РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения лексики у детей с общим недоразвитием речи.
1.1. Развитие речи в онтогенезе 6
1.2. Психолого- педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
ОНР III уровня 14
1.3. Особенности формирования лексики при общем недоразвитии речи 21
Выводы по 1 главе
Глава 2. Исследование лексики у детей с общим недоразвитием речи в констатирующем эксперименте. Исследование лексической стороны речи
2.1. Задача и организация констатирующего эксперимента 33
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 38
Выводы по 2 главе
Глава 3. Логопедическая работа по развитию лексики у детей с общим недоразвитием речи средствами дидактического синквейна.
3.1. Задача и основные направления логопедической работы 47
3.2. Результаты формирующего эксперимента 52
Выводы по 3 главе
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Глава 1. Теоретические основы изучения лексики у детей с общим недоразвитием речи.
1.1. Развитие речи в онтогенезе 6
1.2. Психолого- педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
ОНР III уровня 14
1.3. Особенности формирования лексики при общем недоразвитии речи 21
Выводы по 1 главе
Глава 2. Исследование лексики у детей с общим недоразвитием речи в констатирующем эксперименте. Исследование лексической стороны речи
2.1. Задача и организация констатирующего эксперимента 33
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 38
Выводы по 2 главе
Глава 3. Логопедическая работа по развитию лексики у детей с общим недоразвитием речи средствами дидактического синквейна.
3.1. Задача и основные направления логопедической работы 47
3.2. Результаты формирующего эксперимента 52
Выводы по 3 главе
Заключение 56
Список использованной литературы 59
В современной системе образования стоит острая задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Основной задачей детского сада является подготовка детей к школе. И одним из основных показателей готовности ребенка является хорошо развитая речь и лексика соответствующая уровню подготовки. Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи овладение лексикой представляет определенную сложность. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом.
Исследованиями речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский (2009), Л.С. Выготский (1982), В.В. Виноградов (1975), А.В. Запорожец (1986), А.А. Леонтьев (2005),
С.Л. Рубенштейн (2002), Ф.А. Сохин (1979), Шахнарович А.М. (2011), Д.Б. Эльконин (1958). Труды таких исследователей как А.П. Сдобновой (2013), Е.С. Скобликовой (2006), Т.А. Ткаченко (2004), С.Н. Цейтлин (2000) посвящены изучению речевых патологий. Вопросы формирования речи в норме и патологии изучали А.Н.Гвоздев (2007), А.Н.Леонтьев (2005), Г.А. Каше (1962). Изучению особенностей усвоения лексики у детей с ОНР посвящены исследования В.В. Гербовой (1984), А.П. Иваненко (1975), Н.П. Ивановой (1980), И.А. Рудакова (2015) и др.
Однако работ, посвященных изучению проблемы формирования лексики у детей средствами дидактического синквейна недостаточно. Выше сказанное позволяет говорить об актуальности избранной темы.
Целью исследования - изучить процесс особенностей развития лексики детей с общим недоразвитием речи средствами дидактического синквейна.
Объектом исследования - процесс формирования лексики у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования - процесс развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет более эффективным, если в логопедической работе использовать средства дидактического синиквейна.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретический аспект проблемы формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи.
2) Изучить особенности сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3) Разработать программу логопедической работы по развитию лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием средств дидактического синквейна и опытно - экспериментальным путем проверить их эффективность.
Методологическая база исследования:
Исследования детской речи в онтогенезе Р.Е.Левиной (2015); учения об этиологии нарушения речи Л.С. Выготского (1982), А.Е. Лурия (1927) и др.; исследования форм речевой патологии Р.Е. Левиной (2015) и др. исследователями.
Кроме этого в написании своей работы мы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как А.Н. Гвоздев (2007), Д.Б. Эльконина (1989), Т.Б.Филичева (2011), Г.В.Чиркина (2012), М.Ф. Фомичева (2014), и др.
В коррекционной деятельности мы брали за основу труды таких известных логопедов, как И.В. Блыскиной (2014), Ю.Ф. Гаркуши (2008), М.А.Поваляевой (2012), В.С.Садовской (2011), О.В. Соболевой (2016), М.Е. Хватцева (2014), Г.Р.Шашкиной (2013) и другие.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретический (анализ и обобщение литературы по проблеме);
2) эмпирический (наблюдение, эксперимент);
3) биографический (анализ анамнестических данных, изучение психолого- педагогических документов);
4) психолого- педагогический (беседа, игры, занятия);
5) получение и качественная обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость - получение данных о нарушениях развития речи у детей дошкольного возраста, в плане особенностей формирования навыков планирования и лексического оформления текстов, что подтверждают имеющиеся в науке данные.
Практическая значимость - разработанная программа направлена на формирование лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами дидактического синквейна. Может быть использована студентами, по направлению специальное дефектологическое образование, а также в работе с детьми с нарушениями речи.
Организационная база исследования. Исследование и практическая работа проводилась на базе детских образовательных учреждений компенсирующего вида №286, №251, №38
В исследовании участвовало 50 детей с общим недоразвитием речи, посещавших подготовительный кружок, из них 25 детей были в группе контроля, другие 25 детей в группе эксперимента, где применялся метод дидактического синквейна.
Этапы исследования:
1) аналитико- подготовительный, сбор теоретического материала по теме - май, июнь, июль, август- 2015 год
2) констатирующий эксперимент, проведение эксперимента, анализ результатов - сентябрь, октябрь- 2015 год
3) формирующий эксперимент - ноябрь, декабрь- 2015 год; январь, февраль, март, апрель- 2016 год
4) завершающий этап - май, июнь- 2016 год
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из титульного листа, введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы, приложении.
Исследованиями речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский (2009), Л.С. Выготский (1982), В.В. Виноградов (1975), А.В. Запорожец (1986), А.А. Леонтьев (2005),
С.Л. Рубенштейн (2002), Ф.А. Сохин (1979), Шахнарович А.М. (2011), Д.Б. Эльконин (1958). Труды таких исследователей как А.П. Сдобновой (2013), Е.С. Скобликовой (2006), Т.А. Ткаченко (2004), С.Н. Цейтлин (2000) посвящены изучению речевых патологий. Вопросы формирования речи в норме и патологии изучали А.Н.Гвоздев (2007), А.Н.Леонтьев (2005), Г.А. Каше (1962). Изучению особенностей усвоения лексики у детей с ОНР посвящены исследования В.В. Гербовой (1984), А.П. Иваненко (1975), Н.П. Ивановой (1980), И.А. Рудакова (2015) и др.
Однако работ, посвященных изучению проблемы формирования лексики у детей средствами дидактического синквейна недостаточно. Выше сказанное позволяет говорить об актуальности избранной темы.
Целью исследования - изучить процесс особенностей развития лексики детей с общим недоразвитием речи средствами дидактического синквейна.
Объектом исследования - процесс формирования лексики у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования - процесс развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет более эффективным, если в логопедической работе использовать средства дидактического синиквейна.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретический аспект проблемы формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи.
2) Изучить особенности сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3) Разработать программу логопедической работы по развитию лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием средств дидактического синквейна и опытно - экспериментальным путем проверить их эффективность.
Методологическая база исследования:
Исследования детской речи в онтогенезе Р.Е.Левиной (2015); учения об этиологии нарушения речи Л.С. Выготского (1982), А.Е. Лурия (1927) и др.; исследования форм речевой патологии Р.Е. Левиной (2015) и др. исследователями.
Кроме этого в написании своей работы мы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как А.Н. Гвоздев (2007), Д.Б. Эльконина (1989), Т.Б.Филичева (2011), Г.В.Чиркина (2012), М.Ф. Фомичева (2014), и др.
В коррекционной деятельности мы брали за основу труды таких известных логопедов, как И.В. Блыскиной (2014), Ю.Ф. Гаркуши (2008), М.А.Поваляевой (2012), В.С.Садовской (2011), О.В. Соболевой (2016), М.Е. Хватцева (2014), Г.Р.Шашкиной (2013) и другие.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретический (анализ и обобщение литературы по проблеме);
2) эмпирический (наблюдение, эксперимент);
3) биографический (анализ анамнестических данных, изучение психолого- педагогических документов);
4) психолого- педагогический (беседа, игры, занятия);
5) получение и качественная обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость - получение данных о нарушениях развития речи у детей дошкольного возраста, в плане особенностей формирования навыков планирования и лексического оформления текстов, что подтверждают имеющиеся в науке данные.
Практическая значимость - разработанная программа направлена на формирование лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами дидактического синквейна. Может быть использована студентами, по направлению специальное дефектологическое образование, а также в работе с детьми с нарушениями речи.
Организационная база исследования. Исследование и практическая работа проводилась на базе детских образовательных учреждений компенсирующего вида №286, №251, №38
В исследовании участвовало 50 детей с общим недоразвитием речи, посещавших подготовительный кружок, из них 25 детей были в группе контроля, другие 25 детей в группе эксперимента, где применялся метод дидактического синквейна.
Этапы исследования:
1) аналитико- подготовительный, сбор теоретического материала по теме - май, июнь, июль, август- 2015 год
2) констатирующий эксперимент, проведение эксперимента, анализ результатов - сентябрь, октябрь- 2015 год
3) формирующий эксперимент - ноябрь, декабрь- 2015 год; январь, февраль, март, апрель- 2016 год
4) завершающий этап - май, июнь- 2016 год
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из титульного листа, введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы, приложении.
Данная работа посвящена проблеме развития лексики с общим недоразвитием речи методом дидактического синквейна.
В связи с недоразвитием лексики, у детей нарушаются коммуникативные, познавательные, интеллектуальные способности, что в свою очередь влияет на дальнейшее развитие и обучение ребёнка.
Нами изучена литература по данной проблеме. Решением проблемы развития лексики занимались Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Гвоздев А. Н., Левина Р. Е., Волкова Л. С., Лапаева Р. И., Серебрякова Р. И. и др.
В нашей работе представлены данные об особенностях лексики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и детей, где мы проводили занятия с включением дидактического синквейна.
Исследования детей с общим недоразвитием речи, анализ методической литературы показывают, что иногда после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.
Развить эти способности еще в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна. Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Задания для детей могут быть разными:
- - составление синквейна всеми детьми к одному предмету по
лексической теме, составление синквейнов к разным словам - предметом, связанных между собой одной лексической темой.
Темами синквейнов служат лексические темы, которые усваивают дети в логопедической группе. Это находит отражение в календарно - тематическом планировании.
Каковы же преимущества метода дидактического синквейна?
Синквейн - это один из эффективных методов развития речи дошкольников.
Он имеет все признаки технологичности:
1. Является игровым приёмом.
2. Ребёнок реализует свои творческие и интеллектуальные
возможности.
3. Простота в применении. Составлять могут научиться все.
4. Используется как заключительное задание по пройденному материалу.
5. Вырабатывает способность к анализу.
6. Синквейн используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Дидактический синквейн используется психологами в школе и в детском саду, как эффективный инструмент для рефлексирования, а также в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Ребёнок, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.
Система использования метода дидактического синквейна в дошкольных учреждениях компенсирующего вида №286, №251, №38
Над синквейном работа идет по четырем направлениям:
Логопед - ребенок;
Логопед-родители-ребенок (рекомендации составить синквейн с родителями дома по теме или повторить);
Логопед-воспитатель - ребенок (при анализе работ продуктивной деятельности, на вечерних занятиях по заданию логопеда);
Логопед - психолог - ребенок (для рефлексии).
Из примеров детских синквейнов видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:
- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
- владеть обобщением;
- владеть понятиями: «слово - предмет» (живой не живой), «слово - действие», «слово - признак»;
- научиться правильно, понимать и задавать вопросы;
- согласовывать слова в предложении;
- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Можно сказать, при работе с синквейном сначала уточняется лексика и грамматика. Это позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана высказывания на уровне предложения
В связи с недоразвитием лексики, у детей нарушаются коммуникативные, познавательные, интеллектуальные способности, что в свою очередь влияет на дальнейшее развитие и обучение ребёнка.
Нами изучена литература по данной проблеме. Решением проблемы развития лексики занимались Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Гвоздев А. Н., Левина Р. Е., Волкова Л. С., Лапаева Р. И., Серебрякова Р. И. и др.
В нашей работе представлены данные об особенностях лексики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и детей, где мы проводили занятия с включением дидактического синквейна.
Исследования детей с общим недоразвитием речи, анализ методической литературы показывают, что иногда после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.
Развить эти способности еще в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна. Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Задания для детей могут быть разными:
- - составление синквейна всеми детьми к одному предмету по
лексической теме, составление синквейнов к разным словам - предметом, связанных между собой одной лексической темой.
Темами синквейнов служат лексические темы, которые усваивают дети в логопедической группе. Это находит отражение в календарно - тематическом планировании.
Каковы же преимущества метода дидактического синквейна?
Синквейн - это один из эффективных методов развития речи дошкольников.
Он имеет все признаки технологичности:
1. Является игровым приёмом.
2. Ребёнок реализует свои творческие и интеллектуальные
возможности.
3. Простота в применении. Составлять могут научиться все.
4. Используется как заключительное задание по пройденному материалу.
5. Вырабатывает способность к анализу.
6. Синквейн используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Дидактический синквейн используется психологами в школе и в детском саду, как эффективный инструмент для рефлексирования, а также в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Ребёнок, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.
Система использования метода дидактического синквейна в дошкольных учреждениях компенсирующего вида №286, №251, №38
Над синквейном работа идет по четырем направлениям:
Логопед - ребенок;
Логопед-родители-ребенок (рекомендации составить синквейн с родителями дома по теме или повторить);
Логопед-воспитатель - ребенок (при анализе работ продуктивной деятельности, на вечерних занятиях по заданию логопеда);
Логопед - психолог - ребенок (для рефлексии).
Из примеров детских синквейнов видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:
- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
- владеть обобщением;
- владеть понятиями: «слово - предмет» (живой не живой), «слово - действие», «слово - признак»;
- научиться правильно, понимать и задавать вопросы;
- согласовывать слова в предложении;
- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Можно сказать, при работе с синквейном сначала уточняется лексика и грамматика. Это позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана высказывания на уровне предложения
Подобные работы
- ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ СИНКВЕЙНА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Программно-методическое обеспечение логопедической работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024 - Формирование лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ
РАССКАЗОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА
СИНКВЕЙНА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СИНКВЕЙНА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021



