Введение
Теоретические основы стратегического развития индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон
1.1 Содержание основных понятий и исторические аспекты становления индустриальных парков и особых экономических зон
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности индустриальных парков и особых экономических зон
1.3 Оценка эффективности стратегического развития индустриальных парков и особых экономических зон
2. Анализ и оценка международного и отечественного опыта стратегического территориального планирования индустриальных (промышленных) парков и ОЭЗ
2.1 Зарубежный опыт стратегического территориального планирования индустриальных (промышленных) парков и ОЭЗ
2.1 Зарубежный опыт стратегического территориального планирования индустриальных (промышленных) парков и ОЭЗ
2.2. Отечественный опыт стратегическом территориальном планировании индустриальных (промышленных) парков и ОЭЗ
2.3. Опыт Республики Татарстан в стратегическом территориальном планировании индустриальных (промышленных) парков и ОЭЗ
3. Совершенствование направлений развития индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон в системе стратегического территориального планирования на основе финансовой модели проекта-потенциального резидента(на примере Республики Татарстан)
3.1. Финансовая модель оценки показателей эффективности проектов - потенциальных резидентов индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон
3.2. Разработка рекомендаций и предложений по развитию индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон на основе сценарного моделирования показателей эффективности проектов-
потенциальных резидентов(на примере Республики Татарстан)
Заключение
Стратегическое планирование функционирования особых экономических зон и индустриальных (промышленных) парков представляет собой сложную, многофункциональную задачу. Не только потому, что результаты деятельности настолько важны, но и потому, что стратегические цели и задачи необходимо рационально подразделить на тактические приоритеты.
Согласно статистическим данным, уже более 35% компаний в России не приносят прибыль и являются убыточными. Представляется, что для исправления подобной ситуации необходима разработка и грамотная реализация программ стратегического развития, особенно в долгосрочной перспективе.
Несмотря на негативные экономические прогнозы конца прошлого года, промышленность в России продолжает развиваться, в том числе и в виде особых экономических зон (далее-ОЭЗ) и индустриальных парков. За первые четыре месяца 2017 г. в России инициировано создание более 10 промышленных парков, появилось 7 новых резидентов. Также в индустриальных (промышленных) парках с начала года открыт ряд производств, часть из которых является уникальными для нашей страны.
Формат индустриальных парков в России становится все более популярным. С 2013 года общее число таких парков в России выросло на 50%. В настоящее время технопарки общей площадью ориентировочно 250 тысяч квадратных метров действуют в 6 регионах РФ: Нижегородской, Кемеровской, Новосибирской, Тюменской областях, Республике Татарстан и Республике Мордовия.
На сегодняшний день актуальным вопросом является разработка рекомендаций и предложений по развитию индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон.
Актуальность темы диссертационного исследования подтверждается тем, что в настоящее время целью государственной промышленной политики, определенной на федеральном уровне, является формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных производств, обеспечивающих переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному, а также обеспечение обороны страны и безопасности государства, занятости населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации.
Для реализации стратегии развития импортозамещающих отраслей и инновационного развития экономики в целом, Правительством Российской Феде¬рации, начиная с 2005 года, осуществляется непосредственное участие в создании институциональных условий, необходимых для привлечения внебюджетных источников на базе государственно-частного партнерства. В формировании соответствующей институциональной среды заметное место занимает организация различных территорий развития. Активную роль в этом отношении играют особые экономические зоны, нормативно-правовой статус которых создает благоприятные условия для реализации перспективных инвестиционных проектов, предоставляя резидентам значительные конкурентные преимущества при ведении экономической деятельности.
Преференции особых экономических зон оказывают существенное влияние на формирование ключевых показателей инвестиционного проекта - на всех фазах проектного цикла (от прединвестиционной до эксплуатационной). Важное значение такие территории приобретают при решении задачи стимулирования деловой активности в целевых секторах экономики, позволяя преодолеть барьеры входа и создавая ключевые компетенции с привлечением зарубежных технологий. Особую актуальность приобретает подобная задача в
условиях финансового кризиса, который существенно ограничивает инвестиционные возможности бизнеса.
Создание особых экономических зон и индустриальных парков в регионе позволяет вовлечь в хозяйственный оборот некоторые незагруженные объекты промышленной и инновационной инфраструктуры, задействовать научный и образовательный потенциал, в том числе и соседних регионов, - этим и объясняется актуальность выбранной темы.
Степень разработанности темы. Теоретические основы индустриальных промышленных парков и ОЭЗ изучали такие ученые, как Ю.С. Артамонов, И.П. Барабанов, О.Н. Беленов, Р.И. Зименков, В.П. Кузнецов, М.О. Подпругин, Т.Ю. Смольянинова и др.
Анализ отечественного и зарубежного опыта в стратегическом территориальном планировании промышленных парков и ОЭЗ исследовали такие уче¬ные, как А.В. Волков, М.С. Прозоров, М.А. Фурщик, А.В. Шутова и др.
Подходы и методы оценки эффективности функционирования особых экономических зон рассматриваются в трудах Е.Е. Агафонова, М.А. Гусакова, Ю.Л. Есина, Л.Г. Иогман, В.Н. Круглова, Л.С. Леонтьевой и др.
Тем не менее, неисследованными остаются вопросы, включающие в себя модель оценки показателей эффективности проектов - потенциальных резидентов индустриальных (промышленных) парков и ОЭЗ, а также разработка, в ходе такой оценки, рекомендаций и предложений по развитию индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон.
Таким образом, отдавая должное вышеназванным авторам, следует отметить, что с появлением новых форматов территорий развития и расширением мер государственной поддержки уровень этих исследований, к сожалению, не в полной мере соответствует задачам нынешнего этапа. Современные экономические условия требуют нового осмысления зарубежного опыта развития таких территорий и выработки рекомендаций по их использованию с учетом современных тенденций социально-экономического развития и существующей нормативно-правовой базы.
Цель диссертационного исследования - разработка предложений и рекомендаций по развитию индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон в системе стратегического территориального планирования на основе финансового моделирования показателей эффективности проектов - потенциальных резидентов территорий развития.
Для выполнения поставленной цели требуется решить такие задачи:
-систематизировать основные понятия и исторические аспекты становления индустриальных парков и особых экономических зон;
-изучить нормативно-правовое регулирование деятельности
индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон;
-систематизировать методы оценки эффективности стратегического развития индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон;
-выявить основные этапы зарубежного опыта стратегического территориального планирования индустриальных парков (промышленных) и особых экономических зон;
-выявить основные этапы отечественного опыта стратегического территориального планирования индустриальных (промышленных) парков
-проанализировать опыт Республики Татарстан в стратегическом территориальном планировании индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон;
- разработать финансовую модель оценки показателей эффективности проектов - потенциальных резидентов индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон;
- разработать рекомендаций и предложения по развитию
индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон на основе сценарного моделирования показателей эффективности проектов- потенциальных резидентов (на примере Республики Татарстан).
Объект исследования - индустриальные (промышленные) парки и особые экономические зоны.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в результате деятельности индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон на примере Республики Татарстан.
Научная новизна работы заключается в:
1) Разработке финансовой модели проекта - потенциального резидента индустриального (промышленного) парка и особой экономической зоны;
2) Разработке рекомендаций и предложений по развитию индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон на основе сценарного моделирования показателей проектов - потенциальных резидентов.
Теоретической и методической основой для написания диссертации по-служили исследования теоретиков и практиков в области экономических наук, менеджмента.
Информационной базой данной для написания данной выпускной квалификационной работы послужили: нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан, других стран, научные публикации, статьи в периодической печати, официальные сайты федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации, аналитически отчеты о деятельности АО ПИТ ОЭЗ «Алабуга», аналитические отчёты о деятельности индустриальных парков в Ресупблике татарстан, отчеты о результатах функционирования особых экономических зон.
Теоретическая и практическая значимость. Основные положения, выводы и рекомендации, полученные по результатам проведенного исследования, могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, бизнес-сообществами, научно-исследовательскими институтами и организациями при разработке мероприятий по совершенствованию экономической, институциональной и правовой базы функционирования различных территорий развития, уточнении правового статуса резидентов таких территорий в части разработки и обоснования состава мер их государственной поддержки, а также могут быть использованы инвесторами при принятии обоснованного решения в части оптимального выбора организационных форм и мест размещения предприятий и оценке эффективности реализации инвестиционного проекта с учетом особенностей той или иной территории развития.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейших научных исследований, а также в учебном процессе при разработке курсов по дисциплинам «Государственное регулирование национальной экономики», «Региональная экономика и управление», «Управление проектами регионального развития», «Стратегическое планирование», «Иностранные инвестиции», «Предпринимательская деятельность», «Анализ эффективности инвестиционных проектов», «Методология проектной деятельности» и др.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций и предложений по развитию индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон.
В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы: экономический, моногрaфичеcкий, рacчетный, сравнительный метод, описательный, метод анализа, графический метод, Swot-анализ, метод финансового моделирования.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В заключение проведенного исследования можно сформулировать сле-дующие выводы.
В качестве инструментов функционального зонирования и территориаль¬ного развития в настоящее время на федеральном уровне осуществляется орга¬низация различных форм территорий развития - особых экономических зон, индустриальных (промышленных) парков, территорий опережающего социаль¬но-экономического развития - как форм особой государственной поддержки формирования новых кластеров производств. Каждая форма оказывает поддер¬живающее влияние на осуществление тех или иных видов деятельности по¬средством предоставления либо готовой инфраструктуры, либо налоговых льгот, либо режима свободной таможенной зоны, либо и того, и другого, либо снижения арендной ставки. Так или иначе, формирование благоприятных условий для ведения хозяйственной деятельности оказывает существенное вли¬яние на формирование инвестиционной привлекательности территории регио¬на-базирования и способствует развитию конкурентоспособных производств, использующих новые технологии.
В результате теоретического анализа, проведенного в первой главе иссле¬дования, выявлены следующие понятия:
Особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны
Территория опережающего развития - это часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осу-ществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций и обеспечения ускорен¬ного социально-экономического развития
Индустриальный парк - это территория, на которой ведется деятельность по предоставлению в аренду и (или) продаже в собственность объектов про¬мышленной инфраструктуры парка и их частей, включая земельные участки, входящие в состав территории парка, а также по обеспечению объектов инду¬стриального парка водоснабжением, водоотведением, теплоснабжением и т.д. в целях обеспечения промышленного производства резидентов.
Как показал сравнительный анализ условий и особенностей различных форматов территорий развития, понятие особых экономических зон следует от¬личать от понятий индустриальных (промышленных) парков, кластеров и тер¬риторий опережающего социально-экономического развития. Относительно целей создания, характера собственности, ограничений на определенные виды деятельности, условий размещения и т.д. наиболее близкими понятиями явля¬ются особая экономическая зона и территория опережающего развития, и раз¬ными - особая экономическая зона и индустриальный парк.
На основе теоретического обоснования влияния налоговых и иных льгот, предоставляемых резидентам различных форматов территорий развития, нами были выделены и обоснованы показатели, на которые непосредственно оказы¬вается влияние и которые можно условно подразделить на 4 группы: себестои¬мость и прибыль от продаж, себестоимость и чистая прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Распространение влияния на все группы расходов, формирующих финансовые результаты предприятия на протяжении всей реализации инвестиционного проекта, обеспечивает резидентов таких тер¬риторий конкурентными преимуществами в части снижения тех или иных ви¬дов затрат, играющих важную роль в реализации того или иного инвестицион-ного проекта. В связи с чем, экономические условия особых экономических зон и территорий опережающего развития делают их одними из наиболее благо¬приятных для реализации экспортоориентированных и импортозамещающих проектов.
В результате сравнительного анализа мирового и отечественного опыта организации различных форматов территорий развития, в частности особых экономических зон, проведенного во второй главе исследования, автором были выявлены системные особенности подходов к организации различных террито¬рий развития на примере особых экономических зон Западной Европы (на при¬мере Франции) и Восточной Азии (на примере Китайской Народной Республи¬ки и Малайзии). Основные положения и выводы второй главы могут быть ис¬пользованы органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации при разработке мероприятий по совершенствованию экономиче¬ской, институциональной и правовой базы функционирования российских тер¬риторий развития. Особенностью западноевропейской модели организации «полюсов конкурентоспособности» является функциональный подход, который выражен в применении преференциального режима не на определенной терри¬тории, а к определенному виду экономической деятельности независимо от ме-стоположения предприятия, которое этой деятельностью занимается. Это поз-воляет проводить более гибкую политику по отношению к предприятиям, уже осуществляющим деятельность в целевых секторах экономики, которые уже расположили свои производственные объекты на определенной, не льготной территории. Данной модели не свойственен принцип эволюционности и этап- ности в развитии особых экономических зон, поскольку зоны сразу получают свое развитие в поддержку предприятий, действующих в сфере высоких техно¬логий. В то же время все азиатские модели строятся на основе последователь¬ного расширения дифференциации зон, и, напротив, в основе их организации лежит не функциональный, а территориальный подход.
Одними из главных и самых важных отличительных особенностей совре¬менных особых экономических зон, создаваемых на территории Российской Федерации, являются финансирование за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов создания всей инженерной и транспортной инфраструктуры и закрепление на законода¬тельном уровне видов экономической деятельности, на которые направлено предоставление льготного режима. Это позволило учесть ошибки предыдущего этапа и заложить в основу создания новых особых экономических зон осново-полагающие принципы государственно-частного партнерства в целевых отрас¬лях экономики.
Как показал проведенный анализ, за весь период существования в Рос-сийской Федерации наибольшее развитие получили особые экономические зо¬ны промышленно-производственного и технико-внедренческого типа. Однако в длительной перспективе можно ожидать относительное снижение темпов роста количественных показателей особых экономических зон, что связано со следу¬ющими причинами: во-первых, схожесть условий размещения резидентов в особых экономических зонах и на территориях опережающего социально - экономического развития делает их прямыми конкурентами в привлечении ин¬вестиционных ресурсов; во-вторых, негативное влияние на динамику развития территорий способна оказать нестабильная рыночная конъюнктура на мировых рынках и внутренний платежеспособный спрос, а также неблагоприятная внешнеполитическая обстановка, которая существенно снижает инвестицион¬ную привлекательность страны.
Непосредственное влияние на выбор инициатором проекта территории размещения производства оказывает сравнительная оценка ее конкурентных преимуществ в части снижения тех или иных видов затрат, играющих ключе-вую роль в реализации того или иного инвестиционного проекта. С другой сто¬роны, это оказывает влияние на определение эффективных механизмов повы¬шения инвестиционной привлекательности территории в отношении состава мер государственной поддержки ее резидентов.
Для проведения сравнительной оценки конкурентных преимуществ раз-личных территорий развития и анализа влияния их условий размещения на формирование затрат и финансовых результатов в ходе реализации инвестици¬онного проекта в третьей главе нами было предложено использовать финансо¬вую модель оценки эффективности инвестиционного проекта - потенциального резидента такой территории.
В результате разработки финансовой модели оценки эффективности реа¬лизации инвестиционного проекта, агрегированной по наиболее существенным показателям его реализации, и проведения по ней в третьей главе исследования сценарного моделирования показателей эффектинвости проектов - потенциаль¬ных резидентов на разных территоииях развития, было установлено, что усло¬вия размещения инвестиционного проекта, характерной чертой которого явля¬ется высокая стоимость первоначальных инвестиционных затрат, на террито¬рии особой экономической зоны являются наиболее эффективными из рассмат¬риваемых условий территорий развития, создаваемых для поддержки их реали¬зации. Одной из основных причин выбора данной площадки может стать не только комплекс существенных налоговых льгот, но и режим свободной тамо¬женной зоны, оказывающий значительное влияние на снижение первоначаль¬ных капитальных затрат.
Достаточно близкие расчетные значения проведенного финансового мо-делирования были получены по сценарию реализации проекта на территориях опережающего социально-экономического развития. В связи с этим, по мнению автора, в стратегической перспективе территории опережающего социально¬экономического развития способны стать весьма эффективным инструментом повышения инвестиционной привлекательности регионов, преимуществом ко¬торого является региональный уровень принятия управленческих решений. Уже на данном этапе частные инвестиции в территорию социально - окономического развития дают меньшую величину налоговых выплат резиден¬том.
Как показало ранжирование результатов финансового моделирования условия размещения в рамках той или иной территории развития располагают¬ся в порядке уменьшения ключевых показателей эффективности реализации инвестиционного проекта в следующей последовательности: особая экономи¬ческая зона, территория опережающего социально-экономического развития, индустриальный (промышленный) парк.
Разработанная в третьей главе исследования финансовая модель может быть использована инвесторами при принятии обоснованного решения в части оптимального выбора организационных форм и мест размещения предприятий и оценки эффективности реализации инвестиционного проекта с учетом осо¬бенностей той или иной территории развития. Как показал проведенный анализ, основными элементами финансовой модели, на которые следует обратить вни¬мание являются: определение сумм инвестиционных издержек; расчет процен¬тов и составление графика погашения кредита; определение сумм операцион¬ных затрат, в том числе налоговых платежей, по годам реализации проекта ; расчет финансовых результатов по годам реализации проекта и расчет чистой приведенной стоимости проекта и сроков его окупаемости.
В результате проведённого исследования автором были выявлены следу¬ющие рекмендации по развитию индустриальных (промышленных) парков и особых экономических зон в системе стратегического территориального плани¬рования:
Рекомендации по стратегическому территориальному планированию и размещению предприятий:
1) Если инвестиционный проект - это капиталоёмкое (от 120 000 тыс. руб.) производство, деятельность которого связана с внешними закуп¬ками (экспортом), то рекомендуется размещать его на территрии осо¬бой экономической зоны, так как, помимо остальных налоговых льгот, здесь предполагается освобождение от налоговых пошлин и НДС.
2) Если инвестиционный проект предполагает среднее инвестирование (от 50 000 тыс. руб.) и является трукдоёмким, то целесообразно раз-мещение его на территории социально-экономического развития, так как здесь сокращены налоговые выплаты в фонд социального страхо- вани до 7,6%, что позволит значительно сократить затраты.
3) Размещение на территории индустриального парка, в частности, на территории КИП «Мастера» целесообразно для проектов машиностро¬ительной отрасли для создания эффекта синергии с головным пред¬приятием и получения заказов от него, так же индустриальные парки следует рассматривать инвесторам, которые планируют арендовать площади, арендная ставка здесь снижена до 100 руб/кв2.
4) Если политика государства направлена на привлечение крупных ино¬странных инвестиций (от 120 000 тыс. руб.), то целесообразно инвестиро¬вать государственные средства в особые экономичекие зоны; чтобы при¬влечь крупные иностранные предприятия особая экономическая зона должна быть конкурентоспособной среди всех мировых площадок схоже¬го типа, её инфраструктура должна быть максимально развититой, а для этого нужны средства.
5) Если политика государства направлена на развитие предприятий средней промышленности и услуг, как зарубежных, так и отечественных без при¬вязки к определённым отраслям, и на получение максимальных налого¬вых выплат в бюджет, то целесообразно вложение инвестиций в инду¬стриальные парки, так же индустриальные парки интересны для развития отечественной промышленности, для развития среднего и малого пред-принимательства.
Итогом исследования явилась оценка эффективности территторий развития, которая показала, что территория развития эффективны на данном этапе, как сред¬ство привлечения частныхвложений (1 руб. государтвенных инвестиций в ОЭЗ «Алабуга» равен 3,89 рубля частных инвестиций, а 1 руб. государственных ин¬вестиций в КИП «Мастер» = 4,72 рубля частных). К 2023 году рассматриваемые территории развития выйдут на эффективную деятельность по показателю увеле- чения бюджета благодаря налоговым выплатам резидентами (1 руб. государствен¬ных инвестиций в ОЭЗ «Алабуга» к 2023 году будет равен 1,9 рублей налого¬вых выплат резидентами этой территрии, 1 рубль государтвеных инвестиций в КИП «Мастер» станет равным 1,6 рублей налоговых выплат).
Таким образом, при правильной стратегии развития, индустриальные ( промышленные) парки и особые экономические зоны являются перспектив-ными для государтва, зарубежный опыт является прямым тому доказатель-ством.