ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
|
Введение
1. Теоретические аспекты налогообложения транспорта 5
1.1. Экономическая сущность транспортного налога 5
1.2. История возникновения и развития транспортного налога в Российской
Федерации 11
1.3. Механизм исчисления и уплаты транспортного налога в Российской
Федерации 15
2. Действующая практика налогообложения транспортных средств 22
2.1. Формирование налоговой базы и структуры начислений по транспортному
налогу в Российской Федерации 22
2.2. Поступления транспортного налога в доходы бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации 34
3. Совершенствование налогообложения транспортных средств в Российской Федерации 46
3.1. Приоритетные направления регулирования налогообложения транспортных
средств в Российской Федерации 46
3.2. Совершенствование механизма исчисления и уплаты транспортного налога в
Российской Федерации 54
Заключение 62
Список использованных источников 66
1. Теоретические аспекты налогообложения транспорта 5
1.1. Экономическая сущность транспортного налога 5
1.2. История возникновения и развития транспортного налога в Российской
Федерации 11
1.3. Механизм исчисления и уплаты транспортного налога в Российской
Федерации 15
2. Действующая практика налогообложения транспортных средств 22
2.1. Формирование налоговой базы и структуры начислений по транспортному
налогу в Российской Федерации 22
2.2. Поступления транспортного налога в доходы бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации 34
3. Совершенствование налогообложения транспортных средств в Российской Федерации 46
3.1. Приоритетные направления регулирования налогообложения транспортных
средств в Российской Федерации 46
3.2. Совершенствование механизма исчисления и уплаты транспортного налога в
Российской Федерации 54
Заключение 62
Список использованных источников 66
Происходящие в России изменения в области экономики, стремительное трансформирование взаимоотношений между хозяйствующими субъектами друг с другом и их взаимоотношения с бюджетом, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют от государства проведения адекватной налоговой политики и формирования эффективной налоговой системы. Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования, как национальной экономики, так и международных экономических процессов, являются главным методом мобилизации доходов в государственную казну. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития.
Транспортный налог является одним из источников формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, но его роль в доходах бюджетов незначительна. Целесообразно совершенствовать действующую систему налогообложения транспортных средств, повышать его роль в структуре доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе за счет корректировки его отдельных элементов.
Актуальность работы предопределена важностью института налогов и сборов в современном обществе. Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования выступает налогообложение транспортных средств в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических основ налогообложения транспортных средств в России, выявление проблем налогообложения транспортных средств в Российской Федерации, предложение путей совершенствования налогового транспортного налога. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность транспортного налога;
- рассмотреть историю возникновения и развития налогообложения транспортных средств в России;
- изучить международный опыт в проведении налогового контроля за физическими лицами;
- проанализировать налоговую базу и структуру начислений по транспортному налогу, рассмотрев статистику по России, федеральным округам, Приволжскому федеральному округу, Республике Татарстан;
- проанализировать поступления транспортного налога в бюджетную систему Российской Федерации, используя статистику по России, Приволжскому федеральному округу, федеральным округам, Республике Татарстан;
- выявить основные проблемы действующей практики налогообложения транспортных средств;
- предложить направления совершенствования транспортного налога на примере зарубежного опыта.
При написании дипломной работы использовались труды ученых, журнальные статьи, учебники для высших учебных заведений, законодательные акты Российской Федерации, приказы Министерства финансов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, материалы из электронных ресурсов.
В соответствии с поставленной целью и ее задачами выпускная квалификационная работа была структурирована и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Транспортный налог является одним из источников формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, но его роль в доходах бюджетов незначительна. Целесообразно совершенствовать действующую систему налогообложения транспортных средств, повышать его роль в структуре доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе за счет корректировки его отдельных элементов.
Актуальность работы предопределена важностью института налогов и сборов в современном обществе. Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования выступает налогообложение транспортных средств в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических основ налогообложения транспортных средств в России, выявление проблем налогообложения транспортных средств в Российской Федерации, предложение путей совершенствования налогового транспортного налога. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность транспортного налога;
- рассмотреть историю возникновения и развития налогообложения транспортных средств в России;
- изучить международный опыт в проведении налогового контроля за физическими лицами;
- проанализировать налоговую базу и структуру начислений по транспортному налогу, рассмотрев статистику по России, федеральным округам, Приволжскому федеральному округу, Республике Татарстан;
- проанализировать поступления транспортного налога в бюджетную систему Российской Федерации, используя статистику по России, Приволжскому федеральному округу, федеральным округам, Республике Татарстан;
- выявить основные проблемы действующей практики налогообложения транспортных средств;
- предложить направления совершенствования транспортного налога на примере зарубежного опыта.
При написании дипломной работы использовались труды ученых, журнальные статьи, учебники для высших учебных заведений, законодательные акты Российской Федерации, приказы Министерства финансов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, материалы из электронных ресурсов.
В соответствии с поставленной целью и ее задачами выпускная квалификационная работа была структурирована и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Транспортный налог является прямым, региональным налогом, и как и любой другой налог носит индивидуально безвозмездный характер, взимается в денежной форме. Его экономическая сущность раскрывается через выполняемые им функции. Основной функцией является фискальная, которая заключается в том, что собранные фискальные платежи должны использоваться строго по целевому назначению. Поскольку плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, на которые зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения, поскольку транспортные средства являются источниками повышенной опасности, то аккумулируемые платежи должны быть направлены на повышение качества дорожного покрытия и охрану окружающей среды. Умножение регулирующих начал транспортного налога позволит решить ряд важнейших проблем. Сегодня первое место должна занимать регулирующая функция, направленная на обеспечение конституционных прав и свобод граждан, в частности, на решение экологических проблем, создание благоприятной окружающей среды.
Транспортный налог уплачивается в бюджет субъекта Российской Федерации и его элементы регламентируются региональными законодательными актами. Также он является прямым поимущественным, а именно, он устанавливается непосредственно на имущество, принадлежащее плательщику, в данном случае на транспортное средство. Налог взимается и с физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и с юридических лиц.
Транспортный налог является специальным, собранные средства от его администрирования из бюджета идут на конкретные цели, определяемые властями. Исходя из вышеизложенного, можно сделать обобщенный вывод, что транспортный налог - это прямой, специальный, смешанный налог на определенный вид имущества, направляемый и уплачиваемый в региональный бюджет.
Растет количество налогоплательщиков транспортного налога, как физических лиц, так и организаций, причем, наибольшее количество налогоплательщиков - физические лица: в 2010 году насчитывалось 28 181 тыс. чел., то к 2014 году увеличилось до 34 554 тыс. чел. Число организаций, учтенных в базе данных налоговых органов выросло и в 2014 году составило 468 тыс. ед. Наибольшее количество транспортных средств, по которым начисляется налог к уплате, находится в Центральном федеральном округе, в 2014 году насчитывалось 14 012 тыс. ед., в Приволжском федеральном округе в 2014 году - 10 043 тыс. ед. Кроме того, в Российской Федерации, Республике Татарстан и по Приволжскому федеральному округу преобладают наземные виды транспортных средств, которые приносят доход в бюджет. Наименьшую долю составляют водные и воздушные виды транспортных средств. Это говорит о том, что в современных условиях наиболее распространены наземные транспортные средства. По последним данным, на 2014 год в базе данных налоговых органов содержатся сведения о 48 012 588 наземных, 542 394 водных, 4 157 воздушных транспортных средств в России; 9 943 120 наземных, 99 211 водных, 681 воздушное транспортное средство в Приволжском федеральном округе; 1 469 271 наземное, 10 672 водных, 104 воздушных в Республике Татарстан. Следует также отметить, что налоговые органы, осуществляя контроль взаимодействуют с органами ГИБДД, но проблема состоит в том, что не имеется общей базы, и как следствие некоторые данные теряются.
Поступления транспортного налога, в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации невелики, 2014 году составили 1,6 %.
Поступления транспортного налога по Республике Татарстан составляют 3,2 % в консолидированном бюджете Российской Федерации. Кроме того, поступления транспортного налога в бюджет с каждым годом увеличивается: в 2014 году по Российской Федерации поступило 144 322 млн. руб., по Приволжскому Федеральному округу - 26 393 млн. руб., по Республике Татарстан - 4 553 млн. руб. Наблюдается снижение доли поступлений транспортного налога с организаций и увеличение доли поступлений с физических лиц в общей сумме поступлений как в Российской Федерации, Приволжском федеральном округе, так и в Республике Татарстан. На показатели исполнения налога влияет количество проведенных налоговых проверок, в результате которых совершается доначисление. В процессе проверок уточняются сведения в декларациях, что также обеспечивает рост налоговых поступлений.
На сегодняшний день существует ряд проблем при налогообложении транспортных средств в Российской Федерации. Следует выделить следующие проблемы, касающиеся транспортного налога в России:
- порядок информационного обмена с регистрирующими органами ГИБДД;
- включение транспортного налога в цену бензина;
- совершенствование транспортного налога с целью сохранения окружающей среды;
- целевая направленность расходования средств, поступивших от взимания транспортного налога.
Исходя из существующих проблем, предлагаем следующие пути их решения:
1. Создание единой электронной информационной базы между регистрирующими органами ГИБДД и налоговыми органами, что повысит достоверность и точность информации по каждому налогоплательщику;
2. Рассмотрение экологической направленности транспортного налога одним из следующих вариантов:
- сохранение действующей налоговой базы, которая не связана с воздействием транспорта на окружающую среду, и добавление экологического кри - терия, позволяющего дифференцировать размер налога в зависимости от уровня экологической безопасности автомобиля (например, экологический класс автомобиля, выбросы углекислого газа);
- замена действующей налоговой базы на новую налоговую базу, косвенно отражающую экологический вред (например, эффективность двигателя или объем двигателя), в сочетании с дополнительными экологическими критериями, позволяющими дифференцировать налоговый платеж;
- полная замена налоговой базы путем отказа от старого критерия на новую налоговую базу, которая отражает прямую связь между характеристиками транспортного средства и его воздействием на окружающую среду (например, экологический класс автомобиля, выбросы, содержание металлов, полициклических ароматических углеводородов, углекислого газа).
3. Законодательное закрепление целевого характера транспортного налога, а именно расходования поступивших средств на пополнение Дорожного фонда, с целью использования средств на улучшение дорожного покрытия.
Транспортный налог уплачивается в бюджет субъекта Российской Федерации и его элементы регламентируются региональными законодательными актами. Также он является прямым поимущественным, а именно, он устанавливается непосредственно на имущество, принадлежащее плательщику, в данном случае на транспортное средство. Налог взимается и с физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и с юридических лиц.
Транспортный налог является специальным, собранные средства от его администрирования из бюджета идут на конкретные цели, определяемые властями. Исходя из вышеизложенного, можно сделать обобщенный вывод, что транспортный налог - это прямой, специальный, смешанный налог на определенный вид имущества, направляемый и уплачиваемый в региональный бюджет.
Растет количество налогоплательщиков транспортного налога, как физических лиц, так и организаций, причем, наибольшее количество налогоплательщиков - физические лица: в 2010 году насчитывалось 28 181 тыс. чел., то к 2014 году увеличилось до 34 554 тыс. чел. Число организаций, учтенных в базе данных налоговых органов выросло и в 2014 году составило 468 тыс. ед. Наибольшее количество транспортных средств, по которым начисляется налог к уплате, находится в Центральном федеральном округе, в 2014 году насчитывалось 14 012 тыс. ед., в Приволжском федеральном округе в 2014 году - 10 043 тыс. ед. Кроме того, в Российской Федерации, Республике Татарстан и по Приволжскому федеральному округу преобладают наземные виды транспортных средств, которые приносят доход в бюджет. Наименьшую долю составляют водные и воздушные виды транспортных средств. Это говорит о том, что в современных условиях наиболее распространены наземные транспортные средства. По последним данным, на 2014 год в базе данных налоговых органов содержатся сведения о 48 012 588 наземных, 542 394 водных, 4 157 воздушных транспортных средств в России; 9 943 120 наземных, 99 211 водных, 681 воздушное транспортное средство в Приволжском федеральном округе; 1 469 271 наземное, 10 672 водных, 104 воздушных в Республике Татарстан. Следует также отметить, что налоговые органы, осуществляя контроль взаимодействуют с органами ГИБДД, но проблема состоит в том, что не имеется общей базы, и как следствие некоторые данные теряются.
Поступления транспортного налога, в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации невелики, 2014 году составили 1,6 %.
Поступления транспортного налога по Республике Татарстан составляют 3,2 % в консолидированном бюджете Российской Федерации. Кроме того, поступления транспортного налога в бюджет с каждым годом увеличивается: в 2014 году по Российской Федерации поступило 144 322 млн. руб., по Приволжскому Федеральному округу - 26 393 млн. руб., по Республике Татарстан - 4 553 млн. руб. Наблюдается снижение доли поступлений транспортного налога с организаций и увеличение доли поступлений с физических лиц в общей сумме поступлений как в Российской Федерации, Приволжском федеральном округе, так и в Республике Татарстан. На показатели исполнения налога влияет количество проведенных налоговых проверок, в результате которых совершается доначисление. В процессе проверок уточняются сведения в декларациях, что также обеспечивает рост налоговых поступлений.
На сегодняшний день существует ряд проблем при налогообложении транспортных средств в Российской Федерации. Следует выделить следующие проблемы, касающиеся транспортного налога в России:
- порядок информационного обмена с регистрирующими органами ГИБДД;
- включение транспортного налога в цену бензина;
- совершенствование транспортного налога с целью сохранения окружающей среды;
- целевая направленность расходования средств, поступивших от взимания транспортного налога.
Исходя из существующих проблем, предлагаем следующие пути их решения:
1. Создание единой электронной информационной базы между регистрирующими органами ГИБДД и налоговыми органами, что повысит достоверность и точность информации по каждому налогоплательщику;
2. Рассмотрение экологической направленности транспортного налога одним из следующих вариантов:
- сохранение действующей налоговой базы, которая не связана с воздействием транспорта на окружающую среду, и добавление экологического кри - терия, позволяющего дифференцировать размер налога в зависимости от уровня экологической безопасности автомобиля (например, экологический класс автомобиля, выбросы углекислого газа);
- замена действующей налоговой базы на новую налоговую базу, косвенно отражающую экологический вред (например, эффективность двигателя или объем двигателя), в сочетании с дополнительными экологическими критериями, позволяющими дифференцировать налоговый платеж;
- полная замена налоговой базы путем отказа от старого критерия на новую налоговую базу, которая отражает прямую связь между характеристиками транспортного средства и его воздействием на окружающую среду (например, экологический класс автомобиля, выбросы, содержание металлов, полициклических ароматических углеводородов, углекислого газа).
3. Законодательное закрепление целевого характера транспортного налога, а именно расходования поступивших средств на пополнение Дорожного фонда, с целью использования средств на улучшение дорожного покрытия.
Подобные работы
- ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Транспортный налог в Российской Федерации и перспективы его развития
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ В РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2018 - Развитие налогообложения транспортных средств в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Особенности исчисления транспортного налога (Омский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - ПРЯМОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



