ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения инновационных форм и методов обучения во внеурочных занятиях и универсальных учебных действий в
рамках ФГОС 8
1.1 Современные требования к внеурочной работе в рамках ФГОС 8
1.2 Инновационные формы организации внеурочной деятельности,
способствующие развитию универсальных учебных действий 15
1.3. Инновационные методы организации внеурочной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС 18
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Использование инновационных форм и методов обучения во
внеурочных занятиях по биологии 40
2.1 Экспериментальная работа по использованию инновационных методов и
результаты исследования 40
2.2. Статистический анализ экспериментальных данных 67
Выводы по 2 главе 85
Заключение 86
Список использованной литературы 88
Приложения
Глава 1. Теоретические основы изучения инновационных форм и методов обучения во внеурочных занятиях и универсальных учебных действий в
рамках ФГОС 8
1.1 Современные требования к внеурочной работе в рамках ФГОС 8
1.2 Инновационные формы организации внеурочной деятельности,
способствующие развитию универсальных учебных действий 15
1.3. Инновационные методы организации внеурочной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС 18
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Использование инновационных форм и методов обучения во
внеурочных занятиях по биологии 40
2.1 Экспериментальная работа по использованию инновационных методов и
результаты исследования 40
2.2. Статистический анализ экспериментальных данных 67
Выводы по 2 главе 85
Заключение 86
Список использованной литературы 88
Приложения
Федеральный государственный образовательный стандарт призван реализовать развивающийся потенциал основного общего образования. Задача образовательных учреждений нового поколения - создание системы воспитывающей внеурочной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение ребенка в самостоятельное общественное действие [30] [51].
Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социальной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей [67].
На современном этапе образования важно заинтересовать учащихся учебным предметом, повысить мотивацию к обучению. Достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является частью учебно-воспитательного процесса, она ориентирована на расширение и углубление базовых умений и знаний, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах родной республики.
Внеурочная работа - это такая форма организации учебной деятельности для выполнения обязательных, связанных с предметом, работ по индивидуальным или групповым заданиям. К ним относятся исследовательские работы, опыты в кабинете и на пришкольном участке,
фенологические наблюдения, летние задания, работа с дополнительной литературой [17].
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. Общая дидактика и инновационные методы в рамках учебного предмета призывают решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования [24] [25].
Данная работа посвящена разработки инновационных форм и методов обучения во внеурочной деятельности по биологии в соответствии с требованиями ФГОС.
Актуальность магистерской диссертации обусловлена все большим отставанием традиционной подготовки специалистов, ориентированных на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, к решению профессиональных задач.
Цель исследования: определение влияния инновационных форм и методов обучения на формирование универсальных учебных действий у обучающихся 6-х классов во время проведения внеурочных занятий по биологии.
Объект исследования: обучающиеся 6 классов МБОУ «Гимназия №5» Авиастроительного района г. Казани.
Предмет исследования: инновационные формы и методы
организации обучения по биологии.
Гипотеза исследования: эффективность процесса обучения
обучающихся 6 классов повысится и будет носить индивидуализированный характер, если во внеурочных занятиях применить инновационные формы и методы обучения.
Поставленная цель реализуется в решении следующих задач:
1. Актуализировать знания обучающихся по внеурочной деятельности по биологии.
2. Разработать инновационные формы и методы работы по внеурочной деятельности по биологии.
3. Определить комплекс универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.
4. Сравнить продуктивность деятельности педагога на традиционном уроке и на уроке с применением инновационных методов.
5. Доказать преимущество урока с применением инновационных форм и методов обучения в соответствии с требованиями ФГОС перед традиционным уроком.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Сравнительный и структурный анализ педагогического опыта.
3. Педагогический эксперимент: беседа, анкетирование, тестирование.
4. Методы качественного и количественного анализа.
5. Статистическая обработка полученной информации.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (2015-2016 учебный год) - поисково-теоретический, в ходе которого осуществлялся выбор и осмысление темы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по внеурочным занятиям по биологии, изучение инновационных форм и методов обучении биологии, постановка проблемы, формулировка цели, объекта, задачи исследования, постановка гипотезы.
Второй этап (первая половина 2016-2017 учебного года) - опытно-экспериментальный, связанный с педагогическим экспериментом: разработка комплексных мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов.
Третий этап (вторая половина 2016-2017 учебного года) -
обобщающий: проведение контрольного эксперимента, обработка
полученных результатов исследования, формирование выводов, оформление работы.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что не в полной мере применяют инновационные методы во внеурочных занятиях по биологии для развития универсальных учебный действий у обучающихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке инновационных методов обучения биологии во внеурочных занятиях в шестых классах, позволяющих формировать универсальные учебные действия; в разработке и внедрения в практику методических рекомендаций и универсальной ментальной карты по проведению внеурочных занятий в шестом классе.
Апробация результатов исследования проводилась в МБОУ «Гимназия №5» Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан через проведение уроков, внеурочных занятий по биологии, проведение исследовательской работы во время летнего лагеря, через участие в методическом объединении учителей биологии.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой основных положений и научных выводов на достижения психологической, педагогической, методической наук; адекватностью используемых методов целям и задачам исследования; апробацией результатов исследования; вариативным психолого-педагогическим экспериментом; аргументированностью выводов.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст исследования иллюстрирован таблицами, схемами и рисунками.
Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социальной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей [67].
На современном этапе образования важно заинтересовать учащихся учебным предметом, повысить мотивацию к обучению. Достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является частью учебно-воспитательного процесса, она ориентирована на расширение и углубление базовых умений и знаний, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах родной республики.
Внеурочная работа - это такая форма организации учебной деятельности для выполнения обязательных, связанных с предметом, работ по индивидуальным или групповым заданиям. К ним относятся исследовательские работы, опыты в кабинете и на пришкольном участке,
фенологические наблюдения, летние задания, работа с дополнительной литературой [17].
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. Общая дидактика и инновационные методы в рамках учебного предмета призывают решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования [24] [25].
Данная работа посвящена разработки инновационных форм и методов обучения во внеурочной деятельности по биологии в соответствии с требованиями ФГОС.
Актуальность магистерской диссертации обусловлена все большим отставанием традиционной подготовки специалистов, ориентированных на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, к решению профессиональных задач.
Цель исследования: определение влияния инновационных форм и методов обучения на формирование универсальных учебных действий у обучающихся 6-х классов во время проведения внеурочных занятий по биологии.
Объект исследования: обучающиеся 6 классов МБОУ «Гимназия №5» Авиастроительного района г. Казани.
Предмет исследования: инновационные формы и методы
организации обучения по биологии.
Гипотеза исследования: эффективность процесса обучения
обучающихся 6 классов повысится и будет носить индивидуализированный характер, если во внеурочных занятиях применить инновационные формы и методы обучения.
Поставленная цель реализуется в решении следующих задач:
1. Актуализировать знания обучающихся по внеурочной деятельности по биологии.
2. Разработать инновационные формы и методы работы по внеурочной деятельности по биологии.
3. Определить комплекс универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.
4. Сравнить продуктивность деятельности педагога на традиционном уроке и на уроке с применением инновационных методов.
5. Доказать преимущество урока с применением инновационных форм и методов обучения в соответствии с требованиями ФГОС перед традиционным уроком.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Сравнительный и структурный анализ педагогического опыта.
3. Педагогический эксперимент: беседа, анкетирование, тестирование.
4. Методы качественного и количественного анализа.
5. Статистическая обработка полученной информации.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (2015-2016 учебный год) - поисково-теоретический, в ходе которого осуществлялся выбор и осмысление темы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по внеурочным занятиям по биологии, изучение инновационных форм и методов обучении биологии, постановка проблемы, формулировка цели, объекта, задачи исследования, постановка гипотезы.
Второй этап (первая половина 2016-2017 учебного года) - опытно-экспериментальный, связанный с педагогическим экспериментом: разработка комплексных мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов.
Третий этап (вторая половина 2016-2017 учебного года) -
обобщающий: проведение контрольного эксперимента, обработка
полученных результатов исследования, формирование выводов, оформление работы.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что не в полной мере применяют инновационные методы во внеурочных занятиях по биологии для развития универсальных учебный действий у обучающихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке инновационных методов обучения биологии во внеурочных занятиях в шестых классах, позволяющих формировать универсальные учебные действия; в разработке и внедрения в практику методических рекомендаций и универсальной ментальной карты по проведению внеурочных занятий в шестом классе.
Апробация результатов исследования проводилась в МБОУ «Гимназия №5» Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан через проведение уроков, внеурочных занятий по биологии, проведение исследовательской работы во время летнего лагеря, через участие в методическом объединении учителей биологии.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой основных положений и научных выводов на достижения психологической, педагогической, методической наук; адекватностью используемых методов целям и задачам исследования; апробацией результатов исследования; вариативным психолого-педагогическим экспериментом; аргументированностью выводов.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст исследования иллюстрирован таблицами, схемами и рисунками.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сферы ребенка.
Инновационные формы и методы обучения выступают существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа восприятия мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В данном исследовании показано необходимость использования современных инновационных методов в процессе проведения внеурочных занятий по биологии, изучили различные методы по формированию УУД в соответствии с требованиями ФГОС, провели беседу с учителями гимназии №5 об использовании инновационных методов обучения в рамках развития универсальных учебных действий и проанализировали уровень внутренней мотивации обучающихся, отношению к предмету биология, направленность на приобретение знаний, одобрение и участие в общественно-полезном труде.
Проанализировав результаты тестирования и анкетирования, был сделан вывод о том, что применение инновационных методов обучения во внеурочных занятиях положительно сказывается на всех анализируемых нами параметрах.
Инновационные формы и методы обучения выступают существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа восприятия мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В данном исследовании показано необходимость использования современных инновационных методов в процессе проведения внеурочных занятий по биологии, изучили различные методы по формированию УУД в соответствии с требованиями ФГОС, провели беседу с учителями гимназии №5 об использовании инновационных методов обучения в рамках развития универсальных учебных действий и проанализировали уровень внутренней мотивации обучающихся, отношению к предмету биология, направленность на приобретение знаний, одобрение и участие в общественно-полезном труде.
Проанализировав результаты тестирования и анкетирования, был сделан вывод о том, что применение инновационных методов обучения во внеурочных занятиях положительно сказывается на всех анализируемых нами параметрах.
Подобные работы
- ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ: «ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Эффективное использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности при изучении биологии в общеобразовательной школе (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, естествознание. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - ОБУ ЧЕНИЕ В ПРОФИЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ КАК УСЛОВИЕ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В ДЭБЦ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО 3D
МОДЕЛИРОВАНИЮ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры безопасности учащихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7100 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024



