ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 8
1.1. Понятия «координация» и «координационные способности», критерии
их оценивания 8
1.2. Воспитание координационных способностей с помощью игр и
игровых упражнений на уроках физической культуры 19
1.3. Средства физической культуры для воспитания координационных
способностей у детей на уроках физической культуры 25
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 34
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 35
3.1. Анализ подвижных игр и игровых упражнений для воспитания
координационных способностей у детей младшего школьного возраста 35
3.2. Разработка и обоснование методики воспитания координационных
способностей у детей младшего школьного возраста 40
Заключение 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Одна из основных задач физической подготовки в школе - воспитание и всестороннее физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья, обучение жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических и моральных качеств. Одним из таких физическим качеств является координационная способность.
Проблема физических (двигательных) способностей - одна из наиболее значимых в практике воспитания детей младшего школьного возраста. В жизни современного человека, где надо быстро решать определённые трудности, ориентироваться в пространстве, молниеносно реагировать на сигналы внешней среды, необходима вестибулярная устойчивость. Поэтому под координационными способностями понимают такие понятия как чувство ритма, способность расслаблять свои мышцы, способность сохранять равновесие, быстро действовать в изменяющихся условиях.
Наиболее благоприятные условия для развития координации в младшем школьном возрасте. В этом возрасте мышление у детей является наглядно- действенным. Это значит, чтобы представить и запомнить, как делается что- либо, ребенку нужно не только посмотреть, но и выполнить действие самому. Сочетание просмотра и выполнения подталкивает ребенка к логическому мышлению, которое необходимо для его полноценного развития.
Координация движений поддается тренировке, т.е. воздействию педагогического процесса, специально направленного на её развитие. Высокая степень развития координации движений оказывает положительное влияние на освоение детьми новых двигательных навыков. Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа - необходимые условия для развития координации.
Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях
Движения ног и рук могут быть: одновременными, поочередными, последовательными. Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны поочередные движения. Самые сложные разноименные и разнонаправленные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища.
В развитии координации и поддержания интереса учащихся к занятиям необходима "новизна". При выполнении упражнений можно применять необычные исходные положения, разноименное движение рук и ног, зеркальное выполнение упражнений, изменение ритма упражнения с предметами (жонглирование).
Координация является составной частью ловкости. Ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.
Координация невозможна без развития функции равновесия. Чем меньше площадь опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.
Движения ног и рук могут быть: одновременными, поочередными, последовательными. Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны поочередные движения. Самые сложные разноименные и разнонаправленные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища.
В развитии координации и поддержания интереса учащихся к занятиям необходима "новизна". При выполнении упражнений можно применять необычные исходные положения, разноименное движение рук и ног, зеркальное выполнение упражнений, изменение ритма упражнения с предметами (жонглирование).
Координация является составной частью ловкости. Ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.
Координация невозможна без развития функции равновесия. Чем меньше площадь опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.
В практике учителей физической культуры отсутствуют научно-обоснованные программы совершенствования координационных способностей, что приводит к снижению эффекта обучения новым упражнениям. Уроки с включением подвижных игр и использованием игровых средств развивают двигательные способности у младших школьников и более других совершенствуют координационные способности.
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать своё развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определённую цель.
Игра - специфический вид деятельности, а подвижная игра является сознательной детской деятельностью. Наиболее доступным и эффективным средством для развития координации являются спортивные и подвижные игры. Они развивают точность и соразмерность движений. В играх приобретаются навыки быстрых и эффективных движений в неожиданно сложившейся ситуации. Так же большое значение имеют эстафеты, так как в процессе игры идет резкая смена двигательных действий и детям необходимо быстро выполнять определенные задания в достаточно короткий отрезок времени, направленные на достижение поставленной цели, причём способ её достижения играет подчинённую роль.
Цель исследования - научное обоснование и экспериментальная проверка методики, направленной на развитие базовых координационных способностей у детей младшего школьного возраста с применением игровых средств.
Объект исследования - процесс воспитания координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - методика воспитания координационных способностей у детей младшего школьного возраста игровыми средствами.
Гипотеза. Мы предполагали, что применение подвижных игр и игровых упражнений на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста позволит воспитать координационные способности учащихся, если в процессе физического воспитания в начальных классах использовать методику, направленную на воспитание координационных способностей.
Задачи исследования. На основе проведенного нами анализа литературных источников и в соответствии с целью нашего исследования были сформулированы следующие задачи:
1. На основе научно-методической литературы и практических рекомендаций
обосновать комплекс подвижных игр и игровых упражнений, способствующий оптимальному воспитанию координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
2. Разработать методику формирования координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр и игровых упражнений.
3. Экспериментально обосновать разработанную методику на уроках физической культуры в начальной школе.
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования и практический опыт позволили обосновать рациональный комплекс подвижных игр и игровых упражнений, способствующих оптимальному воспитанию координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Экспериментально установлено, что разработанная нами методика с использованием игровых средств, оказывает положительное воздействие на воспитание координационных способностей у детей 9-10 лет. Использование игровых средств при выполнении разнообразных двигательных действий, выполняемых с различной интенсивностью, в различных сочетаниях является лучшим средством для воспитания такого физического качества, как координация. Важно при этом правильно соблюдать методические условия выполнения упражнений (скорость, темп, продолжительность, число повторений, точность, интервалы отдыха и его характер).
Так, достоверно значимые изменения за время эксперимента произошли во всех показателях тестов. Между группами обнаружены достоверные различия. Таким образом, можно с уверенностью сказать о положительном влиянии разработанной методики на воспитание физических качеств.
1. Абзалов, Р.А. Адаптация детского организма к различным физическим нагрузкам // Теория и практика физической культуры. 1985. № 3 С. 27
2. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 2002. - 240 с.
3. Апанасенко, Г.А. Физическое развитие детей и подростков. - Киев: Здоровье, 1985. - 80 с.
4. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебн. для студ. фак. физ. культуры пед. ин - тов. - М.: Инфра-М, 2006. - 287 с.
5. Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Т. // Теория и практика физ. культуры. - 1986. - N 10. - С. 21-24.
6. Барков, В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу «Основы НИР» для студентов специальности п. 02.02. - «Физическая культура». - Гродно, 2005. - 68 с.
7. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: «ФиС», 2001. -186 с.
8. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 2006. - 146 с.
9. Бутин, И.М.Физическая культура в начальных классах. Изд.: Владос- Пресс 2003. - 176 с.
10. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям. М.:Физкультура и спорт, 2008. — 213 с.
11. Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 208 с.
12. Верхошанский, IO.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
13. Головина, Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. - М., 2003. - 197 с.
14. Годик, М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 192 с.
15. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека //Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5-6. - С. 24-32.
16. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Нар. асвета, 1998. - 88 е.: ил. 1.
17. Гужаловский, А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств, и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А.А. Гужаловский. - М., 1979.-26 с.
18. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: Учеб, пособие для студентов вузов. - М., 2005. - 80 с.
19. Иванков, Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и спорта: Курс лекций.- М.: Изд. ИНСАН, 2005. - 368 с.
20. Козлов, А.И. Возрастные особенности развития координации движений у детей школьного возраста и пути ее совершенствования в процессе физического воспитания: Автореф. дис. . канд. пед. наук /Козлов А.И.; Науч.- исслед. ин-т возрастной физиологии и физ. воспитания. - М., 1964.-21 с.
21. Коротков, И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: Физкультура и спорт, 1991.- 116с.
22. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2007. - 464 с.
23. Лаптев, А.П. Возрастные особенности организма //Физическая культура и спорт. - 2004. - №8. - 109 с.
24. Лебедева, Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие, 1998.-221 с.
25. Лях, В.И. Координационные способности школьников. - Мн.: Полымя,
1989. - 159 с.
26. Лях, В.И. Тестовый контроль. - М.: Просвещение, 2007. - 144 с.
27. Лях, В.И. Физическая культура в школе. Координационные способности школьников, Школа пресс, 2000, - № 4. - С. 19.
28. Лях, В.И. Физическая культура в школе. Координационные способности школьников, Школа пресс, 2000, - №5. - С.50.
29. Лях, В.И. Физическая культура в школе. Совершенствование специфических координационных способностей, 2001, - №2. - С. 9.
30. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион,2006. - 290 с.
31. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 250 с.
32. Матвеев, Л.П. П еория и методика физической культуры: Учебн для ин- тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 543 с.
33. Матвеев, А.П. Физическая культура. Программа общеобразовательных учреждений. 1-4 классы. - 25 с.
34. Назаров, В.И. Координация движений у детей школьного возраста. - М.: Физкультура и спорт. 2009. - 265 с.
35. Никитушкин, В.Г. Теория и методика физической культуры: Учебник М.: 2010.-250 с.
36. Огульчанский В.А., Замота В.М., Левчук В.А., Горсткина В.И. Развитие физических качеств у детей школьного возраста игровыми и соревновательным методами //Подготовка спортивного резерва и здоровье: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Волгоград, 1998. - С. 104-106.
37. Основы математической статистики: Учебн. пособие для институтов физ. культ. /Под ред. В.С. Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 176 с.
38. Приймаков А.А., Козетов И.И. Закономерности развития и совершенствования координации движений у детей 7-9 лет. // Наука в олимпийском спорте. - 2000. - №1. - С. 53-59.
39. Сатиров, Г.Н. О сущности физического образования, его цели и содержании // Физическая культура в школе.-1970. - №11. - С.57.
40. Сатиров, Г.Н. Школа движений // Физическая культура в школе.-1979. №6.-С. 10.
41. Семикоп, А.Ф. Основы теории и методики спортивной тренировки: Учебн. метод, пособие для студ. факульт. физ.культ. пединститут, и университ., училищ Олимп, резерва по специальн. «Физическая культура». - Гомель, 2002. - 149 с.
42. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. М.: Педагогика, 1990. - 63 с.
43. Фомин НА., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания.
- М.: Физкультура и спорт. - 1987. - 176с.
44. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр « Академия», 2009. - 480с.
45. Costill D.L. llaukowe podstawy treningu dlugodystan- sowca// Spurt wycsynowy. - 1976. - № 8. - P. 76.
46. Fitness performance tests and their relationship to
the maximal oxygen up take of adults/Drake V. , Jones G. , Brown Shephard R.J.// Canad. Med. Assos. .1. - 1968. - V. 99. - No. 17.
- P. 844-848.
47. Henry P.M. The oxygen requirement of walking and
running// The Res. Quail. - 1953. V. 24. - No. 2. - P. 169-175.
48. Johnson B.L., Nelson J.K. Practical Heasurements for
Evaluation in Physical Education. Burgess Publishing Company, Hinneapolis, Minnesota, - 1974. - P. 437.
49. Книга тренера - https://asu.edu.ruimagesFileIlil5FKEgorovn
50. Методические материалы учителю физкультуры -www.uroki. net/doc 11 zc u 11. htm
51. Электронное образование Республики Татарстан -https://edu.tatar.ru