СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ НА УРОВНЕ РЕГИОНА
|
Введение
Глава 1. Теоретический анализ транспортной инфраструктуры региона
1.1. Понятие и функции транспортной инфраструктуры
1.2. Элементы транспортной инфраструктуры региона 15
1.3. Подходы к механизму управления транспортной инфраструктурой 23
Глава 2. Анализ и оценка современной транспортной инфраструктуры
региона на примере Республики Татарстан, Самарской и Нижегородской областях 34
2.1. Общая характеристика транспортной инфраструктуры регионов
2.2. Система органов управления транспортной инфраструктурой регионов... 44
2.3. Анализ количественных и качественных критериев оценки транспортной
инфраструктуры регионов 56
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления транспортной инфраструктурой в регионе на примере Республики Татарстан, Самарской и Нижегородской областях 65
3.1 Проблемы развития транспортной инфраструктуры в регионах 65
3.2. Основные направления развития транспортной инфраструктуры 75
3.3. Предложения по совершенствованию системы управления транспортной
инфраструктурой 88
Заключение 96
Библиографический список 100
Глава 1. Теоретический анализ транспортной инфраструктуры региона
1.1. Понятие и функции транспортной инфраструктуры
1.2. Элементы транспортной инфраструктуры региона 15
1.3. Подходы к механизму управления транспортной инфраструктурой 23
Глава 2. Анализ и оценка современной транспортной инфраструктуры
региона на примере Республики Татарстан, Самарской и Нижегородской областях 34
2.1. Общая характеристика транспортной инфраструктуры регионов
2.2. Система органов управления транспортной инфраструктурой регионов... 44
2.3. Анализ количественных и качественных критериев оценки транспортной
инфраструктуры регионов 56
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления транспортной инфраструктурой в регионе на примере Республики Татарстан, Самарской и Нижегородской областях 65
3.1 Проблемы развития транспортной инфраструктуры в регионах 65
3.2. Основные направления развития транспортной инфраструктуры 75
3.3. Предложения по совершенствованию системы управления транспортной
инфраструктурой 88
Заключение 96
Библиографический список 100
Актуальность исследования. На современном этапе развития экономики наиболее актуальными являются вопросы функционирования инфраструктуры. Дальнейшее развитие и размещение производительных сил, перспективы территориальной организации хозяйства и расселения в регионах России в условиях становления рыночной экономики в значительной степени зависят от развития инфраструктуры, всех звеньев инфраструктурного комплекса.
Транспортная инфраструктура является частью транспортной системы региона и государства в целом. Однако при исследовании данного аспекта национального хозяйства в научных и политических кругах продолжаются дискуссии о сущности, границах и роли в экономике такой категории как «транспортная инфраструктура». Без четкого и ясного представления о транспортной инфраструктуре как предмете научного исследования и государственного управления, нельзя говорить об эффективном и результативном развитии данной отрасли и национальной экономики России.
В государственных программных документах, стратегиях, например, в «Стратегии развития транспортной инфраструктуры до 2020 года» нет определения инфраструктуры транспорта, а дается лишь перечень объектов к ней относящихся : «наземные, водные и воздушные пути сообщения, трубопроводы, морские и речные порты, железнодорожные вокзалы и станции, аэропорты, аэродромы, транспортные терминалы, метрополитены, системы скоростного внеуличного транспорта, транспортные развязки, в том числе внутри крупных городов, ледокольный флот, вспомогательный флот, а также сооружения и оборудование систем навигации, аварийно - спасательного комплекса, обеспечения безопасности транспортного процесса и другие сооружения транспортного комплекса». В еще одном из стратегических документов, таком как «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» приводится определение портовой инфраструктуры в форме перечня инженерных объектов и кораблей .
Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области имеют специфические (благодаря различным образующим факторам) транспортные сети всех видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного. Как известно, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры любого субъекта или страны является показателем развития экономики.
Степень научной изученности темы. Теоретическую базу исследования представляют труды специалистов по региональной экономике таких, как Н.Ф. Голиков , В.П. Дронов , А.И. Кузнецов , И.М. Маергойз , И.А. Семина , Л.Г. Серебряков , С.А. Тархов , И.Ф. Чернявская и др.
Объект исследования - транспортная инфраструктура региона.
Предмет исследования - система управления транспортной инфраструктурой на уровне региона (на примере Республики Татарстан, Нижегородской и Самарской областей).
Цель работы - изучение теоретических и практических аспектов функционирования системы управления транспортной инфраструктурой на уровне региона и разработка предложений, направленных на ее совершенствование.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность понятия «транспортная инфраструктура» и рассмотреть функции транспортной инфраструктуры региона;
2) определить элементы транспортной инфраструктуры региона;
3) изучить подходы к механизму управления транспортной
инфраструктурой;
4) проанализировать современное состояние транспортной
инфраструктуры Республики Татарстан, Нижегородской и Самарской областей;
5) описать систему управления транспортной инфраструктурой
рассматриваемых регионов;
6) проанализировать различные критерии оценки развития транспортной инфраструктуры;
7) выявить основные проблемы развития транспортной инфраструктуры субъектов Российской Федерации;
8) определить основные направления развития транспортной инфраструктуры регионов;
9) разработать рекомендации по совершенствованию региональной системы управления транспортной инфраструктурой.
Методологическая база исследования представлена общенаучными методами исследования: статистического анализа, описательным, сравнительно-сопоставительным, аналитическим и синтетическим методами.
При написании работы использованы материалы монографий, авторефераты диссертаций, статьи, размещенные в периодических изданиях и в сети Интернет, данные официальной статистики.
Исходя из поставленных цели и задач, сформирована структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Во введении приведены данные об актуальности, объекте, предмете, целях и задачах исследования, а также определены степень теоретической разработанности темы, определен методологический аппарат работы. В первой главе дается определение теоретическим основам исследования транспортной инфраструктуры. Вторая глава посвящена анализу и оценке развития транспортной инфраструктуры Республики Татарстан, Нижегородской и Самарской областей. В третьей главе определены проблемы развития транспортной инфраструктуры регионов, а также разработаны предложения по совершенствованию управления ею. В заключении приведены выводы, полученные в результате написания выпускной квалификационной работы.
Транспортная инфраструктура является частью транспортной системы региона и государства в целом. Однако при исследовании данного аспекта национального хозяйства в научных и политических кругах продолжаются дискуссии о сущности, границах и роли в экономике такой категории как «транспортная инфраструктура». Без четкого и ясного представления о транспортной инфраструктуре как предмете научного исследования и государственного управления, нельзя говорить об эффективном и результативном развитии данной отрасли и национальной экономики России.
В государственных программных документах, стратегиях, например, в «Стратегии развития транспортной инфраструктуры до 2020 года» нет определения инфраструктуры транспорта, а дается лишь перечень объектов к ней относящихся : «наземные, водные и воздушные пути сообщения, трубопроводы, морские и речные порты, железнодорожные вокзалы и станции, аэропорты, аэродромы, транспортные терминалы, метрополитены, системы скоростного внеуличного транспорта, транспортные развязки, в том числе внутри крупных городов, ледокольный флот, вспомогательный флот, а также сооружения и оборудование систем навигации, аварийно - спасательного комплекса, обеспечения безопасности транспортного процесса и другие сооружения транспортного комплекса». В еще одном из стратегических документов, таком как «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» приводится определение портовой инфраструктуры в форме перечня инженерных объектов и кораблей .
Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области имеют специфические (благодаря различным образующим факторам) транспортные сети всех видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного. Как известно, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры любого субъекта или страны является показателем развития экономики.
Степень научной изученности темы. Теоретическую базу исследования представляют труды специалистов по региональной экономике таких, как Н.Ф. Голиков , В.П. Дронов , А.И. Кузнецов , И.М. Маергойз , И.А. Семина , Л.Г. Серебряков , С.А. Тархов , И.Ф. Чернявская и др.
Объект исследования - транспортная инфраструктура региона.
Предмет исследования - система управления транспортной инфраструктурой на уровне региона (на примере Республики Татарстан, Нижегородской и Самарской областей).
Цель работы - изучение теоретических и практических аспектов функционирования системы управления транспортной инфраструктурой на уровне региона и разработка предложений, направленных на ее совершенствование.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность понятия «транспортная инфраструктура» и рассмотреть функции транспортной инфраструктуры региона;
2) определить элементы транспортной инфраструктуры региона;
3) изучить подходы к механизму управления транспортной
инфраструктурой;
4) проанализировать современное состояние транспортной
инфраструктуры Республики Татарстан, Нижегородской и Самарской областей;
5) описать систему управления транспортной инфраструктурой
рассматриваемых регионов;
6) проанализировать различные критерии оценки развития транспортной инфраструктуры;
7) выявить основные проблемы развития транспортной инфраструктуры субъектов Российской Федерации;
8) определить основные направления развития транспортной инфраструктуры регионов;
9) разработать рекомендации по совершенствованию региональной системы управления транспортной инфраструктурой.
Методологическая база исследования представлена общенаучными методами исследования: статистического анализа, описательным, сравнительно-сопоставительным, аналитическим и синтетическим методами.
При написании работы использованы материалы монографий, авторефераты диссертаций, статьи, размещенные в периодических изданиях и в сети Интернет, данные официальной статистики.
Исходя из поставленных цели и задач, сформирована структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Во введении приведены данные об актуальности, объекте, предмете, целях и задачах исследования, а также определены степень теоретической разработанности темы, определен методологический аппарат работы. В первой главе дается определение теоретическим основам исследования транспортной инфраструктуры. Вторая глава посвящена анализу и оценке развития транспортной инфраструктуры Республики Татарстан, Нижегородской и Самарской областей. В третьей главе определены проблемы развития транспортной инфраструктуры регионов, а также разработаны предложения по совершенствованию управления ею. В заключении приведены выводы, полученные в результате написания выпускной квалификационной работы.
Транспортная инфраструктура - экономическая категория, представляющая собой особую отрасль народного хозяйства, представленную совокупностью инженерных сооружений, обеспечивающих необходимые условия для движения, ожидания, координации и энергоснабжения транспортных средств, с целью предоставления услуг по транспортировке грузов и пассажиров. Для нее присущи следующие функции: интегративная, конкурентная, рыночная, функция мобильности.
Наряду с функциями транспортная инфраструктура обладает уникальными и характерными признаками, которые выделяют ее, как и другие разновидности инфраструктуры в отраслях народного хозяйства:
- участие в создании условий для функционирования сфер материального и нематериального производства;
- общественная форма использования инфраструктуры и коллективистский характер ее потребления;
- инфраструктура - это особый, специфический сектор экономики;
- инфраструктура оказывает косвенное влияние на экономическое развитие;
- результатом производства инфраструктуры являются общественно-полезные услуги.
Элементы транспортной инфраструктуры выполняют различные функции в процессе выполнения транспортной работы и могут быть разделены на пути сообщения, технологические объекты, объекты средств управления движением, здания и сооружения обслуживания участников движения.
По видам транспорта объекты транспортной инфраструктуры могут подразделяться на объекты инфраструктуры следующих видов транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
Существует множество подходов к описанию механизма управления, ее составных частей, но их можно обобщить следующим образом: специальная структура, состоящая из отраслевых подразделений, посредством управляющего действия (инструменты управления) регулирует объект управления, который также является сложной системой со своими функциями и элементами. В свою очередь они образуют еще одно системное поле, где имеются связи и зависимости в двустороннем порядке.
Управленческое воздействие выражается через методы, которые использует субъект управления для придания правильного вектора развития объекта. Среди методов регионального управления транспортной инфраструктурой обычно выделяют:
1. Организационно-экономические
2. Программно-целевые
3. Информационно-технологические
В рассматриваемых регионах - в Республике Татарстан, Самарской и Нижегородской областях, - представлены все основные виды транспортной инфраструктуры. На их территориях присутствуют объекты железнодорожной, речной, автомобильной, воздушной, трубопроводной инфраструктуры.
В структуре министерств представленных регионов можно выделить общие черты, воплощенные в основных направлениях деятельности (блоках):
1) Транспортный блок (железнодорожный, речной, автомобильный, воздушный)
2) Блок автомобильных дорог
3) Блок планирования и мониторинга
4) Обеспечивающий блок (правовой, кадровый, организационный отделы) Системы управления транспортной инфраструктурой регионов имеют следующие составляющие: элемент административной власти (федеральный и региональный), подведомственные организации, элемент федеральных служб, общественно-консультационный сектор.
Таким образом, система управления транспортной инфраструктурой региона - это совокупность органов административной власти, территориальных федеральных служб, подведомственных организаций, а также элементов общественного сектора, которые посредством методов регулирующего воздействия влияют на развитие объектов транспортной инфраструктуры.
Учеными и экспертами разработано множество критериев, которые с той или иной стороны позволяют оценить развитие транспортной инфраструктуры. Но большинство сходится на том, что следует применять многокритериальный подход, позволяющий учитывать не только видовой, но и общий эффект от проведения государственной политики в области транспортной инфраструктуры. Оценка, проведенная в работе с помощью многомерной средней, позволяет совместить количественные и качественные данные на основе относительных величин. Данный метод статистики оказался эффективным в определении относительного уровня развития транспортной инфраструктуры среди рассматриваемых регионов.
Регионы имеют как общие (износ основных фондов, малая доля местных дорог с твердым покрытием), так и специфические проблемы для каждого региона. В Республике Татарстан отмечена пространственная разобщенность территории и высокая грузоемкость валового регионального продукта; в Нижегородской области - высокая транспортная нагрузка в районе областного центра и нехватка мостовых сооружений; в Самарской области - слабая степень реализации выгодного географического положения и недостаточность развития интермодальных центров.
Совершенствование транспортной инфраструктуры представленных регионов должно затрагивать весь спектр инфраструктуры автомобильного, железнодорожного, авиационного, внутреннего водного, трубопроводного транспорта. Благодаря транзитному положению данных субъектов Российской Федерации транспортные сети активно эксплуатируется и требует постоянного обновления, что, соответственно, требует значительных инвестиций в отрасль. Инвестирование осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне.
В сегодняшних реалиях, при недостатке финансирования и нехватки ресурсов все большее значение придается государственно-частному партнерству. Этот инструмент способствует привлечению дополнительных средств для реализации крупномасштабных проектов, например таких, как строительство мультимодальных комплексов и скоростных магистралей.
Применение организационно-экономической схемы управления транспортной инфраструктурой посредством учета целей развития и факторов внешней среды позволит решить ряд проблем, стоящих перед государственными органами регионов.
Региональные органы власти координируют взаимодействие между федеральными и муниципальными органами власти и согласовывают стратегические цели развития на всех уровнях управления. Реализация согласования целей транспортного и регионального развития позволит принять во внимание интересы всех заинтересованных сторон, а использование механизмов государственно-частного партнерства - привлечь финансовые ресурсы в капиталоемкие и масштабные проекты транспортной инфраструктуры, которые в дальнейшем будут оказывать положительный эффект на всю экономику региона.
Наряду с функциями транспортная инфраструктура обладает уникальными и характерными признаками, которые выделяют ее, как и другие разновидности инфраструктуры в отраслях народного хозяйства:
- участие в создании условий для функционирования сфер материального и нематериального производства;
- общественная форма использования инфраструктуры и коллективистский характер ее потребления;
- инфраструктура - это особый, специфический сектор экономики;
- инфраструктура оказывает косвенное влияние на экономическое развитие;
- результатом производства инфраструктуры являются общественно-полезные услуги.
Элементы транспортной инфраструктуры выполняют различные функции в процессе выполнения транспортной работы и могут быть разделены на пути сообщения, технологические объекты, объекты средств управления движением, здания и сооружения обслуживания участников движения.
По видам транспорта объекты транспортной инфраструктуры могут подразделяться на объекты инфраструктуры следующих видов транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
Существует множество подходов к описанию механизма управления, ее составных частей, но их можно обобщить следующим образом: специальная структура, состоящая из отраслевых подразделений, посредством управляющего действия (инструменты управления) регулирует объект управления, который также является сложной системой со своими функциями и элементами. В свою очередь они образуют еще одно системное поле, где имеются связи и зависимости в двустороннем порядке.
Управленческое воздействие выражается через методы, которые использует субъект управления для придания правильного вектора развития объекта. Среди методов регионального управления транспортной инфраструктурой обычно выделяют:
1. Организационно-экономические
2. Программно-целевые
3. Информационно-технологические
В рассматриваемых регионах - в Республике Татарстан, Самарской и Нижегородской областях, - представлены все основные виды транспортной инфраструктуры. На их территориях присутствуют объекты железнодорожной, речной, автомобильной, воздушной, трубопроводной инфраструктуры.
В структуре министерств представленных регионов можно выделить общие черты, воплощенные в основных направлениях деятельности (блоках):
1) Транспортный блок (железнодорожный, речной, автомобильный, воздушный)
2) Блок автомобильных дорог
3) Блок планирования и мониторинга
4) Обеспечивающий блок (правовой, кадровый, организационный отделы) Системы управления транспортной инфраструктурой регионов имеют следующие составляющие: элемент административной власти (федеральный и региональный), подведомственные организации, элемент федеральных служб, общественно-консультационный сектор.
Таким образом, система управления транспортной инфраструктурой региона - это совокупность органов административной власти, территориальных федеральных служб, подведомственных организаций, а также элементов общественного сектора, которые посредством методов регулирующего воздействия влияют на развитие объектов транспортной инфраструктуры.
Учеными и экспертами разработано множество критериев, которые с той или иной стороны позволяют оценить развитие транспортной инфраструктуры. Но большинство сходится на том, что следует применять многокритериальный подход, позволяющий учитывать не только видовой, но и общий эффект от проведения государственной политики в области транспортной инфраструктуры. Оценка, проведенная в работе с помощью многомерной средней, позволяет совместить количественные и качественные данные на основе относительных величин. Данный метод статистики оказался эффективным в определении относительного уровня развития транспортной инфраструктуры среди рассматриваемых регионов.
Регионы имеют как общие (износ основных фондов, малая доля местных дорог с твердым покрытием), так и специфические проблемы для каждого региона. В Республике Татарстан отмечена пространственная разобщенность территории и высокая грузоемкость валового регионального продукта; в Нижегородской области - высокая транспортная нагрузка в районе областного центра и нехватка мостовых сооружений; в Самарской области - слабая степень реализации выгодного географического положения и недостаточность развития интермодальных центров.
Совершенствование транспортной инфраструктуры представленных регионов должно затрагивать весь спектр инфраструктуры автомобильного, железнодорожного, авиационного, внутреннего водного, трубопроводного транспорта. Благодаря транзитному положению данных субъектов Российской Федерации транспортные сети активно эксплуатируется и требует постоянного обновления, что, соответственно, требует значительных инвестиций в отрасль. Инвестирование осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне.
В сегодняшних реалиях, при недостатке финансирования и нехватки ресурсов все большее значение придается государственно-частному партнерству. Этот инструмент способствует привлечению дополнительных средств для реализации крупномасштабных проектов, например таких, как строительство мультимодальных комплексов и скоростных магистралей.
Применение организационно-экономической схемы управления транспортной инфраструктурой посредством учета целей развития и факторов внешней среды позволит решить ряд проблем, стоящих перед государственными органами регионов.
Региональные органы власти координируют взаимодействие между федеральными и муниципальными органами власти и согласовывают стратегические цели развития на всех уровнях управления. Реализация согласования целей транспортного и регионального развития позволит принять во внимание интересы всех заинтересованных сторон, а использование механизмов государственно-частного партнерства - привлечь финансовые ресурсы в капиталоемкие и масштабные проекты транспортной инфраструктуры, которые в дальнейшем будут оказывать положительный эффект на всю экономику региона.
Подобные работы
- Формирование стратегии развития транспортной инфраструктуры г.Красноярска
Магистерская диссертация, строительство . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ТРАСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Разработка и реализация системообразующих инфраструктурных проектов в региональной экономике (на примере объектов транспортной инфраструктуры)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ НА МИКРОУРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ООО
«ОПТИМХИМ»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5570 р. Год сдачи: 2019 - Разработка модели финансирования транспортной инфраструктуры региона
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «СИНИОНТ»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ АГЛОМЕРАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Управление городской транспортной системой (на примере г. Казань)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017



