ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ПРОБЛЕМА 6
1.1 Ситуация на дорогах Российской Федерации 6
1.2 Состояние безопасности дорожного движения в Республике
Татарстан 12
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ФЦП «ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2013-2020» В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 19
2.1 Результаты повышения безопасности дорожного движения в
Республике Татарстан 19
2.2 Перспективные мероприятия по повышению безопасности
дорожного движения 29
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально- экономических и демографических задач государства. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно- транспортной инфраструктуры потребностям общества в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. За четыре года действия федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» в одном только в муниципальном образовании г.Казани произошло 7720 ДТП, в которых погибло 282 человека и получили ранения различной степени тяжести 8940 человек . По Татарстану за 2016 год 5073 ДТП, 451 погибших, 6265 раненых
Анализу причин и условий возникновения транспортных происшествий за рубежом, бывшем СССР и в России всегда уделялось особое внимание. Но в нашей стране за последние три десятка лет исследования, в подавляющем большинстве, были направлены на выявление причин происшествий на наземных видах транспорта. Согласно данным международной статистики, подавляющее число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) возникает из-за ошибок самих пострадавших (водителей или пешеходов). Сегодня наукой выделено 28 ошибочных действий водителей и 180 типичных ситуаций, повлекших ДТП.
Уровень аварийности на транспорте, а также уровень и тяжесть его последствий находятся в определенной зависимости от уровня подготовленности всех без исключения участников процессов в этой сфере.
Проблема, которая решается в настоящей работе, заключается в ответе на вопрос: является ли удовлетворительным результат реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» в Республике Татарстан?
Объект исследования: дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации и Республике Татарстан.
Предмет исследования: повышение безопасности дорожного
движения в Республике Татарстан.
Цель исследования - анализ реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» в Республике Татарстан.
Задачи исследования:
1. Изучить ситуацию на дорогах Российской Федерации.
2. Рассмотреть состояние дорожного движения в Республике Татарстан.
3. Исследовать результаты и текущую работу по реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020» в Республике Татарстан.
4. Описать предложения по повышению безопасности дорожного движения.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы исследования: анализ нормативных документов литературных источников по проблеме исследования; изучение статистических данных, наблюдение, анализ опыта работы сотрудников ГИБДД.
Практическая значимость
Результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы для оптимизации муниципальных, региональных программ повышения безопасности дорожного движения, а также в содержании подготовки технологов транспортного процесса.
Структура: Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Принимаемые органами исполнительной власти, а также другими государственными службами меры по снижению аварийности позволили добиться улучшения важнейшего показателя и индикатора эффективности программных мероприятий в Республике: сокращения количества лиц, погибших в результате ДТП, в том числе детей.
Вместе с тем, в анализируемой нами программе было замечено, что более целесообразно финансирование мероприятий, связанных с профилактикой правонарушений всех участников дорожного движения. Предлагается также пересмотреть индикаторы оценки результатов мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, так как динамика количества ДТП, погибших в них лиц и прочая статистика зависит не от одного или двух-трех мероприятий, а от системной работы всех упомянутых выше ведомств.
Подход к решению проблемы повышения безопасности транспортных систем должен быть системным и идти по пути формирования транспортной культуры населения. В основе системы подготовки человека должны быть такие направления теории и практики, как инженерия, психология и педагогика, культурология, этика, эстетика, дизайн и другие с обязательной опорой на понятия и законы морали, нравственности и права, действующие в обществе. Речь идет не только о подготовке специалистов-транспортников. Необходима система непрерывной подготовки населения начиная с дошкольного возраста, так как большая часть представителей общества участвует в транспортных процессах в качестве пассажиров и водителей различных видов транспортных средств как общего, так и индивидуального пользования (наземный, надводный, воздушный транспорт), а также в качестве пешеходов. В реализации же задачи подготовки населения необходимо участие всей социальнопедагогической среды общества, ядром которой (организатором подготовки) должна быть система образовательных учреждений. Следует изыскивать дополнительное финансирование инициатив и на федеральных порталах, таких как «Безопасные дороги.рф», на котором сегодня нет ни одного предложения от Республики Татарстан.
1. Абрамов, В.А. Методическое пособие по курсу подготовки
специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте: учебное пособие; Под ред. И.А.
Венгерова // Правовой сайт КонсультантПлюс 2013. - Режим доступа: http://www/consultant.m.
2. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для вузов / Е.А.Калюжный [и др.] - Арзамас: АГПИ, 2012. - 316 с.
3. Буралев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте : учебник для студ. высш. учебн. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
4. В каждой девятой аварии на дорогах России гибнет человек. - Режим
доступа: http://www.kolesa.ru/news/v-kazhdoi-devyatoi-avarii-na-
doro gah-rossii-gibnet-chelovek
5. Глазунов, Ю.Н., Котляревский В. А. Аварии и катастрофы: Предупреждение и ликвидация последствий: Кн. 4: Учебное пособие. Под ред. Котляревского В.А., Забегаева А.В. - М.: Ассоциация строительных вузов, издательство, 1998. - 208 с.
6. Г осударственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы». Подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы». - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW363;
n=81060;dst=100039.
7. Денисов, Р.А. Подготовка молодежи к военной службе: учебнометодическое пособие / Р.А.Денисов, С.В.Михайлова ; Гос.
образовательное учреждение высш. проф. образования «Арзамасский гос. пед. ин-т им. А.П.Гайдара». Саров, 2010.
8. Димухаметов, Р.С. Теория и практика формирования культуры детей и подростков // Вестн. ин-та культуры детства ЧГАКИ. Челябинск. - 2004. - Вып. 1. - С. 29-32.
9. Ильдар Халиков: За последние годы в Татарстане сделано многое для повышения безопасности дорожного движения 29.08.2016 // Пресс-служба Президента РТ, Булат Низамеев. - Режим доступа: http: //prav.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/719062.htm.
10. Калюжный, Е.А. Социально-правовой статус и культура здоровья личности / Е.А. Калюжный, Ю.Г. Кузмичев, С.В. Михайлова // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. - 2014. - № 9 (13). - С.5.
11. Калюжный Е.А. Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня: учебно-методическое пособие / Е.А.Калюжный, С.Г.Напреев, С.В.Михайлова ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Арзамасский гос. пед. ин-т им. А. П. Гайдара». Арзамас, 2011.
12. Кильдеев М.В. О некоторых аспектах проведения мониторинга общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг. // Вестник НЦБЖД. 2013. № 1 (15). С. 817.
13. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. - М. : Транспорт, 1987. - 88 с.
14. Курьяков, И.А. Демографическая безопасность Западно-Сибирского региона: состояние, проблемы и перспективы развития: монография / И.А. Курьяков, И.С. Метелев, Ю.С. Гайдученко. - Омск: 2012. - 220 с.
15. Лепехин, Е.А. Современные термины и понятия терроризма и безопасности / Е.А. Лепехин, С.Е. Метелев, Т.В. Некрасова, А.А. Соловьев. - Омск: Издатель Васильев В.В., 2007. - 282 с.
16. Мошкин, В. Культура безопасности как составная часть культуры / В. Мокшин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. - № 1. - С. 44-48.
17. Николаева, Р.В. Территориальная оценка безопасности дорожного движения в Республики Татарстан и меры по повышению безопасности дорожного движения // Вестник НЦБЖД. - 2009. - № 2. - 211-215 с.
18. Новости МВД России. - Режим доступа: http: //mvdrus .ru/news/867359-v-upravl enii- gibdd-po-chelvabinskov- oblasti-proshel-forum-transportnava-kultura.html
19.Овчаренко, М.С. Повышение безопасности операторов транспортной сельскохозяйственной техники за счет разработки и внедрения инженерно-технических и организационных мероприятий: дис. канд. техн. наук. - СПб., 2007. - 196 с.
20. Пеннин С.С. «Российский транспорт», МЭИ, 2006. - 177 с.
21. Показатели здоровья водителей и безопасность дорожного движения / С.В.Михайлова [и др.] // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 2 (34). - С.50.
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». - URL: consultant.ru/document/cons_doc.
23. Программа «Повышение безопасности дорожного движения в г.Казани на 2016 год». - Режим доступа: http://base.garant.ru/22541542/
24. Программа «Повышение безопасности дорожного движения в г.Казани на 2017 год». - Режим доступа: https://docs.kzn.ru/uploads/document/file/2168/ 540 01.03.2017.pdf
25. Пугачев, И.Н. Организация и безопасность дорожного движения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Пугачев, А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. - М., 2009. - 272 с.
26. Сапронов, В.В. О личности безопасного типа и компетентности в области безопасности жизнедеятельности / В.В. Сапронов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2002. - № 3. - С. 6-8.
27. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения: Госавтоинспекция МВД России. - Режим доступа: http: //www.gibdd.ru/.
28. Статистика ДТП в России. - Режим доступа: http://www.1 gai.ru/news/504902-statistika-dtp-za-yanvar-aprel-2012- goda.html.
29. Талалаева, Г.В. Социальная демография: учебное пособие. - Екатеринбург: УГТУУПИ, 2010.
30. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.// Министерство транспорта Российской Федерации. - М., 2008.
31. Трофименко, Ю.В. Методические вопросы построения многоуровневой системы подготовки кадров по транспортной безопасности / Ю.В. Трофименко, Н.А. Евстигнеева, В.А. Девисилов // Безопасность в техносфере. - 2013. - № 3. - С. 75 -79
32. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»
33. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». - Режим доступа: http: //base.garant.ru/189189/
34. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». - Режим доступа: https://rg.ru/2013/10/08/bezopas-site-dok.html
35. Хегай, Ю.А. Безопасность дорожного движения - важнейшая часть социально-экономического развития страны / Ю.А. Хегай // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №9. - С. 111-115.
36. Шкрабак, В.С. Прогнозирование травматизма и путей его профилактики: учебное пособие / В.С. Шкрабак [и др.]. СПб. - 2002.
37.Эпштейн, Н.Д. Методология анализа демографической безопасности и миграции населения / Н.Д. Эпштейн [и др.]. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 168 с.
38. Якупов, А.М. Концепция формирования транспортной культуры школьника / А.М. Якупов // Профильная школа : учебнометодический и научно-практический журнал. - М., 2009 - № 3 (36). - С. 42-47.
39. Якупов, А.М. Педагогические условия и технология формирования транспортной культуры школьника / А.М. Якупов // Наука и Школа : журнал Московского педагогического государственного университета. - М., 2009. - № 3.- С. 77-80.
40. Якупов А.М. Транспортная культура школьников и оценка ее сформированности / А.М. Якупов // Стандарты и мониторинг в образовании : научно-методический журнал. - М., 2009. - № 3 (65). - С. 58-62.
41. Якупов А.М. Воспитание личности безопасного типа поведения в транспортной среде - основополагающее условие формирования транспортной культуры школьников / А.М. Якупов // Гуманизация образования в России : сб. науч. тр. регион. науч. интеракт. конф. - Магнитогорск : МаГУ, 2007. - 269 с. - С.255-263.
42. Якупов А.М. Транспортная культура: философское и
социокультурное обоснование ее природы / А.М. Якупов // Жизнь. Безопасность. Экология : научно-образовательный аналитический журнал. - СПб., 2008. - № 1-2. - С. 140-154.
43. Якупов А.М. Современная парадигма предотвращения дорожно
транспортных происшествий по вине или неосторожности детей и подростков / А.М. Якупов. - Магнитогорск: Издательство
«Магнитогорский Дом печати», 2008. - 34 с.