Педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава I Теоретические аспекты формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Ретроспективный анализ проблемы формирования нравственных
качеств у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности формирования нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3 Педагогические условия формирования нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста 23
Выводы по первой главе 38
Глава II Опытно-экспериментальная работа по изучению и апробации комплекса педагогических условий по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Изучение уровня сформированности нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста 41
2.2 Опытно-экспериментальная работа реализации педагогических
условий по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 50
2.3 Итогово-аналитический этап опытно-экспериментальной работы 65
Выводы по второй главе 64
Заключение 77
Библиографический список 69
Приложение 85
Глава I Теоретические аспекты формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Ретроспективный анализ проблемы формирования нравственных
качеств у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности формирования нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3 Педагогические условия формирования нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста 23
Выводы по первой главе 38
Глава II Опытно-экспериментальная работа по изучению и апробации комплекса педагогических условий по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Изучение уровня сформированности нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста 41
2.2 Опытно-экспериментальная работа реализации педагогических
условий по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 50
2.3 Итогово-аналитический этап опытно-экспериментальной работы 65
Выводы по второй главе 64
Заключение 77
Библиографический список 69
Приложение 85
Актуальность проблемы. Модернизация Российского образования, принятый Федеральный Государственный Образовательный стандарт поставил вопрос о повышении качества образования. Система образования нацелена на развитие всесторонне развитой, активной и творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям окружающей жизни и принимать креативные решения.
Детский сад стал первой ступенью непрерывной системы Российского образования, потому, что проблема формирования у дошкольников нравственных качеств, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Нравственность, выделена в качестве первостепенной проблемы в развитии личности дошкольника, так как это обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества и введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования[92]. Одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст.2 Закона РФ «Об образовании»)[93], создание условий для ее самоопределения и самореализации (ст. 14 Закона РФ «Об образовании») [93].
Сухомлинский В.А. говорил: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших детей, дает радость дружбы и товарищества, развивает познавательность и любознательность, создает новую красоту в окружающем мире, активизирует первое нравственное чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна в этом мире жизнь человека» [78].
Среди наиболее важных задач, выдвигаемых обществом, стоят вопросы нравственного воспитания детей. Это формирование у дошкольников уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить в согласии с этим миром. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, стремления к созидательной деятельности, сознательного отношения к получению знаний, что в дальнейшем становится необходимой, жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости в обществе.
Главная задача, стоящая перед педагогами - воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в преобразовании окружающего мира; создание необходимых условий для развития индивидуальности, обеспечения психологического комфорта каждого ребенка. Педагогическое воздействие должно состоять не только в формировании у ребенка определенных, каких либо навыков, но и решать задачи нравственного воспитания [38].
Интерес к художественной литературе и ее героям предрасполагает к поиску новых знаний, новых умений и способов деятельности. Он делает ребенка более энергичным и стойким в этих исканиях, помогает ему расширить и углубить свои знания, повысить качество работы, а так же подводит к творческому началу в разнообразной деятельности [8].
Вышеизложенные положения обуславливают актуальность проблемы и выбор темы «Педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: возможно, что формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, при следующих педагогических условиях: -организации труда в природе;
-ознакомление детей с произведениями художественной литературы.
Исходя из гипотезы, мы поставили следующие задачи исследования:
^Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
3. ВЫЯВИТЬ уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать проект «Мастерская нравственности».
5. Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность гипотезы.
Методы исследования:
Общетеоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования;
Эмпирические: изучение, наблюдение, беседы, тестирование, диагностика, обобщение опыта;
Теоретическая значимость: проанализирован, обобщен и систематизирован материал по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, обоснованы педагогические условия.
Практическая значимость: материалы работы могут использоваться в практике работы дошкольной образовательной организации, а так же для студентов дневной и заочной формы обучения, высших и средних учебных заведений.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ «ДС №450 г. Челябинска». Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап: март 2017год - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап: апрель 2017год-проведение опытно-экспериментальной работы, выявление уровня развития трудовых навыков и выявление уровня знаний о нравственных понятиях у детей старшего дошкольного возраста, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап: май 2017год-систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Структура дипломной работы включает: введение, две главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения. В работе представлено 20 таблиц, 2 рисунка.
Детский сад стал первой ступенью непрерывной системы Российского образования, потому, что проблема формирования у дошкольников нравственных качеств, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Нравственность, выделена в качестве первостепенной проблемы в развитии личности дошкольника, так как это обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества и введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования[92]. Одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст.2 Закона РФ «Об образовании»)[93], создание условий для ее самоопределения и самореализации (ст. 14 Закона РФ «Об образовании») [93].
Сухомлинский В.А. говорил: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших детей, дает радость дружбы и товарищества, развивает познавательность и любознательность, создает новую красоту в окружающем мире, активизирует первое нравственное чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна в этом мире жизнь человека» [78].
Среди наиболее важных задач, выдвигаемых обществом, стоят вопросы нравственного воспитания детей. Это формирование у дошкольников уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить в согласии с этим миром. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, стремления к созидательной деятельности, сознательного отношения к получению знаний, что в дальнейшем становится необходимой, жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости в обществе.
Главная задача, стоящая перед педагогами - воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в преобразовании окружающего мира; создание необходимых условий для развития индивидуальности, обеспечения психологического комфорта каждого ребенка. Педагогическое воздействие должно состоять не только в формировании у ребенка определенных, каких либо навыков, но и решать задачи нравственного воспитания [38].
Интерес к художественной литературе и ее героям предрасполагает к поиску новых знаний, новых умений и способов деятельности. Он делает ребенка более энергичным и стойким в этих исканиях, помогает ему расширить и углубить свои знания, повысить качество работы, а так же подводит к творческому началу в разнообразной деятельности [8].
Вышеизложенные положения обуславливают актуальность проблемы и выбор темы «Педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: возможно, что формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, при следующих педагогических условиях: -организации труда в природе;
-ознакомление детей с произведениями художественной литературы.
Исходя из гипотезы, мы поставили следующие задачи исследования:
^Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
3. ВЫЯВИТЬ уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать проект «Мастерская нравственности».
5. Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность гипотезы.
Методы исследования:
Общетеоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования;
Эмпирические: изучение, наблюдение, беседы, тестирование, диагностика, обобщение опыта;
Теоретическая значимость: проанализирован, обобщен и систематизирован материал по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, обоснованы педагогические условия.
Практическая значимость: материалы работы могут использоваться в практике работы дошкольной образовательной организации, а так же для студентов дневной и заочной формы обучения, высших и средних учебных заведений.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ «ДС №450 г. Челябинска». Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап: март 2017год - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап: апрель 2017год-проведение опытно-экспериментальной работы, выявление уровня развития трудовых навыков и выявление уровня знаний о нравственных понятиях у детей старшего дошкольного возраста, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап: май 2017год-систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Структура дипломной работы включает: введение, две главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения. В работе представлено 20 таблиц, 2 рисунка.
В ходе работы нами был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Теоретически обосновали и опытно-экспериментальным путем проверены педагогические условия.
Выяснили что, в процессе развития детей дошкольного возраста, нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом нравственно-моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания, а как известно убеждения человека формируются с детства.
Во второй главе опытным путем проверили эффективность педагогических условий. Провели опытно-экспериментальную работу по формированию нравственного качества у детей дошкольного возраста в процессе организации труда в природе и при ознакомлении с произведениями художественной литературы и выяснили, что нравственные качества у детей неустойчивы. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной педагогической работы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
На основании проведенной работы смогли убедиться в том, что организация труда в природе старших дошкольников и ознакомление их с произведениями художественной литературы являются особой формой деятельности, в которых наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Организация труда в природе и ознакомление старших дошкольников с произведениями художественной литературы в педагогической практике являются эффективными и необходимыми для формирования у дошкольников нравственных качеств. Во время этих видов деятельности проявляются - собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, умений и навыков.
Выяснили что, в процессе развития детей дошкольного возраста, нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом нравственно-моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания, а как известно убеждения человека формируются с детства.
Во второй главе опытным путем проверили эффективность педагогических условий. Провели опытно-экспериментальную работу по формированию нравственного качества у детей дошкольного возраста в процессе организации труда в природе и при ознакомлении с произведениями художественной литературы и выяснили, что нравственные качества у детей неустойчивы. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной педагогической работы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
На основании проведенной работы смогли убедиться в том, что организация труда в природе старших дошкольников и ознакомление их с произведениями художественной литературы являются особой формой деятельности, в которых наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Организация труда в природе и ознакомление старших дошкольников с произведениями художественной литературы в педагогической практике являются эффективными и необходимыми для формирования у дошкольников нравственных качеств. Во время этих видов деятельности проявляются - собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, умений и навыков.
Подобные работы
- СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА Я У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Формирование нравственных представлений у детей старшего
дошкольного возраста на материале волшебной сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения социальных акций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2024 - Педагогические условии формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022



