ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения формирования глагольного словаря у младших школьников с нарушением слуха
1.1. Развитие глагольного словаря в онтогенезе 9
1.2. Характеристика речи младших школьников с нарушением слуха 13
1.3. Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования глагольного словаря у детей младшего школьного возраста с
нарушением слуха 10
Выводы по I главе 26
Глава II. Экспериментальное изучение уровня сформированности глагольного словаря младших школьников с нарушением слуха
2.1 Организация экспериментального изучения уровня сформированности глагольного словаря детей младшего школьного возраста с нарушением
слуха 31
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения уровня сформированности глагольного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 34
Выводы по II главе 37
Глава 3. Экспериментальная работа по формированию глагольного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха с использованием информационно - коммуникативных технологий
3.1 Основные направления и содержание коррекционной работы по формированию глагольного словаря младших школьников с нарушением слуха с использованием информационно - коммуникативных
технологий 40
3.2. Оценка эффективности коррекционной работы по формированию глагольного словаря у детей младшего школьного возраста с использованием информационно -коммуникативных технологий
Выводы по III главе
Заключение 49
Список литературы 54
Приложение 59
Глава I. Теоретические аспекты изучения формирования глагольного словаря у младших школьников с нарушением слуха
1.1. Развитие глагольного словаря в онтогенезе 9
1.2. Характеристика речи младших школьников с нарушением слуха 13
1.3. Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования глагольного словаря у детей младшего школьного возраста с
нарушением слуха 10
Выводы по I главе 26
Глава II. Экспериментальное изучение уровня сформированности глагольного словаря младших школьников с нарушением слуха
2.1 Организация экспериментального изучения уровня сформированности глагольного словаря детей младшего школьного возраста с нарушением
слуха 31
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения уровня сформированности глагольного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 34
Выводы по II главе 37
Глава 3. Экспериментальная работа по формированию глагольного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха с использованием информационно - коммуникативных технологий
3.1 Основные направления и содержание коррекционной работы по формированию глагольного словаря младших школьников с нарушением слуха с использованием информационно - коммуникативных
технологий 40
3.2. Оценка эффективности коррекционной работы по формированию глагольного словаря у детей младшего школьного возраста с использованием информационно -коммуникативных технологий
Выводы по III главе
Заключение 49
Список литературы 54
Приложение 59
Актуальность исследования: Вопрос о формировании словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а проблема состояния глагольной лексики при нарушении слуха и о методике её формирования является одной из менее изученных и актуальных проблем.
Проблема формирования и развития словаря детей возникла еще на рубеже 18-19 веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этому вопросу не угасает, поскольку словарь выполняет множество функций и оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом.
Неумение пользоваться всем многообразием глаголов приводит к затруднениям в обогащении глагольного словаря, к неточности понимания и дифференциации однокоренных слов, трудностям морфемного анализа, что является необходимым условием овладения навыками правописания.
Учитывая значимость достаточного уровня развития глагольной лексики для успешного обучения и воспитания и для развития речевой деятельности детей с нарушением слуха, а также недостаточная изученность данного вопроса, следует считать проблему развития глагольной лексики у младших школьников с нарушением слуха актуальной.
Цель исследования: изучить особенности глагольной лексики и подобрать методы и приемы формирования глагольного словаря у младших школьников с нарушением слуха.
Объект: глагольный словарь младших школьников с нарушением
слуха.
Предмет: процесс формирования глагольного словаря у младших школьников с нарушением слуха.
Гипотеза исследования: использование компьютерных игр
(презентаций) при формировании глагольного словаря у младших
школьников с нарушением слуха значительно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию глагольного словаря.
Методологической основой исследования являются концепции о связи мышления и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности Л.С. Выготского, И.Т. Власенко, Н.И. Горелова,
А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, А.В. Запорожца, Д.Б.Эльконина, закономерности психического развития детей с нарушениями слуха (Т.Г. Богданова, Т.В. Розанова, Л.И. Тигранова, Ж.И. Шиф и др.); научные труды о формировании речи у лиц с нарушенным слухом (Р.М. Боскис, Л.М. Быкова,
Е.Е. Вишневская, И.М. Гилевич, Л.А. Головчиц, А.Г. Зикеев, С.А. Зыков, Т.А. Зыкова, К.В. Комаров, К.Г. Коровин, Е.А. Малхасьян, М.И. Никитина,
К.И. Туджанова и др.).
Экспериментальное исследование ставило перед собой конкретные задачи, а именно:
1. Провести анализ логопедической, педагогической и логопсихологической литературы по проблеме развития глагольного словаря у детей младшего школьного возраста, особенностям его формирования у детей с нарушением слуха.
2. Разработать комплексную методику по изучению уровня сформированности глагольного словаря у младших школьников с нарушением слуха.
3. Определить уровень сформированности глагольного словаря у младших школьников с нарушением слуха.
4. Провести коррекционно- развивающую работу с использованием компьютерных игр (презентаций) и доказать эффективность их применения в работе над формированием глагольного словаря.
Методы исследования:
Теоретические методы:
-теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по теме исследования;
Эмпирические методы:
-изучение данных медицинских и речевых карт детей;
-наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и игровой деятельности.
Экспериментальные методы:
-разработка и проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение исследование качественного и количественного состава глагольной лексики;
- проведение формирующего и контрольного экспериментов.
Методы обработки полученных данных:
-количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что составлена комплексная методика по изучению уровня сформированности глагольного словаря у младших школьников с нарушением слуха, пособие по формированию глагольного словаря у младших школьников с нарушением слуха, который может быть рекомендован сурдопедагогам, логопедам, родителям имеющих детей с нарушением слуха.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены на итоговой студенческой конференции 2016 года, г.Казань, с темой доклада «Формирование глагольного словаря у младших школьников с нарушением слуха».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (41 источник), приложений. Работа иллюстрирована рисунками.
Проблема формирования и развития словаря детей возникла еще на рубеже 18-19 веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этому вопросу не угасает, поскольку словарь выполняет множество функций и оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом.
Неумение пользоваться всем многообразием глаголов приводит к затруднениям в обогащении глагольного словаря, к неточности понимания и дифференциации однокоренных слов, трудностям морфемного анализа, что является необходимым условием овладения навыками правописания.
Учитывая значимость достаточного уровня развития глагольной лексики для успешного обучения и воспитания и для развития речевой деятельности детей с нарушением слуха, а также недостаточная изученность данного вопроса, следует считать проблему развития глагольной лексики у младших школьников с нарушением слуха актуальной.
Цель исследования: изучить особенности глагольной лексики и подобрать методы и приемы формирования глагольного словаря у младших школьников с нарушением слуха.
Объект: глагольный словарь младших школьников с нарушением
слуха.
Предмет: процесс формирования глагольного словаря у младших школьников с нарушением слуха.
Гипотеза исследования: использование компьютерных игр
(презентаций) при формировании глагольного словаря у младших
школьников с нарушением слуха значительно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию глагольного словаря.
Методологической основой исследования являются концепции о связи мышления и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности Л.С. Выготского, И.Т. Власенко, Н.И. Горелова,
А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, А.В. Запорожца, Д.Б.Эльконина, закономерности психического развития детей с нарушениями слуха (Т.Г. Богданова, Т.В. Розанова, Л.И. Тигранова, Ж.И. Шиф и др.); научные труды о формировании речи у лиц с нарушенным слухом (Р.М. Боскис, Л.М. Быкова,
Е.Е. Вишневская, И.М. Гилевич, Л.А. Головчиц, А.Г. Зикеев, С.А. Зыков, Т.А. Зыкова, К.В. Комаров, К.Г. Коровин, Е.А. Малхасьян, М.И. Никитина,
К.И. Туджанова и др.).
Экспериментальное исследование ставило перед собой конкретные задачи, а именно:
1. Провести анализ логопедической, педагогической и логопсихологической литературы по проблеме развития глагольного словаря у детей младшего школьного возраста, особенностям его формирования у детей с нарушением слуха.
2. Разработать комплексную методику по изучению уровня сформированности глагольного словаря у младших школьников с нарушением слуха.
3. Определить уровень сформированности глагольного словаря у младших школьников с нарушением слуха.
4. Провести коррекционно- развивающую работу с использованием компьютерных игр (презентаций) и доказать эффективность их применения в работе над формированием глагольного словаря.
Методы исследования:
Теоретические методы:
-теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по теме исследования;
Эмпирические методы:
-изучение данных медицинских и речевых карт детей;
-наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и игровой деятельности.
Экспериментальные методы:
-разработка и проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение исследование качественного и количественного состава глагольной лексики;
- проведение формирующего и контрольного экспериментов.
Методы обработки полученных данных:
-количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что составлена комплексная методика по изучению уровня сформированности глагольного словаря у младших школьников с нарушением слуха, пособие по формированию глагольного словаря у младших школьников с нарушением слуха, который может быть рекомендован сурдопедагогам, логопедам, родителям имеющих детей с нарушением слуха.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены на итоговой студенческой конференции 2016 года, г.Казань, с темой доклада «Формирование глагольного словаря у младших школьников с нарушением слуха».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (41 источник), приложений. Работа иллюстрирована рисунками.
Важное место в лингвистической и логопедической литературе, в ходе теоретического изучения, в настоящее время занимают проблемы формирования словаря, потому что именно словарь является показателем высокого уровня умственного развития. Можно сказать, что глагол формируется и усваивается ребенком постепенно, а не сразу. Это связано с постепенным формированием речи ребенка и прохождением каждого из этапов усвоения языка.
У детей с нарушением слуха младшего школьного возраста отмечаются отличия в формировании глагольного словаря. Иногда дети они используют слово лишь в определённой ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Эти отличия в формировании глагольного словаря детей младшего школьного возраста мешают полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.
На основании сделанных выводов можно сказать, что процесс формирования лексической системы у младших школьников с нарушением слуха, не может развиваться самостоятельно, для этого требуется систематическая поэтапная коррекционная работа.
Для формирования глагольного словаря был составлен комплекс упражнений по развитию глагольного словаря в виде игры - презентации PowerPoint для младших школьников с нарушением слуха.
Основные направления коррекционной работы являются: расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности, уточнение значений слов; формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов; организация семантических полей, лексической системы; активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Работа по развитию глагольного словаря включает в себя: закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей; работа над словообразованием менее продуктивных моделей; уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
С использованием информационно - коммуникативных технологий, нами было разработано пособие по формированию глагольного словаря. Вся работа была построена в соответствии с основными этапами формирования глагольной лексики. Пособие включает в себя 3 этапа, на каждом этапе имеются соответствующие этапу задания. Инструкция к заданиям была записана заранее. При верном выполнении заданий одного из этапов, ребенок самостоятельно по гиперссылке переходит на следующие задания, либо на следующий этап. При безошибочном выполнении задания ребенок может услышать похвалу и поздравление. Неверному выполнению задания соответствует определенный сигнал. После чего ребенку дается еще одна попытка.
При проведении контрольного эксперимента мы выявили, что большее количество детей из экспериментальной группы, после прохождения коррекционной работы с использованием ИКТ имеют высокий (50% учащихся) и средний (33.3% учащихся) уровни сформированности словаря глаголов, число школьников с низким уровнем сократилось с 50% до 16.7%. Полученные данные статистически достоверны. Эти показатели лучше, чем у детей из контрольной группы, которые проходили обучение только по программе.
Дети экспериментальной группы не испытывали трудности в подборе приставочных глаголов. У детей контрольной группы наблюдались некоторые трудности. Следует отметить, что при использовании информационно - коммуникативных технологий у детей экспериментальной группы значительно возросла мотивация к занятиям. Усвоение материала шло быстрее по сравнению с контрольной группой. У детей отмечались ощущения успеха от каждого выполненного им задания. Они каждый раз видели оценку своего труда (поздравление и похвала), в случае неудачи старались преодолевать трудности.
Таким образом, использование в процессе логопедической работы информационно - коммуникативных технологий повышает эффективность работы по формированию глагольного словаря.
У детей с нарушением слуха младшего школьного возраста отмечаются отличия в формировании глагольного словаря. Иногда дети они используют слово лишь в определённой ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Эти отличия в формировании глагольного словаря детей младшего школьного возраста мешают полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.
На основании сделанных выводов можно сказать, что процесс формирования лексической системы у младших школьников с нарушением слуха, не может развиваться самостоятельно, для этого требуется систематическая поэтапная коррекционная работа.
Для формирования глагольного словаря был составлен комплекс упражнений по развитию глагольного словаря в виде игры - презентации PowerPoint для младших школьников с нарушением слуха.
Основные направления коррекционной работы являются: расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности, уточнение значений слов; формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов; организация семантических полей, лексической системы; активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Работа по развитию глагольного словаря включает в себя: закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей; работа над словообразованием менее продуктивных моделей; уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
С использованием информационно - коммуникативных технологий, нами было разработано пособие по формированию глагольного словаря. Вся работа была построена в соответствии с основными этапами формирования глагольной лексики. Пособие включает в себя 3 этапа, на каждом этапе имеются соответствующие этапу задания. Инструкция к заданиям была записана заранее. При верном выполнении заданий одного из этапов, ребенок самостоятельно по гиперссылке переходит на следующие задания, либо на следующий этап. При безошибочном выполнении задания ребенок может услышать похвалу и поздравление. Неверному выполнению задания соответствует определенный сигнал. После чего ребенку дается еще одна попытка.
При проведении контрольного эксперимента мы выявили, что большее количество детей из экспериментальной группы, после прохождения коррекционной работы с использованием ИКТ имеют высокий (50% учащихся) и средний (33.3% учащихся) уровни сформированности словаря глаголов, число школьников с низким уровнем сократилось с 50% до 16.7%. Полученные данные статистически достоверны. Эти показатели лучше, чем у детей из контрольной группы, которые проходили обучение только по программе.
Дети экспериментальной группы не испытывали трудности в подборе приставочных глаголов. У детей контрольной группы наблюдались некоторые трудности. Следует отметить, что при использовании информационно - коммуникативных технологий у детей экспериментальной группы значительно возросла мотивация к занятиям. Усвоение материала шло быстрее по сравнению с контрольной группой. У детей отмечались ощущения успеха от каждого выполненного им задания. Они каждый раз видели оценку своего труда (поздравление и похвала), в случае неудачи старались преодолевать трудности.
Таким образом, использование в процессе логопедической работы информационно - коммуникативных технологий повышает эффективность работы по формированию глагольного словаря.



