ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ РОССИИ 6
1.1 Общие понятия об организации и безопасности дорожного движения .... 6
1.2 Пути совершенствования организации и безопасности движения 14
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2 ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПРОБЛЕМНЫХ УЧАСТКАХ ТРАССЫ М 7 ВОЛГА 20
2.1 Характеристика транспортного потока участка федеральной трассы М 7
«Волга» 20
2.2 Разработка мероприятий, направленных на повышение безопасности
исследуемого участка дороги 29
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Автомобильный транспорт играет важную роль в жизни общества. Он прочно вошел в современную жизнь, обеспечивая большой объем перевозок во всех сферах человеческой деятельности. Промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля, сфера обслуживания не могут нормально, функционировать без использования автомобилей. Этот широкий спектр влияния транспорта на все сферы человеческой деятельности и на развитие общества в целом предъявляет многоплановые требования к обеспечению нормального функционирования дорожного движения. Необходимым условием функционирования автомобильного транспорта является оптимальная по плотности и протяженности УДС. В настоящее время в России протяженность дорог общего пользования составляет около 500 тыс. км.
В различных странах ученые используют далеко не одинаковые методы организации транспортных потоков, поскольку общего, универсального решения этой проблемы не существует.
Российские градостроители направляют свои усилия на создание в крупных городах систем магистральных улиц непрерывного движения и городских скоростных дорог, выведенных в пригородную зону и соединенных непосредственно с междугородными автомагистралями, пробивку новых улиц - дублеров наиболее напряженных направлений движения транспортных средств, строительство мостов, путепроводов и обходных автомагистралей (кольцевых или тангенциальных) для транзитного автомобильного движения.
Наиболее тяжёлые ДТП с наибольшим количеством пострадавших происходят на трассах, в том числе и федерального значения. Большие скорости движения при столкновениях и приводят к наиболее тяжким последствиям. Через Татарстан проходит одна из важных магистралей федерального значения М7. По отзывам водителей, участок автомобильной дороги «Волга», который проходит через Татарстан, является одним из наиболее безопасных. Но и на ней имеются участки концентрации дорожно-транспортных происшествий. Нами был выбран один из этих участков, 757 км-758 км. трассы М7.
С целью повышения безопасности дорожного движения на данном участке службами занимающимися организацией безопасности движения, были установлены информационные щиты, предупреждающие о начале аварийного участка, установлены знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 3.20 «Обгон запрещен», знаки, предупреждающие об опасностях связанных с геометрическими параметрами дороги. Однако на данный момент времени этих мероприятий не достаточно. Поэтому был разработан комплекс мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения. Это и определило актуальность данного исследования.
В этих условиях особое значение приобретает деятельность по рациональной организации дорожного движения на существующей УДС с использованием современных технических средств. Современные научные исследования и практический опыт позволяют объяснить причины негативных явлений и дать рекомендации по сокращению и ликвидации отрицательных последствий автомобилизации.
В выпускной квалификационной работе вносятся предложения по усовершенствованию организации дорожного движения и разработку альтернативных вариантов технических решений и их оценку по существующим критериям эффективности.
Задачи исследования:
- рассмотреть характеристики транспортного потока и их влияние на безопасность дорожного движения;
- выбрать один из аварийных участков автодороги М7 «Волга»;
- определить характеристики транспортного потока на выбранном участке автодороги М7 «Волга», 757км - 758 км;
- разработать мероприятия направленные на повышение безопасности дорожного движения на выбранном участке автодороги М7 «Волга».
Объект исследования: безопасность дорожного движения на
автомобильных дорогах федерального значения.
Предмет исследования: организация безопасности дорожного движения на участке федеральной трассы М7 «Волга», 757 км - 758 км.
Методы исследования:
Теоретические: анализ нормативных и литературных источников.
Эмпирические: статистический анализ, наблюдение, сравнение, измерение.
Практическая значимость
Разработка мероприятий направленных на повышение безопасности дорожного движения на участке федеральной трассы М7 «Волга», 757 км - 758 км.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных
источников.
Работа посвящена изучению безопасности дорожного движения на Федеральной автомобильной дороге М7 «Волга».
Проведены натурные исследования мер по обеспечению безопасности дорожного движения на одном из аварийных участков федеральной трассы М7 «Волга». На основании собранных данных, руководствуясь нормативной документацией, в настоящей работе предложен ряд мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения на Федеральной трассе М7 «Волга» 757-758 км
1) На км 757 + 885 (справа) демонтировать дорожный знак 3.21 «Конец запрещения обгона».
2) На км 758 + 480 (слева) установить дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен».
3) На км 758 + 530 (справа) установить дорожные знаки 1.11.1 «Опасный поворот» и 3.20 «Обгон запрещен».
4) На км 758 + 530 (слева) установить дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен».
5) Демонтировать дорожные знаки 1.11.1 «Опасный поворот» на км 758 + 603 (справа), 3.20 «Обгон запрещен» на км 758 + 683 (справа), 3.21 «Конец запрещения обгона» на км 758 + 683 (слева), 3.20 «Обгон запрещен» на 758 + 683 (слева).
6) Демонтировать дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» на км 757 + 885 (справа и слева).
1. Бабков, В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: Учеб. для вузов / В.Ф. Бабков. - М. : Транспорт, 2007. - 231 с.
2. Беляев, В.М. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие / В.М. Беляев. - М. : МАДИ, 2014. - 204 с.
3. Васильев, А.П. Ремонт и содержание автомобильных дорог: Справочник- инженера дорожника / А.П. Васильев, В.И. Баловнев. - М.: Транспорт, 2009. - 257с.
4. Вол, М. Анализ транспортных систем (перевод с англ.) / М. Вол, Б. Мартин. - М.: Транспорт, 2009. - 514 с.
5. ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования. - Введ. 2006-01-01 М. - Стандартинформ, 2006. - 129 с.
6. Иванов, С.Е. Организация и безопасность движения: учебное пособие / С.Е. Иванов. - СПб. : Изд-во СЗТУ, 2011. - 201 с. 13.
7. Информационный сборник «Опыт создания и эксплуатации интеллектуальных транспортных систем» /подготовлен кафедрой «Транспортная телематика» Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета) МАДИ (ГТУ) по заказу Федерального дорожного агентства от 10.08.2009 №228-р / Москва 2009 г.
8. Инструкция по учету потерь народного хозяйства от дорожнотранспортных происшествий при проектировании автомобильных дорог (ВСН 381), Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 1982.
9. Клинковштейн, Г.И. Организация дорожного движения: Учебник
автомобильно-дорожных ВУЗов и факультетов. - 2-е изд., перераб. и доп. / Г.И. Клинковштейн - М.: Транспорт, 2001. - 240 с.
10. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (постатейный) / С.Н. Чмырев, Е.В. Артемьев, Н.В. Богатырева // СПС КонсультантПлюс. 16.Кубичек, Е.В. Обеспечение эффективности дорожного движения путем разработки автоматизированной (интеллектуальной) системы управления движением (АСУДД) / Е.В. Кубичек, И.Н. Пугачев, А. А. 46 Павленко // Дальний восток: проблемы развития архитектурно- строительного комплекса. - 2013. - № 1. - С. 19-22.
11. Коноплянко, В. И. Организация и безопасность дорожног движения: Учеб. для вузов / В.И. Коноплянко. - М.: Транспорт. 1991. - 183 с.; ил.
12. Кременеи, Ю.А. Технические средства организации дорожного движения / Ю.А. Кременеи - М.: Транспорт. 1990. - 254 с.
13. Лобанов, Е.М. Проектирование и изыскания пересечений авт. дорог / Е.М. Лобанов, В.М. Визганов. - М.: Транспорт, 2002. - 232с.
14. Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от ДТП Р-03112199-0502-00. Утверждена Минтрансом РФ, согласована с МВД РФ. Действует до 12.2005г.
15. О мерах по ограничению скорости движения в городах и населенных пунктах (по материалам зарубежного опыта): - М: НИЦ ГАИ МВД России, 1994. - 28 с.
16. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 30.06.2015) «О Правилах дорожного движения»: // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 47. - Ст. 4531.
17. Правила дорожного движения: введены в действие с 1 июня 1994г. - М.: Транспорт, 1993. - 63 с.
18. Принципы и инструменты повышения безопасности дорожного движения в населенных пунктах. Международный опыт. - ООО "Автодорожный Консалтинг", - 2003г.
19. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 8 августа 2009 г. № 1121-р) 47 «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489. 26.
20. Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 1032-р) «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 50. - Ст. 5977; № 52 (ч.2).
21. Рябчинский, А.И. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / А.И. Рябчинский, В.А. Гудков, Е.А. Кравченко. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с.
22. Садило, М.В. Автомобильные дороги: строительство и эксплуатация: учебное пособие / М.В. Садило, Р.М. Садило. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. -367 с.
23. Сильянов, В.В. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сильянов,
Э.Р. Домке. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
24. СНиП 3.06.03-85 «Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги». - М.: ГУП ЦПП, 1996. - 141 с.
25. СП 34.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*». - М.: ООО «Аналитик», 2012. - 112 с.
26. Степанов, И.С. Влияние элементов системы водитель-автомобиль- дорога-среда на безопасность дорожного движения: Учебное пособие / И.С. Степанов, Ю.Ю. Покровский, В.В. Ломакин, Ю.Г. Москалева. - М.: МГТУ «МАМИ», 2011. - 171 с. 31.Транспортные системы. - Режим доступа: /http://nis05.ru/ Russian/transportnie_sistemi.
27. Технический регламент «О требованиях к обеспечению безопасности автомобильных дорог при их эксплуатации». - М.: ООО «НПФ РУСАВТОДОР», 2009. - 38 с.
28. Токовенко, Е.Р. Общественный междугородний транспорт как фактор повышения безопасности на дорогах федерального значения. Актуальные проблемы общества в современном научном пространстве: сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей / Е.Р. Токовенко. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 50-52.
29. Фам Ван Ха. Методы и средства оценки параметров транспортных потоков по радиолокационному изображению / Фам Ван Ха. - Спб., 2010. - 165 с.
30. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196 -ФЗ (в ред. от 28.11.2015) «О безопасности дорожного движения».
31. Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - М.: Кремль, 2007. - 36 с.
32. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом
регулировании». - М.: Кремль, 2002. - 46 с.
33. Яхьяев, Н.Я. Безопасность транспортных средств: учеб. для высш. учеб. заведений / Н.Я. Яхьяев. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 432 с.