ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ САМООТНОШЕНИЕ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Юношеский возраст и его особенности 10
1.2. Исследование понятия самоотношение 17
1.3. Конфликт. Стратегии выхода из конфликта 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 35
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования 36
2.2. Результаты исследования взаимосвязи самоотношения и стратегий
поведения в конфликте в юношеском возрасте 42
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ЛИТЕРАТУРА 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Юношеский возраст характеризуется формированием жизненных планов, внутренней позиции, достижением нового уровня развития самосознания и самоуважения; определением собственного места в жизни. В наши дни на завершающей ступени среднего образования — либо в общеобразовательной школе, либо в системе профессионального обучения — находятся юноши и девушки в возрасте от 14-15 до 17-18 лет. Именно так определяет границы школьной юности И.С. Кон. Исследования показывают, что юношеский возраст является весьма противоречивым периодом в становлении личности. Проявление внутренней конфликтности приводит к тому, что определенная степень незрелости личностных механизмов, чувство собственной неполноценности ввиду действительных, а чаще всего, мнимых, причин, зачастую ведут к искажению существенных составляющих образа «Я» - самосознания и самоотношения. Это, в свою очередь, негативным образом может отражаться на сфере межличностных отношений, затрудняя процесс социализации. Актуальность проблемы самоотношения в юношеском возрасте объясняется тем, что непосредственно именно этот период является становлением его самосознания, которое сопровождается рядом психосоциальных противоречий. Самосознание является процессом благодаря которому человек познает себя, так же самосознание можно характеризовать представлением о себе, а именно самоотношением. А самоотношение в юношеском возрасте вызывает наибольший интерес, потому что непосредственно в этом возрасте и происходит его становление.
Особенности самоотношения в структуре личности изучались в работах В.В.Столина, И.С.Кона и других авторов. Социально-психологические механизмы и факторы формирования конфликтного поведения в юношеском возрасте изучались в работах таких авторов как А.И.Долгова, А.А.Реан, А.Е.Личко, Ф.Райс и др. В отечественной психологии и социальной психологии изучению сущности конфликта, причин его
возникновения и путей разрешения посвящены исследования А.А.Бодалева, В.О. Агеева, В.И.Журавлева, Н.Н.Обозова, И.А.Коха, Я.А.Анцупова, А.И.Шипилова, Н.В.Гришиной, Ф.М.Бородкина, А.К.Зайцева, Н.И.Леонова, А.Г.Здравомыслова и др.
В зарубежной психологии проблему конфликта разрабатывали З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм, У.Мак-Дугалл, С.Сигеле, К.Левин, Д.Креч, Л.Линдсей, Д.Доллард, Л.Берковитц, Н.Миллер, Д.Морено, Э.Дженигс, С.Додд, Г.Гурвич и др.
Так, типология конфликта по формам проявления представлена И.Е.Ворожейкиным; Б.Д.Парыгин описал функции конфликтов; анализ стратегий поведения в конфликте представлен в работах Д.Г.Скотта. специфика протекания конфликта в организации теоретически проанализирована в работах У.Мастенбрука. Социально-психологические причины конфликта изучались в работах А.А.Бодалева, Я.А.Анцупова, А.И.Шипилова.
Как показывают работы данных авторов, изучение психологических причин конфликтного поведения в юношеском возрасте необходимо начинать, прежде всего, с исследования его личностных предпосылок. В рамках данной дипломной работы нами рассматривается взаимосвязь самоотношения и стратегий поведения в конфликте в юношеском возрасте.
Объект исследования: самоотношение в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь самоотношения и стратегий поведения в конфликте в юношеском возрасте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь самоотношения и стратегий поведения в конфликте в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: основана на том, что существует взаимосвязь самоотношения и стратегий поведения в конфликте в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях самоотношения и стратегий поведения в конфликте в юношеском возрасте, которые обусловлены межполовыми особенностями.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме взаимосвязи взаимосвязи самоотношения и стратегий поведения в конфликте в юношеском возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь самоотношения и стратегий поведения в конфликте в юношеском возрасте.
1. Методы и методики исследования: «Методика исследования самоотношения» (МИС) С.Р.Пантелеев; «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса.
Выборка: составляет 50 человек, из них 25 юношей и 25 девушек юношеского возраста (16-17лет), ученики 11 «А» и 11 «Б» классов МОУ СОШ №88.
В результате работы над темой «Взаимосвязь самоотношения и стратегий поведения в конфликте в юношеском возрасте» был изучен и проанализирован теоретический материал, накопленный по данной теме. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были выполнены все поставленные цели и задачи исследования. Целью нашего исследования было выявить взаимосвязь самоотношения и стратегий поведения в конфликте в юношеском возрасте.
В качестве методик исследования использовались: «Методика
исследования самоотношения» (МИС) С.Р.Пантелеев и «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К.Томаса.
После проведенной диагностики и обобщения результатов, нами были сделаны следующие выводы:
1. Результаты диагностике по методике исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеев говорят о том, что у юношей наиболее выражены такие шкалы как «самоуверенность» (56 %), «саморуководство» (60 %), «отраженное самоотношение» (64%). Остальные шкалы на выборке юношей представлены на среднем уровне.
У девушек наиболее выражены такие шкалы как «внутренняя конфликтность» (60%), «самообвинение» (32%). Низкие показатели проявились по шкале «самопривязанность» (56%). Остальные шкалы на выборке девушек представлены на среднем уровне.
2. По методике «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса у юношей «соперничество» (хср=7,89), «сотрудничество» (хср=7,48) и «избегание» (хср=7,52) выражены более всего.
У девушек более всего выражены тактики -«компромисс» (хср=8,6) и «приспособление» (хср=8,8). Остальные тактики используются юношами и девушками равнозначно.
3. Проверка достоверности различий по методике исследования
самоотношения, что у юношей более высокие показатели по шкале «закрытость» (хср=8,28), чем у девушек (хср=4,96); у юношей более высокие показатели по шкале «самоуверенность» (хср=11,48), чем у девушек (хср.=9,16); у юношей более высокие показатели по шкале
«саморуководство» (хср=9,12), чем у девушек (хср=7,76); у юношей более высокие показатели по шкале «отраженное самоотношение» (хср.=8,28), чем у девушек (хср=4,96); у девушек более высокие показатели по шкале «самоценность» (хср=6,64), чем у юношей (хср=9,08); у юношей более высокие показатели по шкале «самопривязаность» (хср.=6,4), чем у девушек (хср=3,44); у девушек более высокие показатели по шкале «внутренний конфликт» (хср=7,68), чем у юношей (хср=12,44); у девушек более высокие показатели по шкале «самообвинение» (хср=5,84), чем у юношей (хср=8,44).
4. На выборке юношей были выявлены умеренные
статистически значимые по силе и отрицательные («обратные») по направлению связи между следующими показателями: «замкнутость» и «соперничество» (гэмп=-0,44, р=0,05); «самообладание» и «соперничество» (гэмп=-0,402, р=0,05); «самоценность» и «сотрудничество» (гэмп=-0,38, р=0,1); «самопривязанность» и «сотрудничество» (гэмп=-0,47, р=0,05);
«самоценность» и «приспособление» (гэмп=-0,35, р=0,1);
«самопривязанность» и «приспособление» (гэмп=-0,43, р=0,05). А также средняя по силе и обратная по направлению связь между показателями «самообвинение» и «приспособление» (гэмп=-0,59, р=0,01).
Прямые по направлению и умеренные по силе связи между показателями: «сотрудничество» и «саморуководство» (гэмп=0,34, р=0,1); «компромисс» и «самопривязанность» (гэмп=0,45, р=0,05); «компромисс» и «самообвинение» (гэмп=0,33, р=0,1).
5. На выборке девушек можно выделить прямые по направлению и
умеренные по силе связи между показателями «сотрудничество» и «внутренняя конфликтность» (гэмп=0,465, р=0,05); «компромисс» и
«самообвинеие» (гэмп=0,34, р=0,1). Прямая по направлению и сильная по силе связь между показателями «компромисс» и «внутренняя конфликтность» (гэмп=0,529, р=0,01).
Обратная по направлению и сильная по силе связь между показателями «приспособление» и «самопривязанность» (гэмп=-0,73, р=0,01).
6. Системообразующими элементами на выборке юношей оказались: тактика «сотрудничество», шкала «самообвинение» и шкала самопривязанность».
На выборке девушек мы выявили только один системообразующий компонент- шкала «внутренняя конфликтность».
8. Наша гипотеза, основанная на том, что существует взаимосвязь самоотношения и стратегий поведения в конфликте в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях самоотношения и стратегий поведения в конфликте в юношеском возрасте, которые обусловлены межполовыми особенностями, подтвердилась.