Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска 15
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «готовность к
работе с детьми группы риска» 15
1.2 Характеристика детей группы риска в контексте психолого-педагогических исследований 29
1.3 Сущность и особенности формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска 38
Выводы по главе 1 46
Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска 49
2.1 Изучение уровня сформированности готовности студентов к работе с детьми группы риска 49
2.2 Научно-практическое обоснование педагогических условий
формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска... 67
2.3 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по
формированию готовности студентов к работе с детьми группы риска...109
Выводы по главе 2 126
Заключение 130
Библиографический список литературы 136
Приложения 146
Актуальность проблемы исследования. Социальные перемены, происходящие в обществе, обусловили новую постановку вопроса о профессиональной компетенции будущего специалиста-педагога. Очевидно, что на данном этапе развития российского общества необходима переориентация образования на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции, что является важнейшей задачей профессиональной подготовки будущих специалистов. Теоретические знания, получаемые студентами во время учебы, безусловно, станут основой их профессионализма, но при этом важно развивать и личностные качества студентов, так как в них сконцентрирован потенциал и индивидуальное своеобразие каждой личности [6].
Можно считать, что одной из целей реализации профессионального образования, является создание условий для самореализации личности студента, будущего педагога, способного работать в условиях конкуренции и различных типах учебных заведений, с различными категориями учащихся, в том числе с детьми группы риска, поэтому, сегодня подготовка будущих педагогов должна быть ориентирована не только на образование, но и стать центром формирования нравственных качеств: толерантности, сострадания к чужой беде, деятельного добра, бескорыстия, милосердия, то есть духовного становления личности будущих педагогов.
В новых социально-экономических условиях обострились проблемы у всех категорий детей и молодежи. Наиболее уязвимой в данной ситуации оказались дети группы риска, число которых устойчиво растет. По данным официальной статистики в России более 800 тысяч детей-сирот, более 600 тысяч беспризорных детей, свыше 15% детей не посещают школу, только 7% выпускников детских домов успешно адаптируются к жизни. Динамика ежегодного роста количества детей, подвергшихся насилию со стороны окружающего социума, составляет 10-12%.
Основными проявлениями кризиса семьи и причинами детского сиротства являются: материальная и социальная незащищенность государством устоев семьи, алкоголизм родителей, жестокие отношения в семье, увеличение числа недееспособных родителей, отказ от детей и многое другое (М.С. Леонтьева [57], Т.Г. Луковенко и др.).
Важная задача государства - создание необходимых социально-педагогических и психолого-реабилитационных условий для поддержания и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Общество ощущает острую необходимость в организации разнообразных форм и методов специального педагогического сопровождения, в оказании помощи таким детям, которые, как правило, направляются в социальные и образовательные учреждения и воспитываются в них. В сложившейся ситуации важным направлением и составной частью подготовки специалистов в высшей школе должно являться формирование у будущих педагогов готовности к работе с детьми-сиротами.
Сложившаяся ситуация, связанная с ростом числа детей группы риска, делает крайне важной задачей оказание разных видов помощи (социально-педагогической, психологической, правовой, медицинской и т.д.) данной категории детей, особо актуализирует необходимость подготовки специалистов, способных реализовать данную социально-значимую задачу на высоком компетентном уровне. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» основной целью профессионального образования объявлена подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Сложившиеся обстоятельства актуализировали проблему поиска новых концепций профессиональной деятельности социального педагога в обществе вообще, и во взаимодействии с детьми группы риска, в частности, требуя внесения корректив в профессиональную подготовку студентов социальных педагогов, проведения целенаправленной работы по подготовке будущих педагогов к работе с детьми группы риска [14].
Работа с детьми группы риска существенно осложняется явной недостаточностью соответствующих теоретических разработок и методических рекомендаций, а также отсутствием научно обоснованной системы подготовки педагогов к практической деятельности по данному направлению.
Все вышеуказанное подчеркивает необходимость совершенствования деятельности вузов по формированию у будущих социальных педагогов готовности к работе с детьми группы риска.
Необходимость поиска и разработки педагогических условий формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска и обусловило актуальность данного исследования.
Степень разработанности проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы по различным аспектам подготовки будущих социальных педагогов в вузе показал следующее: вопросами формирования готовности студентов по сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, занимались ряд педагогов (Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер [39], И.А. Зимняя [40], В.А. Сластенин [77, 78, 79] и др.); идеи становления и развития детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, представлены в работах (И.Ф. Дементьева [33], В.С. Мухина [65], А.М. Прихожан [73], Л.М. Шипицына [50, 84] и др.); технологии социального воспитания детей с различными жизненными проблемами рекомендуют такие ученые, как: Л.В. Байбородова [11], Е.Б. Кириченко [11], М.С. Леонтьева [57], Л.Н. Серебренников [11] и др.
Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, также рассматриваются в исследованиях: Е.И. Казаковой [50], В.И. Слободчикова [80], Л.М. Шипицыной [50, 84], и др. Социализацией детей и молодежи, оставшихся без попечительства родителей занимались такие специалисты-педагоги, как: А.А. Виниченко [23], Л.В. Байбородова [11], М.С. Леонтьева [57] и др.
Проблемы социализации детей группы риска и социально-педагогической деятельности с ними привлекали к себе внимание отечественных педагогов (А.В. Мудрик [64], М.И. Рожков [47] и др.) и психологов (Л.С. Выготский [25], Т.Г. Луковенко [60] и др.).
В исследованиях ученых (М.А. Галогузова [29], Р.В. Овчарова [68], Л.Я. Олиференко [70], Т.И. Шульга [70] и др.) подчеркивается необходимость учета особенностей социализации детей группы риска в процессе формирования у студентов готовности для работы с ними.
В ряде современных исследований, посвящённых профессиональному образованию, активно разрабатываются проблемы формирования у будущих педагогов профессиональной компетентности (Н.Ф. Басов [71], Е.В. Бондаревская [18], В.А. Сластёнин [77, 78, 79], А.П. Тряпицына [81], С.Н. Чистякова [83] и др.).
Определяя задачи подготовки студентов работе с детьми группы риска, мы основываемся на понимании гуманистической и социокультурной миссии социально-педагогической работы в России, основанной на традициях милосердия, внимания к ближнему, сострадания к чужой беде, деятельного добра, бескорыстия, честности, ответственности, самоограничения и дисциплины.
При всей значимости выполненных научных исследований остаются недостаточно разработанными теоретические, методические и организационно-практические аспекты формирования готовности студентов к работе с детьми-сиротами как необходимой составляющей в системе общей готовности специалиста к будущей педагогической деятельности.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил обозначить следующие противоречия по теме исследования между:
- требованиями современного общества к педагогам, способным осуществлять педагогическую поддержку детей-сирот, и недостаточно выраженной ориентацией образовательного процесса на формирование готовности будущих специалистов к работе с детьми- сиротами;
- высоким потенциалом разнообразных форм, средств и технологий в педагогической поддержке, социальной адаптации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и недостаточным востребованием данного потенциала в практической деятельности организаций высшего образования;
- необходимостью формирования готовности к работе с детьми- сиротами будущих социальных педагогов и не разработанностью организационно-методического обеспечения данного процесса.
Указанные противоречия актуализируют проблему исследования: каковы педагогические условия организации в вузе процесса формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска?
Данная проблема позволила сформулировать и обозначить следующую тему исследования: «Формирование готовности студентов к работе с детьми группы риска».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска.
Объект исследования - процесс формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска.
Предмет исследования - педагогические условия формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска будет успешным, если:
- в процессе подготовки студентов-педагогов опираться на специфику понятия «готовность к работе с детьми группы риска», опираясь на компоненты данной готовности, состоящие из мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного;
- учитывать характеристики детей группы риска;
- опираться на системообразующие принципы и особенности формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска;
- выявить, обосновать и в опытно-экспериментальной работе доказать эффективность педагогических условий формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «готовность к работе с детьми группы риска».
2. Дать характеристику детей группы риска в контексте психолого-педагогических исследований.
3. Изучить сущность и особенности формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска.
4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды по проблеме социализации, адаптации детей группы риска (Е.В. Бондаревская [17, 18], И.Ф. Дементьева [33], Э.Ф. Зеер [39], И.А. Зимняя [40], В.С. Мухина [65], А.М. Прихожан [73], В.А. Сластенин [77, 78, 79], Л.М. Шипицына [50, 84]), по изучению особенностей развития детей группы риска на разных возрастных этапах (Н.Ф. Басов [71], М.А. Галогузова [29], М.В. Матюхина [62], В.С. Мухина [65], Р.В. Овчарова [68], А.М. Прихожан [73], Н.Н.Толстых [73], Т.И.Шульга [70] и др.), по изучению готовности студентов к работе с детьми группы риска (Л.С. Выготский [25], Т.Г. Луковенко [60], А.В. Мудрик [64], М.И. Рожков [47] и др.).
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, систематизация);
- эмпирические (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Института психологии и образования КФУ, всего в исследовании приняло участие 70 человек, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование».
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2014 по 2016 г.г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (2014 г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись принципы, выявлялись теоретико-методологические аспекты социально-педагогической проблемы детей группы риска, изучались сущность и особенности формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска, определялись педагогические условия формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2014 по 2015 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, апробировались педагогические условия формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска, раскрыла научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2015 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что
1. Конкретизировано понятие «готовность студентов (будущих педагогов) к работе с детьми группы риска» как сложное личностное образование, проявляющаяся в совокупности организаторских и профессионально-прикладных способностей, направленных на социализацию и адаптацию детей-сирот, с учётом их индивидуальных особенностей.
2. Выделены компоненты данной готовности, состоящие из:
мотивационного (побуждение к педагогическому сопровождению детей- сирот, проживающих в социальных учреждениях); когнитивного (овладение будущими бакалаврами-педагогами психолого-педагогическими, общекультурными и специальными знаниями, необходимыми для освоения компетенций педагогического взаимодействия с детьми-сиротами); деятельностного (овладение профессионально-прикладными навыками и компетенциями для осуществления практической деятельности); рефлексивного (адекватность реагирования и своевременность корректировки педагогической поддержки детей-сирот).
3. Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие формировать готовность студентов - будущих педагогов к работе с детьми группы риска: формирование мотивации будущего педагога к работе с детьми группы риска посредством применения интерактивных форм и методов работы, таких как деловые игры, педагогическая мастерская; организация деятельности студентов в соответствии с педагогическими идеями Януша Корчака; осуществление студентами практической деятельности с детьми из подшефных детских домов.
4. В опытно-экспериментальной работе доказана эффективность программы «Вместе мы сила!», в которой в совокупности нашли отражение выявленные педагогические условия формирования готовности студентов - будущих педагогов к работе с детьми группы риска.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска у будущих педагогов. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции подготовки будущих педагогов в вузе и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации компетентностного подхода, возможности использования теоретического материала и полученных практических результатов в дальнейших педагогических исследованиях и разработках по различным аспектам работы с детьми-сиротами.
Практическая значимость исследования результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать готовность студентов - будущих педагогов к работе с детьми группы риска. Разработана и апробирована программа «Вместе мы сила!», позволяющая сформировать готовность студентов к работе с детьми группы риска. Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий на практике с целью эффективной подготовки будущих педагогов.
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на педагогическое сопровождение детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Положения, выносимые на защиту:
1. «Готовность студентов (будущих педагогов) к работе с детьми группы риска» как сложное личностное образование, проявляющаяся в совокупности организаторских и профессионально-прикладных способностей, направленных на социализацию и адаптацию детей-сирот, с учётом их индивидуальных особенностей.
2. Компоненты данной готовности, состоящие из: мотивационного (побуждение к педагогическому сопровождению детей-сирот, проживающих в социальных учреждениях); когнитивного (овладение будущими бакалаврами-педагогами психолого-педагогическими, общекультурными и специальными знаниями, необходимыми для освоения компетенций педагогического взаимодействия с детьми- сиротами); деятельностного (овладение профессионально-прикладными навыками и компетенциями для осуществления практической деятельности); рефлексивного (адекватность реагирования и своевременность корректировки педагогической поддержки детей-сирот).
3. Педагогические условия, позволяющие формировать готовность студентов - будущих педагогов к работе с детьми группы риска: формирование мотивации будущего педагога к работе с детьми группы риска посредством применения интерактивных форм и методов работы, таких как деловые игры, педагогическая мастерская; организация деятельности студентов в соответствии с педагогическими идеями Януша Корчака; осуществление студентами практической деятельности с детьми из подшефных детских домов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретически анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием разнообразных форм и методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно-экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня готовности студентов к работе с детьми группы риска, подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости p < 0,01, p < 0,05.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в период с 2014 по 2016 г.г. в ходе опытно-экспериментальной работы в Институте психологии и образования КФУ, посредством публикаций научных статей и тезисов.
Результаты исследования нашли отражение в публикациях в сборнике «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (2014, 2015, 2016 г.г.), сборник регионального студенческого научного форума «Психолого-педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» (Елабуга, 2014)
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференциях студентов и аспирантов КФУ (Казань, 2014, 2015, 2016 г.г.), на региональном студенческом научном форуме «Психолого-педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» (Елабуга, 2014)
Структура диссертации. Диссертация состоит их введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска позволяет на сделать вывод о том, что данный вопрос изучался такими учеными, как Н.Ф. Басов Е.В. Бондаревская, М.А. Галогузова, И.Ф. Дементьева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, М.В. Матюхина, В.С. Мухина, Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, В.А. Сластенин, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицына, Т.И. Шульга и др.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам придти к следующим выводам:
1. Готовность студентов будущих педагогов к работе с детьми группы риска является сложным личностным образованием, проявляющимся в совокупности организаторских и профессионально-прикладных способностей, направленных на социализацию и адаптацию детей-сирот, с учётом их индивидуальных особенностей.
2. Сравнительный анализ различных подходов к проблеме формирования в условиях вуза профессионала, способного в последующей деятельности создать оптимальные условия для социализации и адаптации детей группы риска, позволяет рассматривать готовность будущих педагогов к работе с детьми группа риска как структурное образование, состоящее из четырех взаимосвязанных компонентов: мотивационного (побуждение к педагогическому сопровождению детей-сирот проживающих в социальных учреждениях); когнитивного (овладение будущими педагогами психолого-педагогическими, общекультурными и специальными знаниями, необходимыми для освоения компетенций педагогического взаимодействия с детьми-сиротами); деятельностного (овладение профессионально-прикладными навыками и компетенциями для осуществления практической деятельности); рефлексивного (адекватность реагирования и своевременность корректировки педагогической поддержки детей-сирот). Обладая содержательной специфичностью и логикой развернутости в различных видах деятельности, все компоненты и их элементы взаимодействуют между собой, обеспечивая целостность, интегративность структуры.
3. На сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию.
Формирование личности ребенка-сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, на развитие общения, самооценки ребенка, как следствие, у детей деформируются многие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией.
Депривационные факторы образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации.
У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проявляется деформация личности, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению серьезных проблем в сфере эмоционального развития.
4. На основе анализа литературы нами были выявлены основные системообразующие принципы формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска: принцип организации воспитательной среды; принцип свободосообразности воспитания; принцип гармонизации общечеловеческих ценностей и реальных ценностей; принцип самореализации личности; принцип включенности студентов в социальные отношения.
5. В педагогической литературе в качестве механизмов формирования готовности к работе с детьми группы риска называют: поиск, оценку, выбор, проекцию, самоактуализацию личности.
6. Формирование готовности представляет собой длительный во времени и управляемый процесс последовательно сменяющихся этапов (установочный, теоретический, практический).
На установочном этапе студенты овладевают общими представлениями о гуманистически ориентированной социально - педагогической деятельности, личности социального педагога.
Теоретический этап предполагает становление системы психолого-педагогических знаний о сущности социально-педагогической деятельности, направленной на формирование готовности у студентов к работе с детьми группы риска.
Практический этап способствует становлению деятельностного компонента готовности и направлен на приобретение самостоятельного опыта организации и проведения социально-педагогической деятельности с детьми группы риска.
7. Констатирующий этап эксперимента показал, что для студентов из терминальных ценностей выделились такие ценности, как интересная работа (21%), любовь (24%), материальная обеспеченность жизни (21%); среди инструментальных ценностей выделились - высокие запросы (24%), жизнерадостность (21%).
В экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе исследования доминирует низкий уровень сформированности когнитивного компонента готовности студентов к работе с детьми группы риска и составляет 51,4% испытуемых (18 человек).
В экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе исследования доминирует низкий уровень сформированности деятельностного компонента готовности студентов к работе с детьми группы риска и составляет 54,3% (19 человек).
Из всех показателей готовности к работе с детьми группы риска преобладающими в обеих группах до эксперимента, являются только эмпатия, ответственность, готовность помогать, забота. Хочется отметить, что при высокой эмпатийности и заботе, очень низкий показатель готовности помогать, это говорит о том, что у студентов есть эти показатели на уровне знаний, но остаются не прочувствованными и не реализованными.
У испытуемых уровень сформированности готовности к работе с детьми группы риска до эксперимента, является очень низким и составляет 57,2% (20 человек) у экспериментальной группы и 57,2% (20 человек) у контрольной группы. Данный уровень характеризуется тем, что студенты выделяют показатели готовности к работе с детьми группы риска отвлеченно (сочувствие, принятие другого, эмпатия и др.), не задумываясь об их значении в собственной жизнедеятельности, не сопоставляя с собственным практическим опытом. Не всегда самокритичны, проявляют интерес только к тому виду деятельности, который отвечает личностному запросу и нет стремления участвовать в социально значимой деятельности; не умеют вести себя уважительно по отношению к другим, не ущемляя других интересов. Не умеют сочувствовать, сопереживать.
8. Нами были выявлены, теоретически обоснованы и в опытно-экспериментальной работе апробированы педагогические условия формирования готовности студентов к работе с детьми группы риска: формирование мотивации будущего педагога к работе с детьми группы риска посредством применения интерактивных форм и методов работы, таких как деловые игры, педагогическая мастерская; организация деятельности студентов в соответствии с педагогическими идеями Януша Корчака; осуществление студентами практической деятельности с детьми из подшефных детских домов. На основе этих форм и методов была разработана программа «Вместе не страшно!», которая была реализована в ходе формирующего эксперимента.
9. На контрольном этапе мы выявили, что ценностные ориентации студентов экспериментальной группы после эксперимента претерпели существенные изменения, практически не осталось тех ценностей, которые наблюдались в начале эксперимента (кроме ценности любви - 12%, жизнерадостность - 12%). В остальном, все ценности изменились, ценности приобрели гуманистическую направленность. Ведущее место в иерархии ценностей стали занимать счастье других, продуктивная жизнь, творчество; ответственность за других, воспитанность, терпимость, чуткость.
В уровнях сформированности когнитивного компонента готовности студентов к работе с детьми группы риска произошли существенные изменения: высокий уровень повысился с 20% до 40% (изменения на 20%), средний уровень повысился с 28,6% до 51,4% (изменения на 22,8%), низкий уровень понизился с 51,4% до 8,6% (изменения на 42,8%).
В уровнях сформированности деятельностного компонента готовности студентов к работе с детьми группы риска произошли существенные изменения, так высокий уровень повысился с 14,1% до 34,3% (изменения на 20,2%), средний уровень повысился с 31,5% до 54,3% (изменения на 22,8%), низкий уровень соответственно понизился с 54,3% до 11,4% (изменения на 42,9%).
Доминирующим показателем готовности к работе с детьми группы риска в группе студентов КМКО «Солнце Детям» после эксперимента является любовь к детям.
В экспериментальной группе после эксперимента наблюдается существенная динамика уровней сформированности готовности студентов к работе с детьми группы риска: высокий уровень повысился с 14,2% до 34,3% (изменения на 20,1%), средний уровень повысился с 28,6% до 54,3% (изменения на 25,7%), низкий уровень понизился с 57,2% до 11,4% (изменения на 45,8).
Таким образом, результаты констатирующего и формирующего этапа эксперимента показали положительную динамику сформированности уровня готовности студентов к работе с детьми группы риска и результативность педагогических условий и созданной на их основе программы «Вместе мы сила!», что свидетельствует об эффективности проведенной работы по формированию готовности студентов к работе с детьми группы риска. Гипотеза исследования подтвердилась.
1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О.А. Абдулина. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1997. - 542 с.
3. Адольф В.А., Савчук А.Н. Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза: монография / В.А.Адольф, А.Н. Савчук. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. - 352 с.
4. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Конкурентоспособность как показатель качества высшего профессионального образования / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова // Высшее образование в России. - 2007. - № 6. - С. 77-79
5. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь / М.А.Алиева, Т.В.Гришанович, Л.В.Лобанова, Н.Г.Травникова, Е.Г.Трошихина. - СПБ: Речь, 2001. - 216 с.
6. Ананьев Б.Г. К психологизации студенческого возраста / Б.Г. Ананьева // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Л.: Изд- во Ленингр. ун-та, 1974. - С. 44-49
7. Анисимова И.В., Махкамова З.Р. Некоторые особенности психического развития детей в интернатных учреждениях / И.В.Анисимова, З.Р.Махкамова //Семейный детский дом: проблемы теории и практики. - М., 1992. - Вып. 2. - С.61-65
8. Анн Л. Психологический тренинг с подросткам / Л.Анн. - СПб.: Питер, 2003. - 215 с.
9. Арямов И.А. Изучение ребенка в детском доме / И.А.Арямов // Детский дом. - 1998. - № 1. - С. 35-39
10. Багдасарьянц Х.Г., Немцов А.А., Кансузян Л.В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи / Х.Г. Багдасарьянц, А.А. Немцов, Л.В. Кансузян // Социологические исследования. - 2003. - № 6. - С.113 - 119
11. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н., Кириченко Е.Б. Трудовое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учебно-методическое пособие / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников, Е.Б. Кириченко. - Калининград: Изд- во РГУ им. И. Канта, 2009. - 284 с.
12. Бакштановский В.И. Моральный выбор: цели, средства, результаты /
B. И. Бакштановский. - Томск: Радуга, 1977. - 316 с.
13. Берулаева М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы / М.Н. Берулаева // Педагогика. - 1996. - № 4. - С. 23 - 27
14. Бессонов Б.Н. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации / Б.Н. Бессонов // Философские науки. - 1998. - № 1. -C. 25 - 36
15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
16. Божович Л.И. Психологическое изучение детей в школе-интернате / Л.И.Божович. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 123 с.
17. Бондаревская Е.В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 17 - 24
18. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. - 352 с.
19. Борытко Н.М. Воспитание в контексте культуры /Н.М. Борытко. - Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод, тр. Вып. 5. Волгоград, 2002. - С. 20-26
20. Ванцаев М.С. Дети находят себе применение в жизни / М.С. Ванцаев // Детский дом. - 2006. - № 2 (19). - С. 43
21. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной
компетентности специалистов с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): дис. ... д-ра пед. наук.13.00.08 / Ю.В. Варданян. - М., 1999. - 353 с.
22. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
23. Виниченко А.А. Содержание воспитательной работы с
педагогически запущенными детьми в условиях спортивного коллектива: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.А. Виниченко. - М., 1993. - 20 с.
24. Воспитание и развитие детей в дет.доме / Ред.-сост. Н.П. Иванова. - М.: ТОО «Транссервис», 1996. - 109 с.
25. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 4. - 432 с.
26. Гаврилова Г.Л. Формирование профессиональной самостоятельности у будущего учителя в процессе обучения в вузе (на примере преподавания в университете предметов общепедагогического цикла): автореф. дис. ... канд. пед. наук:13.00.08 / Г.Л. Гаврилова. - Казань, 1992. - 24 с.
27. Галицин С.В. Пути совершенствования физического воспитания подростков в детских домах: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / С.В. Галицин. - Хабаровск, 1999. - 24 с.
28. Газман О.С. Гуманизм и свобода / О.С. Газман // Гуманизация воспитания в современных условиях. - М., 1995. - С. 1 - 13
29. Галогузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М.
Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах / Л.Н.Галогузова, С.Ю.Мещерякова, Л.М.Царегородцева // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - C.17-25
30. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И., Губаревич И.И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К.Григальчик, Д.И.Губаревич, И.И.Губаревич. - Минск: НОООО «БИП-С», 2003. - 181 с.
31. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
32. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика / И.Д. Демакова. - Казань: изд-во ТГГИ, 2003. - 212 с.
33. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: Генезис и профилактика / И.Ф. Дементьева. - М.: НИИ семьи и воспитания, 2009. - 48 с.
34. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. - М.: Академия педагогических наук СССР, 1987. - 184 с.
35. Дурай-Новакова К.М. Профессиональная готовность студентов как подструктура личности будущего учителя / К.М. Дурай-Новакова // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд-во Моск. пед. ин-та, 1980 - С. 35-42
36. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к педагогической деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1981. - 198 с.
37. Железовская Г.И., Елисеева А.В. Педагогика развития творческой личности / Г.И. Железовская, А.В. Елисеева. - Саратов: Лицей, 1997.- 140 с.
38.Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1987. - 509 с.
39.Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический Проект, 2005. - 336 с.
40.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Лотос, 2011. - 384 с.
41.Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн. - М., 1989. - С. 7-9
42. Иванов И.П. Воспитывать коллектив / И.П. Иванов //
Педагогический поиск. - М., 1990. - С. 373-452
43. Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная реальность/ М.С. Каган, А.М. Эткинд // Вопросы психологии. - 2000.
- № 4. - С. 21-31
44. Казанский О.А. Педагогика как любовь / О.А. Казанский. - М.: Рос.пед.агенство, 1996. - 133 с.
45. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма / З.И. Калмыкова. - М.: Знание, 1990. - № 6. - 80 с.
46. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Канн- Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
47. Классному руководителю / под ред. М.И. Рожкова. - М., 2001. - 280 с.
48. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учеб. пособие для вузов / Е.А. Климов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 511 с.
49. Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М.: Педагогика, 1988. - 270 с.
50. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. - 108 с.
51. Концепция модернизации российского образования до 2020 года http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai.pdf
52. Корчак Я. Избранные педагогические произведения / Я. Корчак. - М.: Просвещение, 1966. - 470 с.
53. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. - М.: Проспект, 2009. - 400 с.
54. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н.В. Кузьмина // Вопросы психологии. - 1984. - С. 24-29
55. Кустов Ю.А., Щербакова О.Ю. Роль знаний в формировании компетентности будущих специалистов / Ю.А. Кустов, О.Ю. Щербакова // Компетентностный подход в образовании: сб. матер. IV Всероссийской 159 науч.-метод. конференции / под ред. Г.Н. Тараносовой. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2009. - Т. 1. - С. 188-193
56. Леонова О.А. Образовательное пространство и образовательная среда: опыт сопоставления / О.А. Леонова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. - 2008. - 1 (25). - С. 9-12
57. Леонтьева М.С. Методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми-сиротами / М.С. Леонтьева // Известия Тульского государственного университета. Тула. - 2013. - № 1. - С. 98-104
58. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.
59. Лубовский Д.В. Профессиональное самоопределение // Психология: учебное пособие для 10 кл. / Д.В. Лубовский. - М.: Сфера, 2012. - 235 с.
60. Луковенко Т.Г. Проблемы подготовки компетентных
профессионалов к работе с детьми-сиротами в условиях детского дома / Т.Г. Луковенко // Научное обозрение. - 2006. - № 6. - С. 229¬232
61. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
62. Матюхина М.В. Психология воспитания / М.В. Матюхина // Психология воспитания. - Волгоград: Перемена, 1996. - 59 с.
63. Морова Н.С. Детское милосердие как одно из направлений социальной работы / Н.С. Морова // Теория и практика социальной работы. - М., 1993. - С. 288 - 291
64. Мудрик А.В. Социальное воспитание и «смутное время» / А.В. Мудрик. - М.: Знание, 1991. - 78 с.
65. Мухина В.С. Особенности развития личности детей,
воспитывающихся в интернатных учреждениях / В.С. Мухина // Воспитание и развитие детей в детском доме. - 1996. - 210 с.
66. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 607 с.
67.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 1996. - 374с.
68. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Издво Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
69.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов.- Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
70.Олиференко Л.Я., Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
71.Основы социальной работы / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Академия, 2007. - 288 с.
72. Почепцов Г. Коммуникативные технологии 20 века / Г.Почепцов. - М.: Сфера, 2002. - 352 с.
73. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства / А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
74. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст / Х. Ремшмидт. - М.: Сфера, 1994. - 189 с.
75. Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии / С.А. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1973. - 208 с.
76. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л.Ю. Сироткин. - Казань: КГУ, 1992. - 176 с.
77. Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя / В.А. Сластенин // Психология труда и личности учителя // Под ред. А.И. Щербакова. - Л.: ЛГИИ, 1976. - С. 30-46
78. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование / В.А. Сластенин. - М.: МГПИ, 1982. - С. 14 - 28
79. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2011. - 480 с.
80. Слободчиков В.И., Исаева Е.И. Основы психологической
антропологии. Психология развития человека: Развитие
субьективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаева. - М.: Школьная пресса, 2010. - 416 с.
81. Педагогика / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб: Питер, 2013. - 304 с.
82. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности / Д.И.
Фельдштейн. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 328 с.
83.Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Профессиональная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев //Дополнительное образование. - 2004. - № 11. - С. 8-13
84. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот / Л.М. Шипицина. - СПб.: Речь, 2009. - 628 с.
85. Шустрова Л.В. Гуманистическая направленность воспитательной деятельности педагога (Историко-педагогический аспект): Дис. ...канд. пед. наук / Л.В. Шустова. - М., 1992.
86. Щуркова Н.Е. Новые характеристики воспитательного процесса и профессиональная подготовка педагога / Н.Е. Щуркова // Технологическая психолого-педагогическая подготовка учителя к воспитательной деятельности / Под ред. Г.А. Калачева. - Барнаул: БГУ, 1996. - С. 10 - 38
87. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 91 с.
88. Янова М.Г., Игнатова В.В. Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя: основные
стратегические ориентиры (теоретико-методологический аспект): монография / М.Г. Янова, В.В. Игнатова. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2011. - 250 с.