Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Работа №53204

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2017
Стоимость5760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
476
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения инновационных форм и методов обучения во внеурочных занятиях и универсальных учебных действий в
рамках ФГОС 8
1.1 Современные требования к внеурочной работе в рамках ФГОС 8
1.2 Инновационные формы организации внеурочной деятельности,
способствующие развитию универсальных учебных действий 15
1.3. Инновационные методы организации внеурочной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС 18
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Использование инновационных форм и методов обучения во
внеурочных занятиях по биологии 40
2.1 Экспериментальная работа по использованию инновационных методов и
результаты исследования 40
2.2. Статистический анализ экспериментальных данных 67
Выводы по 2 главе 85
Заключение 86
Список использованной литературы 88
Приложения


Федеральный государственный образовательный стандарт призван реализовать развивающийся потенциал основного общего образования. Задача образовательных учреждений нового поколения - создание системы воспитывающей внеурочной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение ребенка в самостоятельное общественное действие [30] [51].
Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социальной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей [67].
На современном этапе образования важно заинтересовать учащихся учебным предметом, повысить мотивацию к обучению. Достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является частью учебно-воспитательного процесса, она ориентирована на расширение и углубление базовых умений и знаний, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах родной республики.
Внеурочная работа - это такая форма организации учебной деятельности для выполнения обязательных, связанных с предметом, работ по индивидуальным или групповым заданиям. К ним относятся исследовательские работы, опыты в кабинете и на пришкольном участке,
фенологические наблюдения, летние задания, работа с дополнительной литературой [17].
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. Общая дидактика и инновационные методы в рамках учебного предмета призывают решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования [24] [25].
Данная работа посвящена разработки инновационных форм и методов обучения во внеурочной деятельности по биологии в соответствии с требованиями ФГОС.
Актуальность магистерской диссертации обусловлена все большим отставанием традиционной подготовки специалистов, ориентированных на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, к решению профессиональных задач.
Цель исследования: определение влияния инновационных форм и методов обучения на формирование универсальных учебных действий у обучающихся 6-х классов во время проведения внеурочных занятий по биологии.
Объект исследования: обучающиеся 6 классов МБОУ «Гимназия №5» Авиастроительного района г. Казани.
Предмет исследования: инновационные формы и методы
организации обучения по биологии.
Гипотеза исследования: эффективность процесса обучения
обучающихся 6 классов повысится и будет носить индивидуализированный характер, если во внеурочных занятиях применить инновационные формы и методы обучения.
Поставленная цель реализуется в решении следующих задач:
1. Актуализировать знания обучающихся по внеурочной деятельности по биологии.
2. Разработать инновационные формы и методы работы по внеурочной деятельности по биологии.
3. Определить комплекс универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.
4. Сравнить продуктивность деятельности педагога на традиционном уроке и на уроке с применением инновационных методов.
5. Доказать преимущество урока с применением инновационных форм и методов обучения в соответствии с требованиями ФГОС перед традиционным уроком.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Сравнительный и структурный анализ педагогического опыта.
3. Педагогический эксперимент: беседа, анкетирование, тестирование.
4. Методы качественного и количественного анализа.
5. Статистическая обработка полученной информации.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (2015-2016 учебный год) - поисково-теоретический, в ходе которого осуществлялся выбор и осмысление темы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по внеурочным занятиям по биологии, изучение инновационных форм и методов обучении биологии, постановка проблемы, формулировка цели, объекта, задачи исследования, постановка гипотезы.
Второй этап (первая половина 2016-2017 учебного года) - опытно-экспериментальный, связанный с педагогическим экспериментом: разработка комплексных мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов.
Третий этап (вторая половина 2016-2017 учебного года) -
обобщающий: проведение контрольного эксперимента, обработка
полученных результатов исследования, формирование выводов, оформление работы.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что не в полной мере применяют инновационные методы во внеурочных занятиях по биологии для развития универсальных учебный действий у обучающихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке инновационных методов обучения биологии во внеурочных занятиях в шестых классах, позволяющих формировать универсальные учебные действия; в разработке и внедрения в практику методических рекомендаций и универсальной ментальной карты по проведению внеурочных занятий в шестом классе.
Апробация результатов исследования проводилась в МБОУ «Гимназия №5» Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан через проведение уроков, внеурочных занятий по биологии, проведение исследовательской работы во время летнего лагеря, через участие в методическом объединении учителей биологии.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой основных положений и научных выводов на достижения психологической, педагогической, методической наук; адекватностью используемых методов целям и задачам исследования; апробацией результатов исследования; вариативным психолого-педагогическим экспериментом; аргументированностью выводов.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст исследования иллюстрирован таблицами, схемами и рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сферы ребенка.
Инновационные формы и методы обучения выступают существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа восприятия мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В данном исследовании показано необходимость использования современных инновационных методов в процессе проведения внеурочных занятий по биологии, изучили различные методы по формированию УУД в соответствии с требованиями ФГОС, провели беседу с учителями гимназии №5 об использовании инновационных методов обучения в рамках развития универсальных учебных действий и проанализировали уровень внутренней мотивации обучающихся, отношению к предмету биология, направленность на приобретение знаний, одобрение и участие в общественно-полезном труде.
Проанализировав результаты тестирования и анкетирования, был сделан вывод о том, что применение инновационных методов обучения во внеурочных занятиях положительно сказывается на всех анализируемых нами параметрах.



1. Арбузова Е. Н. Развитие критического мышления при обучении биологии / Биология в школе. - 2012. - №3. - 29-35 с.
2. Асмолова, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А. Г. Асмолова. - М., Просвещение, 2011. - 156 с.
3. Асмолова А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли / А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 200 с.
4. Асмолова А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система знаний / А. Г. Асмолова, О. А. Карабанова - М.: Просвещение, 2009.
5. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2011. - 208 с.
6. Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2012. -
304 с.
7. Боброва Н.Г. Виды учебно-познавательной деятельности в
обучении биологии: дидактическая и методическая характеристика.
Самарский научный вестник №2 (7). / Н. Г. Боброва - Самара: ПГСГА, 2014. - с. 11-15.
8. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребностям к самообразованию / В. Б. Бондаревский. - М.: АСТ Пресс, 2012. - 298 с.
9. Борытко Н.М. Теория обучения/ Н.М. Борытко - Волгоград: ВГПУ, 2006. - 137 с.
10. Браверман Э. М. развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. - М.: Просвещение, 2012. - 80 с.
11. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская - М.: Просвещение, 2012. - 382 с.
12. Волков, И. В. Основы статистической обработки данных. Учебное пособие / И. В. Волков, Ю. П. Булавин. - Ростов н/Д.: Ростовский государственный университет, 2003. - 96 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1999. -536 с.
14. Гильбух, Ю. З. Психодиагностика в школе / Ю. З. Гильбух. - М.: Знание, 1989. - 79 с.
15. Глазунова Е. Л. Развитие мыслительных операций на уроках биологии / Биология в школе №5. - 2011. - с. 34-36.
16. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент / Г. Я. Гольдштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. - 132 с.
17. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя /. Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
18. Гузеев, В. В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. - 128 с.
19. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,
В. А. Тишков - М.: Просвещение, 2011. - 29 с. - ISBN: 978-5-09-022138-2.
20. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Интернет-ресурс] / Н. Н Двуличанская. Электронное научно-техническое издание «Наука и образование», апрель 2011.
21. Демина М. И., Соловьев А. В., Чечеткина Н. В. Гербаризация растений (сбор, техника и методика заготовки растительного материала) / М. И. Демина, А. В. Соловьев, Н. В. Чечеткина - М.: Издательство ФГБОУ ВПО РГАЗУ, 2012. - 177 с.
22. Долгоруков А. В. Метод case-study как современная технология
профессионально-ориентированного обучения, www.
vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600
23. Дубовицкая, Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование, 2002. - №2. - с. 42-45.
24. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления: пер. с англ. Н. М. Никольского / Дж. Дьюи. М.: Лабиринт, 1999. 192 с. - ISBN: 978-5-89441011-1.
25. Дьюи, Дж. Школа будущего / Дж. Дьюи // Народное образование. 2000. - №8. - с. 244-269. - ISBN: 978-5-8403-1539-2.
26. Загашев И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев,
С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
27. Загашев И. О. Критическое мышление. Технология развития / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
28. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2012. - 224 с.
29. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская - М.: Просвещение, 2004.
30. Закон об образовании Российской Федерации ст. 28 от 10 июля 1992 г. №3266-1,ст. 32 п.5 (в ред.ФЗ от 01.12.2007 №309-ФЗ).
31. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмолова. - М.: Просвещение, 2000. - 192 с.
32. Иммуномодуляторы и стимуляторы роста [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://www.tk9.ru/catalog/szr/immummodulyatory-i-
stimulyatory-rosta/ - Дата доступа: 21.03.2015.
33. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ авт.-сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - Волгоград: Учитель, 2009.
34. Камахина Р.С. Урок-конкурс как нетрадиционный метод проверки знаний по биологии в общеобразовательной школе / Р.С. Камахина // Современное естественнонаучное образование: достижения и инновации: материалы VI Всероссийской (с международным участием) научнометодической конференции. Ответственный редактор: Т.В. Голикова. - КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2013. - С. 120-122.
35. Калинова Г.С. ФГОС основного общего образования и содержание обучения биологии // Биология в школе №6 / Г. С. Калинова. - М.: 2012, с. 29-37.
36. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. - СПб.: КАРО, 2001. - 368 с.
37. Кондаков, А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов. М.: Просвещение, 2008. - 39 с.
38. Кудрявец, Д. Б. Как вырастить цветы / Д. Б. Кудрявец, Н. А. Петренко. - Москва : Просвещение, 1993. - 176 с. - ISBN 5-09-003983-6.
39. Кулюткин, Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. - 2012. - №5. - с. 41-44.
40. Кулюткин Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю. Н. Кулюткин, И. В. Муштавинская. - СПб.: СПбГУПМ, 2003. - 48 с.
41. Лакин, Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин. - М.: Высш. шк., 1990. -
352 с.
42. Мельникова Е. Л. Типология и методические схемы проблемнодиалогических урокаов в начальной, основной и старшей школе Мельникова Е. Л. // Образовательная система «Школа 2100». - М.: Баласс,
2009. - с. 164-283.
43. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. Соловьева - Р/нД: Феникс, 2004. - 288 с.
44. Муштавинская И. В. Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления» / И. В. Муштавинская, Е. В. Иваньшина. - СПб.: СПбГУПМ, 2003.
45. Немов Р. С. Уровень развития группы на фактор, влияющий на взаимосвязь ее величины и успешности / Р. С. Немов, А. Я. Г алимановские // Вопросы психологии - 1982. - №2. - с. 102-108.
46. Немов Р.С. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистике / Р. С. Немов // Психология. - 2002. - №3. - с. 559-568.
47. Оданович М. В. Дидактические средства реализации проблемнорефлексивной ситуации на уроке / Биология в школе - №2 - 2012. - с. 39-40.
48. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. -
305 с.
49. Петровский А. В. Развитие группы как социальнопсихологическая проблема /А. В. Петровский, М. А. Туревский / Вопросы психологии. - 1979ю - №2. - с. 36-47.
50. Полухина А.К. Кейс как средство контроля в учебном процессе// Сайт педагога-исследователя.
51. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089
«Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312, от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012 г. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012 г.).
52. Примерная основная образовательная програмаа образовательного учреждения. Основная школа / Е. С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. 342 с.
53. Прохорова С.Ю. Тропинка в природу: организация
экологических исследований с младшими школьниками / С. Ю. Прохорова, Н. М. Фоминых. - Р/нД.: Феникс, 2008.
54. Программа внеурочной деятельности. Познавательная
активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов - М.: Просвещение, 2012. - 80 с.
55. Рутковская Е. Л. Оценка метапредметных результатов в 5 классе / под ред. Г. С. Ковалевой / Е. Л. Рутковская, А. Ф. Иванова, Ю. Н. Г остева и др. - М.: Просвещение, 2012 80 с.
56. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
57. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: Ось-89, 2006.
58. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. // Журнал «Начальная школа» №2 2006.
59. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования / Г. К. Селевко. - М.: Флинта, 2015. - 288 с.
60. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
61. Серовайская Д.Е. Инновационный подход к преподаванию биологии / Биология в школе - 2012.- №7. - с. 41-49.
62. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. // Журнал «Начальная школа» №2 2007.
63. Сурмин Ю. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Ю. Сурмин и др. - Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
64. Хоменко, Т. В. Методика преподавания биологии / Т. В. Хоменко. - Кишинев: CEP USM, 2004. - 80 с. - ISBN: 9975-70-487-5.
65. Тарасенко, М. Т. Зеленое черенкование садовых и лесных культур / М. Т. Тарасенко. - Москва : Изд-во МСХА, 1991. - 272с. - ISBN 57230-0034-9.
66. Торков С. Е. Подготовка учащихся к исследовательской работе при обучении биологии / Биология в школе. - 2012. - №8. - с. 53-61.
67. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
68. Храпченкова, И. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие / И. В. Храпченкова. - Новосибирск: изд. НГПУ, 2011. - 101 с.
69. Шамсувалеева Э.Ш. Интерактивная технология «Дебаты» как
средство формирования экологической культуры в рамках Бальнорейтинговой системы вуза //Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: материалы X
Всероссийской НПК с международным участием. Под общей редакцией В.Н. Крылова. Изд-во: Арзамасский филиал ННГУ, 2014. С. 297-303
70. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие/ Н. Е. Эрганова. - М.: Академия, 2007. - 160 с.
71. Lyailya U. Mavlyudova and Elmira Sh. Shamsuvaleyeva, 2015.
Introduction of the Ideas of Sustainable Development into Ecological Education. International Business Management, 9: 1560-1564.URL:
http://medwelljournals.com/abstract/?doi=ibm.2015.1560.1564
72. StudFiles Методика «Направленность на приобретение знаний»
[Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.studfiles.ru/preview/3126753/page:38/ - дата доступа: 05.02.2016
73. Издательский дом первое сентября. Методика анализа отношения школьника к учению [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?id=200002306 - дата доступа: 04.02.2016


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ