Реализация государственной политики импортозамещения на региональном уровне как стимул развития отечественного агропромышленного производства в современной России
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ 12
1.1. Государственная политика импортозамещения: понятие, цели, задачи 12
1.2
Нормативно-правовое регулирование импортозамещения в России 20
1.3
Импортозамещение как условие повышения конкурентоспособности сельского хозяйства 32
ГЛАВА II. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 42
2.1
Агропромышленный комплекс в субъектах РФ: анализ состояния региональной продовольственной безопасности 42
2.2
Механизм реализации государственной политики импортозамещения в субъектах РФ 58
2.3
Факторы, препятствующие достижению целей политики импортозамещения в агропромышленном комплексе России 69
Глава III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 81
3.1
Основные направления реформирования агропромышленного комплекса в условиях санкций и импортозамещения 81
3.2 Рекомендации по совершенствованию процесса импортозамещения в регионах Приволжского федерального округа 87
Заключение
Приложение
Сегодня можно и нужно говорить о том, что экономическая модель, действовавшая в России на протяжении последних двадцати лет, привела в целом к достаточно печальным последствиям, это - разрушение производства, потеря финансовой и экономической устойчивости, деградация высокотехнологичных компаний и целого ряда отраслей.
Возросла зависимость экономики Российской Федерации от иностранных инвестиций, и что наиболее удручающее, от импортных потребительских товаров, в частности от товаров продовольственной группы - товаров первой необходимости.
С сожалением приходится констатировать тот факт, что производство в базисных отраслях промышленности сократилось в разы, а доля импорта в станкостроении и легкой промышленной индустрии составляет около 90%, в радиоэлектронике, тяжелом машиностроении и медицинском оборудовании около 80%.
В настоящее время огромное значение для развития национальной экономики имеет её защищенность, независимость от остальных стран и повышение уровня конкурентоспособности отечественных компаний. Одним из самых приоритетных и действенных вариантов развития государственной экономики является применение стратегии импортозамещения.
Таким образом, актуальность избранной темы обусловлена необходимостью ускоренного и эффективного развития национальной экономики. Произошедшие недавно события на мировой экономической и политической арене добавляют теме еще больше значимости. На фоне санкционной политики наших европейских и американских партнеров вопросы развития и повышения конкурентоспособности ряда сфер национальной экономики стали наиболее приоритетными.
В представленной работе импортозамещение станет рассматриваться в контексте российского агропромышленного комплекса, а именно продовольственной сферы.
Актуальность работы также обуславливается проблемой связанной с постоянным и довольно таки ощутимым ростом импортных закупок сырья и продовольствия. Постоянно увеличиваются не только объемы продовольственного импорта, но и затраты на него. Российская Федерация, имеющая столь высокий потенциал и ресурсную базу для развития собственного производства, импортирует около 60% продовольственных товаров. Россия, обладающая высочайшим потенциалом в развитии сельского хозяйства, воспринимается мировым сообществом, как государство, более ориентированное на экспорт сырья и углеводородов, нежели на развитие личного, в том числе и аграрного производства.
Наряду с этим большое значение имеет наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции, связанное с привлечением в нее новых участников и увеличением инвестиционной активности в отрасли. Учитывая исторических особенностей отечественного сельского хозяйства, такие как большое количество низкоэффективных предприятий с невысоким производственным потенциалом, преобладающих численно и охватывающих около 2/3 сельскохозяйственных угодий , его многоукладность, данные задачи становятся особенно актуальны.
Импортозамещение в сельском хозяйстве и пищевой промышленности России становится еще более популярной темой на фоне введенного указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» продовольственного
эмбарго.
Импортозамещение не решает проблему зависимости страны от поставок продовольствия, данный процесс призван создать для изготовителей отечественных товаров условия для догоняющего развития (в некоторых случаях ценой установления протекционизма на несколько лет) ради того, чтобы добавленная стоимость продуктов питания, которые потребляются на внутреннем рынке, формировалась внутри страны.
В представленной работе импортозамещение рассматривается как один из наиболее важных факторов, влияющих на развитие конкурентоспособности отечественных компаний и достижение допустимого уровня продовольственной безопасности. Предполагается, что при необходимом уровне государственной поддержки импортозамещение должно стать катализатором развития национального производства.
Что же касается разработки обоснованной методологии и теории импортозамещения, то это одна из приоритетных задач. В настоящее время, когда продовольственный рынок переходит к еще более свободным отношениям, очень важно выявлять особенности импортозамещения в таких условиях и пытаться встроить этот процесс в единый внешнеторговый механизм.
Курс на импортозамещение в России был введён на федеральном уровне, соответственно, основные направления и принципы данной политики были установлены на государственном уровне, определение и установление границ эффективного импортозамещения в регионах является крайне важной задачей, поскольку каждый регион имеет свою специфику, обладает количественными и качественными характеристиками, которые во многих случаях могут существенно варьироваться и не совпадать со средними по стране.
На сегодняшний день, импортозамещение в нашей стране является
процессом слабоизученным, требует в определенной степени популяризации
и разъяснений. Как не странно, но импортозамещение сейчас даже не имеет
5
четкого определения. А исследование и изучение этого процесса, до нынешнего момента, происходило исключительно с помощью анализа практического опыта других стран в этой области.
Разработанность темы исследования. Исследование показало, что научная и специальная литература, освещающая проблемы импортозамещения в целом, и продовольственной безопасности в рамках импортозамещения, представлена достаточно широким кругом работ. Но изучение процесса импортозамещения в более узком контексте обеспечения социальной стабильности и укрепления сектора продовольствия, в условиях кризисных явлений в экономике не нашло своего отражения в научной литературе. В следствие этого в процессе выработки собственного подхода к исследуемой теме автор опирался на труды российских ученых и экономистов по проблемам продовольствия, в частности, на работы Татаркина А.И., Делягин М.Г.,Глазьев С.Ю.,Гуриев С.М.,??????? .
В разное время зарубежные и российские ученые-экономисты интересовалась вопросами выбора политики, направленной на повышение уровня экономического развития региона при помощи политики импортозамещения. Наиболее известными являются публикации таких исследователей как ???????????? , и других ученых.
Нормативной базой исследования послужили нормативно -правовые акты и законы Российской Федерации, Доктрина продовольственной безопасности и проекты государственных программ.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, материалы монографий и статей в российских и зарубежных изданиях, посвященные решению вопросов обеспечения продовольственной безопасности. Исходным материалом для диссертационного исследования являлись аналитические и статистические материалы федеральной службы государственной статистики, данные государственной таможенной статистики, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, материалы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Евразийского центра по продовольственной безопасности (Аграрный центр МГУ), Международного независимого института аграрной политики (МНИАП), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирного Банка, Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН, а так же системный многофакторный анализ ситуации в области производства и потребления продовольствия в России.
Для освещения исследуемых проблем были использованы выступления и статьи, публикуемые в специализированных изданиях и периодической печати, а также информация с электронных носителей - сообщения информационных агентств и содержимое соответствующих сайтов в Интернете (источники с сайтов на английском языке в рамках настоящей работы приводятся в переводе автора).
Объектом диссертационного исследования является государственная политика импортозамещения в агропромышленном комплексе современной России.
Предметом диссертационного исследования является анализ и оценка реализации региональной государственной политики импортозамещения в агропромышленном комплексе с учетом необходимости существенного повышения конкурентоспособности этой отрасли в целом, и усиления ее позиций в условиях выхода России из кризиса.
Цель диссертационного исследования - изучить современное состояние государственной политики импортозамещения на региональном уровне, выявить факторы, препятствующие успеху ее реализации в агропромышленном комплексе Российской Федерации, и определить направления ее совершенствования.
Для достижения поставленной в работе цели был определен список задач, определяющий структуру исследования:
1. рассмотреть теоретические и правовые основы государственной политики импортозамещения;
2. изучить механизмы реализации политики импортозамещения на региональном уровне;
3. проанализировать процесс реализации государственной политики импортозамещения на региональном уровне;
4. оценить современное состояние объемов производства, потребления, импорта и экспорта в АПК России, на основании полученных данных определить показатели импортозависимости и импортопотребления по основным видам продовольствия;
5. определить факторы, препятствующие успеху реализации политики импортозамещения в продовольственном секторе АПК Российской Федерации;
6. разработать предложения и рекомендации по рационализации процесса импортозамещения, а так же повышению эффективности развития российского АПК в целом.
В процессе исследования были использованы следующие методы: абстрагирования и обобщения (были установлены общие свойства такого процесса, как импортозамещение, изучены его признаки), причинноследственного анализа (были выявлены и проанализированы факторы способствующие и затормаживающие реализацию импортозамещения в АПК РФ) и синтеза, экономико-статистический (была изучена динамика рассматриваемого явления за определенный период), расчетноконструктивный, графический, а также методы сравнительного, ситуационного и системного анализа.
Научная новизна диссертационного исследования:
- уточнены такие экономические категории, как «импотрозамещение», «продовольственная безопасность»;
8
опираясь на теоретическую базу, определяющую суть
политики импортозамещения, продовольственной безопасности и
конкурентоспособности, разработан авторский подход к продовольственному импортозамещению, заключающийся не только в протекционистской позиции и обеспечении продовольственной безопасности, но в большей степени ориентированный на повышение конкурентоспособности как ключевого фактора, определяющего самостоятельность отрасли и позволяющего реализовывать политику импортозамещения, и как предпосылки выхода отрасли на внешние рынки;
- на основе анализа кризисных явлений и новых факторов, а также с учетом современных тенденций, определяющих направления развития внутри- и внешнеэкономической деятельности страны, обозначена роль продовольственной отрасли как перспективной для реализации концепции импортозамещения;
- теоретически обоснована целесообразность реализации политики импортозамещения по отдельным группам продовольственных товаров;
- на основе анализа достигнутых результатов установлены факторы, препятствующие достижению целей политики импортозамещения в агропромышленном комплексе России;
- разработаны рекомендации и предложения по организации производства импортозамещающих продуктов и повышению конкурентоспособности этой отрасли в условиях трансформации российской экономики на уровне регионов РФ
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные автором предложения и рекомендации могут быть использованы субъектами реализации политики импортозамещения в качестве ориентира при корректировке мер данной политики на региональном уровне.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, а также приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определена степень изученности проблемы, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи диссертационного исследования, представлена теоретическая и методологическая основа работы, раскрыта научная новизна, а также практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Государственная политика импортозамещения в агропромышленном комплексе России: теоретические и правовые основы изучения» раскрыты сущность и содержание понятия «государственная политика импортозамещения»; определены цель и задачи этой политики, изучены вопросы нормативно-правового регулирования импортозамещения в России, а также импортозамещение рассмотрено как условие повышения конкурентоспособности сельского хозяйства.
Во второй главе «Оценка и анализ процесса реализации региональной государственной политики импортозамещения в агропромышленном комплексе на примере субъектов Российской Федерации» дана характеристика современному состоянию импортозависимости агропромышленного комплекса республик Приволжского федерального округа, определены уровни импортозависимости и импортопотребления основных продуктов питания; рассмотрены механизмы, с помощью которых осуществляется государственная политика в регионах России; проанализированы факторы, оказывающие препятствующее воздействие достижению целей политики импортозамещения в отечественной сельскохозяйственной отрасли.
В третьей главе представлены рекомендации по реформированию агропромышленного комплекса РФ в условиях санкций, разработаны и
прописаны рекомендации по обеспечению рационализации процесса импортозамещения в сельском хозяйстве республик Приволжского федерального округа.
В заключении содержатся основные выводы и предложения по теме диссертационного исследования.
Таким образом, исследование сущности импортозамещения показало, что импортозамещение - плановый процесс насыщения внутреннего рынка на основе развития национального производства. Импортозамещение предполагает проведение протекционистской политики, способствует улучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию наукоемких отраслей и научного потенциала. Рационализация продовольственного импорта предполагает решение двух главных задач: повышение в структуре импорта доли высоких технологий; создание конкурентной среды для импортных продовольственных товаров в результате развития замещающих производств в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.
Подводя основные выводы по проделанной работе хотелось бы также отметить, что на сегодняшний день главная цель Российского государства в агропромышленной сфере - сохранить позитивную динамику, которую сельскохозяйственная отрасль демонстрирует последние годы, повысить конкурентоспособность отечественной продукции достигнута. Это важно, как в случае снятия санкций, так и для освоения внешних рынков.
В дальнейшем российскому агропромышленному комплексу предстоит трансформаця: если раньше мы говорили об импортозамещение, то в предстоящие пару лет необходимо делать упор на увеличение экспорта. По итогам 2016 года объём продовольственного импорта снизился на 6% - до 25 млрд. долларов, тогда как экспорт вырос на 5% - до 17 млрд. долларов. Импорт в нашу страну по-прежнему достаточно высок - 25 млрд. долларов.
Но пять лет назад это была цифра за 40 миллиардов. Мы неуклонно снижаемся и это радует.
Удалось сократить поставки импортной мясной продукции, овощей и картофеля, обеспечить рост экспортных поставок свинины, мяса птицы, пшеницы, кукурузы, растительных масел, сахара. Теперь же перед нами стоит ряд задача по дальнейшему продвижению продовольственного экспорта. Это работа и для Россельхознадзора - по снятию барьеров на пути российской продукции, и для министерств - по поддержке в её продвижении, в том числе на зарубежных выставках. И самим аграриям потребуется перестроить свои бизнес-процессы, для того чтобы соответствовать требованиям мирового рынка.
Для повышения конкурентоспособности отрасли совершенствуются меры господдержки. По поручению Правительства консолидированы меры господдержки. Теперь регионы в праве самостоятельно оперативно распределять средства и направлять их в региональные точки роста. В этом году заработало льготное кредитование по ставке не более 5%. Упростились и условия для заёмщиков.
Конечно, есть ещё определённые нарекания, как и всегда бывает с нововведениями. Но уже понятно, что новая модель - это существенный шаг вперёд.
На уровне субъектов, чтобы расширить число получателей льготных кредитов, регионам предоставлена возможность не только определять лимит по направлениям, но и устанавливать на своем уровне максимальный размер кредита на одно предприятие. Такое ограничение верхней границы позволяет снизить объём льготного кредитования на одно предприятие и предоставить субсидии большему количеству заёмщиков.
Сегодня РФ за счёт тех инструментов поддержки, которые предусмотрены Правительством, запустили множество важнейших инвестпроектов в АПК. Если мы действительно хотим стать ведущей аграрной державой, нельзя останавливаться на достигнутом, надо двигаться
110
вперёд.
Проведенный анализ состояния продовольственной самообеспеченности основными сельхозпродуктами регионов Приволжского федерального округа показал, что все шесть республик характеризуются экономической доступностью к продовольствию должного объема и качества всех социальных групп населения; физической доступностью в количественном отношении питательной и безопасной пищи; и способностью местного населения обеспечивать себя основными продуктами питания необходимыми для жизни.
Однако, как и во всех округах, в ПФО имеются свои проблемные моменты. Видно, что картина по некоторым товарным группам в ряде регионов далеко не радужная, хотя данный округ находится в сравнительно благоприятной зоне для развития сельского хозяйства. Структура потребления продуктов питания в ПФО остается несбалансированной. В 2015 году отмечается недостаточное потребление молока и овощей. Основными факторами, вызывающими сложности в реализации процесса импортозамещения являются нехватка финансирования и неготовность отечественных производителей к производству конкурентоспособной, качественной продукции.
Для решения некоторых характерных для регионов и России в целом проблем, в главе 3 представлены рекомендации, среди которых:
1) разработка таких региональных программ, по реализации импортозамещения, которые учитывали бы природные, климатические, экономические, культурные, социальные, исторические и иные особенности каждой территории;
2) осуществление импортозамещения в агропромышленном комплексе с применением территориально-отраслевого разделения труда;
3) поддержка отечественного производителя путем применения протекционистской политики, оказание помощи в продвижении
качественных российских товаров на международные рынки и т.д.
В целом можно сказать, что отрасль сельского хозяйства в России постепенно развивается, производятся более качественные местные продукты, расширяются и модернизируются технологические мощности, ведутся научные исследования и разработки в данной отрасли, но что самое главное - на сельское хозяйство обратили пристальное внимание и осознали весь его потенциал.