Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Работа №53258

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
353
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Теоретические аспекты формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Ретроспективный анализ проблемы формирования нравственных
качеств у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности формирования нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3 Педагогические условия формирования нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста 23
Выводы по первой главе 38
Глава II Опытно-экспериментальная работа по изучению и апробации комплекса педагогических условий по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Изучение уровня сформированности нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста 41
2.2 Опытно-экспериментальная работа реализации педагогических
условий по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 50
2.3 Итогово-аналитический этап опытно-экспериментальной работы 65
Выводы по второй главе 64
Заключение 77
Библиографический список 69
Приложение 85

Актуальность проблемы. Модернизация Российского образования, принятый Федеральный Государственный Образовательный стандарт поставил вопрос о повышении качества образования. Система образования нацелена на развитие всесторонне развитой, активной и творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям окружающей жизни и принимать креативные решения.
Детский сад стал первой ступенью непрерывной системы Российского образования, потому, что проблема формирования у дошкольников нравственных качеств, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Нравственность, выделена в качестве первостепенной проблемы в развитии личности дошкольника, так как это обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества и введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования[92]. Одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст.2 Закона РФ «Об образовании»)[93], создание условий для ее самоопределения и самореализации (ст. 14 Закона РФ «Об образовании») [93].
Сухомлинский В.А. говорил: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших детей, дает радость дружбы и товарищества, развивает познавательность и любознательность, создает новую красоту в окружающем мире, активизирует первое нравственное чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна в этом мире жизнь человека» [78].
Среди наиболее важных задач, выдвигаемых обществом, стоят вопросы нравственного воспитания детей. Это формирование у дошкольников уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить в согласии с этим миром. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, стремления к созидательной деятельности, сознательного отношения к получению знаний, что в дальнейшем становится необходимой, жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости в обществе.
Главная задача, стоящая перед педагогами - воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в преобразовании окружающего мира; создание необходимых условий для развития индивидуальности, обеспечения психологического комфорта каждого ребенка. Педагогическое воздействие должно состоять не только в формировании у ребенка определенных, каких либо навыков, но и решать задачи нравственного воспитания [38].
Интерес к художественной литературе и ее героям предрасполагает к поиску новых знаний, новых умений и способов деятельности. Он делает ребенка более энергичным и стойким в этих исканиях, помогает ему расширить и углубить свои знания, повысить качество работы, а так же подводит к творческому началу в разнообразной деятельности [8].
Вышеизложенные положения обуславливают актуальность проблемы и выбор темы «Педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: возможно, что формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, при следующих педагогических условиях: -организации труда в природе;
-ознакомление детей с произведениями художественной литературы.
Исходя из гипотезы, мы поставили следующие задачи исследования:
^Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
3. ВЫЯВИТЬ уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать проект «Мастерская нравственности».
5. Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность гипотезы.
Методы исследования:
Общетеоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования;
Эмпирические: изучение, наблюдение, беседы, тестирование, диагностика, обобщение опыта;
Теоретическая значимость: проанализирован, обобщен и систематизирован материал по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, обоснованы педагогические условия.
Практическая значимость: материалы работы могут использоваться в практике работы дошкольной образовательной организации, а так же для студентов дневной и заочной формы обучения, высших и средних учебных заведений.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ «ДС №450 г. Челябинска». Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап: март 2017год - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап: апрель 2017год-проведение опытно-экспериментальной работы, выявление уровня развития трудовых навыков и выявление уровня знаний о нравственных понятиях у детей старшего дошкольного возраста, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап: май 2017год-систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Структура дипломной работы включает: введение, две главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения. В работе представлено 20 таблиц, 2 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы нами был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Теоретически обосновали и опытно-экспериментальным путем проверены педагогические условия.
Выяснили что, в процессе развития детей дошкольного возраста, нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом нравственно-моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания, а как известно убеждения человека формируются с детства.
Во второй главе опытным путем проверили эффективность педагогических условий. Провели опытно-экспериментальную работу по формированию нравственного качества у детей дошкольного возраста в процессе организации труда в природе и при ознакомлении с произведениями художественной литературы и выяснили, что нравственные качества у детей неустойчивы. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной педагогической работы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
На основании проведенной работы смогли убедиться в том, что организация труда в природе старших дошкольников и ознакомление их с произведениями художественной литературы являются особой формой деятельности, в которых наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Организация труда в природе и ознакомление старших дошкольников с произведениями художественной литературы в педагогической практике являются эффективными и необходимыми для формирования у дошкольников нравственных качеств. Во время этих видов деятельности проявляются - собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, умений и навыков.



1. Акимов, Ю.А., Знакомим дошкольников с окружающим миром. - М.:ТЦ Сфера, 2011, с. 500
2. Алябьева, Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методические рекомендации / Е.А. Алябьева М., 2012.
3. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. — Новосибирск: ГЦРО, 2012.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте / Л.И. Божович - Спб.: Питер, 2010.
5. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников [Текст] / Н.И. Болдырев - М.: Просвещение, 2012. 102 с.
6. Буре, Р.С., Година, Г. Н. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя детского сада. / Р.С. Буре, Г.Н. Година- М.: .: Мозаика-Синтез, 2010. - 48с.
7. Буре, Р.С., Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей дошкольных учреждений. / Р.С. Буре - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 96 с.
8. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М. Виноградова - М.: ТЦ «Сфера», 2012.
9. Воспитание ребенка в труде /под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1983.
10. Воспитание ребенка-дошкольника. Разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного, активного в мире природы: программ. - метод. пособие для педагогов дош. учреждений /Под общ. Ред. Ж.Л. Новикова, В.Н.Сахарова. - М: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2015. - 208с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В.Давыдова - М.: Педагогика, 2011.
12. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе: программа и методические рекомендации./ В.В. Гербова - М.: Мозаика- Синтез, 2015.
13. Григорович, Л.А. Педагогика и психология./Л.А. Григорович - М., 2011
14. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб.пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2014.
15. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.М., 2009.
16. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Просвещение, 2011.
17. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - Спб.: Питер, 2015. - 464с.: ил.-
18. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ./ Е.С.
Евдокимова- М.: ТЦ «Сфера», 2008.
19. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника/ А.В. Запорожец - М.,2009
20. Зимина, И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников./ И.Н. Зимина - СПб: Речь, 2011
21. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии. / Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева СПб: Речь, 2011
22. Иванова, Н.А. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое. Пособие для воспитателей. / Н.А. Иванова М.: Сфера 2012.
23. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.- 4-е изд., пер. и доп. Под ред. Л. А. Парамоновой.- М.: Сфера, 2013.
24. Карпинская, Н.С. Художественное слово и воспитание детей./Н.С. Карпинская - М.: Педагогика, 2012.
25. Козлова, С.А. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников /С.А. Козлова М.: Издательский центр «Академия» 2012.
26. Кокорева, Н.Н., Бондаренко, А.К. Любить труд на родной земле. /Н.Н. Кокорева, А.К. Бондаренко М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 48с.
27. Коломийченко, Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально- коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. / Л.В. Коломийченко- М.: ТЦ Сфера, 2015
28. Коломийченко, Л. В., Зорина, Н. А. Роль социальной ориентации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: психолого-педагогические аспекты. /Л.В. Коломийченко, Н.А. Зорина Пермь, 2011
29. Коломийченко, Л. В., Чугаева, Г. И., Григорьева, Ю. С. Диагностика социального развития детей дошкольного возраста. - Учебно - методическое пособие / под ред. Л.В. Коломийченко - Карагай, 2014.
30. Коломийченко, Л. В. Прикладные аспекты социального развития и
воспитания детей дошкольного возраста: опыт инновационной
деятельности: Монография./ Л.В. Коломийченко - Пермь, 2012.
31. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду./ Т.С. Комарова М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 146с.
32. Коменский, Я.А.
33. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду Для работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 276с.
34. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду/ Л.В. Куцакова М.:Мозайка Синтез 2014.
35. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики./А.Н. Леонтьев - М., 2012.
36. Лихачев, Б.Т. Педагогика «курс лекций» / Б.Т. Лихачев - М., 2006
37. Логинова, В.И., Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./под ред. В.И. Логиновой М.: Детско-Пресс, 2014.
38. Лучич, М.В., Детям о природе. Пособие для воспитателей д/с./ М.В. Лучич М., Просвещение, 1973, с. 160
39. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 1991.
40. Марковская, М.М., Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада./М.М. Марковская - М.: Просвещение, 2014. - 160 с.
41. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.
42. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания
дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по
специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой., - СПб.: АКЦИДЕНТ, 2010. - 319 с.: ил. - Изд. 2-е, переработанное и дополненное.
43. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Ориентиры и требования к
обновлению содержания дошкольного образования: методические
рекомендации./Н.Я, Михайленко, Н.А. Короткова. - М,: Просвещение, 1991
44. Мониторинг в детском саду. Научно - методическое пособие. - Спб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.
45. Мухина, В.С.,Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
46. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2015.
47. Нечаева, В.Г., Воспитание дошкольников в труде./ В.Г. Немов - М.,2010.
48. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений. С.Н. Николаева - 2-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 184с.
49. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. / Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
50. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/ А.М. Виноградова, Г.Н. Година, С.А. Козлова и др.; Под. Ред. Р.С. Буре.- М.: Просвещение, 1987
51. Ожегов, С.Н., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка РАН. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 стр.
52. Пазухина, И. А... Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 — 6 лет: Пособие практических работников детских садов / И.А. Пазухина - СПб.: Детство— Пресс, 2014. — 272с.
53. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. /М.А. Панфилова — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. — 160с. 26.
54. Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. — М., 2013. .
55. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Дону, 2011- 265с
56. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже. Избранные психологические труды. - М., 1979.
57. Плеханов. Г.В. История в слове./ Г.В. Плеханов - М.: Современник, 2008
58. Подласый, И.П. Педагогика /И.П. Подласый М..1999.
59. Практические занятия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. — М.: Просвещение, 1992.
60. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников ,дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О.А.Соломенникова. - М.: Просвещение, 2013. - 214 с.
61. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2015. - 208 с.
62. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 2013. — 144с.
63. Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, М., - Изд. 2-е, переработанное и дополненное.2012.
64. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович.
65. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М., 2004.
66. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. - М., 2005.
67. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. — М.: Педагогика, 2011.
68. Римашевская, Л.С., Никонова, Н.О., Ивченко, Т.А. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. М.: Центр педагогического образования, 2014
69. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.:Владос 2011.
70. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж. Пед.соч. 1.т. М..1981.
71. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М., 2011.
72. Сазонова, Н. П. Дошкольная педагогика: Курс лекций. / Н.П. Сазонова- Спб., 2010.
73. Самобытность детства. Новые ценности образования / Под ред. Н. Б. Крыловой.- М., 2014.
74. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - М.: Академия, 2010.
75. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Владос, 2013. - 160с.
76. Социально-нравственное воспитание дошкольников /Под ред.
Микляевой. М., 2012.
77. Социально-эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. Микляевой. М., 2013.
78. Сухомлинский, В. А. Избр. пед. соч. В 3-х т. М., 1979, т. 1. - с. 229
79.. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский - М.,1999
80.. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Е.И. Тихеева - М.: Просвещение, 1991.
81. Толстых, В.И. Эстетическое воспитание./ В.И. Толстых - М.2009.
82. Толстой, Л.Н. Об искусстве и литературе. Л.Н. Толстой - М.: Сов. Писатель, 1958. - Т. 2.
83. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы. Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 2008.- 204с.
84. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении
дошкольников. / Е.И. Удальцова - М.: «Народная Асвета», 2006. .
85. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева - М.:
Издательский центр «Академия» ,2010.
86. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей
дошкольника: практикум /Г.А. Урунтаева - М.:Издательский центр «Академия» , 2009.
87. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А.Урунтаева, Ю. А. Афонькина - М.:Издательский центр «Академия», 2010.
88. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей в детском саду / О.С. Ушакова М.: РАО, 2014.
89. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова - М.: Изд.- во Института Психотерапии, 2011.
90. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества // Подготовка детей к школе./ О.С. Ушакова М.: Педагогика, 1977.
91. Ушинский, К. Д., Собрание сочинений, Т. 3 М, - Л.,Изд - во АПН РСФСР, 1948, с. 140
92. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
93. Федеральный Закон «Об образовании»
94. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв - М.: Сов. Энциклопедия, 1983-840с.
95. Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия»// Молодой ученый - 2015. -№23 -с. 102
96. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребёнка. Учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина - Великий Новгород , 2015.
97.Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
98.Эриксон, Э. Детство и общество. Обнинск, 2013.
99. Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г.Якобсон - М.: Педагогика, 2012.
100. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская - М.: Мозайка-Синтез 2011.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ