ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФИЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КАЗАНИ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 6
1.1 История возникновения профильного обучения 6
1.2 Теоретические исследования по проблематике профильного обучения 12
1.3 Интерпретация понятия «профильное обучение» 28
1.4 Основные проблемы, принципы и противоречия в организации профильной подготовки, эффективность профильного обучения 32
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 43
3.1 Образовательные учреждения биологического профиля г. Казани 43
3.2 Популярность выбранных профилей 44
3.3 Факторы, влияющие на выбор профиля 47
3.4 Мониторинг качества приема в вузы 55
Выводы 57
Библиография 1
Приложения
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 6
1.1 История возникновения профильного обучения 6
1.2 Теоретические исследования по проблематике профильного обучения 12
1.3 Интерпретация понятия «профильное обучение» 28
1.4 Основные проблемы, принципы и противоречия в организации профильной подготовки, эффективность профильного обучения 32
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 43
3.1 Образовательные учреждения биологического профиля г. Казани 43
3.2 Популярность выбранных профилей 44
3.3 Факторы, влияющие на выбор профиля 47
3.4 Мониторинг качества приема в вузы 55
Выводы 57
Библиография 1
Приложения
Выпускник общеобразовательной школы может овладеть главной способностью человека - превращать свои, знания, опыт деятельности, чувства и волю в активную силу, изменяющую обстоятельства жизни соответственно идеалам и целям. Передовым педагогическим сообществом знания рассматриваются не как конечная цель, а как особенный момент общественной активности учащегося, который даёт возможность выйти за пределы познанного [80].
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в усилении его индивидуализации, повышении функциональности и эффективности. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение и ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда», а также «отработки и введения гибкой системы профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [61]. Переход российской системы образования на профильное обучение требует изменения целей и задач среднего биологического образования, которые необходимо направить на удовлетворение познавательных интересов и потребностей учащихся, на развитие личности ученика, формирование его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей.
Введение профильного обучения - это системное изменение, в нем участвует все педагогическое сообщество, но учитель-предметник должен выполнить главную функцию в этом процессе - непосредственно осуществить профильное обучение учащихся в своем учебном заведении [50].
Дидактами, методистами, психологами были рассмотрены проблемы индивидуализации и дифференциации, определения целей, содействующих дифференциации, а также вопросы формирования содержания профильного обучения, выбора критериев отбора учащихся в профильные классы, выбора профилей и др (Г.Д. Глейзер [29], Г.С. Калинова [54], Б.Д. Комиссаров [59], В.В. Краевский [67], И.Я. Лернер [70, 71], В.Н. Максимова [77], А.В. Марина [79], А.Н. Мягкова [85], И.М. Осмоловская [94] и др.).
Однако процесс профильного обучения в общеобразовательной школе до сих пор организуется, в некоторой степени, интуитивно, без должного теоретического и методического обоснования. В прошлом профилирование и углубление приводило к учебной перегрузке учащихся, одностороннему развитию способностей учащихся, снижению познавательного интереса к непрофильным предметам [69].
Актуальность нашего исследования заключается в необходимости оперативного мониторинга потоков абитуриентов и поиске эффективных способов повышения качества профильного обучения в старшей школе.
Научная новизна работы связана с тем, что впервые был проведен детальный анализ результатов ЕГЭ и процента поступаемости по одному из сдаваемых предметов. Т.е. в центре внимания оказался один определяющий предмет, а именно биология.
Цель исследования - выявить особенности профессиональной направленности профильного биологического образования в учреждениях среднего общего образования г. Казани.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
0. раскрыть содержание понятия «Профильное биологическое образование»;
1. дать характеристику учреждениям среднего общего образования г. Казани, имеющим биологический профиль;
2. оценить популярность выбранных профилей;
3. определить факторы, влияющие на выбор профиля;
4. разработать мониторинг качества приема в вузы.
Объект исследования - профильное биологическое образование.
Предмет исследования - профильные учреждения среднего общего образования г. Казани.
Практическое значение исследования заключается в том, что заявленная тема представляет интерес для педагогов, школьников и их родителей в связи с необходимостью отладки механизмов поиска эффективных способов повышения качества профильного обучения в старшей школе.
Объём и структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений. Результаты исследования представлены в виде схем, таблиц и диаграмм.
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в усилении его индивидуализации, повышении функциональности и эффективности. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение и ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда», а также «отработки и введения гибкой системы профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [61]. Переход российской системы образования на профильное обучение требует изменения целей и задач среднего биологического образования, которые необходимо направить на удовлетворение познавательных интересов и потребностей учащихся, на развитие личности ученика, формирование его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей.
Введение профильного обучения - это системное изменение, в нем участвует все педагогическое сообщество, но учитель-предметник должен выполнить главную функцию в этом процессе - непосредственно осуществить профильное обучение учащихся в своем учебном заведении [50].
Дидактами, методистами, психологами были рассмотрены проблемы индивидуализации и дифференциации, определения целей, содействующих дифференциации, а также вопросы формирования содержания профильного обучения, выбора критериев отбора учащихся в профильные классы, выбора профилей и др (Г.Д. Глейзер [29], Г.С. Калинова [54], Б.Д. Комиссаров [59], В.В. Краевский [67], И.Я. Лернер [70, 71], В.Н. Максимова [77], А.В. Марина [79], А.Н. Мягкова [85], И.М. Осмоловская [94] и др.).
Однако процесс профильного обучения в общеобразовательной школе до сих пор организуется, в некоторой степени, интуитивно, без должного теоретического и методического обоснования. В прошлом профилирование и углубление приводило к учебной перегрузке учащихся, одностороннему развитию способностей учащихся, снижению познавательного интереса к непрофильным предметам [69].
Актуальность нашего исследования заключается в необходимости оперативного мониторинга потоков абитуриентов и поиске эффективных способов повышения качества профильного обучения в старшей школе.
Научная новизна работы связана с тем, что впервые был проведен детальный анализ результатов ЕГЭ и процента поступаемости по одному из сдаваемых предметов. Т.е. в центре внимания оказался один определяющий предмет, а именно биология.
Цель исследования - выявить особенности профессиональной направленности профильного биологического образования в учреждениях среднего общего образования г. Казани.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
0. раскрыть содержание понятия «Профильное биологическое образование»;
1. дать характеристику учреждениям среднего общего образования г. Казани, имеющим биологический профиль;
2. оценить популярность выбранных профилей;
3. определить факторы, влияющие на выбор профиля;
4. разработать мониторинг качества приема в вузы.
Объект исследования - профильное биологическое образование.
Предмет исследования - профильные учреждения среднего общего образования г. Казани.
Практическое значение исследования заключается в том, что заявленная тема представляет интерес для педагогов, школьников и их родителей в связи с необходимостью отладки механизмов поиска эффективных способов повышения качества профильного обучения в старшей школе.
Объём и структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений. Результаты исследования представлены в виде схем, таблиц и диаграмм.
1. По результатам констатирующего этапа эксперимента мы выявили, что у петербургских учителей отсутствует четкое представление об углубленном и профильном обучении и, по всей вероятности, результаты не зависят от географии школы. Учителя считают, что углубленное изучение предмета - это «более серьезное и подробное изучение науки по всем биологическим дисциплинам без выделения какого-то конкретного направления». Мы считаем, что в настоящее время современную трактовку понятия «Профильное обучение» должна иметь следующую формулировку: профильное обучение - это обучение, направленное на более подробное изучение тех разделов биологии, которые ориентируют учащихся в выборе профессии или знакомство с профессиями, которые требуют знания биологии».
2. В 2016-2017 учебном году в школах продолжится реализация профилей через организацию профильных групп в 10 классе и 11 классах. Профильные группы сформированы, исходя из целесообразности, возможностей школы и желания учащихся. В городе Казани всего 205 школ и лицеев и 8% из них профильных.
3. По данным с 2013 по 2017 года больше всего абитуриентов, сдавших биологию, нужно Казанскому государственному медицинскому университету, на втором месте Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, на третьем Казанский (Приволжский) федеральный университет.
4. На основании результатов, полученных посредством разработанного нами мониторинга, было выявлено, что на выбор профиля влияют личная заинтересованность учащихся в их будущей профессии. Учебный процесс следует выстраивать так, чтобы учащиеся принимали профильное обучение как возможный в будущем вид деятельности, а также при определении профиля обучения важно учитывать не только профессиональные намерения учащихся, но и их способности.
5. Разработанный мониторинг качества приема абитуриентов, позволяет отследить возможность их попадания в вузы г. Казани по результатам ЕГЭ.
2. В 2016-2017 учебном году в школах продолжится реализация профилей через организацию профильных групп в 10 классе и 11 классах. Профильные группы сформированы, исходя из целесообразности, возможностей школы и желания учащихся. В городе Казани всего 205 школ и лицеев и 8% из них профильных.
3. По данным с 2013 по 2017 года больше всего абитуриентов, сдавших биологию, нужно Казанскому государственному медицинскому университету, на втором месте Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, на третьем Казанский (Приволжский) федеральный университет.
4. На основании результатов, полученных посредством разработанного нами мониторинга, было выявлено, что на выбор профиля влияют личная заинтересованность учащихся в их будущей профессии. Учебный процесс следует выстраивать так, чтобы учащиеся принимали профильное обучение как возможный в будущем вид деятельности, а также при определении профиля обучения важно учитывать не только профессиональные намерения учащихся, но и их способности.
5. Разработанный мониторинг качества приема абитуриентов, позволяет отследить возможность их попадания в вузы г. Казани по результатам ЕГЭ.
Подобные работы
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В
ПРОФИЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Магистерская диссертация, биология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - Межпредметные связи и прикладная направленность школьного курса математики в классах биологического профиля
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ в 9 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СЪЕЗДЫ СЕЛЬСКИХ ХОЗЯЕВ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого потенциала учащихся 9-х классов средствами межпредметных связей на уроках химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, валеология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



