ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО СТЕНДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Основные организационные формы педагогической деятельности ...9
1.2 Общие сведения о лабораторной работе 11
1.3 Назначение и описание лабораторных стендов 19
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ РЕЛЕ
2.1 Общие сведения о реле 24
2.2 Электромагнитные реле 28
2.3 Тепловые реле 32
2.4 Реле времени 37
Выводы по главе 2 41
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО СТЕНДА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛЕ
3.1 Демонстрационно-лабораторный стенд: изучение принципа работы
простейшего электромагнитного реле 43
3.2 Демонстрационный стенд с описанием реле типов РПУ-0 и РЭН-20 45
3.3 Лабораторный стенд для изучения реле контроля напряжения 51
Выводы по главе 3 67
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ "ИЗУЧЕНИЕ РЕЛЕ КОНТРОЛЯ НАПРЯЖЕНИЯ"
4.1 Лабораторная работа "Изучение реле контроля напряжения" 68
Выводы по главе 4 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
Список использованных источников 77
В 2000 году, после кризиса "девяностых", Президентом Российской Федерации избирается Владимир Владимирович Путин. Сегодня, проанализировав множество литературы при подготовке к выпускной квалификационной работе, можно сказать, что В.В Путин и Правительство России осуществили и осуществляют грандиозные реформы в России. Да, не все реформы сказываются положительно на Российское общество и положении нашей страны в мире, в целом. Но всё-таки, всё то, что сделано в России, помогло ей выйти из тяжёлого состояния, в котором она находилась после тяжелых "девяностых", когда произошло много негативных событий: и распад СССР, радикальная экономическая реформа, прошедшая не очень гладко.
Всё это очень негативно сказалось на Российском обществе, а в частности на его государственных учреждениях. Это и Правительство Российской Федерации, и Министерство здравоохранения, и Министерство иностранных дел, и Министерство промышленности и торговли, в общем на всех Министерствах РФ. С приходом к власти В.В. Путин сначала возродил дух у Российского народа, указав цели и перспективы развития на ближайшие годы, а затем и принялся их выполнять. Началось всё, как раз таки с реформирования всех этих учреждений (министерств).
И вот прошло уже 15 лет с момента начала этих преобразований. Большинство из задуманного тогда - сделано. Многому лишь предстоит воплощение в жизнь. Владимир Владимирович, с 2000 по 2008 годы, успешно провёл два срока на Президентском посту. С 2008 по 2012 - был Председателем Правительства Российской Федерации, а после этого вновь был избран на пост Президента. В период, когда он был Председателем Правительства, Президентом был Дмитрий Анатольевич Медведев, который также был сторонником реформ или преобразований, как и В.В. Путин. Он также воплощал их в жизнь. За эти 15 лет многое изменилось в лучшую сторону. Уже успели установиться новые цели на будущее.
За эти 15 лет, разумеется, реформирование коснулось и Министерства Образования, и всю его сложную структуру. И эти преобразования до сих пор продолжаются. Реформируется и общее (дошкольное, начальное, основное, среднее), и профессиональное (среднее, высшее), и дополнительное образование, и профессиональное обучение. [28]
Важнейшим для государства сегодня является профессиональное образование. Ведутся огромные работы по улучшению профессионального образования в России. А именно среднего профессионального образования. В последнее десятилетие система СПО претерпела значительные изменения. Это связано с тем, что власть и общество начали осознавать, что большое значение для построения инновационной экономики имеют рост производительности труда и качество рабочей силы, которые в России значительно уступают развитым европейским странам. Президент РФ В.В.Путин дал понять, что нехватка высококвалифицированных кадров вышла на первое место, обогнав по значению другие серьезные проблемы общества.
В связи с этим ведется разработка и развитие различного образовательного ресурса на всех уровнях Российского образования. Поэтому в настоящее время в сфере профессионального образования прилагаются максимальные усилия для усовершенствования содержания обучения, средств и методов подготовки специалистов. Одним из таких направлений по которым должно идти это совершенствование, является развитие и укрепление материально-технической базы учебного заведения. К этому можно отнести, в первую очередь, широкое внедрение технических средств обучения, оснащение лабораторий и кабинетов новейшим оборудованием и приборами, модернизация лабораторных стендов и макетов, с учетом последних достижений науки и техники.
Причем для того, чтобы добиться хороших результатов именно в сфере профессионального образования, необходимо переплетение процесса обучения и внедрения студентов в технологический процесс, путем разработки и создания лабораторных работ и стендов, которые будут наиболее информативно и точно доносить до студентов необходимую информацию о их предстоящей работе.
Ни один учебник, ни одна компьютерная программа не могут заменить работу в лабораторных условиях, то есть работу в условиях, максимально приближённых к производственным или, говоря другими словами к работе, с которой в будущем предстоит столкнуться уже дипломированным специалистам. Только современные лабораторные стенды дают учащимся возможность проверить теоретические знания практикой, отточить свои профессиональные умения и навыки, а также приобрести так необходимое в будущем - мастерство. Современные лабораторные стенды, созданные из соответствующего современным требованиям оборудования, придают процессу обучения особый смысл и интерес, позволяют реально ощутить атмосферу научного эксперимента и творческого поиска, столь необходимого в условиях резкого развития российского общества.
Так, к примеру, в настоящее время в нашем вузе ведётся разработка лабораторных работ и стендов по определённым техническим дисциплинам, благодаря которым студент может изучать устройство и принцип работы различных электрических устройств (автоматические выключатели, УЗО, реле, дифференциальные автоматы и другие).
К примеру, если взять нашу работу, темой которой является "Разработка лабораторного стенда для изучения реле". Главной задачей в работе является создание стенда, на котором в будущем студенты нашего вуза, а также студенты СПО будут проводить лабораторные эксперименты. Целью этих лабораторных работ будет изучение электромагнитных реле.
Выбирая тему нашей выпускной квалификационной работы, мы руководствовались тем, что эта работа будет полезна будущим и уже состоявшимся педагогам, студентам, обучающимся в учреждениях не только ВПО (высшего профессионального образования), но и СПО (среднего профессионального образования). В этом состоит актуальность темы моей работы.
Разработанный лабораторный стенд позволяет изучить:
1) основные параметры реле:
а) номинальные данные — ток, напряжение, время и другие величины, на которые рассчитаны реле,
б) величина срабатывания, то есть то значение параметра (ток, напряжение, время и другие), при котором происходит автоматическое действие реле; реле контролирует тот параметр, для контроля которого оно было создано.
Разработанные демонстрационные лабораторные стенды позволяют изучить:
1) конструкцию электромагнитных реле;
2) наглядно изучить принцип их работы;
3) изучить основные параметры реле:
а) номинальные данные — ток, напряжение, время и другие величины, на которые рассчитаны реле.
4) изучить различные модификации реле.
5) изучить принцип работы таких устройств, как автоматический выключатель, устройство защитного отключения (УЗО), дифференциальный автомат и так далее.
Данная тема изучена в работах таких учёных, как: Савчиц А. В., Магдебура А. С. и других.
Объектом исследования в моей работе является понятие лабораторного стенда, а также его созданная версия.
Предмет исследования - лабораторный стенд для изучения реле.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить содержание и разработать лабораторный стенд для изучения принципов работы реле.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Изучить организационные формы педагогической деятельности.
2. Определить понятие, сущность лабораторной работы в целом. Её цели, задачи, функции, формы проведения, проблемы.
3. Рассмотреть понятие и сущность лабораторного стенда. Определить его место в учебном процессе, историю развития лабораторных стендов.
4. Определить общие сведения о реле: понятие, их классификацию, устройство, принцип работы.
5. Определить назначение и различие таких реле, как электромагнитных, тепловых, и реле времени. Описать их применение в промышленности и быту. Выделить наиболее распространённые типы.
6. Изучить принципы разработки лабораторных стендов для изучения реле.
7. Разработка лабораторных демонстрационных стендов для изучения реле. Разработка и создание лабораторного стенда для изучения реле контроля напряжения.
8. Разработка лабораторной работы для изучения реле контроля напряжения.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что при разработке лабораторного стенда важно учитывать соответствие информации, которую несёт в себе лабораторный стенд, и информации всей учебной дисциплины которой он посвящён. А также то, что лабораторный стенд должен соответствовать лабораторным работам, которые будут на нём выполнятся, а также учитывать все требования учебного процесса (безопасность, долговечность, практичность и так далее).
В выпускной работе используются следующие общенаучные методы исследования, как наблюдение, теоретический анализ, описание, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и некоторые другие.
Практическая значимость состоит в том, что данная тема очень актуальна в настоящее время. Сегодня большие средства уходят на создание новых образовательных ресурсов большими компаниями или корпорациями. В связи с этим, создание лабораторных стендов нами (студентами) и самими преподавателями несёт очень большую пользу. Это заключается в том, что происходит огромная экономия денежных средств, а также то, что данный образовательный ресурс имеет большую актуальность в учебном заведении, в котором его разрабатывали. В будущем преподаватели будут использовать данный лабораторный стенд в образовательном процессе, а также могут перенести опыт его разработки в свои научные труды, которые несомненно найдут отклик у других специалистов. Главным же является то, что данный стенд позволяет изучить студентам определённое электрическое устройство.
Таким образом, разработка лабораторных стендов является очень важной частью в учебном процессе. Особенно, если это делают студенты и преподаватели, которые имеют непосредственное отношение к этому учебному процессу. При разработке следует учитывать уровень оснащения лаборатории, а также уровень теоретических знаний у студентов. Это делается для того, чтобы лабораторный стенд был максимально эффективен. Также рекомендуется подбирать лабораторные работы наиболее близкие к учебному процессу и будущей специальности. Учитывая все эти факторы в будущем можно получить довольно хорошие результаты.
Таким образом, на основе анализа учебной и методической литературы при создании данной выпускной квалификационной работы была проведена следующая работа и сделаны определенные выводы:
1. Описаны основные организационные формы педагогической деятельности, такие как: лекция, практическое или лабораторное занятие, семинар, консультация и самостоятельная работа студентов.
2. Известно, что лабораторная работа - это вид практического занятия. Определены её понятие и сущность в целом. Она имеет свои дидактические цели, задачи, функции, формы проведения, проблемы. Изучили особенности лабораторных работ в ВУЗе. Стало понятно, что лабораторные работы в школах, средних профессиональных учебных заведениях и высших учебных заведениях очень сильно различаются.
3. Рассмотрено понятие и назначение лабораторного стенда в образовательном процессе. Определено его место в учебном процессе, а также изучена история развития лабораторных стендов.
4. Изучены понятие и общие сведения о реле. Существует огромная классификация различных реле. В работе описаны: их классификация, устройство и принцип работы.
5. Определены назначение и различие таких реле, как электромагнитных, тепловых и реле времени. Изучено их применение в промышленности быту. Выделены наиболее распространённые типы, дано описание таких типов реле, как: электромагнитное реле типа РПН (реле плоское нормальное), реле МКУ-48 (многоконтактное реле); тепловые термические реле типов ТРП, РТЛ, РТТ и другие.
6. Изучены принципы разработки лабораторных стендов для изучения реле. Разработаны:
1) демонстрационный лабораторный стенд для изучения электромагнитного реле: его конструкции и принципа действия.
2) Демонстрационный стенд с описанием таких электромагнитных реле, как: реле РЭН 20, реле РПУ-0. Стенд непосредственно демонстрирует эти типы реле. А также указываются их технические и конструктивные характеристики, параметры, с указанием назначения и применения.
3) Лабораторный стенд для изучения реле контроля напряжения (однофазного). Даётся полное описание процесса разработки и сборки лабораторного стенда. С характеристикой всех приборов, аппаратов и устройств. Указано полное описание исследуемого реле контроля напряжения. В нашем случае мы создали стенд, на котором изучали реле серии АЗМ торговой марки TDM ELECTRIC, номинальный ток которого 40А и максимальной мощностью 8,8кВА. Указаны принцип работы реле, его характеристики. Разработанный лабораторный стенд позволяет изучить: принцип работы реле и его конструкцию; основные параметры реле. Даётся полное описание того, каким образом возможно изучение данного реле на разработанном стенде.
Также определены расходы, которые были затрачены при создании стенда. А также предложена техника безопасности, которую следует соблюдать при работе на лабораторном стенде.
7. Разработана лабораторная работа для изучения реле контроля напряжения, которую непосредственно следует проводить на разработанном нами стенде.
Подводя итог проделанной выше работе, можно сказать: сегодня большие средства уходят на создание новых образовательных ресурсов большими компаниями или корпорациями. В связи с этим, создание лабораторных стендов нами (студентами) и самими преподавателями несёт очень большую пользу. Это заключается в том, что происходит огромная экономия денежных средств, а также то, что данный образовательный ресурс имеет большую актуальность в учебном заведении, в котором его разрабатывали. В будущем преподаватели будут использовать данный разработанный лабораторный стенд в образовательном процессе, а также могут перенести опыт его разработки в свои научные труды, которые несомненно найдут отклик у других специалистов. Главным же является то, что данный стенд позволяет изучить студентам определённое электрическое устройство, в конкретном случае - реле контроля напряжения.
Таким образом, разработка лабораторных стендов является очень важной частью в учебном процессе. Особенно, если это делают студенты и преподаватели, которые имеют непосредственное отношение к этому учебному процессу. При разработке следует учитывать уровень оснащения лаборатории, а также уровень теоретических знаний у студентов. Это делается для того, чтобы лабораторный стенд был максимально эффективен. Также рекомендуется подбирать лабораторные работы наиболее близкие к учебному процессу и будущей специальности. Учитывая все эти факторы в будущем можно получить довольно хорошие результаты.
Дипломный проект является законченной работой и соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам.
1. Алиев И.И., Абрамов М.Б. Электрические аппараты. Справочник. - М.: Изд. РадиоСофт, 2004. - 251 с.
2. Андреев В.А. Релейная защита и автоматика систем электроснабжения: Учебник для вузов. - 5-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 2007. - 639 с.
3. Басова Т.Ф. и др. Экономика и управление в энергетике: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Кожевникова Н.Н. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
4. Бондаренко Л.В., Персиянов В.В., Кудрявцев В.А., Ткачев В.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2001. - 197 с.
5. Бондин В.И., Лысенко А.В. Безопасность жизнедеятельности. - Ростов- на-дону: «Феникс», 2003, - 352 с.
6. Буль Б.К., Буль О.Б., Азанов В.А., Шоффа В.Н. Электромеханические аппараты автоматики: Учеб. для вузов по спец. «Электрич. аппараты». — М.: Высш. шк., 1988. - 303 с.
7. Варварин В.К. Выбор и наладка электрооборудования: справочное пособие. - М.: Форум, 2012. - 240 с.
8. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.
9. Гуревич В.И. Электрические реле. Устройство, принцип действия и применения. Настольная книга инженера. - М.: Солон-пресс, 2011. - 700 с.
10. Кацман М.М. Руководство к лабораторным работам по электрическим машинам и электроприводу: Учебное пособие / М.М. Кацман. - 2-е изд., испр.. - М.: Высшая школа, 2001. - 214 с.
11. Коваленко Е.Э. Методика профессионального обучения: Учебник для инженеров-педагогов, преподавателей спецдисциплин системы
профессионально-технического и высшего образований. -X.: ЧП «Штрих», 2003. - 480 с.
12. Конюхова Е.А. Электроснабжение объектов: учебное пособие для СПО / Е.А. Конюхова. - 9-е изд., испр. - Москва: Академия, 2013. - 320 с.
13. Лобзин С.А. Электрические машины: учебник для СПО/ С.А. Лобзин. - Москва: Академия, 2012. - 336 с.
14. Нейман Л.А., Порсев Е.Г. Электрические и электронные аппараты. Методическое руководство к курсовому проектированию. - Новосибирск: изд-во НГТУ, 2009. - 76 с.
15. Нестеренко В.М. Технология электромонтажных работ: учебное пособие для НПО / В.М. Нестеренко, А.М. Мысьянов. - 9-е изд., испр. - Москва: Академия, 2012. - 592 с.
16. Савчиц А.В., Магдебура А.С. Разработка лабораторного стенда на базе операторской панели Siemens C7-635 с целью повышения качества образования / Савчиц А.В., Магдебура А.С. // Молодой ученый. — 2011. — Т. 1. — №5. — С. 95-98.
17. Сибикин Ю.Д. Справочник электромонтажника: Учеб. пособие для нач. проф. образования. - М.: «Академия», 2003. - 336 с.
18. Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие / Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Шефель В.Г. - Новосибирск: НГАУ, 2008. - 166 с.
19. Усольцев А.А. Электрические машины: Учебное пособие. - Санкт- Петербург: НИУ ИТМО, 2013. - 416 с.
20. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия: «Учебники и учебные пособия». - изд. 3-е, перер. и доп. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. - 415с.
21. Чунихин А.А. Электрические аппараты. Общий курс: Учебник для энергетических и электротехнических институтов и факультетов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: «Энергия», 1975. - 648 с.
22. Официальный сайт газеты "Троицкий вариант - Наука" http://trv- science.ru/
23. Официальный сайт Иркутского релейного завода http://irzirk.ru/
24. Официальный сайт "Музей РЗА" http: //museumrza. ru/index. php
25. Официальный сайт Национальной электротехнической компании Морозова http: //www. necm. ru/
26. Официальный сайт Правительства Российской Федерации http://govemment.ru/
27. Официальный сайт Пятигорского Медико-Фармацевтического Института http://www.pgfa.ru/
28. Официальный сайт Реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/
29. Официальный сайт системы дистанционного обучения Дальневосточного Государственного Университета Путей Сообщения http: //edu. dvgups. ru/
30. Официальный сайт Электронного журнала об образовании "Аккредитация в образовании" http: //www. akvobr.ru/
31. Официальный сайт Энергетической компании "ВОСТСИБДИЗЕЛЬ" http://vsdi.ru/
32. Сайт "Всё для успешной учёбы" http: //diplomba. ru/
33. Сайт "Всё про электрику" http://fazaa.ru/
34. Сайт "Дидактика средней школы" https ://didaktica. ru/
35. Сайт "Записки электрика" http://podvi.ru/
36. Сайт "Онлайн журнал электрика" http://elektrica.info/