Введение 3
1. Теоретические основы применения специальных налоговых режимов в России
1.1 Сущность и значение специальных налоговых режимов в налоговой системе
1.2 Сравнительная характеристика специальных налоговых режимов 14
1.3 Зарубежный опыт применения специальных налоговых режимов 20
2. Практика применения специальных налоговых режимов в России 28
2.1 Анализ специальных налоговых режимов, применяемых организациями и
индивидуальными предпринимателями на современном этапе
2.2 Проблемы применения специальных налоговых режимов в России 40
3. Совершенствование применения специальных налоговых режимов в России
3.1 Налоговая политика России в отношении специальных налоговых
режимов в среднесрочной перспективе
3.2 Значение специальных налоговых режимов при налогообложении
самозанятого населения
Заключение 67
Список использованных источников
Специальный налоговый режим - это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в порядке, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. Современное налоговое законодательство предусматривает пять специальных налоговых режимов: система налогообложения для сельскохозяйственных производителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции и патентная система налогообложения.
В настоящее время специальные налоговые режимы предусматривают ряд преимуществ для своих налогоплательщиков. Большинство специальных режимов предполагают замену уплаты основных налогов одним налогом, в результате чего уровень налоговой нагрузки по сравнению с общим режимом снижается. Кроме этого, упрощение бухгалтерского и налогового учета является одним из аргументов в пользу перехода на спецрежим.
С помощью специальных налоговых режимов возможно привлечение инвестиций в определенные отрасли промышленности, упрощение системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков и применение специальных методов исчисления налогов. При использовании специальных налоговых режимов налогоплательщику предоставляется возможность замены ряда обязательных для него налогов на единый платеж. Налогоплательщикам такая замена во многих случаях облегчает положение, а государству - позволяет добиться совмещения фискального эффекта от функционирования налоговой системы с регулирующим эффектом. Вместе с тем необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, регулирующее специальные режимы налогообложения содержит неточности, препятствующих обеспечению субъектов предпринимательства должными гарантиями и, соответственно, стабильными условиями осуществления деятельности.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время с помощью специальных налоговых режимов государство пытается стимулировать развитие малого бизнеса и его вовлеченность в легальный экономический оборот.
Целью исследования является анализ проблем применения специальных налоговых режимом в России, а также выявление перспектив их развития на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и значение специальных налоговых режимов.
2. Дать сравнительную характеристику специальных налоговых режимов.
3. Изучить зарубежный опыт применения специальных налоговых режимов, для выявления возможностей его использования в РФ.
4. Провести анализ специальных налоговых режимов, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями на современном этапе.
5. Исследовать проблемы применения специальных налоговых режимов.
6. Выявить пути совершенствования применения специальных налоговых режимов в России.
Объектом исследования являются специальные налоговые режимы.
Предметом исследования является условия и порядок применения специальных налоговых режимов в России.
Нормативную базу исследования составили нормы отечественного законодательства, в первую очередь, нормы Налогового кодекса, а также иных федеральных законов и подзаконных нормативных актов.
Теоретической базой исследования выступают учебные пособия таких авторов как: И.М. Александрова, М.Р. Бобоева, Г.А. Волковой, Л.И. Гончаренко, Н.Г. Ивановой, О.В. Качура, В.Г. Князевой, М.В. Лычагина, Н.В. Милякова, Л.П. Окуневой, А.В. Перова.
Практическая значимость исследования заключается в том, что несмотря на свою важность, актуальность и значительный объем работ, посвященных налоговой проблематике, необходимо признать, что не все проблемы в части исследования специальных налоговых режимов решены. Данное исследование ориентировано на выработку системы фундаментальных положений о специальных налоговых режимах, которые слабо подвержены изменениям, регулярно вносимым в законодательство, регулирующее порядок их применения. Оно представляет собой опыт теоретического анализа практически не изученных на данном уровне явлений. Полученные в рамках данного исследования результаты могут иметь определенное прикладное значение, прежде всего, их можно задействовать в учебном процессе. Отдельные идеи, предложенные в настоящем исследовании, могут принести пользу при проведении сравнительного анализа тех условий, в которые ставит налогоплательщика применение специальных налоговых режимов.
Для изучения применения специальных налоговых режимов в России использовались следующие методы исследования: общенаучный метод, системный метод, кроме того, в исследовании использовались сравнительно-правовые подходы и иные широко применяемые в гуманитарных науках.
В соответствии с целью, задачами, а также изучение имеющейся научной литературы построена структура работы, которая состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка использованных источников.
В ходе проделанного исследования, можно сделать следующие выводы. Специальный налоговый режим - это основанная на принципах законности, экономической обоснованности, избирательности система мер налогового регулирования, предусматривающая замену для налогоплательщиков нескольких видов налогов одним или освобождение от обязанности уплачивать отдельные налоги. Специальный налоговый режим создается для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности и не всегда носит льготный характер. Центральным звеном специального налогового режима является единый налог.
Возможность установления специальных режимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:
- переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика;
- основополагающие моменты каждого их них регламентируются Налоговым кодексом Российской Федерации;
- каждому специальному режиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ;
- в отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором специальный режим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по специальному налогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом те платежи, с которыми специальный режим не связан, необходимо продолжать уплачивать по установленным Налоговым кодексом РФ правилам.
В соответствии со п. 2 ст. 18 НК РФ, существует пять специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы применяются для решения проблем, связанных с созданием более благоприятного налогового климата для тех или иных организаций или индивидуальных предпринимателей. Существующие виды специальных налоговых режимов при большом количестве различий между собой имеют ряд общих черт.
При этом они разбиваются на следующие группы по:
- масштабам деятельности лиц, применяющих эти режимы: ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН предназначены для малых предприятий, а СРП могут применять только полноценные налогоплательщики;
- кругу налогоплательщиков: ЕСХН, УСН и ЕНВД доступны как организациям, так и индивидуальным предпринимателям. СРП можно применять только организациям, а ПСН - только индивидуальным предпринимателям;
- объекту применения: ЕСХН, ЕНВД, СРП и ПСН возможны только при определенных видах деятельности, а УСН - при большинстве;
- совместимости друг с другом и ОСНО: СРП не совмещается ни с каким из режимов. ОСНО, ЕСХН и УСН совмещать друг с другом нельзя, но можно применять вместе с ЕНВД или ПСН. При этом ЕНВД и ПСН также совместимы.
Говоря о специфических особенностях специальных налоговых режимов как мер налогового регулирования, нельзя не отметить позитивные и негативные последствия их использования. Позитивное влияние специальных налоговых режимов на экономику характеризуется несколькими факторами: снижение налоговой нагрузки на приоритетные сферы, повышение собираемости налогов в сферах применения специальных налоговых режимов, сокращение теневого оборота, упрощение процедуры налогового администрирования и т.д. Негативные последствия применения специальных налоговых режимов могут быть охарактеризованы такими факторами как: разукрупнение организаций, создание новых схем уклонения от уплаты налогов с использованием специальных налоговых режимов, снижение поступлений ЕСН и налога на прибыль в бюджет, подмена видов деятельности более выгодными видами для предпринимателей.
Субъекты малого предпринимательства, применяющие общий режим налогообложения, дают основную доходную составляющую в бюджете государства. По структурным и объемным параметрам специальных налоговых режимов, установлено явное доминирование УСН, ЕНВД и ЕСХН. В работе были исследованы проблемы, связанные именно с функционированием этих специальных налоговых режимов в Российской Федерации:
1. Упрощенная система налогообложения (УСН). Использование упрощенной системы может привести к снижению доходов предприятия. Проблема состоит в том, что сторонние организации в результате сделок с предприятиями, работающими по УСН, теряют возможность получить налоговый вычет по НДС по приобретенным товарам и услугам. Поэтому на практике компании - плательщики НДС отказываются заключать сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. Также проблемой применения УСН является то, что согласно п. 6 ст. 346.18 налогоплательщик, применяющий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, на практике стремится увеличить свои расходы максимально (до 93%) и уплачивает минимальный налог, установленный законодательством в размере 1% от полученных доходов, что влияет на поступление платежей в бюджет.
2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Данный режим налогообложения устанавливает экономически необоснованный размер базового дохода, не учитывающий географическую и отраслевую специфику деятельности предприятия малого бизнеса. Это вынуждает предпринимателей искусственно занижать показатели количества занятых и выплачивать «серую» заработную плату. С 1 января 2021 г. планируется упразднить данную систему налогообложения из-за существенных недостатков.
3. Система налогообложения для сельскохозяйственных предприятий (ЕСХН). При переходе на ЕСХН главным барьером является то, что обязательная доля реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% объема общей выручки. Если в конце года эта доля уменьшается, то налогоплательщик лишается права на применение льготного режима с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения. Предприятия, использующие ЕСХН, не имеют права предъявлять НДС к вычету из бюджета. Поскольку НДС входит в цену товара, компании, применяющие ЕСНХ, автоматически платят его своим поставщикам, тогда как по закону они освобождаются от уплаты НДС. Данные выплаты увеличивают издержки.
На сегодняшний день, малый бизнес в России является одним из наиболее незащищенных секторов экономики. Сегодня в России малое и среднее предпринимательство обеспечивает меньше 20% процентов ВВП, тогда как в развитых Европейских странах этот показатель составляет 50-70%. Ежегодный прирост налоговых поступлений от спецрежимов на 5-10% объясняется, по мнению экспертов, не увеличением количества предпринимателей, применяющих эти режимы, а улучшением налогового администрирования.
Развитие малого и среднего предпринимательства - известная заявленная цель как в Российской Федерации, так и во многих других странах. Однако его развитие всегда связано с гораздо более высокими рисками для компании сектора в силу ограниченности ресурсов, сложностей работы с крупными контрагентами. Поэтому государства мира используют различные меры поддержания развивающегося малого и среднего бизнеса, среди которых, особенно можно выделить специальные налоговые режимы. Специальные налоговые режимы в целом эффективны, однако они нуждаются в доработке с целью улучшения климата для развития малого и среднего предпринимательства в стране. Среди прочих, необходимо реализовать следующие меры:
- расширить право региональных органов власти по применению «налоговых каникул» в отношении юридических лиц, впервые применяющих специальные налоговые режимы;
- в долгосрочной перспективе нецелесообразно отказываться от системы налогообложения в виде ЕНВД, так как он особенно популярен среди субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей;
- предоставить право малым предприятиям, применяющим специальные налоговые режимы, в добровольном порядке становиться плательщиками НДС с целью встраивания в производственные цепочки крупного бизнеса и кластерных образований;
- введение патентов для самозанятых лиц. Предполагается, что это выведет из тени 5,6 млн. из 11,3 млн. микробизнесов. В перспективе из мелких предпринимателей могут вырасти средние или даже крупные бизнесмены .
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 1998. - Ст. 3824.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
3. Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (ред. от 05.04.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1996.
- № 1. - Ст. 18.
4. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник / И.М. Александров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: «Дашков и К», 2014. - 415 с.
5. Барулин С.В., Жирова Г. В. Специальные налоговые режимы: теоретические и организационные основы // Финансы. - 2015. - № 10. - С. 12.
6. Бобоев М.Р. Налоговые системы зарубежных стран: Учеб. пособие / М.Р. Бобоев, Н.Н. Тютюрюков. - М.: Гелиос АРВ, 2014. - 169 с.
7. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учебник / А.В. Брызгалин.
- М.: Аналитика-пресс, 2014. - 608 с.
8. Волкова Г.А. Налоги и налогообложение: Учебник / Г.А. Волкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 512 с.
9. Гончаренко Л.И. Налогообложение: Учебник / Л.И. Гончаренко. - М.: Инфра-М, 2014. - 238 с.
10. Горина Г.А. Специальные налоговые режимы: Учеб. пособие / Г.А. Горина, М.Е. Косов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 127 с.
11. Грудцына Л.Ю. Упрощенная система налогообложения в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Л.Ю. Грудцына. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 256 с.
12. Дрожжина И.А., Маслов Б.Г. Специальные налоговые режимы: Учебник / И.А. Дрожжина. - М.: Дело и Сервис, 2015. - 288 с.
13. Дьячкина Л.А. Анализ практики налогообложения малого бизнеса в России и за рубежом // Все для бухгалтера. - 2017. - № 4. - С. 10-15.
14. Иванова Н.Г. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Н.Г. Иванова. - СПб: Питер, 2014. - 236 с.
15. Качур О.В. Налоги и налогообложение: Учебник / О.В. Качур. - М.: Наука, 2015. - 366 с.
16. Киреенко А.П., Климова М.О. Самозанятость населения и теневой рынок труда в России // Проблемы экономики. - 2015. - № 3. - С. 5-10.
17. Князева В.Г. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник / В.Г. Князева. - М.: Закон и право, 2014. - 289 с.
18. Корень А.В. Механизмы и направления налогового планирования в малом бизнесе / А.В. Корень, Р.И. Лещенко // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3. - С. 3-6.
19. Косолапов А.И. Специальные налоговые режимы: Учеб. пособие / А.И. Косолапов. - М.: Инфра-М, 2015. - 204 с.
20. Леликова Н.А. Оценка тенденций применения специальных налоговых режимов в России / Н.А. Леликова, Е.В. Конвисарова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 1. - С. 6-8.
21. Липатова И.В., Дудко М.А. Налоговая оптимизация в современных условиях // Высшая школа. - 2016. - № 1. - С. 14-16.
22. Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы: Практич. руководство / Ю.А. Лукаш. - М.: РОСБУХ, 2015. - 432 с.
23. Лукаш Ю.А. Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия / Ю.А. Лукаш. - М.: Книжный мир, 2014. - 198 с.
24. Лукашевич А.Б. Упрощенная система налогообложения: преимущества и недостатки / А.Б. Лукашевич // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 12. - С. 10-12.
25. Лычагин М.В., Леонтьев А.П. Налоги / М.В. Лычагин // Налоги и экономика. - 2016. - № 6. - С. 73-76.
26. Мамбеталиев Н.Т. Налогообложение / Н.Т. Мамбеталиев // Налоговый вестник. - 2015. - № 4. - С. 19-20.
27. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Практикум / Н.В. Миляков. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 258 с.
28. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: Учебник / Л.П. Окунева. - М.: Финстатинформ, 2015. - 198 с.
29. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / А.В. Перов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2015. - 720 с.
30. Полежайкина К.С., Королева Л.П. Налоговые льготы - эффективный инструмент регулирования экономики / К.С. Полежайкина // Экономика и социум. - 2016. - № 2. - С. 5-8.
31. Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Г.Б. Поляк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 415 с.
32. Романовский М.В. Налоги и налогообложение: Учебник / М.В. Романовский. - 5-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2015. - 496 с.
33. Самсонова И.А. Налоговая грамотность населения как способ защиты финансовых интересов граждан / И.А. Самсонова, Е.Н. Смольянинова // Вестник государственного университета. - 2016. - № 5. - С. 82-88.
34. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: Учебник / О.В. Скворцов. - М.: Экономистъ, 2015. - 255 с.
35. Смирнова Е. П. Особенности применения специальных налоговых режимов // Бухгалтерский учет и налоги. - 2017. - № 1. - С. 3-8.
36. Толкушкин А.В. История налогов в России: Учебник / А.В. Толкушкин. - М.: Наука, 2016. - 198 с.
37. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 2015. - 312 с.
38. Черник Д.Г. Налоги: Учеб. пособие / Д.Г. Черник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 732 с.
39. Чие Е.Э. Анализ направлений эффективного использования упрощенной системы налогообложения / Е.Э. Чие, А.В. Корень // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 5. - С. 6.
40. Шацило Г. В. Проблемы исчисления единого налога по специальным налоговым режимам и пути их решения // Налоги и закон. - 2016. - № 8. - С. 5-10.
41. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник / Т.Ф. Юткина. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 268 с.
42. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nalog.ru.
43. Федеральная служба государственной статистики [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:www.gks.ru.