ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СТАНОВЛЕНИЕ РЕЛЬЕФА КАК ОТДЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 6
1.1 Скульптура в изобразительном и монументальном искусстве 6
1.2 Теоретические аспекты формирования объёмно-пространственного мышления у учащихся 11
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА «РЕЛЬЕФНОЕ ПАННО» 20
2.1 Содержание и образовательные задачи курса «Рельефное
панно» 20
2.2 Практическое исследование по формированию объёмно
пространственного мышления у учащихся 23
Выводы по второй главе 28
ГЛАВА III ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА СРЕДСТВАМИ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА 30
3.1 Изучение специфики проектируемого объекта и работа над
эскизами 30
3.2 Технологическая последовательность выполнения рельефного
панно «Наука и искусство» 35
Выводы по третьей главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
В настоящее время очень актуальна и востребована профессия дизайнера, подразумевая под собой наличие художественного вкуса, графической культуры и художественно-пространственного мышления и чувства прекрасного. Одной из важных составляющих обучения является развитие художественно-графических навыков и объёмно-пространственного мышленияу учащихся. Творческие способности, внимание, наблюдательность и пространственное мышление учащихся развивает именно художественно-графическая грамотность. Говоря о
пространственном мышлении, можно смело утверждать, что его развитие происходит в процессе овладения учащимися накопленных знаний, что является частью успешного усвоения индивидуального развития психики ребёнка. Лепка в силу своей специфики является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности. В раннем возрасте она нередко представляет собой более активное развивающее начало, чем рисунок. Трехмерное изображение объемных предметов помогает ребятам познать и понять форму объектов в реальной полноте, что в дальнейшем облегчает работу над изображением тех же предметов в рисунке. Высокий уровень развития пространственного мышления является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах обучения, подчеркивая тем самым актуальность выпускной
квалификационной работы.
Цель исследования: разработать методический материал по
формированию объёмно-пространственного мышления у учащихся при оформлении интерьеров.
Объект исследования: формирование объемно-пространственного
мышления у учащихся в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: формирование объемно-пространственного мышления у учащихся на занятиях по скульптуре.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить формы и методы развития объёмно-пространственного мышления.
3. Изучить особенности и возможности рельефного панно в формировании объемно-пространственного мышления учащихся а процессе создания объёмно-пространственной композиции.
4. Провести экспериментальную работу во время педагогической практики;
5. Разработать собственный методический материал, который будет способствовать формированию объёмно-пространственного мышления и художественного вкуса у учащихся на занятиях по скульптуре;
6. Разработать эскиз и выполнить рельефное панно в интерьере инженерно-технологического факультета;
Методы исследования: теоретические (сравнительный анализ педагогической и методической литературы; изучение вариантов практического применения рельефного панно; просмотр обучающих видео-уроков, мастер-классов), эмпирические (проектирование учебно-воспитательного процесса, педагогический эксперимент), математические (статистическая обработка результатов педагогического эксперимента).
Практическая значимость: разработанное нами методическое
сопровождение дополнительного образования может быть использовано преподавателями и учителями-предметниками при работе с детьми, а также положено в основу развития объёмно-пространственного мышления учащихся на занятиях по скульптуре.
Во время написания работы мы изучили процесс создания проекта декоративного рельефного панно в оформлении современного интерьера.
Объект изучения - декоративное панно. Рельефное панно играет важную роль в организации внутреннего пространства помещения и выполняет функции не только украшения, но и изменяет зрительное восприятие, обогащает интерьерное пространство и формирует неповторимый стиль. Декоративное панно популярный элемент декоративного оформления современного интерьера. Изюминка рельефного декорирования части стены заключается в том, что фрагмент рисунка выделяется на фоне плоскости и в то же время гармонично с ней сочетается.Панно, выполненное в соответствии с интересами человека, сделает любой интерьер индивидуальным и стильным.
Разработанный проект будет уместен в здании инженерно - технологического факультета. В полной мере отражает специфику и направления деятельности факультета. В процессе разработки проекта мы применили свои знания на практике и воплотили свои задумки в эскизах.
Во время написания работы нами были решены поставленные задачи:изучена и проанализирована литература по теме исследования; определены формы и методы развития объёмно-пространственного мышления;изучены особенности и возможности выполнения рельефного панно по средствам объёмно-пространственной композиции; исследована специальная технологическая литература по данной теме; Проведена экспериментальная работа во время педагогической практики; разработать собственный методико-дидактический материал, который будет способствовать формированию графической культуры и художественного вкуса у учащихся на уроках по конструированию и моделированию; разработан и реализован итоговый вариант эскиза-проекта рельефного панно для интерьера холла инженерно-технологического факультета.
Таким образом, анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что использование рельефного панно способствует не только развитию объёмно-пространственного мышления у учащихся в системе дополнительного образования, но и помогает грамотно реализовать внутреннее пространство помещения с использованием рельефного панно, которое является предметом ручной работы, который формирует неповторимый стиль.
Исходя из, вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в начале исследовательской работы, достигнута и задачи решены, но данное исследование не может считаться законченным, так как могут быть дальнейшие разработки в этом направлении.