Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Сущность и понятие конфликта 7
1.2 Особенности межличностных отношений детей подросткового
возраста 10
1.3 Психологические особенности возникновения конфликтов у детей в
подростковом возрасте и реагирование на них 16
1.4 Неосознанные тенденции поведения подростков 20
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОЗНАННЫХ И НЕОСОЗНАННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 24
2.1 Описание выборки и методов исследования 24
2.2 Обработка и анализ полученных результатов 28
Выводы по 2 главе 48
Заключение 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 55
Приложения 61
В настоящее время проблема конфликтов подростков актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Так же усилилось демонстративное и вызывающее поведение, относящееся к взрослым. Часто в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. На данный момент происходят изменения всей социальной структуры общества, интенсивные процессы расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормальный и естественный процесс. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.
Цель исследования - выявить взаимосвязь осознанных и неосознанных причин конфликтов с типом реагирования в конфликтных ситуациях.
Объектом исследования являются дети подросткового возраста 1415 лет.
Предметом исследования является осознанные и неосознанные причины конфликтов детей подросткового возраста и их типы реагирование в конфликтах.
Задачи исследования:
1) Исследовать понятие конфликта;
2) Проанализировать особенности отношений детей подросткового возраста;
3) Рассмотреть психологические особенности возникновения конфликта у детей подросткового возраста и реагирования на них.
4) Протестировать детей с помощью теста-опросника К.Томаса
5) Составить анкету по выявлению субъективных причин конфликта
6) Выявить взаимосвязь субъективных представлений причин конфликтов подростков и типом реагирования в конфликтах.
7) Протестировать детей с помощью теста руки Вагнера.
8) Выявить взаимосвязь неосознанных причин конфликтов и типом реагирования в конфликтах.
9) Выявить тенденцию агрессивности среди подростков.
10) Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между типом поведения в конфликтах с осознанными и неосознанными причинами возникновения конфликтов в подростковом возрасте.
Для решения поставленных задач нами была использована следующая совокупность методов исследования:
- теоретические (анализ и синтез по проблеме исследования);
- эмпирические (нами был использован тест-опросник К.Томаса и тест руки Вагнера, а так же разработана анкета по выявлению причин конфликтов у подростков);
- количественный и качественный анализ результатов исследования;
- методы математического анализа для выявления взаимосвязи Г- Пирсон.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы известных ученых, психологов, педагогов: К. Левин в трактовке
феноменов подросткового возраста исходил из своей теории поля.
База исследования: Общеобразовательная школа № 2 г. Елабуги, учащиеся 8-х классов, 14-15 лет, в количестве 39 человек, 19 девочек и 20 мальчиков.
Практическая значимость: данные результаты можно использовать педагогам и воспитателям в работе с подростками, для классных руководителей для беседы на тему конфликтов на классных часах, а так же психологами для составления психо-коррекционной работы с конфликтными подростками.
Исследование было апробировано и опубликовано в VIII Международной студенческой электронной научной конференции "СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2016", а так же результаты были обсуждены на конференции по психологии и педагогике на тему «Актуальные проблемы современного подростка».
Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним и заключения.
Конфликт-это противоречие, которое возникает на основе каких-либо разногласий и расхождениях во взглядах, интересах и нормах поведения.
Он может нести в себе две функции: как положительную, так и отрицательную. Отрицательным может являться ухудшения взаимоотношений в коллективе или же личностными расстройствами. Положительная роль конфликта заключается в том, том находя пути решения того или иного конфликта человек развивается и может раскрыть в себе что-то новое.
Исследование показало, что все причины конфликтов, которые мы выявляли с помощью анкеты, а именно оскорбление, ревность, обида, непонимание друг друга, разные интересы, материальный аспект, недоверие, скука, неправильные действия, зависть, высокая самооценка, обман, из-за игры, из-за оценок, эгоизм находятся на одном уровне значимости для подростков. Это говорит о том, что все те причины, которые указали дети, для них важны и именно они могут повлиять на возникновение конфликта.
Так же тест-опросник К. Томаса показал, что каждый тип поведения представлен в равной степени. Это может быть связано с тем, что дети в подростковом возрасте очень гибки, и по большому счету могут в разных ситуациях принять разные типы поведения.
Нами были выявлены взаимосвязи между компромиссным стилем поведения и такими осознанными причинами конфликтов как высокая самооценка, эгоизм, материальный аспект, зависть и оскорбления. Преобладание тенденции к эгоизму и зависти, отбивает всякое желание идти на компромисс у подростков. Конфликт, который возникает по такой причине как зависть, вообще для подростков является одним из самых тяжелых, потому что обычно после этого конфликта восстановить такие прежние отношения тяжело. То же самое можно сказать и о материальном аспекте: чем чаще затрагивается материальный аспект (например, взял в долг и не вернул), тем ниже желание достигнуть какого-либо соглашения между участниками конфликта. Компромиссный стиль поведения имеет взаимосвязи только с осознанными причинами конфликтов в подростковом возрасте. Скорее всего, это связанно с тем, что, идя на компромисс в конфликте подростки часто продумывают как можно решить тот или иной спор лучше для обоих сторон. это такой стиль поведения, когда обговариваются все противоречия и предлагается тот выход из сложившейся ситуации, который бы удовлетворял требованиям и тех и других. Как мне кажется, данный тип поведения не имеет взаимосвязи ни с одной из неосознанных проявлений агрессии, потому что компромисс требует долгих переговоров и принятия осознанного решения в конфликтах.
Избегающий стиль поведения показал взаимосвязи с такими осознанными причина как высокая самооценка и зависть, а так же с неосознанными, такими как зависимость и пассивное-безличное. Вступая в конфликт с человеком, у которого высокая самооценка, в какой-то мере заставляет его бездействовать в конфликте, так как такой человек, скорее всего не будет слушать, и принимать чужое мнение. Иногда если у оппонента низкая самооценка, то человек с высокой самооценкой подавляет его, подчиняет, и он просто зависит от него. Этим можно объяснить, то что все эти причины имеют взаимосвязь с избегающим стилем поведения.
Так же были обнаружены взаимосвязи между приспосабливающим стилем поведения и осознанной причиной, такой как высокая самооценка. Неосознанные проявления, такие как зависимость и калечность так же показали взаимосвязи с данным типом реагирования в конфликте. Часто бывает так, что для того чтобы приспособиться к той или иной группе подростков или же быть принятым для одного человека, ребенок может пожертвовать своими интересами для помощи и поддержки другого. А как уже было сказано ранее, человека с высокой самооценкой тяжело переспорить или убедить в чем-то, он редко считает с чужими мнениями, поэтому чаще всего подростки просто приспосабливают к его поведению.
Соревновательный стиль поведения показал взаимосвязь с неосознанной тенденцией проявления в конфликтах, такой как агрессия. Соревновательный стиль поведения представляет собой конкуренцию, может даже «борьбу» мнений, а, как известно, в конкуренции агрессия проявляется очень часто и иногда она не контролируется. Скорее всего, поэтому соревновательный стиль поведения имеет связь с неосознанной причиной конфликта.
Сотруднический стиль поведения с зависимостью. Возможно, это связанно с тем, что любое сотрудничество влечет за собой зависимость этих людей друг от друга. Невозможно осуществлять один вид деятельности или же решать какие-либо вопросы, взаимодействовать между собой не завися друг от друга.
Все взаимосвязи, которые были нами, выявлены во второй части нашего исследования взаимодополняют друг друга. Проявление пассивности в отношениях и конфликте не порождает желание у сверстников общаться с таким подростком, даже конфликтовать им будет уже не интересно и они просто будут его избегать. Но если они будут чувствовать зависимость друг от друга, то и к сотрудничеству они будут приходить гораздо чаще. Так же многие подростки, общающиеся в группах, да и не только требуют друг от друга полной зависимости и ожидают, что каждый придет на помощь в трудную минуту, не взирая, на свои дела и желания.
В подростковом возрасте детей окружают много страхов и переживаний и один из них самый страшный это потерять близких друзей, а хуже того, остаться в одиночестве. Возможно, боязнь остаться изгоем или потерять авторитет в группе может повлиять на поведение подростка в группе, так как для них очень важны друзья. Лидер для поддержания своего авторитета будет, во что бы то ни стало доказывать и навязывать свое мнение и интересы, близкие друзья лидера будут всячески подстраиваться под него, претендующие на позицию лидера будут оспаривать все, что он говорит.
Таким образом, цель исследования - выявить взаимосвязь осознанных и неосознанных причин конфликтов с типом реагирования в конфликтных ситуациях, была достигнута. Гипотеза о существовании взаимосвязи между типом поведения в конфликтах с осознанными и неосознанными причинами возникновения конфликтов в подростковом возрасте подтверждена.
1. Абросимов В. К. Интеллектуальные методы решения конфликтных задач (нейросетевое измерение дипломатии): монография.- М.: Креативная экономика, 2012. - 144 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. -М.: Изд-во Педагогика, 1980. - Т. 1: Избранные психологические труды. - 486 с.
3. Андреев В.И. Конфликтология: исскуство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов / В.И.Андреев. - М.: Народное образование, 2005. - 128 с.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2008. - 490 с.
5. Бадагина, Л. П. Основы общей психологии: учебое пособие / Л. П. Баданина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 448 с.
6. Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие для бакалавров / под ред. Н. Ф. Басова. - 4-е изд. - М.: Дашков и К, 2013. - 328 с.
7. Башкин М.В. Конфликтная компетентность личности: диссерт. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2009, - С.90-127.
8. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: дис. д- ра психол. наук. - СПб, 2005. - 361 с.
9. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций / О.Н. Громов. - М.: Изд-во ЭКМОС,2010. - 320 с.
10. Дойч М.С. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы / М.С.Дойч // Социально - политический журнал. - 1997. - № 1. - С. 19-21.
11. Егидес А. П. Психология конфликта: учебное пособие / А. П. Егидес. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.- 205 с.
12. Заиченко Н.У. Структурно - содержательные характеристики и психологические особенности конфликта/ Н.У.Заиченко // Мир психологии. - 2012. - № 4. - С. 262-272.
13. Зеленков М. Ю. Конфликтология: учебник / М. Ю. Зеленков. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 324 с.
14. Исаев Д.Н., Колосова Т.А. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков: учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов.- СПб.: КАРО, 2012.176с.
15. Игнатьев А.А. Как урегулировать конфликты в организациях: советы зарубежных конфликтологов отечественным менеджерам /
А.А.Игнатьев, Е.И.Степанов // Прикладная психология. - 2012. - № 4. - С. 16 - 24.
16. Кильмашкина Т. Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебник для студентов вузов / Т. Н. Кильмашкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 287 с.
17. Киршбаум Э.И., Трусов, В.П. Конструктивное и деструктивное разрешение педагогических конфликтов// Психологическое обеспечение социального развития человека/ Под ред. А.А. Крылова. - Л.: Ростпедагенство, 1998. - С. 51 - 58.
18. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2010. - 176 с.
19. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире подростка / под ред. Бодалева А. А. - М.: Педагогика, 2011. - С. 16 - 28.
20. Крайг Г. Психология развития / Перевод с англ. Е. Мальчиной, /под ред. А.А. Алексеева. - СПб.: Питер, 2007.- 940 с.
21. Кривцова С.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / С.В.Кривцов. - М., 2006. - 180 с.
22. Кудинова С.В. Проектирование профилактической работы с "трудными" подростками в образовательной организации: методическое пособие / С.В. Кудинова. - Киров: Тип. Старая Вятка, 2014. - 63 с.
23. Кулагина И. Ю. Возрастная психология / И.Ю.Кулагина,
B. Н.Колюцкий. - М., 2013. - 199 с.
24. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков /Н.Д.Левитов. - М., 2009. - 58с.
25. Леонов Н.И. Соотношение конфликтной и
конфликтологической компетентностей // Социальный мир человека. - Вып.3. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции "Человек и мир: конструирование и развитие
социальных миров", 24-25 июня 2010г. - Часть II: Прикладная социальная психология. / Под ред.Н.И. Леонова. - Ижевск: 2010,
C. 35-60.
26. Лисецкий К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. - Самара, 1996
27. Литвак Н. Наши хорошие подростки / Нелли Литвак. - М.: Альпина нон-фикшн, 2014. - 254 с.
28. Лукина, А. К. Социальная педагогика : учеб. пособие / А. К. Лукина. - Красноярск: Сиб. федер. университет, 2011. - 306 с.
29. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика.- Изд. 2, стереотип.- М.: Когито-Центр, 2012. - 181 с.
30. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: дисс. ... канд. психол. наук. - М.: Просвещение, 2011. - 193 с.
31. Маценова Е.Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов: дисс. . канд. психол. наук. - М.: Высшая школа, 2013. - 24 с.
32. Морозова А.В. Социальная конфликтология: учеб. пособие,/ под ред. А.В.Морозова. - М.: Академия. - 2012. - 336 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.,2001.
34. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1994. - 288 с.
35. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 2013.-256с.
36. Пастернак Н. А. Воспитываем ребенка / Н.А. Пастернак. - М.: Форум, 2013. - 112 с.
37. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: книга для учителя / М.М.Рыбакова. - М.: Просвещение,
2011. - 128с.
38. Савченков Ю. И., Солдатова О. Г., Шилов С. Н. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Владос, 2013. - 143 с.
39. Светлов В. А. Введение в конфликтологию: учебное пособие - 2-е изд.- М.: Флинта, 2015. - 520 с.
40. Сегрева А.С. Разрешение социального конфликта: личностно- центрированная модель [Ст. изд. Мексика]; пер. с англ / А.С. Сегрева, Н. Арайза // Вопросы психологии. - 2011 - № 5. - С. 109 - 113.
41. Соловьева А. В. Психологическая защита в подростковом
возрасте. Сущность, содержание, причины: монография /
А.В.Соловьева. - М.: Флинта, 2013.- 184 с.
42. Сорокина Е. Г. Конфликтология в социальной работе: учебник для бакалавров / Е. Г. Сорокина, М. В. Вдовина. - М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 284 с.
43. Сосин В.А. Урегулирование и разрешение конфликтов: проблема посредничества в прикладной исследовательской практике запада / В.А.Сосин // Психологический журнал. Том 15 - 2012. - № 5. - С. 131 - 141.
44. Тарабакина Л.В. Эмоциональное развитие подростков: учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Прометей, 2011.209 с.
45. Фесенко О. П., Колесникова С. В. Практикум по конфликтологии, или Учимся разрешать конфликты/ О.П. Фесенко,
С.В. Колесникова.- М.: Флинта, 2014. - 128 с.
46. Флотская Н. Ю. Развитие половой идентичности у подростков с девиантным поведением: монография. - Архангельск: СА-ФУ,
2015. - 152 с.
47. Хащенко В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экспериментальных условиях жизнедеятельности / А.В.Хащенко // Психологический журнал. Том 14. -2011. - № 3. - С. 38 - 46.
48. Черняк Т.В. Конфликтология: Хрестоматия - Новосибирск: СибАГС, 2007. - 171 с.
49. Шумилина А.П. Конфликты в школьном возрасте / Под ред. А. П. Шумилина. - М.: МГУ, 2009. - 121 с.
50. Юдина А. И. Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации: социально-культурный подход: монография.-
Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2013. - 208с.