РЕГУЛЯТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I Теоретический подход к изучению регулятивных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушением слуха в различных видах деятельности 7
1.1. Основные понятия регуляции, саморегуляции в современной психологии
7
1.2. Понятие о волевых процессах в регуляции 10
1.3. Регулятивные характеристики и прогностическая компетентность в
условиях нормогенеза 12
1.4. Регулятивные характеристики и прогностическая компетентность в условиях учебной деятельности у младших школьников с нарушением слуха 18
Выводы по Главе 1 22
Глава II Эмпирическое исследование регулятивных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушением слуха в учебной деятельности 23
2.1. Организация и методы исследования регулятивных характеристик
прогностической компетентности 24
2.2. Результаты исследования регулятивных характеристик прогностической
компетентности младших школьников с нарушением слуха в учебной деятельности 26
2.3. Результаты исследования регулятивных характеристик прогностической
компетентности младших школьников с нормативным развитием в различных видах деятельности 38
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования регулятивных
характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями слуха и младших школьников с нормативным развитием в учебной деятельности 48
Выводы по Главе II 60
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения
Глава I Теоретический подход к изучению регулятивных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушением слуха в различных видах деятельности 7
1.1. Основные понятия регуляции, саморегуляции в современной психологии
7
1.2. Понятие о волевых процессах в регуляции 10
1.3. Регулятивные характеристики и прогностическая компетентность в
условиях нормогенеза 12
1.4. Регулятивные характеристики и прогностическая компетентность в условиях учебной деятельности у младших школьников с нарушением слуха 18
Выводы по Главе 1 22
Глава II Эмпирическое исследование регулятивных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушением слуха в учебной деятельности 23
2.1. Организация и методы исследования регулятивных характеристик
прогностической компетентности 24
2.2. Результаты исследования регулятивных характеристик прогностической
компетентности младших школьников с нарушением слуха в учебной деятельности 26
2.3. Результаты исследования регулятивных характеристик прогностической
компетентности младших школьников с нормативным развитием в различных видах деятельности 38
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования регулятивных
характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями слуха и младших школьников с нормативным развитием в учебной деятельности 48
Выводы по Главе II 60
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения
Актуальность исследования. Изучение антиципационной состоятельности и прогностической компетентности в регулятивном аспекте является актуальной проблемой в рамках всей психологической науки.
Отдельный интерес имеет изучение процессов прогнозирования в регуляции у детей с ограниченными возможностями здоровья, так как развитие данного процесса является возможным ресурсом развития ребенка с особыми потребностями. Раскрытие данной проблемы можно встретить в работах И.М. Фейгенберг (1973), Л.И. Переслени (1976), Е.А. Сергиенко (1987), В.Д. Менделевича (1990-2001), Б.Ф Ломова (1991 - 1999), А.И Ахметзяновой (2004), которые исследуют вероятностное прогнозирование и прогностическую компетентность лиц в различных подходах. Вопросу же изучения особенностей антиципационной состоятельности детей с нарушенным слуховым анализатором в специальной литературе уделено мало внимания.
Социализация детей с особыми потребностями в общество во многом зависит от развития у них учебной деятельности, которая дает необходимые знания о познавательных и регулятивных процессах. Многие исследования подтверждают, что в младшем школьном возрасте снижение слуховой функции влияет на познавательную деятельность, а именно учебная деятельность, является основным новообразованием этого возраста. Процессы регулирования у детей данной категории развиваются специфично за счет нарушения слухового восприятия и вследствие этого процессы прогнозирования имеют свои особенности.
Недостаточное исследование прогностической компетентности в условиях учебной деятельности определяет актуальность нашей темы исследования: «Регулятивные характеристики прогностической
компетентности младших школьников с нарушением слуха в различных видах деятельности».
Цель исследования - изучить особенности регулятивной характеристики прогностической компетентности.
Объект исследования - прогностические способности младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом.
Предмет исследования - регулятивные характеристики прогностической компетентности слабослышащих младших школьников в условиях учебной деятельности.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что нарушенная слуховая функция определяет специфику прогностической деятельности, проявляющаяся в существовании ошибок предсказания, воспроизведения, регуляции контроля и саморегуляции, а также имеет тесную взаимосвязь с уровнем сформированности волевых усилий.
Задачи исследования:
1. Изучить научные подходы к пониманию регуляции, антиципации, прогностической компетентности в литературе.
2. Выявить особенности регулятивных характеристик прогностической компетентности у младших школьников с нарушением слуха и с нормативным развитием.
3. Выявить особенности регулятивных характеристик прогностической компетентности в условиях учебной деятельности.
4. Провести сопоставительный анализ выявленных особенностей регулятивной характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями слуха в сравнении с младшими школьниками с нормативным развитием и сформулировать выводы.
Методологической базой исследования послужили научные работы, рассматривающие прогностическую деятельность в рамках психофизиологического (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.М. Русалов); структурно-уровневого (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков); генетического (Е.А.Сергиенко, Л.А. Регуш) и клинического подходов (И.М. Фейгенберг, В.Д. Менделевич, Ч.Р Громова); концепция учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкина); исследования Л.И. Переслени посвященные изучению структуры познавательной деятельности детей по характеристикам прогнозирования; исследования Т.Г. Богдановой посвященные структурной организации интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха на разных этапах психического развития; исследования Е.Г. Речинской, направленные на успешное формирование учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анамнестический сбор данных, наблюдение, эмпирическое исследование (методика оценки уровня сформированности учебной деятельности Г.В Репкина, Е.В. Заика, методика «Изучения саморегуляции» УВ. Ульенковой, методика исследования особенностей прогностической деятельности «Угадайка» Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, методика «Нерешаемая задача» Н.Н. Александровой, Т.И. Шульга), методы статистической обработки результатов (t-критерий Стьюдента, Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ).
База исследования: Исследование поводилось на базе ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» Советского района, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г. Казани.
Практическая значимость: Полученные результаты дополняют и расширяют представления регулятивной характеристике прогностической компетентности в условиях дефицитарного дизонтогенеза, а также позволяют определить наиболее качественные пути коррекции детей с нарушением слуха, помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (г. Казань,
2017), на IV Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2017).
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 60 источников. Работа проиллюстрирована 9 таблицами, 5 рисунками.
Отдельный интерес имеет изучение процессов прогнозирования в регуляции у детей с ограниченными возможностями здоровья, так как развитие данного процесса является возможным ресурсом развития ребенка с особыми потребностями. Раскрытие данной проблемы можно встретить в работах И.М. Фейгенберг (1973), Л.И. Переслени (1976), Е.А. Сергиенко (1987), В.Д. Менделевича (1990-2001), Б.Ф Ломова (1991 - 1999), А.И Ахметзяновой (2004), которые исследуют вероятностное прогнозирование и прогностическую компетентность лиц в различных подходах. Вопросу же изучения особенностей антиципационной состоятельности детей с нарушенным слуховым анализатором в специальной литературе уделено мало внимания.
Социализация детей с особыми потребностями в общество во многом зависит от развития у них учебной деятельности, которая дает необходимые знания о познавательных и регулятивных процессах. Многие исследования подтверждают, что в младшем школьном возрасте снижение слуховой функции влияет на познавательную деятельность, а именно учебная деятельность, является основным новообразованием этого возраста. Процессы регулирования у детей данной категории развиваются специфично за счет нарушения слухового восприятия и вследствие этого процессы прогнозирования имеют свои особенности.
Недостаточное исследование прогностической компетентности в условиях учебной деятельности определяет актуальность нашей темы исследования: «Регулятивные характеристики прогностической
компетентности младших школьников с нарушением слуха в различных видах деятельности».
Цель исследования - изучить особенности регулятивной характеристики прогностической компетентности.
Объект исследования - прогностические способности младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом.
Предмет исследования - регулятивные характеристики прогностической компетентности слабослышащих младших школьников в условиях учебной деятельности.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что нарушенная слуховая функция определяет специфику прогностической деятельности, проявляющаяся в существовании ошибок предсказания, воспроизведения, регуляции контроля и саморегуляции, а также имеет тесную взаимосвязь с уровнем сформированности волевых усилий.
Задачи исследования:
1. Изучить научные подходы к пониманию регуляции, антиципации, прогностической компетентности в литературе.
2. Выявить особенности регулятивных характеристик прогностической компетентности у младших школьников с нарушением слуха и с нормативным развитием.
3. Выявить особенности регулятивных характеристик прогностической компетентности в условиях учебной деятельности.
4. Провести сопоставительный анализ выявленных особенностей регулятивной характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями слуха в сравнении с младшими школьниками с нормативным развитием и сформулировать выводы.
Методологической базой исследования послужили научные работы, рассматривающие прогностическую деятельность в рамках психофизиологического (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.М. Русалов); структурно-уровневого (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков); генетического (Е.А.Сергиенко, Л.А. Регуш) и клинического подходов (И.М. Фейгенберг, В.Д. Менделевич, Ч.Р Громова); концепция учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкина); исследования Л.И. Переслени посвященные изучению структуры познавательной деятельности детей по характеристикам прогнозирования; исследования Т.Г. Богдановой посвященные структурной организации интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха на разных этапах психического развития; исследования Е.Г. Речинской, направленные на успешное формирование учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анамнестический сбор данных, наблюдение, эмпирическое исследование (методика оценки уровня сформированности учебной деятельности Г.В Репкина, Е.В. Заика, методика «Изучения саморегуляции» УВ. Ульенковой, методика исследования особенностей прогностической деятельности «Угадайка» Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, методика «Нерешаемая задача» Н.Н. Александровой, Т.И. Шульга), методы статистической обработки результатов (t-критерий Стьюдента, Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ).
База исследования: Исследование поводилось на базе ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» Советского района, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г. Казани.
Практическая значимость: Полученные результаты дополняют и расширяют представления регулятивной характеристике прогностической компетентности в условиях дефицитарного дизонтогенеза, а также позволяют определить наиболее качественные пути коррекции детей с нарушением слуха, помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (г. Казань,
2017), на IV Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2017).
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 60 источников. Работа проиллюстрирована 9 таблицами, 5 рисунками.
Изучение регулятивных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушением слуха в различных видах деятельности, позволило предположить наличие взаимосвязи между учебной деятельностью и прогностической компетентности, связанные с процессами регуляции.
В связи с этим было проведено исследование, направленное на выявления особенностей прогнозирования у слабослышащих младших школьников в учебной деятельности.
Работа, направленная на выявление специфических особенностей регулятивных характеристик прогностической компетентности в учебной деятельности у младших школьников, выявила наличие своеобразия прогностической деятельности слабослышащих школьников по сравнению с участниками контрольной группы.
В частности это проявляется в высокой скорости формирования прогнозов, но имеет неустойчивый характер, которые ведут за собой ошибки отвлечения, предсказания и воспроизведения, другими словами, особенность регулятивных характеристик проявляется в низких уровнях развития саморегуляции и волевых качеств. Также выявлена слабость процессов считывания информации из памяти, что препятствует применению полученной ранее информации в новых аналогичных условиях. Наличие нарушенной слуховой функции ограничивает речевые процессы и особенности восприятия, памяти, запоминания отражаются на регулятивных процессах.
Данные особенности прогностической деятельности слабослышащих младших школьников отражают сниженный уровень развития компонентов учебной деятельности по сравнению с детьми с нормативным развитием.
Развитие саморегуляции определяется степенью принятия, выполнения и оценки своей деятельности. Процессы самоконтроля у детей с нарушением слуха имеют тенденцию к возрастанию к старшему возрасту.
Нарушение слухового анализатора способствует уменьшению волевых регуляций, с характерным негативизмом и неуверенностью, а также оказывает воздействие на процессы, которые участвуют в формировании прогноза, в частности это коррелируют с уровнем развития таких волевых качеств, как: дисциплинированность, настойчивость, прилежание, организованность для дальнейшей успешной прогностической деятельности.
Таким образом, эмпирическое исследование позволило раскрыть взаимосвязь прогностической компетентности в регулятивном аспекте и учебной деятельности, которая является ведущей в младшем школьном возрасте. Целью исследования являлось изучение особенностей регулятивных характеристик прогностической компетентности, которую мы раскрыли в своей работе, и доказали гипотезу о том, что нарушенная слуховая функция определяет специфику прогностической деятельности, проявляющаяся в существовании ошибок предсказания, воспроизведения, регуляции контроля и саморегуляции, а также имеет тесную взаимосвязь с уровнем сформированности волевых усилий, была подтверждена.
В связи с этим было проведено исследование, направленное на выявления особенностей прогнозирования у слабослышащих младших школьников в учебной деятельности.
Работа, направленная на выявление специфических особенностей регулятивных характеристик прогностической компетентности в учебной деятельности у младших школьников, выявила наличие своеобразия прогностической деятельности слабослышащих школьников по сравнению с участниками контрольной группы.
В частности это проявляется в высокой скорости формирования прогнозов, но имеет неустойчивый характер, которые ведут за собой ошибки отвлечения, предсказания и воспроизведения, другими словами, особенность регулятивных характеристик проявляется в низких уровнях развития саморегуляции и волевых качеств. Также выявлена слабость процессов считывания информации из памяти, что препятствует применению полученной ранее информации в новых аналогичных условиях. Наличие нарушенной слуховой функции ограничивает речевые процессы и особенности восприятия, памяти, запоминания отражаются на регулятивных процессах.
Данные особенности прогностической деятельности слабослышащих младших школьников отражают сниженный уровень развития компонентов учебной деятельности по сравнению с детьми с нормативным развитием.
Развитие саморегуляции определяется степенью принятия, выполнения и оценки своей деятельности. Процессы самоконтроля у детей с нарушением слуха имеют тенденцию к возрастанию к старшему возрасту.
Нарушение слухового анализатора способствует уменьшению волевых регуляций, с характерным негативизмом и неуверенностью, а также оказывает воздействие на процессы, которые участвуют в формировании прогноза, в частности это коррелируют с уровнем развития таких волевых качеств, как: дисциплинированность, настойчивость, прилежание, организованность для дальнейшей успешной прогностической деятельности.
Таким образом, эмпирическое исследование позволило раскрыть взаимосвязь прогностической компетентности в регулятивном аспекте и учебной деятельности, которая является ведущей в младшем школьном возрасте. Целью исследования являлось изучение особенностей регулятивных характеристик прогностической компетентности, которую мы раскрыли в своей работе, и доказали гипотезу о том, что нарушенная слуховая функция определяет специфику прогностической деятельности, проявляющаяся в существовании ошибок предсказания, воспроизведения, регуляции контроля и саморегуляции, а также имеет тесную взаимосвязь с уровнем сформированности волевых усилий, была подтверждена.
Подобные работы
- Когнитивная функция прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ И СЛУХА
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы прогностической компетентности в психологии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



