ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОЦЕСС БУРЕНИЯ 5
1.1. Основы процесса бурения 5
1.2. Типы скважин 6
1.3. Типы буровой дрели 7
2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА 10
2.1. Инструменты разработки 10
2.2. Моделирование 12
2.3. Реализация интерактивности 14
2.4. Контроль обучения 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 23
В современном мире нефтегазовая промышленность развивается быстрыми темпами, особую экономическую роль она имеет в таких странах, как Россия, США, Иран, ОАЭ и в множестве других, что требует быстрого обучения высококвалифицированных специалистов.
В изучении буровых процессов человек сначала знакомится с устройством буровой станции и скважины, а потом отправляется в производственный комплекс.
Такой переход от теории к практике может быть довольно резким, в связи с чем возможно создание наглядных пособий или специальных видео роликов для изучения производства. В данной работе было реализовано представление процесса бурения на примере интерактивной модели. В приложении человек может ознакомиться с устройством буровой установки и пройти контроль знаний, выполняя задачи поставленные преподавателем.
Был проведен анализ задачи перед разработкой:
• Задача:
Создать интерактивную макетную модель для обучения в области бурения скважин.
• Анализ задачи:
Получить приложение, которое работает по сети с разделением на ученика и учителя, где для учителя будет представлен интерфейс для постановки определённых задач, а ученик будет видеть интерактивную модель и проходить на ней обучение.
• Техническая сторона:
Создать интерактивную модели на физическом движке Unity3D, реализовать взаимодействие ученика и учителя веб-сервис средствами, добавить такие действия как спуск буровой дрели, подъем буровой дрели, спуск обсадной колонны, заливка обсадной колонны цементом, спуск и детонация заряда для гидроразрыва пласта, спуск локатора.
• Подзадачи:
Создать 3D модели пласта земли, буровой установки, буровой дрели, трубы, стержня в инструменте Blender и импортировать их в физический движок Unity3D, реализовать функционал для работы вышеописанных действий требуемых от макетной модели; для генерации динамической полигональной сетки; и для интерфейса ученика и учителя.
В дипломной работе было создано приложение «Интерактивная модель буровой станции». В виду продвинутой графики данное приложение позволяет получить, приближенное к реальным условиям, устройство работы буровой станции и процессов бурения.
Межплатформенность Unity3D позволяет собрать приложение под мобильные устройства, что очень удобно в использовании приложения учителя, так преподаватель сможет ввести контроль обучения с планшета или телефона.
В приложении был использован пульт бурильщика - запатентованная разработка ООО “ТатАСУ”
Аналогов приложения, демонстрирующих работу производственных процессов, не было найдено.
1 "Blender Basics" Джеймса Кронистера,2014
2 Unity in Action: Multiplatform Game Development in C#, Joe Hocking, 2015
3 Палий П. А., Корнеев К. Е. Буровые долота. М. «Недра», 1971.
4 http://www.wikipedia.org
5 Калинин А.Г. и др. Практическое руководство по технологии бурения скважин на жидкие и газообразные полезные ископаемые, 2001