и деятельности современных движений;
- выявить значение и эффективность школьного образования в процессе политической социализации посредством изучения содержания социально - политических дисциплин, в частности, обществознания;
- оценка пригодности в целях политической социализации учебников обществознания разных авторских коллективов.
Научная новизна исследования заключается в первой попытке применения комплексного подхода к проблеме - в оценке влияния, как школьного обществоведческого образования, так и молодежных движений на политическую социализацию подрастающего поколения.
Теоретическая значимость работы заключается в увеличении представления о специфике процесса политической социализации молодежи в современных условиях. Результаты исследования могут быть использованы в качестве основы для дальнейшего изучения значения молодежных движений и социально-политических дисциплин в современных политических условиях.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения данных, полученных в ходе исследования, в преподавательской деятельности в курсе политологии и смежных дисциплинах. Выводы могут быть применены органами управления образованием, а также представителями властной структуры, осуществляющую молодежную политику.
Теоретико-методологическая основа. При проведении исследования использовался системный и структурно-функциональный подходы. Выбор подходов обуславливается тем, что изучаемый процесс должен изучаться в рамках происходящих политических процессов, он не может быть рассматриваться отдельного от общего контекста развития политической системы, также на нее возложены важнейшие социально - политические функции. Исследование также исновано на политико-культурном подходе - при изучении данной проблемы необходимо изучить политические ценности и нормы молодых людей, модели их политического поведения. Применение междисциплинарного подхода позволил проанализировать принципы, применяемые в политологии и смежных с ней науках: социологии молодежи, политической социологии, социальной и политической психологии.
Методологическую базу исследования составили общенаучные и специальные методы исследования. Институциональный метод применялся для рассмотрения молодежных движений как политико-социальных институтов. Исторический метод был применен в целях изучения деятельности и значения молодежных движений, функционировавших в прошлом. Сравнительно - политологический метод использовался для проведения сравнительного анализа в целях выявления особенностей различных современных объединений. Метод научной классификации был применен при упорядочении организаций по определенным свойствам и критериям.
Хронологические рамки исследования ограничены современным периодом, охватывающий 1995 - 2016 г. - с начала зарождения первых в постсоветской России политических организаций молодежи по настоящее время.
Источниками исследования являются нормативно-правовые акты, определяющие деятельность молодежных организаций ; уставные и программные документы молодежных организаций на интернет-сайтах, где находятся сведения информационного характера, позволяющие провести объективный анализ идеологических платформ, мероприятий, акций, проводимых движениями, их связь с партиями.
Особую группу источников составляют школьные учебники по
-5
обществознанию , необходимые для их изучения в качестве фактора процесса политической социализации школьников.
Степень изученности проблемы определяется научными работами, относящимися к разным областям знания, так как проблема лежит в области междисциплинарного исследования.
Отечественная научная литература по выдвигаемой проблеме может быть условно объединена на три группы по проблемному принципу:
1) труды социологов, посвященные проблеме социализации и изучению молодежи как социологической категории;
2) работы политологов по вопросам политической социализации в целом и, политической социализации молодежи, в частности;
3) труды, посвященные политологическому аспекту проблемы активности и роли молодежи в политических процессах, а также молодежным политическим движениям.
Первая группа научной литературы представлена трудами социологов прошлого и современности, посвященных процессу социализации и молодежи как особой социологической категории.
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др., ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, В.А.Литвинова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. — 335 с.; Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (профильный уровень) / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. — 335 с.; Боголюбов Л.Н.
Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. — 127 с.; Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2014. — 208 с.; Кравченко А.И. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.И. Кравченко, Е.А.Певцова ; под ред. А.И. Кравченко. - 3-е изд. - М.: Русское слово, 2013. - 400 с.
Самостоятельные концепции, посвященные молодежи стали появляться в конце XX века. Социологический подход к анализу российской молодежи как объекту социализации представлен в работах С.Н. Иконниковой, И.С. Кона4, В.Т. Лисовского5, А.И. Ковалевой6. В них проанализированы подходы к изучению молодежи, обоснованы социальные, демографические и ценностные критерии различия поколений. В. Т. Лисовским было дано одно из первых определений понятия молодежь, которое дается с позиций процесса социализации. В определении речь идет только о формировании молодого человека как члена общества, что характерно для мировоззрения советского периода. Появление данного определения говорит об усилении внимания ученых к проблемам молодежи.
В исследовании социолога В.И. Староверова изучены социальные особенности молодежи, а именно, определенное познание закономерностей общества.
Вторую группу научной литературы представляют политологические работы, посвященные вопросам политической социализации в целом и, политической социализации молодежи, в частности.
Проблема политической социализации затронута в работах Е.Б.
о о
Шестопал , С.Г. Спасибенко . Анализ ряда теоретических подходов к проблеме политической социализации позволяет представить этот процесс двусторонним 4Иконникова С.И., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. - М.: ИКСИ АН СССР. - 1970 - 14 с.
5 Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования.- 1998. - № 5.- С. 98104.
6Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. — 2003. - № 1. - С. 109-115.
у
Староверов В. И. XXI век России: социоструктурная трансформация молодежи // Диалог - 1998. - №9. - С.57.
8Шестопал Е. Б. Политическая социализация и ресоциализация в современной
России // Полития: анализ, хроника, прогноз: журн. полит. философии и социологии политики. - М.: ИНИОН РАН — 2006. — № 4.
9Спасибенко С.Г. Социализация человека // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 5. - С. 101-122.
- это и усвоение политических норм, образцов поведения, но и воспроизводство новых для себя убеждений в процессе политического участия.
Современный взгляд на изучаемый процесс был представлен в работе Д.В. Бычкова . Автор уделил внимание системе образования как институту социализации, но особое значение в современных условиях, по его мнению, отводится СМИ и политическим партиям. Бородина С.Н придерживается мнения, что современное школьное образование обладает потенциалом, необходимого для формирования плюралистической модели социализации. В труде Шаяхметовой В.Р . изучен инструмент формирования такой модели в рамках школы посредством изучения требований к учебнику по обществознанию.
Третья группа научной литературы представлена трудами, в которых поднимается политологический аспект проблемы молодежи и сущность политических движений.
Политические взгляды молодежи, ее роль в политической сфере государства, особенности включения в ход политических процессов анализируются в работах A.M. Новожилова , Д.В. Головоненко . Последний убежден в том, что основная часть молодежи аполитична. Взгляд А.Н. Сафронова отмечает, что молодежь способствует обновлению воспроизводства соответствующих идей и ценностей, реализации социально-политических интересов.
Специалисты различных школ и направлений науки обращались к проблеме молодежных объединений. Ими сделано немало исследований в разработке методологии изучения проблем молодежи, выявлении роли молодежных движений в деятельности общественно-политических институтов.
Вопросы процесса создания и деятельности организаций, участие молодежи в них проанализированы О.Э. Сироткиным , Т.О. Становой , О.М. Карпенко, И.А. Ламановым , Е.В. Лоскутовой , К.Е. Каменщиком . Они рассматривают политические организации как форму выражения интересов молодежи, характеризуют особенности политической социализации в них.
Интерес к изучению проблемы нашел свое отражение в трудах зарубежных авторов. Закономерности процесса социализации изучались Р. Мертоном . Подробно сущность политической социализации разработана в трудах зарубежных деятелей прошлого и современности: Г. Алмонда, С. Вербы , Н. Лумана . В их работах представлена теоретическая сторона выдвигаемой проблемы.
Проведенный анализ литературы показывает, что результаты по исследованию функционирования молодежных движений в современных условиях составляют основу для разработки методов решения выдвинутой цели. Однако в научных трудах не рассмотрены в рамках одной исследовательской работы характер влияния на этот процесс школьного образования и молодежных политических движений.
Итак, выбор темы работы обусловлен его актуальностью в современных общественно-политических условиях, а также необходимостью решения выдвинутых проблем в вопросе политической социализации молодежи.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета (г. Казань, 24 апреля 2017 г).
Структура дипломной работы, обусловленная поставленными целями и задачами исследования, включает в себя введение, три главы: две из которых являются теоретическими, а третья - практической, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, по завершении настоящего исследования стоит подчеркнуть основные выводы по результатам деятельности.
В ходе анализа ряда направлений в отношении трактовки понятия «политическая социализация», представилось важным выделить основные механизмы политической социализации молодежи, а также изучить наиболее активные молодежные движения как факторы этого процесса. Концепция определения понятия политическая социализации зависят от принадлежности ученого к той или иной научной школе.
Сущность процесса политической социализации в возможности занятия личностью определенной политической позиции, независимого активного участия в политической жизни общества. Базовым условием для эффективной реализации процесса является демократический климат в обществе. Анализ специфики процесса показан сквозь призму изменений ее основных агентов, прежде всего, через систему образования, представленной школой, и деятельность молодежных объединений.
Использование системного подхода позволило изучить характеристики молодежи как объекта и субъекта политической социализации. В результате исследования было дано понятие «молодежь», отличительные признаки от других групп: возраст, функции, обусловленные спецификой социального статуса, а также социально - психологические особенности.
На основе изучения деятельности провластных и оппозиционных типов движений, мы установили их значение, заключающееся в выполнении социализирующей функции. Благодаря участию в подобных движениях происходит формирование в молодых людях собственной гражданской позиции, политических установок и идеалов.
Посредством обобщения фактической информации, мы сделали вывод о том, что лишь небольшая часть молодежи задействована в работе молодежных движений и данный институт сегодня находится лишь на стадии развития, что значительно снижает возможность оказания влияния на процесс политической социализации молодого поколения. В связи с ростом значения и влияния интернет-пространства, большинство организаций действуют и реализуют свою пропаганду и занимаются вовлечением молодежи виртуально.
В результате изучения деятельности молодежных движений и анализа положения их в современных условиях, нами были выявлены проблемы, препятствующие успешному развитию молодежных политических движений:
1) низкий уровень знания о существовании молодежных движений,
2) низкий уровень участия молодого поколения в общественной деятельности;
2) неактуальность для молодежи направления деятельности движений, низкая мотивация их вступления;
3) малая степень воздействия движений на решение социально значимых проблем («мероприятийный» подход в организации деятельности);
4) несущественная доля идеологически независимых объединений;
6) ограниченные возможности для реализации инициативы «снизу»,
непосредственно молодыми людьми (стремление многих объединений направить активность молодежи в нужном им направлении).
На современном этапе молодежные объединения политической направленности не оказывают существенного влияния на процесс политической социализации молодежи. С другой стороны, именно они содержат в себе достаточный потенциал для формирования политической культуры молодого поколения.
Одним из важных агентов процесса является образовательное учреждение, в частности, школа. В современной российской школе происходит активизация в плане повышения акцента на гражданском воспитании учеников. Данные цели реализуются посредством введения курсов обществознания, нацеленные на формирование гражданственности молодежи.
Основной целью образовательного учреждения является формирование учеников как субъектов общества, которые самостоятельно могут ориентироваться в политической системе, реализовывать те или иные функции в процессе своей деятельности. Не смотря на огромный потенциал формирования гражданской идентичности учеников, демократических ценностей и гражданской ответственности, школа не в достаточной мере его использует на практике.
Основа плюралистической модели процесса политической социализации состоит из двух составляющих: методов и инструментов. Методами выступают изучение социально -политических дисциплин, преподаваемых в современных российских школах. Нами были выделены курсы, способствующие процессу политической социализации учеников, начиная с начальной школы.
Одной из задач курса обществознания в школьном процессе заключается в том, чтобы личность смогла в будущем полученные знания применить на практике в политической деятельности, содействовать стабильному функционированию политической системы общества.
Учебные предметы, ориентированные на политическую социализацию учащихся, обладают тем потенциалом, которым необходимо пользоваться педагогическому составу. Но этот потенциал современные школы используют не на должном уровне, не смотря на то, что это закреплено в образовательном стандарте. Следовательно, основное значение в формировании определенной модели политической социализации учеников ложится на плечи учителя, реализация которого включает в себя ряд задач. Основной из которых является формирование политической культуры посредством трансляции демократических ценностей.
Список инструментов модели политической социализации составляют школьные учебники по обществознанию, истории и другим социально-политическим дисциплинам. Сравнив учебники двух авторских коллективов, их методическое обеспечение, мы отметили ряд недостатков, препятствующие формированию плюралистической модели политической социализации учеников.
Школьный учебник выступает как инструмент плюралистической модели политической социализации. Наиболее полно эту функцию выполняет учебник профильного уровня, в котором более детально и полно отражена политическая жизнь общества в современной России.
Мы выделили ряд их методических недостатков, препятствующие системному процессу плюралистической политической социализации. В связи с этим, современные учебники по обществознанию, в целях реализации в качестве инструмента плюралистической модели социализации, должны выполнять комплекс свойств: компактность,
репродуктивность, консультирование, контролирование.
Исследование показало, что функция политической социализации реализуется школой в современных условиях бессистемно. Недостатком является также неэффективность передачи политической информации ученикам, связанная с отсутствием единых учебников по обществознанию, а также некомпетентностью педагогического состава, их профессиональная неподготовленность.




1. Источники
1.1. Нормативно-правовые акты
1) Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 Ш2-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 22.05.1995. - № 21. — С. 1930.
2) Федеральный закон "О политических партиях" от 11 июля 2001 г. №5-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 01.12.2012. - № 15. — С. 2017.
3) Федеральный закон от 28.06.1995. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 27. — С. 2503.
4) Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992 г. № 1075 // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1992. - № 12. - Российская газета. - 1994. — С.924.4.
5) Приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: кйр://минобрнауки.рф/документы/938 (Дата обращения: 20.05.2016)
6) Окружающий мир. Пояснительная записка [Электронный ресурс]
/ Режим доступа: http://school-russia.prosv.m/mfo.aspx?ob_m=25738 (Дата
обращения: 11.05.2017).
1) Манифест движения «Россия молодая» // Россия молодая
[Электронный ресурс]: офиц. сайт / Режим доступа:
http://rumol.ru/we/ideology/manifest.html (Дата обращения: 23.11.2016)
2) Программа АКМ от 2 мая 2002 г. // Авангард красной молодежи.
[Электронный ресурс]: офиц. сайт / Режим доступа:
http://trudoros.narod.ru/party/akm_prog.htm (Дата обращения: 25.10.2016)
3) Программа ЕСМ // Евразийский союз молодежи [Электронный ресурс]: офиц. сайт / Режим доступа: http://www.rossia3.ru/programma.html (Дата обращения: 14.11.2016)
4) Программа Молодежного Яблока // Молодежное Яблоко
[Электронный ресурс]: офиц. сайт / Режим доступа:
http://youthyabloko.ru/ru/programm/ (Дата обращения: 25.10.2016)
5) Программа молодежной организации ЛДПР // Либерально- демократическая партия России. [Электронный ресурс]: офиц. сайт / Режим доступа: https://ldpr.ru/youth/Russian_youth_center_LDPR/ (Дата обращения:
25.10.2016)
6) Устав АКМ // Авангард красной молодежи [Электронный ресурс]: офиц. сайт / Режим доступа: http://trudoros.narod.ru/party/akm_ust.htm (Дата обращения: 25.10.2016)
7) Устав ЛКСМ РФ // Ленинский комсомол РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт / Режим доступа: http://komsomolrf.ru/ru/official/komsomol- rules (Дата обращения: 30.05.2016)
8) Устав Молодой Гвардии // Молодая гвардия. [Электронный
ресурс]: офиц. сайт / Режим доступа:
http://mger2020.ru/content/2012/05/23/34022#u5 (Дата обращения: 25.06.2017)
7) Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс : учеб. для
общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др., ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, В.А.Литвинова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. — 335 с.
8) Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс : учеб. для
общеобразоват. учреждений (профильный уровень) / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. — 432 с.
9) Боголюбов Л.Н. Обществознание. 5 класс : учеб. для
общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. — 127 с.
10) Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс : учеб. для
общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2014. — 208 с.
11) Кравченко А.И. Обществознание. 11 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений / А.И. Кравченко, Е.А.Певцова ; под ред. А.И. Кравченко. - 3-е изд. - М.: Русское слово, 2013. — 400 с.
2. Литература
9) Аберкромби Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер / Пер. с англ. под ред. С.А.Ерофеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика. - 2004. — 620 с.
10) Алмонд Г. Гражданская культура и стабильность демократии / Г. Алмонд, С.Верба // Политические исследования. - 1992. - № 4. — 15 с.
11) Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности / Н.В. Андреенкова // Социальные исследования. - 1970. - № 3. — С. 152-155.
12) Ануфриев Е.А. Политическая социализация личности как проблема современной политологии / Е.А. Ануфриев // Вестник Московского университета. Социология и политология. - 1997. - № 3. — С.43.
13) Бородина С.Н. Проблемы формирования модели политической социализации в современной российской школе / С.Н. Бородина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2011. - № 1/2. — С. 127-131.
14) Борцов Ю.С. Политология в вопросах и ответах для студентов ВУЗов. / Ю.С. Борцов, И.Д. Коротец, В.Ю. Шпак. - Ростов-на-Дону, 2008. — 278 с.
15) Бычков Д. В. Особенности процесса политической социализации в современном российском обществе / Д.В. Бычков // Известия РГПУ им. А. И. Г ерцена. - 2008. - № 49. — С. 35-40.
16) Гатиева А.М. Политическая социализация: основные
теоретические подходы исследования. / А.М. Г атиева // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 1. - 2010. - № 3. — С.1-5.
17) Головоненко Д. В. Политическая активность молодежи в современной России / Л.В. Головоненко // Историческая и социальнообразовательная мысль. - 2012. - № 3 (13). — С. 141-143.
18) Емельянов В. А. Создание прокремлевских молодежных общественно-политических организаций / В.А. Емельянов // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. - 2012. - № 3. — С. 104-109.
19) Зайцева И.А. Политическая социализация в школе: актуальная проблема или анахронизм? / И.А. Зайцева // Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 1. — С. 82-84.
20) Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи.
- СПб., 2003. — 321 с.
21) Иконникова С.И. Молодежь как социальная категория / С.И. Иконникова, И.С. Кон. - М.: ИКСИ АН СССР. - 1970. — 14 с.
22) Каменщик К.Е. Молодежная политика в деятельности политических партий современной России / К.Е. Каменщик // Научные труды Московского гуманитарного университета. - М., 2010. - № 119. — С. 3-8.
23) Камнев Д.Г. Молодежные политические движения в современной России: дисс...канд. пол. наук: 23.00.02: защищена 10.06.2009 / Камнев Дмитрий Григорьевич. - М.,2009. — 26 с.
24) Камнев Д.Г. Молодежные организации как фактор в становлении гражданского общества в современной России // Россия и современный мир: проблемы политического развития. Тезисы IV Международная межвузовская научная конференция / Под ред. Д.В. Васильева, Н.В. Кузнецовой. - М., 2008.
— 192 с.
25) Карпенко О.М. Молодежь в современном политическом процессе в России. / О.М. Карпенко, И.А. Ломанов. - М.: Изд-во СГУ. - 2006. — 560 с.
26) Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / О.И. Карпухин // Социологические исследования. - 2000. - № 3. — С. 124-128.
27) Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А.И. Ковалева // Социологические исследования. - 2003. - № 1. — С. 109-115.
28) Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю.И. Кривов // Педагогика. - №2. - 2003. - С.11-22.
29) Лагуткина А. М. Молодежные объединения и объединения молодежи: сравнительно-правовой анализ / А. М. Лагуткина // Вестн. Саратовской гос. акад. права. - 2010. - № 3. — С.38-41.
30) Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) / В.Т. Лисовский // Социологические исследования. - 1998. - № 5. — С. 98-104.
31) Лоскутова Е. В. Юная политика: история молодежных
политических организаций современной России. - М.: Панорама, 2008. — 423 с.
32) Мальцев П. В. Российская молодежь в современном политическом процессе: проблемы политической социализации и участия. - Орел, РГБ. - 2003. — 23 с.
33) Маршак А. Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи / А. Л. Маршак // Социологические исследования. - 1998. - № 12. — С.94-97.
34) Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. / Пер. с фр. Е.А. Самарской. - М.: Прогресс. - 1992. - № 3. —
С. 104-114.
35) Молчанова O.A. Школа как институт политической социализации в современной России (сравнительный анализ двух моделей образовательного процесса в г. Курск) / О.А.Молчанова // Вестник Московского университета. - Серия 12. - Политические науки. - 2005. - № 4. — С. 93-101.
36) Плугарь О.А. Молодежь как социальная группа: определение, социально-демографические характеристика характеристики и перспективные направления исследования / О.А. Плугарь, Т.М. Кононова, О.М. Горева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. — С. 35-75.
37) Преснякова Л.А. Теория политической социализации / Л.А. Преснякова // Политическая наука. Динамика политического сознания и поведения. - 2002. - № 2. — С. 24-36.
38) Самсонова Т. Н. Политическая социализация российских школьников: достижения, проблемы, перспективы / Т.Н. Самсонова // Социально-гуманитарные знания. - М.: Ред. журн. - 2001. - № 2. — С. 176-189.
39) Самсонова Т. Н. Проблемы гражданского образования в России / Т.Н. Самсонова // Вестн. Моск. ун-та. - М.: Изд-во Моск. ун-та - Сер. 18. - Социология и политология. - 2007. - №4.— C. 47-56.
40) Сафонова А. С. Молодежные политические организации России: подходы к классификации / А.С. Сафонова // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 12 (42). — 24 с.
41) Сафронов А.Н. Молодежь России в современном политическом процессе / А.Н. Сафронов // Теория и практика общественного развития. -
2011. - № 4. — С.72-74.
42) Спасибенко С.Г. Социализация человека / С.Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 5. — С. 101-122.
43) Староверов В. Г. XXI век России: социоструктурная
трансформация молодежи / В.Г. Староверов // Диалог. - 1998. - №9. — С. 13
19.
44) Шаяхметова В.Р. Учебник по обществознанию в свете новых требований к организации учебного процесса в старшей школе / В.Р. Шаяхметова // Пермский педагогический журнал. - 2015. - № 7. — C. 53-58.
45) Шестопал Е. Б. Политическая социализация и ресоциализация в современной России / Е.Б. Шестопал // Полития: анализ, хроника, прогноз: журн. полит. философии и социологии политики. - М.: ИНИОН РАН. - 2006. - № 4. — С.48-69.
46) Шеховцова Н. А. Школа как агент политико-правовой социализации молодежи в современной России: дисс...канд. социол. Наук: 22.00.04: защищена 11.07.2002 / Шеховцова Надежда Алексеевна. - Волгоград, 2002. — 174 с.
47) Становая Т.О. Молодежные организации в современной России.
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http: //www. politnauka. org/library/molpolit/stanovaya. php (Дата обращения:
25.10.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ