Введение 3
Глава 1. Теоретические основания проблемы возникновения и разрешения конфликтов между учителем и учащимися 7
1.1. Сущность и содержание понятия «конфликт» 7
1.2. Факторы, влияющие на возникновение конфликтов между
учителем и учащимися 16
1.3. Пути разрешения конфликтов между учителем и учащимися..27
Выводы по Главе 1 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме возникновения и разрешения конфликтов между учителем и учащимися 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Содержание работы по разрешению конфликтов между учителем и
учащимися 47
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной
работы 55
Выводы по главе 2 62
Заключение 65
Литература 67
Приложения
Актуальность исследования. Вопросы оптимизации межличностного взаимодействия, построения его с максимальной эффективностью и избежания разного рода конфликтных ситуаций являются одними из наиболее существенных из тех, которые могут встать перед каждым человеком.
Однако в области педагогической науки проблема построения взаимоотношений между учителем и учащимися, а также обеспечения их продуктивной совместной деятельности является наиболее важной, ведь от успешности педагогического взаимодействия зависит зачастую, весь процесс образования и воспитания в школе.
Взаимодействие с учениками учитель организует через разрешение педагогических ситуаций, когда перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении педагогу надо уметь принимать точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так.
В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно.
Именно поэтому в свете последних тенденций в области образования, предполагающих, среди прочего, гуманизацию, интернационализацию, информатизацию образовательного процесса, вопрос осуществления эффективного, бесконфликтного взаимодействия между главными участниками данного процесса - учителем и учащимся - является как нельзя более актуальным. В данной работе производится попытка систематизации имеющегося научного материала из областей исследования психологии и педагогики, а также исследование практического аспекта проблемы преодоления конфликтов между педагогом и школьниками.
Анализируя источники, посвященные проблеме возникновения и разрешения конфликтов между учителем и учащимися, мы должны сказать о том, что данная проблематика довольно широко представлена в отечественной научной литературе. В частности, в источниках раскрыты такие вопросы, как сущность и содержание понятия «конфликт» (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов), особенности педагогического конфликта (А.Я. Анцупов, Г.С. Бережная, И.А. Курочкина, С.А. Мустафаева), способы предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций (Н.Н. Бессонова, А.Г. Никандрова, Т.В. Врачинская), практические занятия в области преодоления конфликтов (М.Р. Битянова, М.В. Меткин), психологические характеристики учащихся средней школы (Б.С. Волков, Л.В. Куликов, Д.И. Фельдштейн), способы и методы психологической диагностики поведения личности в конфликте (Н.В. Гришина, В.И. Загвязинский, Л.З. Фатхуллина) и другие.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально изучить причины возникновения и пути решения конфликтов между учителем и учащимися.
Объект исследования - педагогический конфликт между учителем и учащимися.
Предмет исследования - причины возникновения и пути решения конфликтов между учителем и учащимися.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформированы следующие задачи исследования:
1. изучить сущность и содержание понятия «конфликт»;
2. рассмотреть факторы, влияющие на возникновение конфликтов между учителем и учащимися;
3. изучить пути разрешения конфликтов между учителем и учащимися;
4. провести опытно-экспериментальную работу по проблеме возникновения и разрешения конфликтов между учителем и учащимися.
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами была использована следующая совокупность методов исследования:
- теоретические (анализ и синтез по проблеме исследования);
- эмпирические (описание, измерение, две диагностические методики, позволяющие выявить особенности отношений между учителем и учениками);
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ
«Малобугульминская СОШ» Бугульминского муниципального района РТ. В проведенной нами опытно-экспериментальной работе приняли участие учащиеся девятого класса и учитель истории и обществознания указанного учреждения. Общее количество испытуемых составило 25 человек (24 школьника и учитель).
Теоретическая значимость данной работы определяется тем, что содержащиеся в ней сведения, посвященные изучению причин возникновения и путей разрешения конфликтов между педагогами и учащимися в классном коллективе, могут стать основанием для дальнейшего изучения указанной проблематики педагогами, психологами, социологами, антропологами другими специалистами, занимающимися исследованиями в области межличностного и педагогического взаимодействия.
Практическая же значимость исследования состоит в том, что на его основе могут быть подготовлены лекционные или семинарские занятия для студентов высших учебных заведений психолого-педагогической направленности.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Итак, целью проделанной нами работы было теоретическое обоснование и экспериментальное изучение причин возникновения и путей решения конфликтов между учителем и учащимися.
Для реализации данной цели нами были последовательно решены четыре задачи работы. Первой из них стала необходимость изучения сущности и содержания понятия «конфликт».
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу о том, что конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. С точки зрения структуры в конфликте выделяют следующие элементы: участники, объект конфликта, инцидент.
Второй задачей работы стало рассмотрение факторов, влияющих на возникновение конфликтов между учителем и учащимся. Мы показали, что такие факторы могут действовать на различных уровнях: на уровне общей социально-культурной ситуации, сложившейся на территории нашей страны к настоящему времени, на уровне особенностей школы как особой социальной общности, на уровне личности самих участников конфликта.
Третья задача работы предполагала изучение путей разрешения конфликтов между учителем и учащимся. Мы пришли к выводу о том, что в большинстве случаев конфликт между педагогом и школьником проще предотвратить, чем разрешить, а сам процесс управления конфликтами является гораздо более эффективным в том случае, если он
осуществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Основными способами завершения конфликта во взаимодействии педагога и учащегося являются: разрешение,
урегулирование, затухание, устранение, а также перерастание его в другой конфликт. Оптимальной формой завершения противостояния учителя и учащегося является разрешение конфликта.
Наконец, последней задачей исследования стала необходимость провести опытно-экспериментальную работу по проблеме возникновения и разрешения конфликтов между учителем и учащимся.
В результате проделанной нами работы учащиеся изменили свое мнение об учителе, стали считать ее более компетентной в области педагогической коммуникации и психологических особенностей учащихся. У большинства школьников возникла симпатия к учителю как к личности, а действительное взаимодействие учителя и ученика стало более продуктивным и перестало быть источником частых конфликтов.
С другой стороны, и педагог стала больше считаться в своем поведении и высказываниях с учащимися. Это свидетельствует о повышении гибкости учителя в общении с учениками, что становится основанием для уменьшения числа конфликтов со стороны педагога.
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи данной работы были нами решены, а ее цель - достигнута.
С точки зрения перспектив дальнейшего исследования данная работа может быть расширена и дополнена новыми эмпирическими данными, полученными путем применения дополнительных методик исследования. Кроме того, в дальнейшем мы можем провести сравнительный анализ взаимоотношений педагогов и учащихся, осуществленный с привлечением испытуемых различных возрастов.
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. - М. МГППУ, 2006. - 208 с.
2. Андреева Н.Ю. Психология личности: учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки. - Челябинск: ЧИППКРО, 2013. - 308 с. - С. 126 - 131.
3. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.
- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - М.: Эксмо,
2010. - 464 с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ,
2015. - 551 с.
6. Бессонова Н.Н., Никандрова А.Г. Совершенствование управления конфликтами // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2015. - №16. - С. 124 - 128.
7. Бережная Г.С. Функциональный подход к типологии конфликтов в школе // Вестник БФУ им. И. Канта. - 2012. - №11. - С. 28 - 32.
8. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общ.ред. М.Р. Битяновой. - СПб.: «Питер», 2008.
- 304 с.
9. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. - СПб: Питер, 2013. - 224 с.
10. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт! - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. - 186 с.
11. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО,
2014. - 538 с.
12. Волков Б.С. Психология подростка. - СПб.: Питер, 2010. - 160 с.
13. Врачинская Т.В. Теоретические основания типологизации конфликтов в педагогическом взаимодействии // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. - С. 59 - 62.
14. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин - Москва, 2011. - 800 с.
15. Гришина Н.В. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. - М., 2001. - 204 с.
16. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 69с.
17. Емельянов С.М. Практикум по психологии. - СПб: Питер, 2009. - 280 с.
18. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. - М.: Педагогика, 2010. - 344 с.
19. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого
педагогического исследования: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. - М.: Издательский центр
«Академия», 2013. - 208 с.
20. Зубок Ю.А. Конфликты // Знание. Понимание. Умение. Энциклопедия гуманитарных наук. - 2005. - №2. - С. 179 - 182.
21. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М.: Сфера, 2008. - 496с.
22. Козер Л. Враждебность и напряженность в конфликтных отношениях // Хрестоматия по конфликтологии / Сост. А.Б. Зинчина. - Харьков: ХНАГХ, 2008. - 166 с.
23. Козлов В.В., Козлова А.А. Конфликт: участвовать или создавать. М.: Эксмо, 2009. - 300 с.
24. Конфликты в школе: пути предупреждения и преодоления. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=733283 (30.03.2016).
25. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 480 с.
26. Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Педагогическая конфликтология.
- Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2013. - 229 с.
27. Линкольн У.Ф. Переговоры. - СПб.; Рига: Педагогический центр Эксперимент, 1998. - 280 с.
28. Матвеев В.М., Панов А.Н. В мире вежливости. - М.: Просвещение, 1991. - 144с.
29. Меткин М.В. Теоретические и практические аспекты разрешения конфликтов. - СПб: СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2009.
- 392 с.
30. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. - Челябинск: Изд-во ЧГУ,
2011. - С. 140 - 146.
31. Мустафаева С.А. Педагогические конфликты: причины и пути их разрешения // Экспресс-опыт. - № 1. - 2000. - С. 35 - 39.
32. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2011. - 456с.
33. фон Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. - М.: Книга по требованию, 2012. - 707 с.
34. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов. - М.: Московский психологосоциальный институт, 2014. - 288 с.
35. Психологические особенности разрешения «горизонтальных» конфликтов в коллективе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=702379 (30.03.2016).
36. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, 1988. - 256 с.
37. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
38. Селиванова Е.А. Роль учителя в возникновении и разрешении педагогических конфликтов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - № 3. - С. 34 - 39.
39. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека. - М.: Мнемозина,
2012. - 416 с.
40. Смирнова А.Е. Социально-психологические детерминанты межэтнических отношений в подростковой группе. - дис. ... канд. псих. наук. - Ярославль, 2007. - 234 с.
41. Смирнова А.Е. Этносоциальная модель общества и личности в подростковых группах. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 204 с.
42. Технология предупреждения и разрешения межличностных конфликтов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=472860 (30.03.2016).
43. Фатхуллина Л.З., Ярцева Д.С. Теоретико-методологические методы предупреждения конфликтов в школьной среде // Вестник
Казанского технологического университета. - 2013. - № 15. - С. 270 - 276.
44. Федеральные государственные образовательные стандарты.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/документы/336, свободный.
45. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. / Д.И. Фельдштейн - М.: Просвещение, 2007. - 256 с.
46. Чайка Р.П. Деятельность субъектов образования по профилактике и разрешению конфликтов между учителями и учащимися в средней школе. - дис. ... канд. псих. наук. - Тверь, 2001. - 166 с.
47. Черноусова Е.Н. Особенности возникновения конфликтов в муниципальных бюджетных общеобразовательных школах // Г осударственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. - № 15. - С. 128 - 132.