Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности конфликтного поведения студенческой молодежи, состоящей в гражданском браке

Работа №30929

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы41
Год сдачи2018
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
527
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение 3
1 Теоретико-методологические основания изучения конфликтного поведения студенческой молодежи, состоящей в гражданском браке 6
1.1 Понятие конфликтного поведения в работах отечественных и зарубежных психологов 6
1.2 Социально-психологические факторы вступления в гражданский брак 14
1.3 Психологические особенности студенческой молодежи 21
Глава 2 Эмпирическое исследование конфликтного поведения студенческой молодежи состоящей в гражданском браке 25
2.1 Программа исследования 25
2.2 Результаты исследования 29
Заключение 36
Библиографический список 38
Приложение 41


Актуальность исследования. Известно, что молодая семья сталкивается с рядом проблем – психологического, социального и экономического характера, что и формирует их непрочность, а также обуславливает тот факт, что значительная часть молодых семей распадается в течение первых пяти лет совместной жизни. Молодежь как наиболее восприимчивая к инновациям и способная к их апробации, подвержена влиянию либеральной (эгалитарной) идеологии семейных ценностей и отношений, что выражается в появлении и распространении в молодежной среде различных форм семейных отношений, наиболее популярной из которых является «гражданский брак», чрезвычайно распространенный на Западе уже достаточно давно и завоевывающий свои позиции в российской семейной среде.
Зачастую между партнерами в гражданском браке, как в официальном, возникают конфликтные ситуации. Основными признаками конфликтной ситуации межличностного взаимодействия выступают непродуктивный стиль общения и негативные эмоциональные состояния вовлеченных в ситуацию лиц. Психологическое здоровье семьи является главным показателем ее функционирования. Продуктивное разрешение конфликтов супружеских пар возможно только при осознании возможностей и ограничений устоявшихся стереотипов межличностного взаимодействия, повышения чувствительности к их эмоциональной составляющей. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Объект исследования – конфликтное поведение личности.
Предмет исследования – конфликтное поведение студенческой молодежи.
Цель исследования – выделить особенности конфликтного поведения студенческой молодежи, состоящей в гражданском браке
Гипотеза: наблюдаются различия в конфликтном поведении между женщинами и мужчинами студенческого возраста, состоящих в гражданском браке и состоящих в отношениях, а также между женщинами и мужчинами, не состоящих в отношениях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие конфликтного поведения в работах отечественных и зарубежных психологов.
2. Определить социально-психологические факторы вступления в гражданский брак.
3. Выявить психологические особенности студенческой молодежи.
4. Разработать программу эмпирического исследования по определению особенностей конфликтного поведения студенческой молодежи в условиях гражданского брака.
Методы и методики исследования: научно-теоретический анализ. Применение этого метода позволило определить методологическую основу исследования, конкретизировать цель и задачи исследования. Основными методами явились такие, как метод структурного анализа, синтез и обобщение, эмпирический метод; методы количественной и качественной обработки результатов исследования с использованием программы компьютерной обработки статистических данных «SPSS 22.0».
В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики:
1. Тест-опросник К. Томаса, определяющий особенности поведения в конфликтной ситуации.
2. Копинг-тест Лазаруса. Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.
Методологическая основа исследования. Многочисленные научные исследования (Д.А. Леви, К. Левин и др.) свидетельствуют об актуальности потребности социально-психологического исследования семьи, поиска закономерностей ее функционирования. Особое внимание современных ученых уделяется изучению семьи как системы, характеризующейся как стабильностью, так и динамичностью (К. Витек, И.В. Гребенников). Положения о конфликте как движущей силе развития семьи представлены в трудах А.В. Дмитриева, В.Н. Дружинина, Н.Ш. Крылова, Н.И. Леонова и др. Такие исследователи как В. Сатир, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др. рассмотрели зависимость характера динамики конфликта от выбора тактики поведения в конфликтной ситуации.
База исследования: РАНХиГС.
Выборка: для эмпирического исследования было сформировано три группы респондентов из числа студентов 1-4 курсов РАНХиГС в количестве 45 человек.
Первая группа респондентов – респонденты, состоящие в гражданском браке: из них 6 мужчин и 9 женщин.
Вторая группа респондентов – респонденты, состоящие в отношениях: из них 6 мужчин и 9 женщин.
Третья группа респондентов – респонденты, не состоящие в отношениях: из них 7 мужчин и 8 женщин.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность темы исследования бесспорна в связи с большим количеством разводов в молодых парах.
В ходе исследования определено, что конфликты – новая и поэтому малоизученная область научных исследований. Она лежит на стыке многих научных областей. Семья это не просто её члены, а открытая саморазвивающаяся система со своими законами и типами взаимоотношений.
Был сформулирован вывод о том, что для супругов (хотя бы для одного из них) очень важно научиться превращать деструктивный конфликт в конструктивный. Ведь в результате супруги не просто устраняют разногласия и проблемы, но и выводят свои отношения на новый более качественный уровень. Кроме того, конфликты лучше предупреждать.
Индивидуализация и рационализация современного образа жизни входят в определенное противоречие с формальными институтами, сохраняющими свое влияние. В результате люди ищут новые формы взаимодействия, позволяющие сочетать новые вызовы с существующими ограничениями институционального и морального характера. Неофициальные браки в таких условиях могут быть рассмотрены как своеобразный компромисс между полным отсутствием всяких связей, ограничивающих индивидуальную мобильность, и прочным союзом на всю жизнь, таким как гибкая система взаимных неформальных обязательств, позволяющая все же поддерживать более или менее устойчивые отношения в паре.
С целью определения особенностей конфликтного поведения студенческих пар, состоящих в гражданском браке, было проведено эмпирическое исследование. Результаты следующие:
1. Анализ результатов по методике Тест-опросник К. Томаса, направленного на определение особенностей поведения в конфликтной ситуации (в адаптации Н.В. Гришиной) выявил совпадение в группах женщин и мужчин по таким шкалам, как «Компромисс» и «Приспособление». Данные результаты говорят о том, что в конфликтной ситуации, как и мужчина, так и женщина, прежде всего, рассматривает противоположную сторону конфликта, как партнера, с которым можно договориться, обсудив возникшую проблему. Мужчины и женщины показали значимые различия в выборе такого типа поведения в конфликте, как «Избегание». Что говорит о том, что некоторая часть мужчин (большая, чем часть женщин) в конфликтной ситуации выбирает данную стратегию, то есть делают все попытки избежать конфликтной ситуации. Ни одна из сторон конфликтной ситуации не выбирает такую стратегию, как «Соперничество», о чем говорят незначимые значения, полученные по данной шкале. Возможно, это обусловлено как возрастом респондентов, так и социальным статусом – гражданский брак, отношения или отсутствие отношений с противоположным полом.
2. По методике Копинг-тест Лазаруса полученные статистические различия (при уровне значимости р < 0,05) в группе мужчин позволяют заключить, что, возможно, для мужчин более характерно перекладывание ответственности на окружающих, в том числе на женщин, с которыми состоят в гражданском браке или в отношениях. Такая стратегия в сложный психологический период – в ситуации семейного конфликта – (нервозность и т.д.) рассматривается как защитная от неблагоприятных факторов: раздраженных и недовольных окружающих поведением и поступками конфликтующих мужчин и т.д.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Алёшина, Ю. Е. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель отношений супругов / Ю. Е. Алёшина, И. Ю. Борисов // Вестник МГУ. Психология. Сер.14 – 2013. – №2. – С. 44-53.
2. Ананьев, Б. Г. Антропология / Б. Г. Ананьев. – Москва: Академия, 2016. – 741 с.
3. Антонюк, Е. В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами: Психологическое исследование / Е. В. Антонюк // Вестник Моск. ун-та. Психология. Сер.14. – 2014. – № 4. – С. 25-34.
4. Барсукова, М. И. Эмоциональные нарушения в период возрастных кризисов / М. И. Барсукова // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 74-77.
5. Витек, К. Проблемы конфликтного поведения / К. Витек // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 74-79.
6. Гозман, Л. Я. Психологические проблемы семьи / Л. Я. Гозман, Е. И. Шлягина // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С.1 86-187.
7. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. – Москва: Просвещение, 2014. – 256 с.
8. Дарилова, Ю. Б. Психотерапия / Ю. Б. Дарилова. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 412 с.
9. Дергачева, Я. А. Введение в клиническую психологию. Курс лекций / Я. А. Дергачева. – Томск: ТГУ, 2015. – 123 с.
10. Дмитриев, А. В. Конфликтология / А. В. Дмитриев. – Москва: Гардарики, 2013. – 320 с.
11. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н.Дружинин. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 422 с.
12. Изюмова, С.А. Прогнозирвоание ситуации разрешения супружеского конфликта / С.А. Изюмова // Социус. – 2016. – № 5 . – С. 128-133.
13. Крылов, Н. Ш. Профилактика супружеских конфликтов / Н. Ш. Крылов // Социус. – 2016. – №4. – С. 52-59.
14. Курек, Н. С. Нарушения психической активности / Н. С. Курек. – Москва: Инфра-М, 2014. – 241 с.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. – Москва: Изд. корпорация «Логос», 2014. – 384 с.
16. Леонов, Н.И. Конфликтология. Учебное пособие / Н.И. Леонов. – Москва: Инфра-М, 2010. – 192 с.
17. Майерс, Дж. Психология эмоций / Дж. Майерс. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 477 с.
18. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.
19. Малкина-Пых, И. Г. Конфликтология / И. Г. Малкина-Пых. – Н.Новгород: ООО Цветной бульвар», 2015. – 741 с.
20. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. – Москва: Академия. 2012. – 745 с.
21. Психолого-педагогические особенности семьи XXI века: коллективная научная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 424 с.
22. Райнфрид, Х-В. Клиническая психология / Х-В. Райнфрид. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru. (Дата обращения: 20.12.2017 г.)
23. Румянцева, Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре / Т. В. Румянцева. – Санкт-Петербург.: Питер, 2015. – 306 с.
24. Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – Санкт-Петербург: Ювента, 2013. – 284 с.
25. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В. А. Сысенко. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 306 с.
26. Терехин, В. А. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений / В. А. Терехин, Е. В. Криченко // РЭГ. – 2015. – №12 (42). – С. 23-29.
27. Чурилова, Е. В. Состав и благосостояние неполных семей в России / Е. В. Чурилова // Социологические исследования. – 2015. – № 3. – С. 78-81.
28. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л. Б. Шнейдер. – Москва: МПСИ, МОДЭК, 2016. – 928 c.
29. Шпаковская, Л. Незарегистрированные союзы: брачные стратегии молодых представителей городского среднего класса / Л. Шпаковская // Женщина в российском обществе. – 2012. – № 1. – С. 3-5.
30. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – Москва: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2016.– 288 с.
31. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – Санкт-Петербург.: Питер, 2014. – 656 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ