Введение 7
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи суицидальных 11
наклонностей, копинг-стратегий и типа семейного воспитания
1.1. Особенности подросткового возраста 11
1.2. Особенности суицидальных наклонностей в подростковом 16
возрасте
1.3. Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте 23
1.4. Влияние родительского отношения на формирование копинг- 30
стратегий и суицидального поведения у подростков
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско- 35
родительских отношений и суицидальной активности подростков
2.1. Организация, этапы, методы эмпирического исследования 35
2.2. Исследование суицидальных наклонностей у подростков 46
2.3. Исследование копинг-стратегий у подростков 51
2.4. Исследование особенностей детско-родительских отношений 54
2.5. Анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и 58
суицидальной активности подростков
Выводы по 2 главе 73
Заключение 74
Литература 84
Приложение
Анализ проблем детско-родительских отношений и суицидальной активности подростков всегда имеет высокую значимость в психологии, педагогике, социологии и особенно востребованным становится в нашей время.
Актуальность темы исследования становится очевидной при обзоре большого количества исследований, посвященных выявлению влияния отношения родителей на суицидальные наклонности, влияния родительского отношения на копинг-стратегии ребенка, взаимосвязи суицидальных наклонностей и копинг-стратегий. Однако, научных работ, посвященных рассмотрению вопроса сразу в нескольких аспектах недостаточно. Данная работа призвана восполнить этот пробел.
В данном контексте проблематики наиболее уязвимой категорией населения являются, конечно, подростки, что подтверждают и статистические данные о наибольшем количестве самоубийств именно среди подростков. Так, М.А. Алимова приводит следующие статистические данные ВОЗ, что около 20% всех самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Это статистика удавшихся действий, то есть окончившихся неудачей суицидальных попыток еще больше. И их число буде только возрастать. «В соответствии с прогнозом ВОЗ в 2020 году приблизительно 1,5 миллиона людей во всем мире погибнут по причине самоубийства и в 10-20 раз большее число их совершит суицидальные попытки» [4, с. 5]. Опасная статистика особенно высока в нашей стране: частота суицидов составляет 19-20 на 100 тысяч подростков, тогда как в среднем по миру 7 случаев на 100 тысяч подростков. Поэтому исследование проблем, факторов суицидального поведения подростков является крайне актуальным в данное время и несет большую социальную и практическую значимость.
Здесь очевидно, что влияние родителей на развитие ребенка определяющее по многим показателям. Дети, растущие в атмосфере поддержки, понимания, внимательного отношения и любви имеют меньше психологических проблем, чем дети из семей с неконструктивным типом семейного воспитания.
Степень научной разработанности проблемы в целом удовлетворительна. Так, в научном сообществе проблемам суицидального поведения в контексте семейного воспитания посвящены работы следующих авторов: А.Г. Амбрумова, Я.И. Гилинский, Л.Я. Жезлова, А.Е. Личко, А.Н. Моховиков, В.А. Тихоненко и другие. В зарубежной психологии вопросами суицидального поведения занимались Э. Дюркгейм, В. Франкл, З. Фрейд, Дж. Хиллман, Э. Шнейдман и другие [44].
Проблемами способов совладания со стрессовыми ситуациями, факторами, влияющими на выбор копинг-стратегий занимались и занимаются как зарубежные исследователи, такие как Д. Амирхан, Н. Селье, Р. Лазарус, Р. Плутчик, Дж. Роттер, С. Фолкман, так и отечественные: И.В. Борисова, Р.М. Грановская, Н.Ф. Михайлова, Н.М. Никольская, Т.А. Осипович Н.А. Сирота, С.В. Фролова, В.М. Ялтонский [35].
Однако, недостаточность исследований в аспекте взаимосвязи детскородительских отношений с риском суицидального поведения подростков составляют теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость данного исследования заключается в понимании социально-психологических механизмов влияния детско-родительских отношений на риски суицидального поведения подростков, что в перспективе позволит снизить неудовлетворительную статистику подростковых суицидов в нашей стране.
Практическая значимость исследования взаимосвязи детско-родительских отношений и суицидальной активности подростков заключается в перспективе применения полученных результатов в психолого-педагогическом сопровождении в образовании учащихся, а также в возможности использования результатов работы в консультировании по вопросам детско-родительских отношений, подростковой психологии.
Таким образом, теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, а также высокая социальная и практическая значимость исследования, выявляют необходимость исследования связи детскородительских отношений и совладающего поведения подростка с их суицидальной активностью.
Таким образом, объектом исследования являются суицидальные наклонности личности.
Предмет исследования - суицидальная активность подростков и их детско-родительские отношения.
Цель работы - исследовать специфику взаимосвязи между детскородительскими отношениями и суицидальной активностью подростков.
Для реализации обозначенной цели, были поставлены задачи:
1. Сделать теоретический анализ взаимосвязи суицидальных наклонностей, копинг-стратегий подростков и отношения родителей к ним.
2. Провести эмпирическое исследование, подобрав методики диагностики суицидальных наклонностей, исследования копинг-стратегий и отношения родителей.
3. Выполнить статистическую обработку результатов тестирования и проанализировать особенности взаимосвязи суицидальных наклонностей, копинг-стратегий и отношения родителей.
Гипотеза исследования - обуславливающим фактором суицидальной активности подростков являются их неконструктивные копинг-стратегии
поведения, сформированные в условиях неблагоприятных детскородительских отношений.
В данной исследовательской работе применены методы теоретического анализа научной психологической литературы, а также метод эмпирического исследования - тестирование, с использованием следующих методик:
1. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) [7].
2. Копинг тест Р. Лазаруса и С. Фолкман [14].
3. Опросник ADOR («Подростки о родителях») (адаптирован Вассерамном Л.И., Горьковой И.А., Ромициной Е.Е.) [14].
Статистическая обработка проводилась методом корреляционного анализа по Пирсону и t-критерия Стьюдента.
Выборку составили 52 подростка 12-14 лет (средний возраст 13 лет), учащиеся 7-8 классов. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 119 в г. Казани в период с 25.11.2016 г. по
30.11.2016 г.
Область применения результатов исследования: педагогическая
психология, социальная психология, возрастная психология, семейная психология, клиническая психология.
Подростковый период является переходным между детством и
взрослым периодом, характеризуется значительными физиологическими и
гормональными изменениями. Психологические особенности определяются
появлением чувства взрослости и общением со сверстниками как ведущей
деятельностью, а также большим влиянием общественно значимой
деятельности. В этот период возрастает риск активизации суицидального
поведения. В этом возрасте наиболее сильно разворачиваются переживания
комплексов, связанных с внешностью, межличностным общением, статусом
в группе. Подростки в целом противоречивы, эмоционально неустойчивы и
жизнь им кажется недорогой ценой для доказательства своей позиции.
2. В сложных ситуациях подросткам помогают справиться с
проблемами определенные механизмы совладающего поведения. Здесь
совладающее поведение выступает целенаправленным социальным
поведением для решения и преодоления сложной, стрессовой жизненной
ситуации, которое выражается в изменении ситуации или приспособлении к
ней.
3. В результате теоретического анализа научных исследований,
обозначенных выше проблем, установлено, что характер семейного
отношения оказывает сильнейшее влияние на особенности копинг-стратегий
и суицидального риска у подростков. Выявляют, что в благополучных семьях
родители используют активные, проблемно-ориентированные,
конструктивные копинг-стратегии, такие как планирование решения,
принятие ответственности, самоконтроль. В семьях, где превалируют стили
семейного воспитания – отвержение, авторитарная гиперсоциализация,
инфантилизация и симбиоз значительно возрастает риск суицидального
поведения.
4. Группа испытуемых с высоким суицидальным риском чаще, чем
группа с низким суицидальным риском актуализирует в своем поведении все
виды суицидальных намерений: демонстративность, аффективность,
несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, а
также максимизирует инфантильные ценности, проблематично отстраивает
временную перспективу.
5. Подростки с низким суицидальным риском высоко оценивают
позитивный интерес их матери к себе, проявляющийся в ее принятии,
поддержке и эмоциональном контакте.
6. Группа подростков с высоким суицидальным риском используют
неадаптивные копинг-стратегии: конфронтация, дистанцирование, бегствоизбегание, самоконтроль, поиск социальной поддержки.
7. Подростки из обеих групп в одинаковой мере способны признавать
свою роль в возникновении проблемы и принимать ответственность за нее и
могут преодолевать трудности через целенаправленный анализ ситуации.83
8. Подростки с низким суицидальным риском используют более
широкий репертуар копинг-стратегий поведения.
9. Риск суицидального поведения у подростков обуславливается
негармоничными отношениями с матерью в большей мере, чем с отцом.
Таким образом, гипотеза о том, что обуславливающим фактором
суицидальной активности подростков являются их неконструктивные
копинг-стратегии поведения, сформированные в условиях неблагоприятных
детско-родительских отношений, подтвердилась.
Проведенное исследование заполняет пробелы в исследованиях
проблем подросткового суицидального поведения, совладающего поведения
подростков и детско-родительских отношений. Это позволит обогатить
теоретические исследования, внесет вклад в более глубокое понимание
подростковой и семейной психологии, так, данная работа несет большую
практическую и теоретическую значимость.
Область применения результатов исследования: педагогическая
психология, социальная психология, возрастная психология, семейная
психология, клиническая психология.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие. - Екатеринбург, 2000. — 624 с.
2. Аверин А. В. Психология личности. - М., 2000. - 180 с.
3. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова. // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 // Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 82-90.
4. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика,
профилактика, коррекция: метод. пособие. / Барнаул, 2014. - 100 с.
5. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова. // Психол. журнал, 1994. - № 1. - С. 3-18.
6. Артемьева Т.В. Психология развития: курс лекций: Учеб. пособ. / Татарский государственный гуманитарно - педагогический университет, Казань, 2008. - 79 с.
7. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: учеб. пособие. М.: УМК «Психологи», 2003. - 320 с.
8. Баркаускайте М.М. Об исследовании связей между статусом и участием подростков в малой группе// Взаимоотношения коллектива и личности. - Таллин, 1979. - С. 86 - 82.
9. Белорукова, Н.О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи / Н.О. Белорукова. // Дисс.... канд. психол. наук. - Кострома, 2005. - 314 с.
10. Березин Ф. Б. Психическая и психологическая адаптация человека. - М., 1988. - 71 с.
11. Бернс Р. Что такое Я - концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - 656 с.
12. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. - М., 1976. - 331 с.
13. Бурлачук А. Ф., Кожанова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. - М.,1998. - 259 с.
14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб, 1999 - 519 с.
15. Вассерман, Л.И., Горьковая, И.А., Ромицына, Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицина. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 178 с.
16. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета, 1984. - 241 с.
17. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа. -
2001. - №4. - С. 24-29.
18. Грановская, Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. - СПб.: Знание, 1999. - 352 с.
19. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2003. - 125 с.
20. Гринина О. В., Кича Д. Н. Пути совершенствования системы лечебнооздоровительной работы// Материалы первой научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». - М. 1995. С. 9-12.
21. Головина, С.Г. Роль психологической защиты в социальнопсихологических процессах в детском возрасте / С.Г. Головина. // Прикладной психол., 2003. - № 6. - С. 44-48.
22. Гущина, Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса. // Дисс.... канд. психол. наук / Т.В. Гущина. - Кострома, 2005. - 228 с.
23. Елдашыва, О.А. Психологическая защита и совладающее поведение как механизмы адаптации в процессе профессионального выгорания / О.А. Елдашыва. // Материалы международной научно-практической конференции: Психология XXI века Актуальные проблемы и тенденции развития. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. - С. 126-128.
24. Иванова В. В. Общие вопросы самосознания личности. - М., 1998. - 225 с.
25. Исакова Е.К., Лазаренко Д.В., Ахметова Э.Ж. Взаимосвязь семейного отношения и склонности подростков к суицидальному поведению // Педагогические науки. Социальная педагогика. - 2001. - №6. - С. 72-76.
26. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб., 2004. - 700 с.
27. Кон И. С. Категория «Я» в психологии.// Психологический журнал. - T.2. 1981. - №3. - С. 89-94.
28. Кон И. С. Психология старшего школьного возраста.- М.: Просвещение, 1979. - 178 с.
29. Камынина И. В. Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности : Автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. — Хабаровск , 2008. — 22 с.
30. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 752 с.
31. Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг- шкалы / Т.Л. Крюкова. - Кострома: Изд-во КГУ им. НА. Некрасова, 2007. - 325 с.
32. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. // Монография. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова - Студия оперативной полиграфии, Авантитул, 2004. - 241 с.
33. Крюкова, Т.Л. Роль когнитивного оценивания в психологическом совладании личности / Т.Л. Крюкова. // Творческое наследие А.В. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления (к 70-летию со дня рождения) / Отв.ред. В.В. Знаков, Т.В. Корнилова. - М.: Изд- во ИП РАН, 2003. С. 86 - 89.
34. Либин А.В. Дифференциальная психология: наука о сходствах и различиях между людьми - М., 2008. - 576 с.
35. Либин Д., Либина А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами//Стиль человека: психологический анализ.-М., 1998. - 117 с.
36. Личко А. Е., Александров А. А. Суицидальное поведение подростков. // Клинико-психологические социальные и правовые проблемы суицидального поведения. - М., 1974. - С.71-79.
37. Максимова Н. Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению Психологический журнал. - 1996. - №3. - С.149-152.
38. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: Новейший справочник / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003. - 928 с.
39. Михайлова Н. Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц в связи с задачами психогигиены и психопрофилактики: Диссертация канд. психол. наук : 19.00.04. - СПб., 1998 - 192 с.
40. Мовсенян Л. С., Кондратьева М. В. Изучение взаимосвязи уровня самооценки с защитными механизмами и копинг-стратегиями личности // Материалы II Международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества - будущему России». Том второй. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2. - С. 111-115.
41. Нартова-Бочавер, С.К. «Сорmg-behavюr» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психол. журнал, 1997. - № 5. - С. 20-30.
42. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс. докт. мед. наук: 19.00.04. - Бишкек - СПб., 1994. - 320 с.
43. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. - Обозр. психиат. и мед. психол., 1994. - С. 63-74.
44. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования. - Обозр. психиат. и мед. психол., 1993. - 198 с.
45. Сотникова, Ю.Л. Защитные механизмы в личностей организации пациентов с расстройствами адаптации и суицидальными попытками. / Ю.Л. Сотникова. - Дисс.... канд. психол. наук. - М., 2005. - 177 с.
46. Стоиков, И.Д. Анализ защитных проявлений личности. / И.Д. Стоиков. - Дисс.... канд. психол. наук. - М., 1986. - 160 с.
47. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Саратов,
2002. - 120 с.
48. Тышкова, М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях. / М. Тышкова // Вопросы психологии, 1987. - № 1. - С. 27-34.
49. Урядницкая Н. В. Совладающее поведение в кризисной ситуации тяжелого заболевания // Журнал прикладной психологии, 1998. - №3. - С. 24 - 29.
50. Чумакова Е.В. Психологическая защита в системе детско-родительского взаимодействия // Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1998. - 274 с.
51. Хазова, С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников. /
С.А. Хазова. - Дисс.... канд. психол. наук. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. - 241 с.