Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование специфики Я концепции детей с умственной отсталостью 6
1.1. Я концепция и уровень притязаний в структуре личности умственно отсталого ребенка 6
1.2. Особенности формирования Я концепции младших
школьников 18
1.3. Специфика Я концепции у школьников младшего возраста с
умственной отсталостью 26
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Эмпирическое исследование Я концепции детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 32
2.1. Организация, этапы, методы исследования Я концепции детей младшего
школьного возраста с умственной отсталостью 32
2.2. Результаты исследования специфики Я концепции детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и их
интерпретация 34
2.3 Рекомендации по формированию и коррекции Я концепции у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 45
Выводы по главе 2 49
Заключение 51
Актуальность исследования: Характер поведения человека в социуме во многом определяется содержанием и структурой Я концепции. Данные компоненты влияют на его стремление адекватно взаимодействовать с социумом. Условия где нарушается взаимодействие с обществом, условия социальной депривации мешают полноценному формированию Я концепции. Дети имеющие умственную отсталость, в результате специфики их развития вынуждено пребывают в условиях депривации, где имеет место не только нарушение процесса обращения к общественной среде, но и процесса переработки приобретенной от нее обратной взаимосвязи, что конечно же отражается на формировании самосознания.
Вопрос психологического исследования Я концепции в особенности актуален в отношении тех интеллектуально отсталых лиц, ступень интеллектуального понижения у которых мала, поскольку сообразно собственным способностям они имеют все шансы существовать и довольно успешно адаптироваться в социуме при условии адекватного психолого-педагогического сопровождения.
Мало разработанным остается вопрос создания диагностического инструментария для изучения Я концепции при интеллектуальных нарушениях, а также описания состояния образа Я и предпосылок к его становлению у лиц с легкой степенью умственной отсталости на различных возрастных этапах: от младшего школьного возраста до юношеского.
Цель исследования: охарактеризовать процесс становления Я концепции умственно отсталых лиц младшего школьного возраста.
Объект исследования: Я концепция умственно отсталых лиц на этапе младшего школьного возраста.
Предмет исследования: структурно-содержательные составляющие Я концепции умственно отсталых лиц.
Задачи исследования:
1) Проведение исследования по изучению образа Я у подростков с нормальным психическим развитием и подростков с умственной отсталостью.
2) Анализ особенностей образа Я подростков с умственной отсталостью.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что при легкой степени умственной отсталости Я-концепция имеет особенности, связанные с интеллектуальными возможностями лиц с нарушением интеллекта, а также возникновение асоциальных тенденций поведения у лиц с умственной отсталостью связано с особенностями Я-концепции и устойчивостью поведенческих ориентаций.
Методологической основой исследования явились положения трудов Л. С. Выготского, В.И. Лубовского, Г.Я. Трошина, Т.А. Власовой, Ж.И. Шиф о единстве закономерностей нормального и аномального развития, Р.Бернса о Я-концепции как совокупности установок субъекта, направленных на себя, В.Н. Мясищева о системности отношений человека к окружающему миру и самому себе, В.В. Столина об уровневом строении самосознания, С.Л. Рубинштейна о личности как субъекте отношений, П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий;научные исследования в области психологии умственно отсталых лиц (С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петрова, Н.Л. Белопольская, Ч.Б. Кожалиева, И.М. Бгажнокова О.Е. Шаповалова, О.К. Агавелян, И.А. Коробейников и другие).
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогических и учебно-методических научных работ по теме исследования, сбор и анализ анамнестических данных, констатирующий эксперимент, наблюдение за поведением учащихся в процессе эксперимента, применялись методики: методика «Лесенка» В.Г.Щур, методика «Половозрастная идентификация» Н. Л. Белопольской, Методика «Кактус» Л.М. Костиной, метод математического анализа, а именно t - критерий Стьюдента.
Практическая значимость работы: диагностический комплекс может быть применен при психологическом исследовании образа Я у лиц с умственной отсталостью. Обнаруженные особенности формирования Я концепции у лиц с интеллектуальной недостаточностью могут использоваться преподавателями и специалистами по психологии при создании психокоррекционных программ, нацеленных на формирование самосознания и личностной организации лиц с умственной отсталостью. Данная психокоррекционная работа имеет возможность содействовать профилактике происхождения ассоциального, в том числе и
противоправного поведения у подростков с умственной отсталостью.
База исследования:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Казанская школа №61 для детей с ограниченными возможностями здоровья";
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Нижнекамска.
Апробация работы: основные положения и результаты исследования были представлены и обсуждены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета ( Казань, 2017)
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, включающего 39 источников . Общий объем работы составляет страниц машинного текста.
Таким образом, изучение проблемы сформированности Я - коцепции умственно отсталых детей младшего школьного возраста не является процессом завершенным. Данная тема по-прежнему остается актуальной и не до конца изученной.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
В данной работе мы рассмотрели особенности Я-концепии и пришли к выводу, что Я-концепция это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
Знакомство с работами большинства исследователей позволяет однозначно утверждать, что изучение Я концепции очень важно. Образ Я находится в прямой зависимости от комплексного личностного образования, а, следовательно, напрямую связан и с самоотношением личности. Самоотношение, в свою очередь, также по утверждению большинства авторов, вступает в критический, можно сказать решающий, этап своего развития именно в подростковом возрасте. И имеет ряд особенностей у подростков с умственной отсталостью.
В ходе исследования нам удалось подтвердить гипотезу о том, что что при легкой степени умственной отсталости Я-концепция имеет особенности, связанные с интеллектуальными возможностями лиц с нарушением интеллекта, а также возникновение асоциальных тенденций поведения у лиц с умственной отсталостью связано с особенностями Я-концепции и устойчивостью поведенческих ориентаций.
Из проведенного и описанного выше исследования личностных особенностей умственно отсталых детей следует вывод о том, что у всех умственно отсталых детей отсутствует адекватная самооценка. Слабо развита самоидентификация испытуемых, а также наблюдается ведомость, агрессивность в поведении.
Одной из причин недостаточной сформированности самооценки и самоидентификации умственно отсталых школьников является не сформированность интерперсональных оценок, т.е ребенок не умеет оценивать поступки других людей, что затрудняет оценку собственных поступков и способность продумывать свое будущее.
Проведенный анализ исследований зарубежных и отечественных ученых позволил выделить в структуре Я-концепции три ее составляющие: когнитивную, оценочную и поведенческую:
Исследование уровня сформированности оценочного компонента выявило наличие у всех обследуемых детей экспериментальной группы завышенную самооценку. Этот факт может быть связан с тем, что дети с особыми образовательными потребностями обладают слабо развитой рефлексией. С возрастом наблюдается тенденция к более адекватной самооценке. Заметим, что мальчики оказываются более критичнее к себе, чем девочки. Степень притязаний у обеих возрастных групп на высоком уровне, это свидетельствует о некритичном отношении детей к собственным возможностям. Можно отметить, что на высказывания учеников решающее влияние оказывают те оценки, которые им дают родители или учителя, т.е значимые для них взрослые.
Исследование уровня когнитивного компонента Я- концепции позволило сделать вывод о том , что:
Половая идентичность умственно отсталых детей находится в прямой зависимости от уровня интеллектуального развития; чем он выше, тем по большему числу признаков идентифицирует ребенок свой пол и противоположный.
Информированность о своем поле всегда значительно выше, чем о противоположном, независимо от уровня интеллектуального развития.
Представления об отличии полов просматриваются в большинстве случаев в изображении внешнего вида человека (одежда, прическа).
Младшие школьники со сниженным интеллектом обнаруживают слабые представления о своем жизненном пути и смене своих возрастных позиций. Они меньше склонны размышлять о своем будущем. Умственно отсталые дети имеют неадекватную
самоидентификацию, что, несомненно, мешает адаптации к новым жизненным трудностям и формированию правильного поведения в социуме.
Исследование поведенческого компонента позволило сделать следующие выводы. Детям свойственны безынициативность,
несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация, причем не только в учебной, но даже в игровой и трудовой деятельности. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям. Однако дети способны проявлять волевое усилие в тех случаях, когда знают, как надо действовать, и испытывают потребность в этом действии. Тогда из вялых, безынициативных детей они превращаются в настойчивых, безудержных. Такие резкие контрасты в проявлении воли есть результат незрелости личности умственно отсталых школьников. С возрастом поведение меняется, возникают проявления самостоятельного волевого поведения,целенаправленная деятельность.
В подростковом возрасте развитие Я - концепции , формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критичным отношением подростка к своим недостаткам, но умственно отсталые подростки, в силу своих особенностей не могут правильно оценивать собственные действия. «Я» подростка обычно складывается из качеств и достоинств других людей, особо ценных в его глазах. Но так как образцом для подражания у подростка могут быть как взрослые, так и сверстники, поэтому идеальный образ получается противоречивым и в соответствии с этим, поведение детей отличается немотивированными поступками. Дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически, косметика и т. д.). Поэтому важно со стороны педагогов подавать положительный пример для подражания.
Необходимо помочь ребёнку оценить свои действия, деятельность, поступки, свои возможности, качества личности. Наиболее действенным способом является выработка адекватных реакций на успех и неудачу. В основе рекомендаций учителям, воспитателям лежит личностно-ориентированное общение взрослого с ребёнком, при котором упор делается на интерес детей. Необходимо прививать навыки нравственного поведения, снижать уровень агрессии в детском коллективе с помощью организации различных праздников, экскурсий, проводить тематические занятия по профессиональной ориентировке.
Стоит отметить, что в процессе коррекционно-развивающего обучения происходит формирование и работа над всеми тремя компонентами самосознания. Для формирования адекватной самооценки педагогу в младшем школьном возрасте необходимо в игровой форме научить ребенка справляться с этой задачей. Через сказки, мультфильмы, познавательные фильмы, литературные персонажи нужно научить ребенка правильно оценивать их поступки, характер, а затем уже осуществить перенос на себя. В старшем школьном возрасте с упором на интерес детей необходимо прививать навыки нравственного поведения, снижать уровень агрессии в детском коллективе с помощью организации различных праздников, экскурсий, проводить тематические занятия по профессиональной ориентировке.