Конструирование практико-ориентированных занятий со студентами ПОО
направления подготовки «Экономика и бухгалтерский учет» на примере
ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум»
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы конструирования практико-ориентированных занятий со студентами 9
1.1 Практико-ориентированное обучение как дидактическая система 9
1.2 Технологические основы обеспечения практико-ориентированности учебных занятий 17
1.3 Учебное занятие как педагогический конструкт 28
Глава 2. Технология проблемно-ориентированного образования как основа конструирования практико-ориентированных занятий со студентами ПОО 37
2.1 Характеристика практико-ориентированных результатов образовательной деятельности ГБПОУ «Мензелинский
сельскохозяйственный техникум» 37
2.2. Технологические особенности достижения образовательных результатов с использованием принципов проблемно-ориентированного образования 45
2.3 Экспериментальная проверка эффективности проблемно-ориентированного образования в достижении образовательного результата
ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум» 50
Заключения 61
Список использования литературы 64
Приложения 70
Актуальность исследования. Эффективность системы подготовки кадров по направлению подготовки «Экономика и бухгалтерский учет» в образовательных организациях среднего профессионального образования в значительной степени определяет эффективность реформационных процессов и функционирования государственной экономической системы в целом. При этом, основной акцент при подготовке кадров в профессиональных образовательных организациях делается на практической ориентированности образовательного процесса, обеспечении готовности выпускников к реализации конкретных профессиональных действий в соответствии с существующими нормативными актами. Всё это актуализирует поиск комплекса необходимых и достаточных требований, обеспечивающих адекватное требованиям конструирование практико-ориентированных занятий со студентами. Кроме этого, необходимость разработки практико-ориентированных занятий для учащихся обусловлена следующими обстоятельствами:
- в рамках практико-ориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала;
- в процессе взаимодействия в системе «учитель-ученик» постоянно действуют каналы обратной связи;
- система развивает интерес учащихся к творчеству, позволяет им познать радость творческой деятельности [29].
Анализ литературы показывает, что многими исследователями (М.И. Махмутов, М.А, Чошанов, Э. Дейл, И.И. Голованова, Г.А. Рудик и др.) затрагивались проблемы конструирования практико-ориентированных учебных занятий в системе профобразования.
Вместе с тем, отечественной и зарубежной наукой накоплен значительный опыт исследований различных аспектов организации образовательной деятельности, прямо или косвенно относящихся к предмету настоящего исследования. Так, например, определению сущности и механизмов практико-ориентированного обучения посвящены исследования Ю.Н. Галагузовой, Л.В. Собановой, М.И. Махмутова, В.Е. Мелеховой, М.А. Чошанова, В. Байденко, В.А. Болотникова, В.П. Борисенкова, В.В. Серикова, Ю.П. Ветрова, С.В. Дусенко, Т.А. Дмитриенко, П.И. Образцова, Ф.Г. Ялалова; разные аспекты проблемы организации самостоятельной работы рассматриваются в трудах И.А. Зимней, А.А. Вербицкого, П.И. Пидкасистого, Н.Г. Лукиновой, Ю.Б. Дроботенко; проблемы конструирования исследовались М.А. Чошановым, Л.С. Илюшиной, Д. Толлингеровой, Б. Блумом; проблемы мотивации изучались М.И. Махмутовым, М.В. Романовой; проблемы практикоориентированного обучения исследовались И.И. Головановой, Г.А. Рудиком, Г.И. Ибрагимовым, Ю. Ветровым, Н. Клушиной.
Таким образом, в практике образовательной деятельности организаций СПО наблюдается объективное противоречие между необходимостью усиления практико-ориентированности учебных занятий, возможностью использования в этих целях потенциала исследований в области разработки практико-ориентированных занятий и недостаточно четким формулированием требований к их конструированию.
Проблема исследования: каковы требования, обеспечивающие
эффективность конструирования педагогом практико-ориентированного учебного занятия?
Объект исследования: система практико-ориентированной
профессиональной подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях.
Предмет исследования: процесс конструирования педагогом практико-ориентированного занятия.
Цель исследования: выявление необходимых и достаточных требований, обеспечивающих эффективное конструирование практико-ориентированных учебных занятий в профессиональной образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс
конструирования педагогом практико-ориентированного занятия будет эффективнее, если будут учтены следующие требования:
- компетентность педагогического состава в вопросах конструирования практико-ориентированных учебных занятий;
- опора при конструировании практико-ориентированных учебных
занятий на жизненный опыт учащихся;
- широкое использование при разработке конструкта примеров из
практики (кейс);
- активное использование методов проектной деятельности,
интерактивных и активных методов обучения на учебных занятиях.
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и прогнозируемым результатом определены следующие задачи.
1. Рассмотреть определяющие тенденции и проблемы развития практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в теории и практике профессионального образования. Проанализировать, обобщить и интерпретировать понятийно-терминологический и содержательный аппарат исследования.
2. Выявить комплекс педагогических требований, обусловливающий повышение эффективности практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в профессиональной образовательной организации.
3. Разработать и апробировать организационно-методические и технологические подходы по реализации модели инновационного образовательного процесса практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в профессиональной образовательной организации.
При проведении исследования мы основывались на методологических подходах, отраженных в теории проблемного обучения М.И. Махмутова, теории конструирования образовательных процессов М.А. Чошанова, а также в трудах ведущих зарубежных деятелей в образовании Э. Дейла, Б. Блума, Д. Толлингеровой, Г.А. Рудика и др.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс общенаучных и специальных педагогических методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга, адекватных проблеме, объекту, предмету и задачам исследования. Они включали в себя:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- обобщение опыта педагогов в области конструирования учебных занятий;
- методы теоретического уровня (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и др.);
- методы эмпирического уровня (наблюдение, беседа, анкетирование, метод экспертных оценок, метод изучения продуктов деятельности, интервьюирование, педагогический эксперимент и др.);
- методы математической и статистической обработки материалов.
Экспериментальной базой исследования является ГБПОУ
«Мензелинский сельскохозяйственный техникум». Всего исследованием было охвачено 23 студента выпускной группы направления подготовки «Экономика и бухгалтерский учет».
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Рассмотрены определяющие тенденции и проблемы развития практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в теории и практике профессионального образования. Проанализированы, обобщены и интерпретированы понятийно-терминологический и содержательный аппарат исследования.
2. Выявлен комплекс педагогических требований, обусловливающий повышение эффективности практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в профессиональной образовательной организации.
3. Разработаны и апробированы организационно-методические и технологические подходы по реализации модели инновационного образовательного процесса практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в профессиональной образовательной организации.
Практическая значимость исследования - заключается в том, что результаты исследования могут использоваться преподавателями в процессе конструирования практико-ориентированных учебных занятий для профессиональной подготовки кадров.
Апробация результатов исследования проводилась путем участия в круглом столе «Декомпозиция профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС» ( апрель, 2016 Елабужский институт КФУ)
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
Эффективность системы подготовки кадров по направлению подготовки «Экономика и бухгалтерский учет» в образовательных организациях среднего профессионального образования в значительной степени определяет эффективность реформационных процессов и функционирования государственной экономической системы в целом. При этом основной акцент при подготовке кадров в ПООах делается на практической ориентированности образовательного процесса, обеспечении готовности выпускников к реализации конкретных профессиональных действий в соответствии с существующими нормативными актами. Всё это актуализирует поиск комплекса необходимых и достаточных требований, обеспечивающих адекватное требованиям конструирование практико-ориентированных занятий со студентами.
Выявлено, что многими исследователями (М.И. Махмутов, М.А, Чошанов, Э. Дейл, И.И. Голованова, Г.А. Рудик и др.) затрагивались проблемы конструирования практико-ориентированных учебных занятий в системе профобразования.
На основе анализа литературы был разработан конструкт эффективного учебного занятия, включающий:
1. Создание проблемной ситуации, где главной функцией преподавателя является развертывание проблемы через частные вопросы. Преподаватель актуализирует прежние знания, и в качестве обратной связи возникает проблемная ситуация. В это время деятельность обучающегося состоит в поиске ответов на частные вопросы на основе имеющихся знаний, а также сопоставление имеющихся знаний с необходимостью ответа на вопросы. В результате возникает видение проблемы.
2. Постановка проблемы: на данном этапе преподаватель
организовывает самостоятельную или групповую деятельность, где вместе со студентами анализирует ситуацию. После этого учащиеся концентрируются на поиске недостающего знания и формулировании проблемы. В итоге должны получить формулировку проблемы.
3. Выдвижение предложений и гипотез. Здесь преподаватель лишь
управляет умственным поиском: направляя фактическим материалом и
информационными вопросами. Обучающиеся выдвигают предположения и во взаимодействии преподавателем актуализируют опыт и проверяют предположения. При этом самостоятельно ищут возможные варианты решения и анализируют выдвинутые варианты решения. Готовым продуктом на данном этапе служит формулировка предположений и гипотез.
4. Доказательство гипотезы и решение проблемы является
предпоследним этапом. На этом этапе преподаватель также управляет поиском, сообщая новые факты по проблеме, а также подкрепляет поиск новыми терминами. Студенты, анализируя понятия, находят неизвестное. В результате чего, в совместной работе с преподавателем обосновывают и доказывают гипотезу.
5. Проверка решения. На заключительном этапе обучающимся предлагается решить задание на применение нового знания. В процессе чего, студенты сопоставляют полученные знания с практическими примерами преподавателя и используют знания для решения практических задач. Решения проверяются, и появляется результат: применение на практике найденного способа решения.
Достижение образовательных результатов с использованием принципов проблемно-ориентированного образования возможно исключительно при грамотном построении конструкта учебного занятия. В свою очередь, лишь соблюдение всех общепедагогических и дидактических условий и правил позволил выстроить эффективный конструкт учебного занятия.
Для апробации предложенного конструкта был проведен опрос, в ходе которого были получены данные о самооценке знаний по дисциплине «Налоги и налогообложение» обучающихся третьего курса направления подготовки «Экономика и бухгалтерский учет», также студентами был составлен рейтинг дисциплин профессионального цикла обучения, проведены практико-ориентированные занятия и дана повторная самооценка знаний.
При проведении исследования, с использованием предложенного конструкта, были получены следующие результаты:
- показатели по 1 пункту увеличились на 2,5 балла, или в 2 раза, по 2 - в 1,8 раза, по 3 - в 2,3 раза, по 4 пункту увеличение произошло в 2,2 раза, по 5 - в 2,7 раза и результаты 6 пункта возросли в 2 раза;
- средний балл возрос на 2,8 баллов и в итоге равен 5,2 баллам из 10. При этом наименьший балл равен 2,6, а наивысший - 8,3. Также следует отметить, что у 57% обучающихся 130 группы средний балл больше или равен пяти.
- средний балл оценки собственных знаний увеличился в 2,2 раза.
Проведение опытно-экспериментальной работы по разработке и апробации
эффективного конструкта для практико-ориентированных учебных занятий в средних специальных учебных заведений свидетельствует о том, что к завершению формирующего эксперимента уровень самооценки знаний студентами повысился.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили гипотезу исследования, позволили выделить основные требования включающие:
- компетентность педагогического состава в вопросах конструирования практико-ориентированных учебных занятий;
- опора при конструировании практико-ориентированных учебных
занятий на жизненный опыт учащихся;
- широкое использование при разработке конструкта примеров из
практики (кейс);
- активное использование методов проектной деятельности,
интерактивных и активных методов обучения на учебных занятиях.
Таким образом, цель исследования достигнута.
I. Нормативно-правовые акты
1. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
17.06.2015 № 444 «О внесении изменений в государственную программу «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы», утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от
22.02.2014 № 110 «Об утверждении государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы» (18.06.2015) [Электронный ресурс]: [Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.06.2015 № 444 «О внесении изменений в государственную программу «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы»] // Министерство образования и науки РТ URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/gosudarstvennie-programmi.htm (дата обращения:
19.12.2015) .
2. Приказ Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Бухгалтер" [Электронный ресурс]: [Приказ Минтруда России от
22.12.2014 N 1061н "Об утверждении профессионального стандарта
"Бухгалтер"]. // Контур.Норматив URL:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=245301 (дата
обращения: 19.12.2015).
3. Приказ Минтруда России от 29.09.2014 N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.11.2014 N 34779)
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 832
5. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" [Электронный ресурс]: [Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 г. Москва]. // Российская газета. 18.04.2014. №6576. URL: http://rg.ru/search (дата обращения:
11.12.2015) .
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: [Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
14.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»]. // Российская газета. 31.12.2012. №5976. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 11.11.2015).
II. Научная и учебная литература
7. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. / А.А. Вербицкий. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.
8. Ветров Ю., Клушина Н. Практико-ориентированный подход // «Высшее образование в России», научно-педагогический журнал Министерства образования Российской Федерации. Выпуск № 6, 2002 год.
9. Гаджиева, П.Д. Проектное обучение как инновационная педагогическая технология / П.Д. Гаджиева // Дистанционное и виртуальное обучение : журнал . 2013 . №10 . С. 31-37.
10. Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина // Казань: Казан. ун-т,
2014. - 288 с.
11. Зуев, А.М. Проектная деятельность в образовательном учреждении / А.М. Зуев // Открытый урок: методики, сценарии и примеры : журнал . 2014. №2 . С. 14-22.
12. Ибрагимов, Г.И. Предмет и основные понятия дидактики / Г.И. Ибрагимов // Педагогика : журнал. 2014 . №2 . С. 15-22.
13. Каландарова, М. Пути и методы интеллектуального развития учащихся / М. Каландарова // Вопросы гуманитарных наук : журнал . 2014 .№2.
С. 49-51.
14. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012,www.sisp.nkras.ru
15. Клепиков В.Н. Методика построения и проведения современного этического занятия / В.Н. Клепиков // Педагогика : журнал . 2014 . №2 . С. 45 -
52.
16. Компетентностная модель профессионального образования: проблемы проектирования и реализации: материалы межрегиональной научнопрактической конференции (12 марта 2011 года) / Отв. ред. Н.А.Сергеева Оренбург: ФГОУ СПО «ОГК», 2011 - 273 с.
17. Кузница сельскохозяйственных кадров. К 125-летию Мензелинского сельскохозяйственного техникума / Э.Ш.Фаттахова, И.Ш. Шарипов, В.П.Тумакаева. Казань: пропаганда, 2014. 288с.
18. Махмутов М.И. Значение методов обучения в трудовом воспитании учащихся // Общедидактические проблемы методов обучения: Тезисы к Всесоюзной научно-практической конференции по проблеме "Совершенствование методов обучения в современной советской школе URL: http://vml.antat.ru/oldvml/index.php/publikatsii/na-rus-yaz (дата обращения:
14.02.2016) .
19. Махмутов М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах: Метод. рекомендации[Электронный ресурс] // Электронная библиотека Академии наук Республики Татарстан URL: http: //vml .antat.ru/oldvml/index.php/publikatsii/na-rus-yaz (дата обращения:
14.02.2016) .
20. Махмутов М.И. Некоторые проблемы педагогики профтехобразования // Педагогическая наука: Итоги и перспективы. Материалы юбилейной сессии общего собрания Акад. пед. наук СССР, посвященной 60 - летию Великой Октябрьской социалистической революции (дек. 1977 г URL: http://vml.antat.ru/oldvml/index.php/publikatsii/na-rus-yaz (дата обращения:
14.02.2016) .
21. Махмутов М.И. О новых методах обучения в трудовой подготовке
учащихся // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе URL: http://vml.antat.ru/oldvml/index.php/publikatsii/na-rus-yaz (дата
обращения: 14.02.2016).
22. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Академии наук Республики Татарстан URL: http://vml.antat.ru/oldvml/index.php/publikatsii/na-rus-yaz (дата обращения: 14.02.2016).
23. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. Изд. 3-е. / М.И. Махмутов - Казань: Изд-во Фэн Академии наук РТ, 2016. - 192 с.
24. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А Педагогические технологии развития мышления учащихся ,Казань:ТГЖИ, 1993
25. Образование, устремленное в будущее. Социально-когнитивные исследования молодежной среды и компьютерные технологии обучения / Д.Ш.Сулейманов, Д.М. Шакирова, М.А. Чошанов, Г.А. Рудик, И.Ф. Сибгатуллина и [др.] : Научное издание / Под редакцией Д.М. Шакировой. Академия наук РТ, НИИ «Прикладная семиотика». - Казань: Изд-во «Фэн» Академии наук РТ, 2016. 260 с.
26. Палюх, М.С. Образование как фактор, содействующий развитию современного человека / М.С. Палюх, Л.И. Хоминская // Вопросы гуманитарных наук : журнал . 2013 . №2 . С. 141-145.
27. Петрова И.В. Практико-ориентированное обучение как инструмент формирования профессиональных компетенций студентов строительных специальностей // Сибирский педагогический журнал. 2008. №10. С.293-297.
28. Пру Андерсен [Prue Anderson] Разработка тестов и анкет для национальной оценки учебных достижений / Пру Андерсен, Джордж Морган; пер. с англ. В.Н. Симкина; науч. ред. В.И. Звонников. М.: Логос, 2011. 204с.
29. Северов В.Г. Практико-ориентированная профессиональная подготовка кадров в колледже для сферы малого бизнеса : дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2012
30. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.:Мастерство, 2001. 272 с.
31. Сергеева М.Г. Концепция развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования : дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2013
32. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. 2011. № 1.
33. Степанова-Быкова А. С. Методика профессионального обучения [Электронный ресурс]: курс лекций / А. С. Степанова-Быкова, Т. Г. Дулинец. Электрон. дан. Красноярск : ИПК СФУ, 2009. 299 с.
34. Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессионально школе: Автореф. дис. ... д-ра пед-наук. - Казань, 1996
35. Чошанов М. А. Инженерия обучающих технологий [Электронный ресурс] / М. А. Чошанов. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 239 с.
36. Чошанов М. А. Дидактика и инженерия. Бином, Москва. 2011. 248 с.
37. Чошанов М. А. Дидактическая инженерия: анализ и проектирование обучающих технологий. Экслибрис: Блумингтон, Индиана. 2009. 425 с.
38. Шершнева В. Как оценить междисциплинарные компетентности студента // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 48-50.
39. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практикоориентированному образованию // Высшее образование в России. 2008. № 1.
С.89-93
III. Электронные ресурсы
40. Блум Б. [Bloom, B.S] Таксономия Образовательных Целей: Сфера
Познания [Электронный ресурс] // Традиционная иерархия мыслительных процессов URL: http://www.intel.ru/content/dam/www/program/education/
emea/ru/ru/documents/project-design1/thinking-skills/bloom-taxonomy.pdf (дата обращения: 22.01.2016).
41. ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум» [Электронный ресурс] // Практико-ориентированное образование URL: .http://mcxt.edusite.ru/ (дата обращения: 14.02.2016)
42. Дейл Э. [Edgar Dale] Конус обучения Эдгара Дейла [Электронный ресурс] // Конструктор успеха URL: http://constructorus.ru/samorazvitie/konus- obucheniya-edgara-dejla.html (дата обращения: 22.01.2016).
43. Толлингерова Д. Теория учебных задач [Электронный ресурс] //
Теория учебных задач URL: http://refdb.ru/look/1493270-pall.html (дата
обращения: 14.02.2016)