Введение 3
1. Теоретические основы финансового обеспечения деятельности учреждений высшего образования в Российской Федерации 7
1.1. Социально-экономическое значение учреждений высшего образования 7
1.2. Источники финансирования учреждений высшего образования в Российской
Федерации 16
2. Анализ практики финансового обеспечения деятельности учреждения высшего образования
2.1. Общая характеристика учреждения высшего образования 31
2.2. Состав и структура доходов учреждения высшего образования 42
2.3. Направления расходования средств учреждения высшего образования 51
3. Перспективы финансирования деятельности учреждения высшего образования в Российской Федерации 62
3.1. Возможности увеличения доходов учреждения высшего образования 62
3.2. Пути оптимизации расходов учреждения высшего образования 69
Заключение 77
Список использованных источников 83
Приложения
В настоящее время увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет. Это продиктовано тем, что система образования, в частности высшего профессионального, является неотъемлемой частью национальной инновационной системы.
Образование всегда было и остается главным социальным институтом, обеспечивающим интеграцию нового поколения граждан в историю и современную жизнь страны, сохранение культуры ее народа, независимости и обеспечение благополучного будущего следующих поколений, то есть включение его в ее устойчивое прогрессивное развитие. Именно на образовании лежит ответственность за формирование новых поколений людей, овладевающих всеми достижениями человечества и способных приумножить их для лучшего будущего.
Актуальность темы исследования обусловлена той ролью, которую играет образование в жизни нынешнего высокоразвитого общества. В 2009 г. ЮНЕСКО была проведена Всемирная конференция по высшему образованию. По итогам конференции было отмечено: «Высшее образование как общественное благо и стратегический императив для всех уровней образования и как основа для
исследований, инноваций и творчества должно являться предметом
ответственности и экономической поддержки со стороны правительств всех стран... Ни в одно другое время в истории общества не было столь важно инвестировать средства в высшее образование, как в один из главных факторов построения диверсифицированного общества знаний и развития научных исследований. Сталкиваясь со сложностью современных и будущих глобальных изменений, высшее образование несет социальную ответственность в развитии нашего понимания многосторонних проблем, включающих в себя социальные, экономические, научные и культурные факторы, и в нашей способности решить эти проблемы, инноваций и творчества. Учреждения высшего образования. должны усилить свое междисциплинарное взаимодействие и внести в образование дух критического осмысления фактов и активной гражданственности. Все это явится вкладом в достижение устойчивого развития, мира, благосостояния, соблюдения прав человека.Высшее образование должно не только давать гражданам серьезные навыки для настоящего и будущего, но также воспитывать граждан с высокой этической культурой, которые будут строить мирные отношения между государствами, защищать права человека и демократические ценности».
В XXI веке развитие высшего профессионального является одним из приоритетных проектов в Российской Федерации. Стимулирование высшего образования даёт государству конкурентное преимущество за счёт разработки новых технологий, методик и продуктов. Инвестирование в процесс подготовки кадров позволяет через несколько лет качественно улучшить научный потенциал страны. Никакая модернизация общества невозможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без овладения знаниями и без качественного образования людей, являющихся, в свою очередь, источниками обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста страны. Расширение источников финансирования вузов требует использования различных инструментов государственного финансового стимулирования привлечения средств организаций и граждан в сферу высшего профессионального образования: бюджетных субсидий, субвенций, дотаций, государственных и муниципальных гарантий, налоговых льгот и других. Кроме того, в последние десятилетия финансовое обеспечение учреждений высшего образования является одним из дискуссионных вопросов.
Целью исследования является изучение финансового обеспечения деятельности учреждений высшего образования в Российской Федерации.
Реализация указанной цели потребовала решения следующих задач:
а) выявить социально-экономическое значения учреждений высшего образования;
б) рассмотреть источники финансирования учреждений высшего образо-
вания в Российской Федерации;
в) изучить общую характеристику учреждения высшего образования;
г) исследовать состав и структуру доходов учреждения высшего образования;
д) ознакомиться с направлениями расходования учреждения высшего образования;
е) рассмотреть возможности увеличения доходов учреждений высшего образования;
ж) определить пути оптимизации расходов учреждений высшего образования.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является финансирование учреждения высшего образования. Объектом исследования является учреждение высшего образования Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
Многие аспекты исследуемого вопроса нашли отражение в трудах ряда ученых и специалистов: В.В.Рубцов, А.М.Столяренко, С.Д.Резника,
В.М.Филиппова, И.А. Аветисян, И. Г. Песталоцци, Н. И. Новиков, М.А. Боровская, О.К. Ястребова, А.В. Цветкова, Т. Клячко, С. Синельников- Мурылев, Г.В. Башкина, О.В. Богачева и прочие.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых посвящённых проблемам финансирования образования, нормативно-правовые акты, регулирующие процесс образования в Российской Федерации, статьи периодических изданий, касающиеся особенностей финансирования учреждений высшего образования, специальная и научная литература по исследуемой проблеме, а также ресурсы Интернета. В работе применялись различные методы и приемы статистического, сравнительного и экономического анализа.
Теоретическая значимость предполагаемого исследования заключается в совершенствовании финансового обеспечения деятельности учреждений высшего 5
образования. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в ней положения, предложения и рекомендации имеют широкую практическую направленность, позволяющую использовать их органами власти при разработке мероприятий по совершенствованию финансовой политики в области высшего образования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и использованной литературы.
Образование - это сложная система, которая требует большое внимание со стороны государства и оказывает большое влияние как на экономику, так на общество в целом. Никакая модернизация общества невозможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без овладения знаниями и без качественного образования людей, являющихся, в свою очередь, источниками обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста страны.
В соответствии с законодательством, образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Для реализации каждого уровня создаются специальные типы учреждений. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет, университет, академия, институт, которые в свою очередь обладают различными в какой-то степени полномочиями. Несмотря на немногочисленность учреждений высшего образования, они играют очень важную роль. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. Большую часть учреждений высшего образования занимают государственные и муниципальные учреждения, количество которых увеличивалось до 2010 года, после чего заметно уменьшилось. Существуют бюджетное и внебюджетное финансирование.
Соотношение этих видов зависит от собственника: если собственником является государство, то присутствует бюджетное финансирование, если же учреждение частное, то бюджетное финансирование встречается реже.
Важнейшую роль в финансировании государственных (муниципальных) учреждений образования играют бюджетные средства. Методика их расчёта и форма выделения средств зависит от типа учреждения. В соответствии с законодательством, государственные (муниципальные) учреждения, в том числе учреждения высшего образования, подразделяются на три типа: казённые, бюджетные, автономные. Учреждения высшего образования в основном бюджетные и автономные. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы, а бюджетное финансирование бюджетных и автономных учреждений осуществляется в виде субсидий, в соответствие с государственным заданием, субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций. Также высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом также может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не противоречит федеральным законам и лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.
Для достижения поставленной цели мы проанализировали состав и структуру доходов и расходов Елабужского института (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет". Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" является государственным образовательным учреждением высшего образования, реализующим образовательные профессиональные программы высшего, послевузовского и дополнительного образования в соответствии с лицензией на ведение образовательной деятельности, выполняющим фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук.
Финансовое обеспечение деятельности Университета осуществляется за
счет:
а) субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Университетом на праве оперативного управления или приобретенного Университетом за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, с учетом расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки;
б) субсидии из федерального бюджета на иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также бюджетных инвестиций;
в) доходов, получаемых от приносящей доход деятельности Университета;
г) доходов, получаемых от использования прав на результаты интеллектуальной деятельности, и средств индивидуализации, включая вознаграждение по лицензионным договорам, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) грантов, предоставленных на безвозмездной основе физическими и юридическими лицами;
е) средств, безвозмездно полученных на ведение уставной деятельности от физических и юридических лиц;
ж) добровольных имущественных целевых взносов и пожертвований юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
з) средств, полученных от сдачи в аренду имущества Университета;
и) средств, полученных от физических и юридических лиц в виде платы за проживание, пользование коммунальными и хозяйственными услугами в общежитиях, гостиницах и жилых домах Университета.
Анализируя состав доходов Елабужского института КФУ в 2013-2015 годах можно сказать, что Елабужский институт КФУ развивается постепенно. Доходы к 2014 увеличились благодаря целевому финансированию и увеличению доходов от оказания платных услуг, что свидетельствует о том, что Елабужский институт КФУ занимается активным развитием своей деятельности и продвижением своего 79 бренда. Однако абсолютное изменение доходов в сравнении 2014 и 2015 гг. составило -159 млн.руб, то есть в 2015 году доход составил 330 млн.руб.
Что касается соотношения бюджетных и внебюджетных средств, в Елабужском институте КФУ преобладают бюджетные средства, особенно это заметно в 2015 году, так как удельный вес бюджетных средств в общем объёме доходов составляет почти 75 %. Среди бюджетных средств наибольший удельный вес занимают субсидии на государственное (муниципальное) задание, их уровень за последние три года около 70%, треть от бюджетных средств составляют субсидии на иные цели. Что касается субсидий на иные цели, в 2014 году наблюдается их рост по сравнению с 2013 годом, однако абсолютное отклонение 2015 года от 2014 года имеет отрицательное значение в размере 719220 рублей. Это говорит о том, что в 2015 году средств на стипендиальное обеспечение было выделено меньше, нежели в прошлом году. Основным источником внебюджетных доходов являются доходы от оказания платных образовательных услуг. В 2015 году они составили 72525780 рублей. Но по сравнению с предыдущими периодами эта группа доходов незначительно снижается. Однако заметное снижение внебюджетных средств в 2015 году произошло именно в результате снижения иных прочих доходов.
Структура расходов за 2013 и 2014 года не претерпела существенных изменений и составила по внебюджетной деятельности 30%, а по бюджетной деятельности 71%. Однако в 2015 году можно заметить незначительное изменение удельного веса бюджетной и внебюджетной деятельности. Так как с 2014 года по 2015 год удельный вес бюджетных средств увеличился на 6 п.п., а внебюджетные средства, наоборот, уменьшились на 6 п.п.. Это прежде всего, связано с тем, что в Елабужском Институте преобладает бюджетное финансирование нежели внебюджетное.
Причинами увеличения расходов по бюджетной деятельности Елабужского института КФУ является увеличение бюджетных мест в вузах в 2015 году. В 2015 году в Елабужском институте КФУ количество бюджетных мест увеличилось до 445. При этом расходы по внебюджетной деятельности снижаются. Основными 80
статьями расходов являются: заработная плата, прочие расходы, начисление на выплаты по оплате труда, услуги связи ,транспортные услуги, коммунальные услуги, расходы по операциям с активами, прочие работы и услуги, работы и услуги по содержанию имущества . Некоторые показатели за 2015 год увеличили свою сумму, некоторые же наоборот уменьшились.
Исходя из проведённого анализа мы считаем, что для увеличения доходов Елабужскому институту КФУ следует:
а) расширить перечень основных образовательных программ, осуществляемых на основе магистратуры по направлению профессионального обучения. Их перечень и содержание должны основываться на потребностях рынка труда Республики Татарстан и определяться требованиями к качеству оказания образовательных услуг;
б) должен существенно вырасти сектор дополнительного профессионального образования, обеспечивающий повышение квалификации работников организаций, повысить эффективность взаимодействия Елабужского института КФУ с работодателями СЭЗ «Алабуга», Центром занятости г. Елабуга;
в) открыть новый спортивный кружок, открытие нового спортивного кружка позволит Елабужскому институту КФУ эффективно использовать свои спортивные площади для привлечения дополнительных доходов, стимулировать преподавательский состав за счет значительной надбавки к основной заработной плате, пропагандировать здоровый образ жизни среди населения города.
В целях оптимизации затрат относительно, руководству Елабужского института КФУ необходимо:
а) ввести оборудование «Умный дом» для общежития Елабужского института КФУ для экономию затрат, «Умный дом» - это эффективное вложение денежных средств, позволяющее существенно снизить расходы на проживание в общежитии, а также сэкономить на эксплуатации и обслуживании различных инженерных систем. При этом значительно повышается комфорт проживания и сокращаются временные затраты на управление всеми возможностями общежития Елабужского института КФУ.
б) вести контроль расхода энергии, ограниченное освещение в темное время суток, переход на энергосберегающее освещение и оборудование;
в) произвести оптимизацию за счет смены люминесцентных ламп на светодиодные лампы.
На наш взгляд, использование предложенных выше рекомендаций позволит усовершенствовать финансовое обеспечение учреждений высшего образования в Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Справочно-правовая система «Гарант».- Последнее обновление 01.03.2016.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Справочно-правовая система «Гарант».- Последнее обновление 29.05.2016.
3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 31.07.1998 г., № 145-ФЗ (ред. от 23.05.2016, с изм. от 02.06.2016)// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 25.05.2016.
4. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от
12.01.96 г., № 7-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс».- Последнее обновление 26.05.2016.
5. Об автономных учреждениях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от
03.11.2006г., №174-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс».- Последнее обновление 20.05.2016.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 08.05.2010 г., №83-ФЗ (ред. от 29.12.2015)// Справочно-правовая система
«Консультант Плюс».- Последнее обновление 30.05.2016.
7. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный
закон от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ (ред. от 2.06.2016) // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 25.05.2016.
8. О порядке предоставления в 2012 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 г., № 1204 (ред. от 30.12.2011) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 24.05.2016.
9. О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 г., № 640 (ред. от 25.05.2016) //Справочно¬правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 23.05.2016
10. О порядке формирования государственного задания в отношении
государственных учреждений Республики Татарстан и финансового обеспечения его выполнения [Электронный ресурс]: постановление Кабинета Министров
Республики Татарстан от 29.04.2010 № 308 // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 19.02.2016.
11. Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения
бюджетных смет казенных учреждений [Электронный ресурс]: приказ
Министерства финансов Российской Федерации от 20.11.2007 г., № 112н (ред. от 17.12.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 23.05.2016.
12. О реорганизации федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский)федеральный университет» ТГГПУ, КГФЭИ, государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования « Елабужский государственный педагогический университет» [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2.02.2011г., № 156. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 23.05.2016
13. О филиале КФУ [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1.09.2011 г., №01-06/383. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 23.05.2016.
14. О стоимости платных образовательных услуг [Электронный ресурс]: приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.06.2014 г., № 01¬06/728. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее
обновление 13.03.2016.
15. Об утверждении стоимости платных образовательных услуг по подготовке
научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2015/2016 учебный год [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015 г., № 01-06/488. // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс».- Последнее обновление 16.03.2016.
16. О федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский федеральный университет» [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.07.2015г., №714. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 23.05.2016.
17. Положение о платных образовательных услугах по основным
образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» [Электронный ресурс]: решение ректора И.Р.Гафурова от 19.08.2013 г., № 0.1.1.67-06/124/13. // Справочно¬
правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 12.03.2016.
18. Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет». [Электронный ресурс]: решение Учёного совета ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 26.12.2011 г., № 01.1.56-06/81/11. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 12.03.2016.
19. Положение о Елабужском институте (филиале) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» [Электронный ресурс]: решение Учёного совета ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 30.09.2015г., № 01.167-06/187/15. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 15.03.2016.
20. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2013. - 687 с.
21. Басовский Л.Е. Экономика образования: учебное пособие / Л.Е. Басовский, В.А. Панин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 219 с.
22. Беляков С.А. Лекции по экономике образования: учебник / С.А. Беляков. - М.: ГУ-ВШЭ, 2013. - 338 с.
23. Захарчук Л.А. Экономика образовательного учреждения: учебник / Л.А. Захарчук - М.: ФОРУМ, 2013. - 112с.
24. Подлесных В.И. Реформирование высшего образования на основе замещения технологического уклада. (новые подходы и методы): Монография / В.И. Подлесных - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 189 с.
25. Поляк Г.Б. Финансы бюджетных организаций: учебник / Г.Б. Поляк. - М.: Вузовский учебник, 2015. - 363 с.
26. Резник С. Д. Управление высшим учебным заведением: учебник / С. Д. Резник, В. М. Филиппов - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
27. Рубцов В. В. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании: учебное пособие / В. В. Рубцов, А.М. Столяренко - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
28. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие для вузов / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 639 с.
29. Щетинин В.П. Экономика образования: учебное пособие / В.П. Щетинин, Н.А. Хроменков, Б.С. Рябушкин. - М.: Российское педагогическое агентство, 2015. - 306 с.
30. Аветисян И.А. Проблемы финансирования высшего образования в современной России// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2013.-№ 1.- С. 15-18.
31. Башкина, Г.В. Внебюджетное финансирование образовательных учреждений // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2011. - № 10. - С. 7-20.
32. Богачева О.В. Проблемы состава, формирования и предоставления вузам субсидий на иные цели // Бюджетный учет. - 2013. - №2. - С.14-17
33. Гринь А.М. Вопросы теории финансового обеспечения деятельности ВУЗа // Новосибирский государственный технический университет.-2005. №6.- С.31-36.
34. Дубровина С.Ю. Государственное управление в сфере образования // Право и образование. - 2014. - № 3. - С. 75-77.
35. Егорова И.В. Бюджетное учреждение: правовые аспекты деятельности // Финансовая газета. - 2012. - № 30. - С. 19-23.
36. Ефременкова Е.О. Актуальные проблемы финансового обеспечения деятельности высших учебных заведений России и пути их решения // Известия Юго-Западного государственного университета. -2011.-№ 2.- С.53-39.
37. Ефременкова Е.О. О некоторых аспектах формирования механизма финансового обеспечения деятельности высшего учебного заведения, ориентированного на результат // Социальная политика и социология.- 2012.-№1.- С.174-181.
38. Короткевич М.И. Проблема выбора стратегии развития образовательного учреждения в современных условиях // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2010. - № 5. - С. 127-131.
39. Крутиков В.К. Создание системы некоммерческих организаций в учреждениях высшего профессионального образования как инструмента просвещения, обеспечивающего формирование гражданского общества и национальную безопасность/ Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Демина О.В. // Дайджест - Финансы. -
2013. - № 7.- С.53-59.
40. Макарчева О.А. Современный механизм внебюджетной деятельности ВУЗа // Управление экономическими системами.- 2014.- №68. - С.9-11.
41. Мошкова Д.М. К вопросу о финансировании образования в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 3 - С. 265-267.
42. Нойкин К.И. Проблема финансирования образовательных учреждений в России // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 420- 424.
43. Федосова Т.В. Финансовое обеспечение организаций профессионального образования и практика определения нормативных затрат/ Т.В. Федосова, М.А. Боровская, М.А. Масыч, М.В. Паничкина // Фундаментальные исследования.-
2014. -№ 12-1.- С.169-173.
44. Шахов С. Ю. Особенности правового положения учреждения высшего профессионального образования в условиях реформирования законодательства об образовании в РФ// Вестник магистратуры.-2013. -№ 3.- С.111-113.
45. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Количество учреждений образования в Российской Федерации в 2013-2015 годах. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2016 - Режим доступа: http://www.gks.ru
46. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Финансовая деятельность учреждений высшего профессионального образования в 2009-2011 гг. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2016 - Режим доступа: http://www.gks.ru
47. Елабужский институт КФУ - Казанский (Приволжский федеральный
университет [Электронный ресурс]: отчёт о финансовых результатах ЕИ КФУ в 2013-2015 гг. - Официальный Елабужского института КФУ, 2016 - Режим
доступа: http://kpfu.ru/elabuga.
48. Елабужский институт КФУ - Казанский (Приволжский федеральный
университет [Электронный ресурс]: Форма № ВПО-1 (Сведения об
образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования на начало 2015/2016 учебного года, очное обучение по состоянию на 1 октября 2015 г.)-
Официальный Елабужского института КФУ, 2016 - Режим доступа:
http: //kpfu.ru/elabuga.